Сам себе начальник

(Чурилов Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 32)

Текст документа

САМ СЕБЕ НАЧАЛЬНИК

Ю. ЧУРИЛОВ

Юрий Чурилов, адвокат Адвокатской палаты Курской области, г. Курск.

Характерной особенностью адвокатской профессии является то, что адвокат — это самозанятое лицо. Однако многие начинающие специалисты не имеют элементарных представлений о том, как организовать собственный труд.

Коллегия или кабинет?

Чтобы начать адвокатскую деятельность, необходимо выбрать форму адвокатского образования. С точки зрения финансовых расходов адвокатский кабинет более привлекателен, чем коллегия адвокатов, поскольку в нем расходы сведены к минимуму (не нужно тратить деньги на управленческий и обслуживающий аппарат, который существует в коллегии).

Кроме того, адвокатский кабинет способствует популяризации имени адвоката, то есть его авторитет зависит целиком от него самого. В коллегии некомпетентность одного адвоката может подорвать авторитет остальных, работающих вместе с ним, и ссор по поводу клиентов в коллективе сложно избежать. С другой стороны, у адвокатского кабинета имеется очевидный минус: при совмещении рабочего пространства с жилой зоной возникают неудобства при приеме клиентов.

Так как адвокат работает один, то минимальны возможности обмена клиентами и опытом с другими адвокатами. Коллегии адвокатов у значительной части граждан продолжают ассоциироваться с государственными конторами, которые предпочтительнее с психологической точки зрения, чем адвокаты-одиночки. Для адвокатов, осуществляющих свою деятельность в форме адвокатского кабинета, существует повышенная угроза ущемления прав со стороны органов адвокатского образования. В адвокатском бюро отношения построены на доверии и общности интересов, зафиксированных в партнерском договоре. Эта небольшая по количественному составу организация основана на дружеских, семейных или наставнических связях, что предопределяет особую психоэмоциональную зависимость партнеров друг от друга.

Принято считать, что коллегия адвокатов наиболее предпочтительна для начинающих адвокатов, а для адвокатов с опытом, всерьез занятых собственной карьерой, такая форма работы неприемлема. Впрочем, это мнение не препятствует тому, что некоторые адвокаты отдают коллегии всю свою жизнь, а другие предпочитают единоличный труд.

Адвокатское досье

Многие адвокаты всерьез не занимаются ведением делопроизводства, которое значительно упрощает работу. Оно может включать составление базы данных клиентов, бланков документов адвокатов (соглашения об оказании юридической помощи, адвокатского запроса, требования в СИЗО на свидание, уведомления о принятом поручении, заявления об оплате труда адвоката в порядке ст. 51 УПК РФ и проч.).

По каждому делу необходимо вести адвокатское досье, которое помогает разрешать спорные вопросы во взаимоотношениях с клиентами, обобщать накопленный опыт работы, судебную практику, сохранять адвокатскую тайну.

В Методических рекомендациях по ведению адвокатского производства приведены составляющие части адвокатского досье:

— лицевая сторона папки (наименование адвокатского образования; фамилия и имя адвоката, его регистрационный номер в реестре; Ф. И.О. защищаемого (представляемого) лица; номер и дата соглашения об оказании юридической помощи; номер и дата ордера адвоката; наименование органа, в производстве которого находится дело; квалификация деяния или характер исковых требований, гриф «Адвокатское производство: содержащиеся в нем сведения составляют охраняемую законом адвокатскую тайну и не могут использоваться в качестве доказательств обвинения»);

— внутренняя сторона папки (опись материалов, действия по выполнению поручения и их результаты);

— документы адвокатского производства.

Адвокатское производство

К документам адвокатского производства относятся:

1. Процессуальные документы адвоката, следователя и суда.

В обязательном порядке в адвокатском производстве по уголовным делам должны быть: копии постановления о возбуждении уголовного дела либо выписки из него; постановления о привлечении в качестве обвиняемого; протоколов допроса подзащитного либо выписки из них; постановления об избрании меры пресечения, о продлении срока содержания под стражей, жалобы на данные постановления и ответы (определения) судов; всех заявленных по делу ходатайств и ответы на них; обвинительного заключения; приговора; протокола судебного заседания или выписки из него, замечаний на протокол судебного заседания, решения суда о принятии замечаний или об их отклонении; кассационного представления прокурора или жалобы потерпевшего и возражения адвоката на них; кассационной (апелляционной) жалобы.

2. Записи адвоката:

— о содержании следственных действий;

— о вопросах, разрешаемых в ходе свидания с клиентом;

— замечания при изучении материалов дела;

— таблицы, ориентирующие в материалах дела; план защиты;

— о возврате клиенту подлинных документов с распиской клиента;

— материал подготовки защитительной речи (тезисно или в полном объеме);

— об оценке клиентом достигнутого по делу результата.

3. Выписки нормативной и специальной литературы, судебной практики.

4. Аудиозапись судебного разбирательства.

Адвокатское производство рекомендуется вести на бумажных носителях, так как это наиболее удобно для работы в судебном заседании. Но наряду с этим его можно вести в электронном виде, особенно в случаях, когда материалы дела имеют большой объем, делающий невозможным либо проблематичным их хранение (установленный срок — три года) и транспортировку в суд или иные органы на бумажных носителях. В целях защиты адвокатской тайны рекомендуется каждый компьютер снабдить наклейкой, содержащей надпись: «Компьютер адвоката (Ф. И.О.), рег. N _____ в реестре адвокатов. Содержит адвокатские производства по делам его доверителей»; исключить доступ к электронному адвокатскому производству посторонних лиц.

Делу время…

Бытует мнение, что адвокат как лицо самозанятое может не иметь четкого графика работы, однако отсутствие дисциплины негативно отражается на результатах работы.

Рабочий день следует начинать с текущего планирования. Для перспективного планирования (на неделю, месяц) удобно вести еженедельник, в котором легко ориентироваться по всей неделе и можно записать все дела, находящиеся на данный момент в производстве, контактную информацию клиентов. При планировании желательно определить, есть ли необходимость выполнить работу лично или можно ее поручить кому-то.

Рабочее время можно разделить на время приема граждан; время составления документов; время участия в процессах; время изучения новелл законодательства и специальной литературы. Конечно, выполнить все запланированное трудно, так как нельзя заранее предугадать, как пройдет рабочий день, какие клиенты и когда обратятся на прием, вовремя ли начнутся судебные заседания. Тем не менее нужно стремиться к тому, чтобы отклонения от графика были минимальными.

Помните: адвокату, не умеющему отдыхать, в конечном счете не избежать профессионального кризиса. Отключаться от профессии нужно не только раз в году во время отпуска, но и во всех случаях, когда чувствуется истощение физических и духовных сил, особенно при ведении сложных дел.

Можно с уверенностью сказать, что на 50% успех в профессиональной деятельности адвоката зависит от того, насколько требователен он к себе и насколько эффективно он смог организовать собственный труд.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *