Правовое регулирование договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов

(Дадашова Ф. Д.) («Законодательство и экономика», 2010, N 5)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Ф. Д. ДАДАШОВА

Аспирантка кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета Ф. Д. Дадашова обосновывает практическую необходимость принятия в Российской Федерации как в государстве, относящемся к числу крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, специального закона о нефти.

Первой специфической особенностью правового регулирования экспортного договора международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов является возможность широкого применения для этого международных договоров (соглашений). К числу международных конвенций, наиболее часто применяемых для регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам, в настоящее время относится Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная в 1980 г. в Вене. Нормами данной Конвенции, что типично для большинства ныне действующих международных договоров, обеспечивающих унификацию норм гражданского и торгового права, регулируются только отношения, связанные с международным оборотом нефти и нефтепродуктов и не затрагиваются операции, осуществляемые внутри страны. Большое практическое значение Конвенции для рассматриваемой сферы определяется уже тем обстоятельством, что она имеет довольно значительное число участников (более 60), среди которых находятся и государства — основные торговые партнеры Российской Федерации по нефтяному бизнесу. Как вполне справедливо отмечается в зарубежной литературе, «Венская конвенция отвечает современным требованиям международной торговой практики, сочетая в себе гибкость, прагматизм и нейтральность» <1>. Это высокая оценка вызвана тем, что Конвенция 1980 г. «закрепляет в себе элементы как континентальной, так и англо-американской системы права, тонко сбалансировав интересы покупателей и продавцов всех стран. Данная черта Конвенции позволяет избегать сложной коллизии законов, когда встает вопрос, право какой страны будет применяться в результате возникновения разногласий. Конвенция существует для облегчения соглашения сторон, а не для диктовки условий» <2>. ——————————— <1> Reid Alan S. International Sale of Goods Contracts in the 21st Century // Business Law Review. 2004. May/june P. 120. <2> The new rules for International Contracts // ABA JOURNAL. 1988. March, 1. P. 64.

Наблюдаемое иногда отсутствие у государств большой заинтересованности во введении в свое право международных правовых инструментов сделало весьма популярными и иные формы унификации. Так, наряду с Венской конвенцией в регулировании международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов существенную роль могут выполнить документы, которые вместе с тем носят рекомендательный характер. Например, Принципы международных коммерческих договоров, одобренные Унидруа в 1994 г., значение которых заключается в том, что «они представляют собой руководство для составления контрактов, что особенно полезно при ведении переговоров партнерами, говорящими на разных языках: на Принципы стороны могут ссылаться при переговорах в ходе исполнения контрактов при возникновении спорных вопросов или взаимных претензий» <3>. ——————————— <3> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. С. 210.

М. Г. Розенберг отмечает: поскольку «Принципы охватывают значительно большее число вопросов регулирования договорных отношений, чем Конвенция, думается, что в практическом смысле наиболее полезным образом сосуществования анализируемых международных документов в тех случаях, когда Конвенция подлежит применению, было бы включение в договор условия о том, что Принципы будут применяться по вопросам, не урегулированным Конвенцией» <4>. ——————————— <4> Венская конвенция ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров». К 10-летию ее применения Россией / Сост. М. Г. Розенберг. М., 2001 // www. consultant. ru.

Принципы опубликованы практически на всех основных языках мира, они играют все более важную роль в оказании содействия сторонам в переговорах и подготовки международных коммерческих контрактов. Так, в 1999 г. Центром по транснациональному праву среди заинтересованных профессиональных кругов (бизнесменов, адвокатов, арбитров) был проведен опрос, результаты которого оказались следующими. Одна треть респондентов указала, что Принципы позволили им преодолеть языковые барьеры. Еще треть использовала их в качестве ориентира для выявления основных правовых вопросов, которые будут рассматриваться в каждом конкретном случае. Оставшаяся же часть использовала их в качестве модели при разработке отдельных положений международного договора <5>. ——————————— <5> The Principles of International Commercial Contracts. Unification of Private Law. Michael Joachim Bonell. Rev. DR. UNIF. 2004-1. P. 9.

Нельзя не упомянуть и Свод международных торговых терминов Инкотермс 2000. Инкотермс является одним из важнейших международных документов неофициальной кодификации, где сформулированы унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле <6>. ——————————— <6> Ануфриева Л. П., Бекяшев К. А., Дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2003. С. 418.

