Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики

(Устинович Е. С., Новикова Т. П.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 9) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ <*>

Е. С. УСТИНОВИЧ, Т. П. НОВИКОВА

——————————— <*> Ustinovich E. S., Novikova T. P. Contemporary theories of state management: basic conceptions and characteristics thereof.

Устинович Елена Степановна, заведующая кафедрой информационных технологий, информационного права и естественнонаучных дисциплин, директор Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, стажер кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат политических наук, доцент, профессор.

Новикова Татьяна Павловна, государственный советник 3-го класса Российской Федерации.

В настоящей статье подробно представлен политологический взгляд на современные концепции государственного управления.

Ключевые слова: государство, управление, концепция.

The present article presents a detailed political opinion with regard to contemporary conceptions of state management.

Key words: state, management, conceptions.

В 70-х годах XX в. в мире начался кризис классической политико-административной модели управления. Он был обусловлен следующими причинами: — постоянный рост совокупной занятости и расходов на заработную плату в государственном секторе увеличивает нагрузку на бюджеты разных уровней; — слабая мотивация труда госслужащих и нехватка квалифицированного персонала приводят к снижению эффективности функционирования государственного аппарата; — развитие протекционизма и коррупции определяют низкий уровень общественного доверия к чиновникам и государственному аппарату в целом; — неспособность госаппарата реагировать на изменения вызывает операционную неэффективность и низкое качество государственных услуг. Осознание данного кризиса в условиях неразрывной связи демократии и производительности государственного сектора, когда правительства «должны обеспечивать услуги и товары гражданам в точном соответствии со своими обещаниями… представляющими собой своего рода соглашения между избирателями и теми, за кого эти избиратели голосуют» <1>, привело к пересмотру ряда базовых принципов публичного управления и вызвало волну административных реформ, направленных на повышение эффективности и расширение функциональной способности государства. Появилась необходимость модернизировать государство так, чтобы скорость, прозрачность и подотчетность были глубоко встроены в механизмы функционирования его аппарата. ——————————— <1> Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия // Эффективность государственного управления. М.: Консалтбанкир, 1998. С. 17.

В зарубежной науке и практике появились новые подходы к организации системы государственного управления, связанные с переосмыслением роли государства в жизни общества, коммерциализацией публичного сектора, функциональной трансформацией структуры правительства. Одни из самых масштабных изменений в философии и парадигме государственного управления привнесла Концепция перестраивающегося правительства (Reinventing Government) <2>. Ее авторы Дэвид Осборн и Тэд Гэблер выдвинули следующие основные положения, которые требуется осмыслить <3>: ——————————— <2> См.: Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы // Российско-Европейский центр экономической политики. М., 2004. <3> См.: Osborne D. Reinventing Government How the enterpreneurial spirit is transforming the public sector / D. Osborne, T. Gaebler. Reading. Mass., 1992.

— необходимость конкуренции между структурами, претендующими на предоставление услуг для правительства; — наделение местных сообществ большими полномочиями; — ориентация на конечный результат — измерение результатов деятельности и концентрация на них является одним из путей усовершенствования работы государственного аппарата; — ориентация на миссию вместо простого следования правилам имеет ряд преимуществ, в частности повышает инновационность и гибкость организационной структуры; — модель «сервисного государства» — представление граждан в качестве клиентов повышает ответственность и деполитизирует распределение средств между организациями госсектора, стимулирует инновации и дифференциацию услуг, приводит к меньшей расточительности в текущей деятельности госсектора; — упреждение проблем вместо их разрешения — долгосрочное планирование, упреждение и профилактика проблем обходятся дешевле, чем работа в «пожарном режиме»; — акцентирование госструктур на зарабатывании денег, а не их трате; — децентрализация деятельности правительства — наделение большими полномочиями служащих и создание проектных команд; — опора на рыночные механизмы в деятельности государственных структур; — государство должно выступать в качестве катализатора изменений в коммерческом и неправительственном (третьем) секторе в интересах решения общественных проблем. В рамках Концепции перестраивающегося государства особую популярность приобрели идеи нового государственного менеджмента (New Public Management), основные принципы которого можно сформулировать следующим образом: — использование в государственных учреждениях типа менеджмента, присущего частным фирмам, переход от бюрократического стиля руководства к большей гибкости и применению новых, в том числе электронных, технологий; — введение в государственный сектор конкуренции, понимание состязательности как ключевого фактора снижения издержек предоставления услуг и повышения их качества; активное использование тендерных процедур и повышение эффективности за счет использования контрактных отношений как внутри государственного сектора, так и с частными организациями; — создание на базе государственных ведомств подразделений, в которых разделены интересы производства услуг и их предоставления гражданам и организациям; — практичное и профессиональное управление, включающее подотчетность и избирательный контроль со стороны вышестоящих государственных ведомств; — четкие стандарты и «измерители целей» результатов и эффективности функционирования подразделений; ясные определения индикаторов успешности выполнения целей и задач, желательно в количественной форме; — контроль «на выходе»: оценка результатов, а не процесса их получения; увязка продвижения по службе, распределения ресурсов и вознаграждений с уровнем демонстрируемых результатов по достижению целей и повышению эффективности; — переход к обеспечению индивидуализированных (responsive) услуг гражданам и бизнесу; — повышение дисциплины, улучшение управления человеческими ресурсами и сокращение издержек. Широкое распространение принципов нового государственного менеджмента связывается с ростом недоверия граждан по отношению к власти. В. Л. Тамбовцев считает, что «в результате политическая власть, стремясь избежать обвинений в неэффективном руководстве, которые могут негативно сказаться на перспективах переизбрания, заинтересована делегировать ответственность на средние и нижние этажи правительственной иерархии — правительственные агентства и другие структуры» <4>. ——————————— <4> См.: Тамбовцев В. Л. Указ. соч. С. 16 — 17.

В настоящее время принципы нового государственного менеджмента начинают терять свои позиции и звучат призывы отказаться от этого термина и использования преимущественно рыночной идеологии в процессах административного реформирования. В исследованиях управленческих процессов возросла значимость политологического подхода. Оказалось, что отделение управления ресурсами от политики, которого придерживается Концепция нового государственного управления, в значительной степени бесперспективно. «Многим в правящей элите понадобилось 10 лет, чтобы понять, что рыночные отношения не исключают государственное регулирование, не являются самоцелью, а под воздействием государства работают на развитие жизненных сил человека, повышение качества жизни людей», — пишет академик В. И. Жуков <5>. ——————————— <5> Жуков В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. Т. 2. Электронная версия. М., 2007. С. 134.

Хотя движение за новый государственный менеджмент и способствовало решению некоторых проблем, связанных с повышением эффективности предоставления услуг населению и активизации структур государственной службы в условиях финансового и легитимационного кризисов государства, тем не менее «экономизация» административной теории и практики встретило сопротивление со стороны тех, кто считал, что публичное управление имеет такие особенности по сравнению с менеджментом, недоучет которых ведет к деформации достигнутых менеджериальным подходом успехов. Понятия общественных ценностей, политической ответственности государственного управления, демократии, общественного доверия, гражданского сотрудничества, публичности и открытости государственной службы оказались трудно совместимыми с идеологией нового государственного менеджмента. В целом критика нового государственного менеджмента велась с позиций теории демократии, где гражданин не мог рассматриваться как покупатель услуг государства, а государство лишь как поставщик этих услуг. Восстановление значимости политического аспекта государственного управления, по мнению Л. В. Сморгунова <6>, заключалось в следующем: ——————————— <6> Государственная политика и управление: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С. 212.

— государственное (шире — публичное) управление рассматривается как функция общественной координации, выполнять которую призваны не только профессионалы-управленцы, но и структуры и институты гражданского общества, и здесь речь идет не столько о влиянии, сколько об участии; — государственные дела, государственные органы и организации становятся публичными и открытыми для общественной дискуссии — важного ресурса выработки политико-управленческих решений; — основанием выработки политических и организационно-управленческих решений становится стремление к достижению общего блага, общего интереса, которые определяются и государством, и общественными участниками процесса; никто не обладает правом узурпировать выражение общего интереса; — государственное управление как управление общественными делами подвергается оценке не только с точки зрения прагматических критериев эффективности, но включает политико-моральные критерии; этический кодекс становится важной составной частью оценки управленческой деятельности; — процесс политико-управленческой деятельности становится насыщенным новыми формами и механизмами, включающими такие непривычные для прежних моделей составляющие, как общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные комиссии и т. д. В целом можно сказать, что решение традиционной проблемы соотношения политики и управления было направлено в сторону нахождения взаимосвязей общества с государственными институтами. Современное направление административных реформ описывается понятием governance, которое сложно однозначно перевести на русский язык. ЮНЕСКО предлагает следующее определение: governance — политическая, экономическая и административная деятельность, осуществляемая в рамках государственного управления, включая выражение гражданами своих интересов; а также реализация их прав и обязанностей <7>. ——————————— <7> См.: UNESCO. Defining. E-governance // URL: http://portal. unesco. org/ ci/ en/ ev. phpURL_JD=4404&URL;_D0=DO_TOPIC&URL;_SECTION=201.html.

