Деятельность военной полиции в Российской Федерации узаконена (обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ)

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 3)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЗАКОНЕНА (ОБЗОРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА N 7-ФЗ)

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

В статье проводится анализ основных положений Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ключевые слова: военная полиция, законность, правопорядок, воинская дисциплина.

The activities of the military police in the Russian Federation legalized V. M. Koryakin

In the article the analysis of the main provisions of the Federal law «On amendments to some legislative acts of the Of the Russian Federation on the activities of the military police of the Armed Forces of the Russian Federation».

Key words: military police, legitimacy, the rule of law, military discipline.

Проблема создания военной полиции в Российской Федерации с разной степенью активности перманентно обсуждалась начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия. Однако в свою практическую стадию решение данной задачи вступило лишь в 2011 г., когда в структуре Минобороны России был образован специальный центральный орган военного управления — Главное управление военной полиции, которое в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 350, предназначено для решения следующих задач: — реализация отдельных полномочий Минобороны России по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации; — разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Минобороны России и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учетом основных направлений и этапов ее развития; — обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации, реализация полномочий Минобороны России по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области; — обеспечение передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; — обеспечение охраны особо важных объектов Минобороны России, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Минобороны России, а также находящихся на территориях закрытых административно-территориальных образований и территориях с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации; — разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование ее состава и структуры; — руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью; — координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Созданы соответствующие региональные управления военной полиции по военным округам, которым в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 1111 <1> подчинены военные комендатуры гарнизонов соответствующего военного округа. ——————————— <1> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 1111 «О деятельности военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации».

Практика деятельности военной полиции нашей страны в первые годы ее существования, а также соответствующий зарубежный опыт показывают, что в полной мере свой потенциал данный военный правоохранительный орган может реализовать только в том случае, если его деятельность будет опираться на соответствующую законодательную базу. В течение довольно длительного времени шла напряженная законотворческая работа, которая в начале 2014 г. завершилась принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации». Данным Федеральным законом внесены изменения и дополнения, касающиеся различных аспектов деятельности военной полиции и ее взаимодействия с иными государственными органами, в 14 законодательных актов: 1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1; 2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ; 3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; 4) Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; 5) Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; 6) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; 7) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»; 8) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»; 9) Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; 10) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; 11) Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»; 12) Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»; 13) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; 14) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Общее предназначение и организационно-правовые основы деятельности военной полиции определены Федеральным законом «Об обороне», согласно которому военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах. Указанный Закон дополнен специальной статьей — ст. 25.1, согласно которой военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны. Руководство военной полицией возложено на Министра обороны Российской Федерации. Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются Министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. Анализ законодательных актов, в которые комментируемым Федеральным законом внесены изменения и дополнения, позволяет выделить следующие основные задачи, возлагаемые на военную полицию: а) охрана объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, служебных помещений органов военной прокуратуры и военно-следственных органов; б) осуществление совместно с командованием воинских частей мер безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, военнослужащих, производящих дознание, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких; в) осуществление совместно с командованием соответствующих воинских частей мер безопасности в отношении защищаемых лиц (потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства) из числа военнослужащих; г) исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части — в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест — на гауптвахтах; д) участие в рассмотрении гарнизонными военными судами материалов о грубых дисциплинарных проступках; е) выполнение функций органа дознания (наряду с командирами соединений и воинских частей) и производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Для выполнения указанных задач военная полиция наделяется следующими полномочиями: — применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством; — осуществлять задержание военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, и их доставление в помещение военной полиции или в воинскую часть; — задерживать транспортные средства, принадлежащие воинским частям; — отстранять военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, от управления транспортным средством; — применять к военнослужащим, отбывающим наказание в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части, меры поощрения и дисциплинарные взыскания. Комментируемым Федеральным законом из законодательства повсеместно исключено понятие «военная комендатура», которое заменено понятием «военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации», поскольку именно на базе бывших военных комендатур образованы соответствующие подразделения военной полиции. Кроме того, понятия «гарнизонная гауптвахта», «войсковая (корабельная) гауптвахта» заменены единым понятием «гауптвахта». Гауптвахты отныне находятся в исключительном ведении органов военной полиции. Следует отметить, что рассматриваемым законодательным актом определены лишь основные, наиболее важные нормы о военной полиции. Детальное правовое регулирование деятельности данной правоохранительной структуры будет осуществляться на подзаконном уровне специальным нормативным правовым актом — Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, который, как предполагается, в текущем году будет утвержден соответствующим указом Президента Российской Федерации. Только с принятием данного уставного документа можно будет вести речь о том, что военная полиция в Российской Федерации является полнокровным правоохранительным органом, предназначенным для обеспечения правопорядка и воинской дисциплины в ее Вооруженных Силах.

——————————————————————