Общепризнано, что «применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы решения возникающих разногласий» <7>. ——————————— <7> Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей: Учеб. пособие. М., 1998. С. 23; Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 390.

Несмотря, однако, на всеобщее признание вышеперечисленных документов, обобщение договорной практики российских фирм в сфере заключения договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов показывает, что они не придают им должного значения. Из 52 договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов: — лишь в одном контракте поставки нефтепродуктов специально сделана ссылка на Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. как регулятора «любых вопросов, относящихся к контракту и не получивших отражения в явно выраженной или подразумеваемой форме в предписаниях контракта». С другой стороны, ни в одном контракте стороны не воспользовались предоставленной им статьей 6 Конвенции правом исключить применение ее норм к договору. В текстах проанализированных контрактов нигде не оговариваются исключения или изменения отдельных положений Конвенции, но содержатся конкретные условия, отличающиеся от них. Встречаются и случаи, когда условия договора охватывают лишь часть положений, содержащихся в Конвенции. Давно известна рекомендация, что в практических целях желательно «четко оговаривать в договоре намерение сторон о частичном отступлении от положений Конвенции» <8>; ——————————— <8> Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994. С. 23.

— ни в одном договоре международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов не упомянуты Принципы Унидруа; — в 28 договорах международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов стороны подчиняют свои обязательства нормам Инкотермс. Не менее важную роль в правовом регулировании международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов играют нормы публичного права, в частности экспортного, валютного, таможенного и налогового законодательства. Регулирование наиболее общих публично-правовых аспектов международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов осуществляется Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном акте дается понятие экспорта товара (п. 28 ст. 2), определяется круг субъектов, обладающих правом осуществления внешнеторговой деятельности (ст. ст. 10 и 11), определяются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 12) и т. д. <9>. ——————————— <9> Федеральный закон от 21 ноября 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // http://www. consultant. ru.

В ряду наиболее значимых нормативно-правовых актов следует указать также Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». В статье 1 данного Закона определено понятие экспортного контроля. Под ним понимается «комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров» <10>. В целях развития внешнеэкономических связей, Закон четко формулирует и цель экспортного контроля, под которой понимается «создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику» <11>. Положения Закона лежат в основе практических мер Правительства РФ по совершенствованию организации поставок нефти на экспорт. ——————————— <10> Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ) // http://www. consultant. ru. <11> http://www. consultant. ru

В соответствии со статьей 7 Закона N 183-ФЗ одним из методов осуществления экспортного контроля является «…таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации». Таможенное законодательство, например, учитывает, что экспорт нефти и нефтепродуктов зачастую сопряжен с процессом транспортировки трубопроводным транспортом, принадлежащим естественным монополиям <12> ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» и ОАО «Акционерная компания «Транснефтепродукт» <13>. ——————————— <12> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // www. consultant. ru/. <13> www. transneft. ru

Соответственно, под транспортировкой нефти и нефтепродуктов Таможенный кодекс РФ понимает «процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов», предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов (вместе с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)» (в ред. от 16 декабря 2009 г. N 1022) <14>. ——————————— <14> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов (вместе с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам)» (в ред. от 16 декабря 2009 г. N 1022) // http://www. consultant. ru/.

Указанным Постановлением утверждены Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также порядок государственного контроля над правильностью применения субъектами естественных монополий регулируемых тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Экспорт товаров согласно пункту 1 ст. 166 ТК РФ осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации <15>. ——————————— <15> www. consultant. ru

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2010 г. N 32 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе» с 1 февраля 2010 г. повышаются ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее <16>. ——————————— <16> www. lawtek. ru

Элементами системы нормативно-правового регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации являются также: — Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. N 1446 «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 года (вместе с «Основными условиями использования системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации)» <17>; ——————————— <17> http://www. consultant. ru

— Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 209 «О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации» <18>; ——————————— <18> www. consultant. ru

— Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 697 «Об использовании системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории» <19>. ——————————— <19> http://www. consultant. ru

В целях совершенствования процедуры таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства издан Приказ Федеральной таможенной службы от 4 мая 2006 г. N 422 «О контроле документов, связанных с применением процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом» <20>. ——————————— <20> www. consultant. ru