Фактически переход от концепции нового государственного менеджмента к описанию управленческой политики в категориях governance означает изменение методологических оснований теории и практики административных реформ <8>. Общий смысл новой концепции состоит в том, что государственное управление становится менее жестким, детализированным и регламентированным; оно базируется, скорее, на горизонтальных, чем на вертикальных связях между государственными органами, ассоциациями гражданского общества и бизнесом. ——————————— <8> См.: Сморгунов Л. В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к понятию governance // Политические исследования (Полис). 2003. N 4.

Документы Программы развития ООН вводят термин «качественное управление» (good governance): «Governance можно рассматривать в качестве практики экономической, политической и административной власти по управлению делами государства на всех уровнях. Это понятие объединяет механизмы, процессы и институты, через которые граждане и группы выражают свои интересы, реализуют свои законные права, выполняют обязанности и балансируют между различиями» <9>. ——————————— <9> См.: What is good governance? // UNESCAP [Электронный ресурс]. URL: http://www. unescap. org/pdd/prs/ProjectActivi-ties/Ongoing/gg/governance. asp.

К ключевым характеристикам качественного управления относятся: — участие (все граждане обладают голосом в принятии решений — прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы; такое широкое участие строится на свободе ассоциаций и слова, а также на способности к конструктивному диалогу); — верховенство закона (честность и беспристрастность правовых структур, особенно тех, которые обеспечивают соблюдение прав человека); — прозрачность (свобода информации; ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован); — способность к быстрому реагированию (все институты чутко реагируют на потребности граждан); — ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения широкого консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться); — справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние); — эффективность и рациональность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан); — подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны общественности и институциональным носителям прав); — стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации). Как развитие концепции качественного управления можно рассматривать понятие «демократическое управление» (democratic governance), которое начинает использоваться в программах ООН, в частности в Программе развития ООН (United Nations Development Programme — UNDP) для построения композитных индексов и сравнительной оценки развивающихся стран <10>. ——————————— <10> См.: Sources for Democratic governance Indicators / UNDP [Электронный ресурс]. URL: http://www. undp. org/governance/ docs/ Policy-Pub-LDCReport. pdf.

Согласно трактовке Комитета по публичному менеджменту Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) <11>, governance есть обеспечение и распределение власти и авторитета, призванных охранять конституционные ценности. Современные административные реформы связываются им с переходом от присущего новому государственному менеджменту инструментализма к системным подходам, нацеленным на восстановление или более полный учет политических и моральных аспектов администрирования. Различия между этими подходами можно описать в форме следующих противополагаемых тезисов. ——————————— <11> Цит. по: Сморгунов Л. В. Способности государства и критика концепции электронного правительства // Материалы X Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». СПб., 2007. URL: http://conf. infosoc. ru/2007/thes/partl/Smorgunov. pdf.

При всей своей несомненной новизне системный подход к управлению частично связан с инструментальным и включает в себя ряд концептуальных положений теории сетей, синергетики, общественно-государственного управления, теории демократии коммунитарного типа. Следует также подчеркнуть, что он не умаляет роли государства как одного из главных агентов принятия решений. Так, в докладе Комитета ОЭСР отмечается, что «несмотря на громоздкость и сложную структуру, государство остается единым органом, оно действует в соответствии с конституцией и в рамках административного права, а результаты управления зависят от слаженной работы таких затрагивающих государство в целом рычагов, как выработка политики, бюджетный процесс, управление гражданской службой и подотчетность, в рамках соответствующей политико-административной культуры» <12>. ——————————— <12> См.: Public Sector Modernization: a New Agenda. Executive Summary 2002 // 26-th Session of the Public Management Committee of OECD: URL: http://www. oecd. org/ document/ 14/ 0,3343,en_21571361_38835508_39045070_l_l_l,00.html.

Этот акцент на роли государства призван показать, что реализация концепции governance не ведет к уменьшению управляемости социумом. «Растущий интерес к governance не следует связывать с идеей упадка государства, — пишут, например, Дж. Пьер и Г. Питере, — скорее, он отражает способность государства развить новые стратегии для повышения управляемости» <13>. ——————————— <13> См.: Pierre J., Peters G. Governance, politics, and the state. New York, 2000. P. 36.

Та же мысль проводится в работе К. Книлла и Д. Лемкуля: «Мы исследуем governance с государственнической точки зрения. Хотя такой подход не является ни конвенциональным, ни модным в современной политической науке, мы считаем его более полезным для анализа новых структур управления» <14>. Это, конечно, не означает, что государство вновь становится доминирующим агентом. В новой концепции управления подчеркивается, что ни государство само по себе, ни гражданское общество в отрыве от государства не способны создать действенный механизм для решения общественных проблем. И государство, и гражданское общество «становятся более проницаемыми, и уже невозможно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. Разделение обязанностей между правительственными и неправительственными учреждениями каждый раз начинается с переговоров» <15>. ——————————— <14> См.: Knill Ch., Lehmkuhl D. Private Actors and the State: Internationalization and Changing Patterns of governance // Governance: An International Journal of Policy, Administration, and institutions. 2002. Vol. 15. N 1. <15> См.: Кооиман Я. Общественно-политическое правление (Social-political governance). Государственное управление. Словарь-справочник. СПб., 2001. С. 332.

Governance отличается как от простого администрирования, при котором источником политических решений выступает исключительно политическое руководство, так и от рыночной модели с ее акцентом на торговой сделке, где каждый участник пытается максимизировать свою выгоду. Реализуясь посредством переговоров между государственными и негосударственными структурами, заинтересованными в совместных усилиях для достижения взаимоприемлемого результата, оно способно более эффективно удовлетворять общественные потребности, т. е. вырабатывать социально значимые решения. В контексте становления информационного общества и усиливающегося влияния современных ИКТ происходит подвижка и в концептуальных принципах, и парадигмах использования ИКТ в государственном управлении. Таким образом, в научных и деловых кругах появляется понятие e-governance, или «электронное государственное управление». Оно включает в себя такие концепты, как сотрудничество, участие, координация общества при помощи ИКТ. По мнению Л. В. Сморгунова, «фактически речь идет об электронной демократии, которая позволяет расширять формы и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации политических решений» <16>. ——————————— <16> См.: Сморгунов Л. В. Политические сети, информационные технологии и публичное управление: переход от концепции «e-government» к «e-governance» // Материалы VIII Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества — Интернет и современное общество». СПб., 2005. С. 160 — 161; Сморгунов Л. В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к понятию governance // Политические исследования (Полис). 2003. N 4; Сморгунов Л. В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Электронное государство и демократия в начале XXI века. Политическая наука: Сб-к науч. тр. N 4. М.: ИНИОН, 2007. С. 20 — 49.

E-governance может быть истолковано как форма нового государственного управления при помощи ИКТ, ориентированного на эффективное, быстрое и прозрачное предоставление информации гражданам, а также органам государственной власти для обеспечения успешного функционирования государства. E-governance предлагает механизмы вовлечения гражданского общества в систему государственного управления, обеспечивая баланс прав и обязанностей всех участников сотрудничества. Предполагается, что граждане имеют не только права, но и реальные возможности участия в государственном управлении. Цель перехода к концепции e-governance заключается в усилении позиций качественного управления, которое в самом общем плане характеризуется гражданским участием, прозрачностью и подотчетностью. Последние достижения в области ИКТ, и прежде всего Интернета, обеспечивают дополнительные возможности для совершенствования взаимоотношений между государством и гражданами, что в полной мере соотносится с целями качественного управления. Использование ИКТ повышает процент вовлеченности граждан в процесс государственного управления на всех уровнях, предоставляя возможность как обсуждать интересующие проблемы в различных сетевых сообществах, так и усиливать влияние отдельных групп населения на принятие политических решений. Между тем государство может предоставлять более качественные услуги, повышая эффективность и прозрачность процесса управления. Кроме того, благодаря снижению стоимости трансакций, государственные услуги станут доступными большему числу граждан <17>. ——————————— <17> См.: UNESCO. Defining e-governance // URL: http://portal. unesco. org/ ci/ en/ ev. php-URL_JD=4404&URL;_DO=DO_TOPIC&URL;_SECTION=201.html.