Экспортные операции, связанные с международной куплей-продажей нефти и нефтепродуктов, как правило, осуществляются с использованием иностранной валюты. В связи с этим необходимо отметить существенные правила валютного регулирования и валютного контроля, имеющие прямое отношение к экспорту нефти и нефтепродуктов. Нормативную базу валютного регулирования и контроля составляет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с пунктом 4 ст. 23 этого Закона в числе документов (копий документов), которые имеют право запрашивать агенты в целях валютного контроля, является паспорт сделки <21>. Паспорт сделки «должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами». ——————————— <21> www. consultant. ru

Порядок оформления, переоформления и закрытия паспортов сделки установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» <22>. ——————————— <22> www. consultant. ru

Заслуживает внимания также налоговое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов, поскольку отлаженный налоговый механизм является одним из гарантов развития экспорта энергоресурсов. При экспортных операциях применяются следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и акцизы. Реализация товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, облагается НДС по ставке 0% при условии представления документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта. Законодателем предусмотрена возможность применения нулевой ставки, если документы, ее обосновывающие будут представлены в налоговый орган впоследствии, в данном случае уплаченные суммы налога можно будет возместить в общем порядке, установленном статьей 176 НК РФ <23>. ——————————— <23> www. consultant. ru

Если между Российской Федерацией и государством, в которое реализуется товар, действует соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог уплачивается с учетом положений данного соглашения. Реализация нефтепродуктов на экспорт организациям, не являющимися производителями товара, не подпадает под налогообложение акцизами, установленными статьей 182 НК РФ, следовательно, обязанность по исчислению и уплате акцизов в рассматриваемом случае не возникает. Вместе с тем при совершении операций с нефтепродуктами плательщик акцизов обязан предъявлять покупателю к оплате соответствующую сумму акциза (в соответствии с пунктом 1 ст. 198 НК РФ), которая будет выделяться в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах (в соответствии с пунктом 2 ст. 198). По оценке известного в мире специалиста в сфере налогообложения в нефтегазовом секторе Педро ван Мерса, «в России применяется высокоэффективная система налогообложения, соответствующая современным международным тенденциям. Однако вместе с этим для увеличения доходов от добычи нефти в течение следующих десятилетий в российскую структуру налогообложения нефтегазовой отрасли следовало бы внести поправки» <24>. ——————————— <24> Материалы лекции Педро Ван Мерс «Тенденции в международном налогообложении в нефтегазовой отрасли» // www. gubkin. ru.

В частности, предложено снизить экспортные пошлины на нефть (в связи с тем что высокие ставки не стимулируют разработку высокозатратных запасов на новых и уже действующих месторождениях, в результате чего замедляется дальнейшее увеличение нефтедобычи в России). Таким образом, став более «диверсифицированной и гибкой», налогообложение нефтегазовой отрасли в России будет способствовать разработке запасов, а значит, привлекать внимание инвесторов, что позволит поднять уровень добычи нефти, следовательно, увеличатся объемы экспорта энергоресурсов. Следуя мировому опыту правового регулирования нефтяной отрасли, полагаю, что Российской Федерации как крупнейшему экспортеру энергоресурсов просто необходим специальный закон о нефти (который принят уже во многих странах как ближнего зарубежья (Туркмения, Казахстан), так и дальнего зарубежья (Великобритания, США, Канада, Норвегия). Попытка принять специальное законодательство о нефти была предпринята в 1995 г., однако оказалась безуспешной (причиной тому послужили нестыковки проекта с действовавшим тогда законодательством) <25>. ——————————— <25> www. rg. ru

Данный закон упростит работу российским партнерам по заключению договоров международной купли-продажи нефти и нефтепродуктов, став для них ключевым ориентиром в нефтяном законодательстве, а также позволит более четко представлять правовые рамки сотрудничества с иностранными контрагентами. В заключение хотелось бы отметить: во многих крупных нефтяных компаниях также действуют локальные акты, в которых нормативно установлена процедура администрирования договоров международной купли-продажи. Например, в ОАО «ТНК-ВР» это нормативная база контрактования.

Библиография

1. Ануфриева Л. П., Бекяшев К. А., Дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2003. 2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. 3. Венская конвенция ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров». К 10-летию ее применения Россией / Сост. М. Г. Розенберг. М., 2001 // www. consultant. ru. 4. Венская конвенция О договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994. 5. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. 6. Материалы лекции Педро Ван Мерс «Тенденции в международном налогообложении в нефтегазовой отрасли»// www. gubkin. ru. 7. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей: Учеб. пособие. М., 1998. 8. Reid Alan S. International Sale of Goods Contracts in the 21st Century // Business Law Review. 2004. May/june.

——————————————————————

Интервью: Бракоделы и бездари не нужны никому («Административное право», 2010, N 2)

БРАКОДЕЛЫ И БЕЗДАРИ НЕ НУЖНЫ НИКОМУ

А. Р. ВОРОНЦОВ

Воронцов Алексей Ростиславович, президент Национального объединения проектировщиков, председатель правления некоммерческого партнерства «Гильдия архитекторов и проектировщиков (СРО)» НП ГАП (СРО).

Саморегулируемые организации сегодня появляются как грибы после дождя, в сфере недвижимости уже нередки случаи мошенничества. Так что же такое саморегулируемые организации и для чего они нужны? — Федеральный закон N 148, устанавливающий принципы саморегулирования, в том числе в строительной отрасли, был принят в августе 2008 года. И сразу стали появляться первые СРО. Наша «Гильдия архитекторов и проектировщиков» (ГАП) как некоммерческое партнерство также была учреждена в августе 2008 года, а в начале 2009 года мы начали процедуру регистрации в Ростехнадзоре, которая заняла в общей сложности четыре месяца. Документы нам возвращали четыре раза, мотивируя отказ тем, что то запятая не там, то слова не те, то документ составлен не по форме. Получив наконец после пятой попытки документы, я считаю, мы приобрели бесценный опыт, положительный для всех и для Ростехнадзора в том числе. На нашем примере вырабатывались критерии оценки организации, желающей получить статус СРО. Кстати, нас зарегистрировали 22 апреля, в день рождения Владимира Ильича Ленина. Так что ГАП, как в старые добрые времена, получила подарок от правительства к знаменательной дате. Следующая СРО, «Гильдия архитекторов и инженеров» (ГАРХИ), была зарегистрирована в конце мая прошлого года. Затем процесс пошел быстрее, и к июлю насчитывалось уже 12 саморегулируемых организаций. Они объединились и создали Национальное объединение проектировщиков. В сентябре был проведен второй съезд Национального объединения, в котором приняли участие уже 27 организаций. К концу года было зарегистрировано около 90 СРО. Массовая сдача документов в Ростехнадзор некоммерческими партнерствами для получения статуса СРО началась в ноябре — декабре 2009 года (в сентябре — 30, в ноябре — 45 и т. д.). В настоящее время существует порядка 150 саморегулируемых организаций, около сотни из них входят в Национальное объединение. Поэтому говорить о лавинообразном и плохо управляемом процессе, наверное, не стоит. Безусловно, в отношении каких-то организаций возникают вопросы. По договоренности с Ростехнадзором Национальное объединение проектировщиков проводит мониторинг и руководитель аппарата НОП раз в две недели информирует Ростехнадзор, что, например, с некой организацией не получается связаться ни по телефону, ни по электронной почте, у нее нет сайта. Это один из признаков того, что дела у этой организации идут плохо. Есть несколько способов оценить реальную ситуацию в компании. Можно ли связаться с председателем правления или президентом компании, с руководителем исполнительного органа или нет? Что он может рассказать об организации, сколько в ней членов, чем они занимаются? Постепенно формируется некая система критериев оценки работы СРО и у Ростехнадзора, и у Национального объединения проектировщиков. Если люди, учреждающие СРО, хотят сделать все по правилам, им в помощь уже разработаны методические материалы, шаблоны документов, которые можно взять за основу. Многие организации, например, воспользовались документами ГАП. Данная информация открыта и доступна. При желании добросовестный проектировщик может выбрать организацию, в которую вступить, потому что законом не предусмотрены ограничения ни территориальные, ни по специализации. С этой точки зрения все обстоит довольно благополучно. А каковы стандарты и правила этих организаций, насколько они позволяют оценить уровень работы той или иной проектной организации, члена СРО, это уже вопрос следующего этапа развития системы саморегулирования. Сейчас идет процесс первичного накопления, что естественно в период формирования системы.

Каковы цели и задачи Вашей СРО? — Надо сказать, что архитекторы и инженеры неплохо умеют читать законы, поскольку постоянно имеют дело с нормативно-технической базой, постановлениями, распоряжениями различных органов власти. Когда появляется документ, который касается всех, для начала его надо прочитать. Мы, проектировщики, надеялись, что нам будет предоставлена возможность объединяться как физическим лицам. Архитекторы готовились к этому, полагая, что базой для такого объединения станет Союз архитекторов России, но, к сожалению, закон установил другой порядок. Поэтому инициативной группе из девяти человек, руководителей частных и муниципальных проектных организаций, пришлось объединиться и создать «Гильдию архитекторов и проектировщиков». Во-первых, закон просто обязал нас сделать это. А во-вторых, слишком многие совершают попытки извлечь собственную выгоду из сложившейся ситуации, поэтому мы решили взять инициативу в свои руки. Сегодня это касается каждого российского архитектора и инженера, хотим мы этого или нет.

Оправдали ли себя надежды, возлагаемые на закон о СРО? — На мой взгляд, выводы делать еще рано. Прежде всего необходимо наладить постоянный технологический цикл взаимодействия с Государственной Думой и Правительством РФ в лице профильных министерств — Минрегионразвития, Ростехнадзора, Минэкономразвития, ФАС. Дело в том, что контакт людей — это не та основа, на которой должно стоять правовое государство. Должны быть приняты правильные законы, установлены четкие правила, которым необходимо строго следовать. У нас, к сожалению, во многом все строится на добрых отношениях, на взаимопонимании. Необходимы регламенты взаимодействия органов власти и национальных объединений изыскателей, проектировщиков, строителей. В первую очередь это касается разработки нормативно-технической базы. Последние месяцы показали, как несовершенны выходящие из Правительства и Госдумы документы, касающиеся вопросов проектирования, не говоря уже о строительстве. Возьмем, к примеру, технический регламент о пожарной безопасности, разработанный пожарными. Проектировщиков, к сожалению, к участию в этой работе не допустили. В итоге появился документ, из-за которого скоро остановится все строительство. Не все еще это осознали, но скоро инвесторы уйдут из строительства, строить в России будет совершенно невыгодно. С одной стороны, где-то наверху договорились, что данный техрегламент действует в отношении тушения пожара, а процессы проектирования и строительства продолжают регулировать старые нормы. Но это всего лишь договоренность: сегодня она есть, а завтра нет. Кто-то про нее забудет, кто-то, как выяснится, и вовсе не знал. А документ меж тем действует. Похожая картина с Постановлением Правительства России N 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов». Эти требования были разработаны для атомной отрасли, и в этом случае не вызывают никаких нареканий. Но остальные проектировщики… мы просто не можем работать по этим правилам. Уже поднялась волна протеста в двух наших столицах, в регионах. И даже если сейчас мы срочно добьемся внесения поправок в это Постановление Правительства, все равно придется пережить очень серьезный кризис, поскольку время потеряно, многие проектные организации закроются, нечем будет платить зарплату. Передо мной как руководителем проектного бюро эта проблема встала в полный рост. Мы направляем письма в Госдуму, в Правительство. Все соглашаются, но постановление продолжает действовать. Все это, несомненно, только усугубит экономический кризис, вызванный неумелыми, подчас вредительскими действиями бюрократов.

Какие доработки, на Ваш взгляд, следует внести в Закон о СРО? — Чтобы любые законодательные акты, постановления Правительства, нормативно-технические документы разрабатывались бы при активном участии профессионалов в данном виде деятельности, будь-то медицина, литература или архитектурно-строительное проектирование. Это первое. Второе: чтобы эти документы, до того как они будут представлены на утверждение Правительству или вынесены на рассмотрение Госдумы, прошли согласование в профессиональных сообществах, чего до сих пор не делается. Казалось бы, такая простая вещь: чиновники не должны принимать законы в отрыве от той сферы деятельности, которую они призваны регулировать. Экономика разваливается из-за отсутствия нормальной нормативной базы.

Мировой опыт показывает, что будущее за СРО, но, как гласит пословица, что русскому хорошо, то немцу смерть. Как Вы считаете, приживется ли мировая практика в России и в каких отраслях? — Трудно с казать. Мы не успели принять закон, как тут же в него начали писать поправки. В условиях кризиса депутат К. В. Ширшов, например, придумал повысить взнос генпроектировщика в компенсационный фонд до полутора миллионов рублей. Я сегодня 150 тысяч с трудом соберу. А тут полтора миллиона! По-моему, надо заниматься страхованием, а не сбором денег в компенсационный фонд. Потому что какой бы суммой ни располагал фонд, серьезная ошибка проектирования все равно будет стоить дороже. Наша организация совместно с Всероссийским страховым союзом занимается формированием нормальной системы страхования, аналогичной той, которая существует в развитых странах. Так, все члены нашей СРО страхуются в обязательном порядке. Правила надо разрабатывать — для этого требуется время, статистические и аналитические исследования. Вместо этого нам говорят: «Давайте увеличим вступительный взнос». Увеличить, конечно, можно. Из 16000 проектных организаций, объединенных в 150 СРО, останется 1000. И кому от этого станет хорошо?! Сегодня больше половины объема проектных работ в Москве выполняют именно частные проектные организации, в которых работает в основном от 5 до 10 человек. Это даже не малый, а микробизнес, при этом подобная организация способна выполнять работу практически любой сложности. По сути, нужны квалифицированные главный архитектор и главный инженер проекта. Все остальные специалисты набираются по мере необходимости для выполнения конкретной работы. Во всем мире подобная система организации проектного дела признана самой эффективной и называется системой freelance. В России проектировщиков не так много, все друг друга знают. Наша профессия малооплачиваемая, а квалифицированных специалистов еще меньше. Я сто раз подумаю, кого мне привлечь к участию в проекте. Внутри сообщества все отрегулировано достаточно жестко. Бракоделы и бездари не нужны никому. А чиновники через правительственные документы навязывают нам бездарные бизнес-решения. Мне, в конце концов, возраст позволяет бросить проектирование и уехать жить на дачу. Но при этом я сразу лишу работы 70 человек. Им куда деваться? Только на улицу. А мы всей страной во главе с Президентом, оказывается, «малый бизнес спасаем». Кто спасает, кого спасает, от чего спасает? От нормальной жизни нас спасают, чтобы не расслаблялись.

Посоветуйте, как правильно выбрать свою СРО? — Необходимо смотреть, кто входит в состав СРО: серьезные люди, опытные проектировщики, у которых много чего есть за спиной, или жулье собралось? Жулье вас обязательно обманет, ведь цель создания фиктивной СРО — обмануть тех, кто доверчив, простодушен и добропорядочен. Также стоит обратить внимание на размер вступительного взноса, в приличной организации он немалый. Хорошая вещь стоит денег. Так, например, при вступлении в «Гильдию архитекторов и проектировщиков» надо внести в компенсационный фонд 150000 рублей, ежегодный членский взнос составляет 100000 рублей, 20000 рублей идут на страхование, а в качестве дополнительного условия требуется предоставить две рекомендации от членов нашей гильдии. В заключение могу рассказать такую историю. Германия. Берлин. Лето. Воскресенье. Кафедральный собор. Мостик через Шпрее, югославы-наперсточники, причем ясно видно, что четыре команды по углам: разведчики, зазывалы, заводилы и те, что со стаканчиками, все, как в Москве. И к ним, представьте, очередь стоит, в центре Европы, добропорядочной, цивилизованной, просвещенной. Немцы, умные, рациональные, организованные, стоят в очереди на лохотрон! Возвращаясь к вопросу о выборе СРО, у каждого должна быть голова на плечах. Главное — персональный состав. Кроме того, не стоит доверять организациям, где все слишком дешево. Вот основные критерии.

——————————————————————

Интервью: Саморегулирование в России еще не реализовалось («Административное право», 2010, N 2)

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ ЕЩЕ НЕ РЕАЛИЗОВАЛОСЬ

В. НИКИТИН

Владимир Никитин, СРО НП Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве».

Саморегулируемые организации сегодня появляются как грибы после дождя, в сфере недвижимости уже нередки случаи мошенничества. Так что же такое саморегулируемые организации и для чего они необходимы? — Согласно 315 и 148 Федеральным законам (последний внес поправки в Градостроительный кодекс РФ) в 2009 году перестали выдаваться лицензии, а с 2010 года проводить строительные работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нельзя без допуска от саморегулируемой организации. Для предпринимателей, работающих на рынке строительных услуг, СРО — это прежде всего допуск, который пришел на смену лицензии. Саморегулируемая организация — это некий новый Росстрой. Нередко к нам обращаются с просьбой выдать лицензию, а когда мы поправляем, в ответ звучит что-то вроде: «Как ни назови, смысл все тот же…» Саморегулируемая организация должна не просто выдавать допуски, но делать это в соответствии с требованиями закона, где четко прописаны минимальные требования. В 2009 году СРО в основном занимались выдачей допусков, однако с этого года они приступят к исполнению контрольных функций, проверке своих членов на соответствие требованиям, установленным СРО, ее правилам и стандартам, и выявлению компаний, которые нарушают данные требования. Под саморегулированием понимается самоочищение отрасли от непрофессионалов, торговцев правом вести строительные работы (с этим в первую очередь не справился дискредитировавший себя институт лицензирования). В отличие от чиновника специалист понимает, чем грозит попустительство, неисполнение закона и требований безопасности, и вряд ли проявит безответственность. Знание о возможных последствиях отрезвляет.

Каковы основные цели и задачи изыскателей? — Основных задач три: 1. Лоббирование принятия законов, которые будут способствовать оптимальному развитию отрасли, и препятствование принятию законодательных актов, ухудшающих ситуацию. 2. Обновление и актуализация нормативной базы инженерных изысканий в строительстве, подготовка современных нормативных документов, отвечающих требованиям действующего законодательства и сложившейся практике инженерных изысканий с учетом имеющегося мирового опыта. 3. Создание конструктивного объединения изыскателей на добровольной основе (Объединенная ассоциация инженерных изысканий). Национальное объединение изыскателей, по нашему мнению, не справится с консолидацией профессионалов.

Оправдали ли себя надежды? — Приходится признать, что саморегулирование в нашей стране в настоящий момент еще не реализовалось. Федеральный закон N 148, разработанный Комитетом по строительству и земельным отношениям под руководством М. Л. Шаккума, еще на стадии законопроекта подвергался жесткой критике со стороны профессионалов. АИИС с самого начала поддерживала вариант, предложенный Комитетом по собственности, возглавляемым В. С. Плескачевским, но в итоге все-таки прошел законопроект Комитета по строительству и земельным отношениям, в котором в основе системы саморегулирования стоит юридическое лицо, а не специалист. Фактически организация может получить допуск от СРО бессрочно под конкретных специалистов, с течением времени они уволятся, уйдут на пенсию, перейдут в другую организацию и т. п., а допуск, не обеспеченный ответственностью профессионалов, останется.

С какими проблемами пришлось столкнуться на пути становления? — Хуже плохих условий может быть только частое их изменение, а законы и нормативные акты — это условия, в которых мы вынуждены работать. Чехарда не идет на пользу, в частности приказы Минрегиона, устанавливающие то один, то другой Перечень видов работ. Поправки в законодательство должны быть обоснованными и продуманными. На деле же получается, что стала компания членом СРО изыскателей, отдала деньги в компенсационный фонд, а на следующий день оказалось, что входить нужно было в проектную СРО. Так уже было, когда часть из шестого вида работ (обследование строительных конструкций зданий и сооружений) от изыскателей передали проектировщикам. Безусловно, необходим четкий механизм, который в подобных ситуациях страховал бы компанию от потери денег и времени. Перечень видов работ зачастую дробит то, что дробить не следует, и, наоборот, объединяет несовместимые вещи. Не говоря уже о том, что специалисты сегодня живут как на вулкане: а вдруг новый приказ или постановление, и тогда компании придется получать новый допуск, а СРО — заново его выдавать. Так, 24 марта в Департаменте регулирования градостроительной деятельности Минрегиона РФ состоялось совещание по вопросу внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Отметим, что это Постановление вышло 3 февраля текущего года.

Какие рекомендации Вы могли бы дать своим коллегам? — Нужно помнить, что у всех нас одна цель — сделать услуги на строительном рынке доступнее и качественнее. Для этого и создавался институт саморегулирования, чтобы с помощью профессионалов навести порядок в отрасли. Как только законодательная или исполнительная власть отгораживается от специалистов, перестает их слышать, создает без их участия новые и новые условия, саморегулирование заканчивается. Чтобы быть услышанными, профессионалам необходимо объединяться и создавать эффективный механизм взаимодействия с властью и лоббирования своих интересов, а не объединение, которое является продолжением бюрократии и девальвирует саморегулирование.

Каких ошибок надо постараться избежать? — Непонятны абсолютные цифры, которыми определяется взнос компаний в компенсационный фонд. При срыве большого заказа даже взнос в 1 миллион рублей от организации не спасет. Эта форма ответственности, которая для серьезных организаций, выполняющих крупные заказы, может быть названа лишь психологической, нередко оказывается неподъемной для малого бизнеса. Налицо отсутствие дифференциации масштабов ответственности, круговая порука, при которой крупный бизнес отвечает за промахи малого, а малый платит, как крупный, и все это при непродуманном Перечне видов работ. Кроме того, в минимальных требованиях к получению допуска на работы зачастую за цифрами теряется смысл. Только ленивый не шутил, что для получения допуска достаточно три человека с высшим образованием, или пять со средним специальным, или десять вообще без образования.

Какие доработки, на Ваш взгляд, следует внести в Закон о СРО? — АИИС считает, что прежде всего необходимо изменить минимальные требования к количеству членов для получения статуса СРО — не менее 250 организаций. Таким образом, исчезнут «искусственные СРО»: коммерческие, ведомственные, губернаторские. Эта идея выдвигалась Департаментом малого и среднего бизнеса Минэкономразвития РФ и обсуждалась на совещаниях у Д. Н. Козака с нашим участием. Это к вопросу о том, что новые СРО появляются как грибы после дождя: у строителей на сегодняшний день их больше 200, у проектировщиков — 150, у нас, изыскателей, — 27 СРО. При том что в октябре — ноябре 2009 года существовало всего 6 изыскательских СРО. Очевидно, что регистрация организаций в статусе СРО Ростехнадзором превратилась в конвейер и носила к концу прошлого года несколько формальный характер. Нужно ли нам столько мелких СРО, которые не могут в должной мере лоббировать и защищать интересы своих членов и зачастую устанавливают большие взносы по сравнению с крупными СРО? В АИИС, например, сейчас 1308 членов, и в каждом из 9 филиалов не менее 30 организаций. И взнос вполне приемлемый даже для микробизнеса. Мы будем активно добиваться внесения поправок в закон, которые сделают членство в национальных объединениях необязательным, а представительство в совете этих объединений пропорциональным влиянию СРО. Можно взять за основу следующую формулу: 50 членов (минимум, который должна иметь организация, чтобы получить статус саморегулируемой) — это один голос, 1000 — 20 голосов. Соответственно, один представитель в Совете Национального объединения изыскателей от АИИС будет иметь 26 голосов. Тогда все изыскательские компании будут представлены должным образом. Объединяться или не объединяться — это право каждого, и для СРО такая возможность предусмотрена базовым Федеральным законом N 315. Но почему участие в объединении должно быть обязательным? Такой подход, когда объединяются не по естественным причинам (общим интересам), а по необходимости, превращает объединение в еще одно ведомство, от которого проще откупиться, в данном случае вступив в него.

Мировой опыт показывает, что будущее за СРО, но, как гласит пословица, что русскому хорошо, то немцу смерть. Как Вы считаете, приживется ли мировая практика в России и в каких отраслях? — Мировой опыт показывает, что система работает только тогда, когда тот или иной специалист несет персональную ответственность, рискуя в случае неверного решения потерять работу и возможность дальше работать в этой отрасли. Мы — за ответственность профессионалов, чтобы специальные решения принимались специалистами и отвечали за них специалисты. Если саморегулирование останется таким, как сейчас, то оно хуже лицензирования. И «смерть русскому» будет не в идее саморегулирования, а в ее реализации. Ничего ужасного в демократии и либерализме нет. Однако опыт 90-х годов убеждает нас в обратном. Может потому, что не было тогда демократии и либерализма, а было что-то совсем другое? Так и с саморегулированием. Надо научиться заимствовать у «немца» не только концепцию, но и ее разумное воплощение. А иначе получится по-черномырдински: «Хотели как лучше, получилось как всегда». В России накоплен огромный опыт по «заматыванию» хороших идей с последующим признанием их плохими. Не хотелось бы, чтобы и в этот раз вышло именно так.

Посоветуйте, как правильно выбрать свою СРО, желательно не ограничиваясь строительной отраслью? — При выборе СРО для среднего и крупного бизнеса чаще важна репутация саморегулируемой организации, статус ее руководителей, возможность лоббировать интересы своих членов, взаимодействуя с властью. Для маленьких компаний, так называемого микробизнеса, — небольшие взносы. Что касается количества организаций в реестре, это говорит о привлекательности той или иной СРО, о существенном компенсационном фонде. В СРО НП АИИС объединились все условия: и размер СРО, и статус руководства, и небольшие взносы, и то, что мы первыми среди изыскателей были зарегистрированы как саморегулируемая организация. Кроме того, в СРО НП АИИС входят такие представительные компании, как «Норильский никель», АЛРОСА, компании, входящие в «Роснефть» и в холдинг «РусГидро», а также ведущие строительные вузы — МГСУ (МИСИ) и МИИГАиК.

——————————————————————