Согласно определению Совета Европы, «e-governance включает в себя три сферы, где государство использует ИКТ: — взаимоотношения между государственной властью и гражданским обществом; — функционирование государственной власти на всех этапах демократии (электронной демократии); — обеспечение государственных услуг (электронных государственных услуг). Несмотря на риски, которые неизбежны при использовании новых цифровых технологий в государственном управлении, Совет Европы вновь подтверждает необходимость усиления демократических институтов и процессов, а также вовлечения населения в процесс политического участия, обеспечивая потребности и приоритеты людей. В этой связи государства должны гарантировать, что они вовлекают в эти процессы практически все население страны, а также то, что максимально возможное количество граждан прошло образовательные программы по компьютерной грамотности» <18>. ——————————— <18> См.: Council of Europe. E-governance, a definition that covers even-aspect of government // URL: http://www. coe. int/T/E/Com/Files/Themes/e-voting/definition. asp.

Таким образом, основные отличия государственного регулирования в индустриальном и информационном обществе в самом общем виде приведены в следующей таблице <19>: ——————————— <19> См.: Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. М., 1999. С. 204.

Характеристика Государство Государство информационной индустриальной эпохи эпохи

Управление Бюрократическое Обслуживание клиентов и передача полномочий на места

Административные Обособленные Услуги с интегрированными функции административные функции ресурсами

Форма обслуживания Бумажная работа Электронная форма

Временные затраты Процессы с большими Быстрый прямой ответ затратами времени

Управление и Выраженное управление и Управление и согласование согласование согласование в косвенной форме

Форма перечисления Финансовые операции Электронное перечисление средств вручную денег

Система отчетности Громоздкий механизм Гибкая система запросов на отчетности информацию

Система связи Разобщенные средства Интегрированные информационных информационной техники вычислительные сети средств

Избрание Избрание руководителей Оперативная демократия со руководителей один раз в четыре года всеобщим участием

В Обзоре ООН 2008 г., посвященном развитию электронного управления в мире, уделяется особое внимание необходимости консолидации различных государственных институтов для осуществления единой государственной политики. В частности, речь идет о важности усовершенствования механизма взаимодействия внутри государственной системы (Backoffice), обеспечивающей выполнение государством своих функций и не являющейся публичной <20>. Новый подход, получивший название «всецелое управление» <21>, предполагает достижение разными органами государственной власти единой цели в границах общей компетенции, в противоположность работе исключительно в пределах своей узкой компетенции. ——————————— <20> См.: OECD. E-government Studies. E-government for Better government // URL: http://puck. sourceoecd. org/ vl=16470954/ cl=30/ nw=l/ rpsv/ cgibin/ fulltextew. pl? prpsv=/ ij/ oecdtliemes/ 99980096/ v2005n30/ sl/pll. idx. <21> Подробнее о концепции «всецелого управления» см.: Connecting government: Whole of government Responses to Australia’s Priority Challenges. Management Advisory Committee Report 4. 2004. URL: http://www. apsc. gov. au/mac/connecting-government. htm.

В пределах данного подхода ИКТ могут существенно увеличить ценность государственных услуг, предоставляемых обществу.

Традиционное Электронное государственное > правительство > Сетевое управление управление

V V V

Традиционные модели Электронные услуги Ценность услуг предоставления услуг > >

Руководствуясь принципом ориентации на гражданина, государству необходимо реорганизовать свои структуры и обеспечить эффективный информационный обмен между ними для обеспечения наиболее качественных услуг. Таким образом, при постоянном сокращении государственных издержек качество предоставления государственных услуг должно постоянно повышаться. Концепция «всецелого управления» получила дальнейшее развитие в концепции «сетевого управления», которая отводит ИКТ еще большую роль при создании современной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей управление обществом. ИКТ рассматриваются в качестве стратегического инструмента, способного объединить творческие усилия всего общества (государства, бизнеса, гражданского общества) для решения социальных проблем <22>. ——————————— <22> См.: Atkinson R. Network government for the Digital Age. Progressive Policy Institute Policy Report, 2003. URL: http://www. ppionline. org/ ppi_ci. cfm? knigArealD=140&subseciD;=290&contentID;=251551.

Задача государства состоит в том, чтобы поощрять активное взаимодействие всех участников политического процесса с целью удовлетворения потребностей граждан, как на региональном, так и международном уровне. Схема показывает, что для осуществления сетевого управления государство должно перестроить всю организационно-управленческую сатуру, что позволило бы более оперативно реагировать на запросы граждан и наиболее полно соответствовать их ожиданиям.

Реформа органов Эффективное и ответственное управление, государственной власти > отвечающее потребностям граждан

V

Совершенствование Эффективное взаимосвязанное управление межведомственного > без внутренних границ: взаимодействия вертикальная координация/интеграция между уровнями; горизонтальная кооперация/интеграция между V органами государственной власти одного уровня; Изменение технологий, кооперация между различными участниками механизмов, навыков, политического процесса (частный и ментальности общественный сектор)

В этой связи усовершенствованная организационно-управленческая структура общества должна включать в себя как государственный, так и негосударственный сектор, объединенные горизонтальными и вертикальными связями в единую сеть. По мнению Дж. Милларда, «сетевое управление означает «большее и лучшее» предоставление услуг населению при использовании «меньшей и более инновационной» инфраструктуры» <23>. ——————————— <23> См.: Millard J. E-Public services in Europe past, present and future Research findings and new challenges, 2007. URL: ftp://ftp. cordis. europa. eu/pub/docs/epublic-services. pdf.

В основе сетевого управления лежит систематическое обновление данных и обмен информацией, которая может быть полезной и/или необходимой для функционирования государства и предоставления государственных услуг гражданам. Сложность задачи заключается в том, что для совместного использования и обмена информацией требуется система единых стандартов и общая информационная политика. Концепция сетевого управления предлагает современный взгляд на решение проблемы координации процессов, происходящих не только внутри органов государственной власти, но и между ними, а также при взаимодействии с внешней средой. Современные ИКТ имеют огромный потенциал для практического использования и развития идей сетевого управления. Очевидно, что они увеличат скорость и эффективность взаимодействия всех элементов государственной системы. Повышая прозрачность административных процессов, ИКТ способствуют расширению количества и улучшению качества предоставляемых населению услуг. ИКТ обеспечивают возможность мгновенного реагирования государства на запросы граждан, предоставляя услуги на основе исчерпывающей информации нескольких ведомств. Удовлетворенность граждан властью — один из основополагающих признаков устойчивого развития общества <24>. ——————————— <24> См.: OECD. E-government as a Tool for Transformation. 2007. URL: http://www. olis. oecd. org/ 01is/ 2007doc. nsf/8d00615172fd2a63cl25685d005300b5/ c5bfb886ebcafe06cl2572acOO57513c/$FILE/JT03224646.PDF.

Таким образом, в процессе своего совершенствования политико-администр ативная система управления приобретает все более «мягкие» черты, ориентируясь на более эффективную (по сравнению с подавлением) стратегию сотрудничества между государственными институтами и гражданским обществом. Деятельность государственных служащих становится прозрачной и подконтрольной обществу. Социоориентированное государство стремится повышать свою эффективность, оказывая населению высококачественные услуги в наименьший срок, что являет собой объективную необходимость перехода к новым информационно-коммуникативным технологиям и стандартам, характерным для современного информационного общества.

Внутренние преимущества: — исключение повторяющихся функций; — уменьшение стоимости трансакций; > — упрощение бюрократических процедур; — большая эффективность; — лучшая координация и коммуникация; — повышение прозрачности; — межведомственный обмен информацией; — безопасность управления информацией. Сетевое управление с использованием ИКТ Внешние преимущества: — ускоренное предоставление услуг; — большая эффективность; — увеличение возможности использования услуг; — инновации в предоставлении услуг; > — увеличение возможностей для политического участия; — расширение полномочий граждан; — участие граждан.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *