Решение проблем оптимизации деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса России

(Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 10) Текст документа

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУР ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ОСОБО РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ <*>

А. А. ПАНЕНКОВ

——————————— <*> Panenkov A. A. Solution of the problems of optimization of activity of the prosecutor’s offices for supervision over the implementation of the laws on the extra secure objects of the military-industrial complex of Russia.

Паненков Александр Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В статье автор предлагает пути решения проблем оптимизации деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса России. Делает конкретные предложения по оптимизации структуры МВД и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в целях повышения уровня безопасности на особо важных и особо режимных объектах ОПК России.

Ключевые слова: решение, оптимизация, проблемы, борьба, закон, ОПК, структура, финансирование, угрозы, прокуратура.

In the article the author offers the solutions of the problems of optimization of activity of the prosecutor’s offices for supervision over the implementation of the laws on the extra secure objects of the military-industrial complex of Russia. He makes specific proposals for optimization of the structure of the Ministry of Interior and General Prosecutor’s Office of the Russian Federation in the aims of increase of the level of safety on the extra important and extra secure objects of the military-industrial complex of Russia.

Key words: solution, optimization, problems, fight, law, military-industrial complex, structure, financing, threats, prosecutor’s office.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — система научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. для государственных силовых структур и на экспорт (около половины продукции), а также гражданской продукции в рамках конверсии (свыше 40%) <1>. Министерство промышленности и торговли РФ завершило к началу 2011 г. структурную реформу ОПК. В новую структуру оборонных предприятий и организаций вошли 50 интегрированных структур, которые выпускают 60% продукции ОПК. К 2015 г. планируется создание 70 интегрированных холдинговых структур, в основном в рамках госкорпорации «Ростехнологии». Следующий этап структурных преобразований предполагает создание мощных научных комплексов, которые объединят часть отраслей и подотраслей ОПК <2>. ——————————— <1> Доля отраслей ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции достигает по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам 100%; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре — 90%; средствам связи — 70%; сложной медицинской технике — 60%; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК — 30%. Интеграция предприятий оборонно-промышленного комплекса в холдинги ведет к увеличению количества акционерных обществ и уменьшению числа федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Одновременно с этим завершается создание казенных предприятий, которых на сегодняшний день около 20. Предполагается превращение ОПК в высокотехнологичный многопрофильный комплекс, включающий крупные конкурентоспособные компании. Как ожидается, к концу 2015 г. в ОПК будет около 40 таких компаний. <2> Министерство промышленности и торговли РФ завершило структурную реформу ОПК. URL: http://vpk. name.

В настоящее время в России приняли и начали воплощать в жизнь Государственную программу вооружений (ГПВ) на 2011 — 2020 годы. На реализацию ГПВ собираются выделить 20 трлн. рублей. Представитель Минобороны России полковник Вадим Коваль сообщил, что в Тейковском ракетном соединении (Ивановская область) поставлен на боевое дежурство второй полк, вооруженный подвижными грунтовыми ракетными комплексами РС-24 «Ярс». 27 декабря 2011 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подвел итог многолетней программы испытаний стратегического ракетного комплекса морского базирования «Булава». Испытания завершены, комплекс принят на вооружение ВС России, как и штатный носитель морской БР — стратегический подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий». В то же время эксперты ОПК отмечают отрицательные моменты, системные ошибки, которые заключаются в следующем. «…России и ее народу до сих пор не предложили «образа будущего». Высокий уровень коррупции, разложения управленческого корпуса. Необходим жесткий контроль, надо усиливать наказания. Чем выше пост, тем выше должна быть ответственность за разворовывание народных денег. Видимо, необходимо восстановить исключительную меру социальной защиты — смертную казнь. Бюрократический аппарат нуждается в «чистке». В связи с ростом коммуникационных возможностей его надо резко сократить, «оптимизировать». Последние события в столице выявили мощную «пятую колонну», которая играет против России на стороне Запада. Этим людям не нужна мощная российская армия, «новая индустриализация», они мечтают о «болоте» 1990-х годов. Эту проблему надо решать. По-прежнему очень негативная ситуация в образовании и медицине. Необходима большая работа по восстановлению русского образования, на основе лучших образцов Российской империи и Советского Союза…» <3>. ——————————— <3> Самсонов А. Что должно стать безусловным стратегическим приоритетом России в ближайшем будущем? URL: http://topwar. ru. В результате морская компонента стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации получает новейшую баллистическую твердотопливную ракету, которая, по мнению военных экспертов, может преодолеть любую систему противоракетной обороны. 23 декабря 2011 г. состоялся последний залповый пуск (из двух ракет). БР морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» может нести 6 — 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения по 100 — 150 килотонн, которые способны менять траекторию полета по высоте и курсу. Существует также система ложных целей. БР практически неуязвима для перспективной системы ПРО Соединенных Штатов. Максимальная дальность полета ракеты — 8 тыс. километров. Для ракет строят атомные субмарины проекта 955 «Борей». Всего собираются принять на вооружение 8 АПЛ проекта «Борей» и «Борей-А» (усовершенствованная АПЛ). В 2012 г. планируют заложить 4-ю субмарину серии — это будет головная подлодка проекта «Борей-А» (предполагается, что ее назовут «Святитель Николай»).

Таким образом, предприятия ОПК динамично развиваются, совершенствуется их правовая основа. 19 марта 2010 г. Президент России утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу <4>. 22 сентября 2010 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Президент России Д. А. Медведев отметил: «…Только в прошлом году предприятия отрасли получили 175 миллиардов рублей на реализацию антикризисных мер… Особо хотелось бы подчеркнуть значение военных инноваций для борьбы с терроризмом. Новейшие разработки позволяют решать задачи по обнаружению и предотвращению незаконного перемещения ядерных материалов, радиоактивных, наркотических и других опасных веществ. Практически все инновационные наработки в военной области имеют перспективы использования в гражданских секторах экономики, вносят существенный вклад в научно-технологическое развитие государства <5>. ——————————— <4> Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 г. и дальнейшую перспективу. URL: http://kremlin. ru. Документ «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Основной автор документа — Министерство промышленности и торговли, Роскосмос, Министерство обороны, практически все профильные ведомства, госкорпорация «Росатом» и Аппарат Совета Безопасности Президента Российской Федерации. Это документ, который определяет цели, стратегию, задачи, этапы развития оборонно-промышленного комплекса. В нем учтены все существующие ныне основополагающие документы, такие как концепция национальной безопасности, Военная доктрина, основные направления деятельности Правительства. Всего в реализации этой стратегии будут участвовать 1729 предприятий, которые у нас по официальному реестру входят в оборонно-промышленный комплекс. <5> Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса. 22 сентября 2010 года, Московская область, Раменское. URL: http://kremlin. ru.

Важно Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 597 «О перечне эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Федерального закона «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии», об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ утвержден Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии. Установлен перечень эксплуатирующих организаций, на которые распространяется действие Закона <6>. ——————————— <6> В него входят 64 организации, в том числе Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), ОАО «Чепецкий механический завод» (г. Глазов), ОАО «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (г. Краснокаменск), ОАО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И. И. Африкантова» (г. Нижний Новгород), ОАО «Гидрометаллургический завод» (г. Лермонтов). Напомним, что Законом установлены повышенные требования к соблюдению дисциплины труда работников и руководителей таких организаций. В частности, сотрудники должны срочно прибыть по вызову работодателя для предотвращения или ликвидации аварийной ситуации, соблюдать порядок хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Им запрещено проводить на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Введена уголовная ответственность за нарушение требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК — Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Приняты поправки, касающиеся обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса <7>. Принят Закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он направлен на их защиту от актов незаконного вмешательства <8>. Совершенствуется правовая база безопасности в области использования атомной энергии. В Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» и ряд других законодательных актов Российской Федерации вносятся изменения, касающиеся порядка регулирования отношений, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и деятельности, осуществляемой в области использования атомной энергии <9>. ——————————— <7> Если причинен тяжкий вред здоровью человека, крупный ущерб, либо имели место иные серьезные последствия, предусмотрена уголовная ответственность. Такие дела расследуют органы ФСБ России. Уточнен правовой режим охранных зон объектов ТЭК. URL: http://kremlin. ru. <8> Объекты ТЭК защитят от терактов и диверсий! Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В Законе определены общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности дифференцируют исходя из важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Для этого проводится категорирование объектов. Для них введены паспорта безопасности. Финансируются указанные мероприятия за счет владельцев объектов ТЭК. URL: http://kremlin. ru. <9> Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 г. URL: http://kremlin. ru. Урегулированы вопросы разграничения ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в части, касающейся обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.

Не менее важным является совершенствование регулирования отношений в области обращения с радиоактивными отходами (РАО). Президент подписал Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон направлен на регулирование отношений в области обращения с радиоактивными отходами (РАО) <10>. Следует помнить о том, что террористы также могут использовать в своих целях радиоактивные отходы. ——————————— <10> Президент подписал Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 29 июня 2011 г., одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 г. Справка Государственно-правового управления. URL: http://kremlin. ru. В целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с РАО регламентируется создание единой государственной системы обращения с РАО, требования к захоронению РАО, к обеспечению безопасности пунктов их захоронения, к организациям, осуществляющим обращение с РАО. Предусматриваются требования к регистрации РАО и пунктов их хранения, включающей ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.

Справочно. Ранее в СССР был военно-промышленный комплекс (ВПК), состоявший из режимных и особо режимных объектов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), военных городков. Специальные органы прокуратуры были созданы для работы на этих особо режимных объектах в целях охраны государственной тайны и установления режима секретности, для конкретной целенаправленной работы по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью и другими нарушениями законности <11>. ——————————— <11> Перечень особо режимных объектов определялся Постановлениями Правительства СССР. По состоянию на 1991 г. на особо режимных объектах, в городах и поселках жили и трудились около 4 млн. человек. Подчиненные только Второму управлению Генеральной прокуратуры СССР прокуратуры войсковых частей (1991 г. — 86 прокуратур войсковых частей, в настоящее время — прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в структуре областных (краевых) прокуратур) дислоцировались в центральной России, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Москве, Ленинграде, Казахстане, Средней Азии. Численность личного состава воинских частей и формирований, поднадзорных прокуратурам в/ч, на 1991 г. составляла более 200 тысяч человек. Объекты, входившие в перечень особо режимных, в основном строились структурными подразделениями Министерства среднего машиностроения СССР (в настоящее время — «Росатом») и Главспецстроя СССР (в настоящее время — Спецстрой России). В 1991 г. Второе управление Генеральной прокуратуры состояло из 31 оперативного работника (включая следователей и старших следователей по ОВД, прокурора-криминалиста) и 12 технических сотрудников. Этим небольшим штатом Второе управление Генеральной прокуратуры СССР организовывало и проводило значительную работу по борьбе с преступностью на особо режимных объектах на территории всего Союза ССР, эффективные профилактические мероприятия.

После распада СССР Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в целях разграничения компетенции территориальных и специализированных прокуратур, обеспечения между ними необходимого взаимодействия обязанности по осуществлению надзора за законностью правовых актов и исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, предприятиями, организациями и учреждениями закрытых (монофункциональных) административно-территориальных образований (ЗАТО), режимными предприятиями, обслуживающими их военно-строительными и воинскими частями, надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах, были возложены на прокуратуры войсковых частей (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах — прокуратуры ОРО) <12>. ——————————— <12> Приказ Генерального прокурора РФ от 29.07.1992 N 32 «О разграничении компетенции прокуроров войсковых частей». Компетенция прокуратур, осуществляющих надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах (прокуратуры войсковых частей), была позже определена Приказом Генерального прокурора РФ от 09.04.1996 N 24 (с изменениями от 23.05.1997 N 26, от 04.08.1997 N 48, от 08.12.1998 N 88) «О разграничении компетенции территориальных прокуратур и прокуроров специализированных прокуратур». Работники прокурор войсковых частей эффективно зарекомендовали себя при осуществлении надзора за расследованием резонансных уголовных дел еще в советское время, например взрыва на Чернобыльской АЭС, взрыва на станции в Арзамасе, расследовании системных коррупционных преступлений в Узбекской ССР (г. Наманган) и т. д.

В то же время можно привести следующие примеры успешной деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (прокуратур ОРО). Прокуратура ОРО г. Сосновый Бор Ленинградской области выявила нарушения законодательства об оплате труда в деятельности ОАО «Северное управление строительства» и ЗАО «СМУ-4». Данные предприятия являются подрядчиками на строительстве Ленинградской атомной электростанции. На момент проверки общая сумма задолженности по заработной плате перед 338 работниками ЗАО «СМУ-4» составила более 2,6 млн. рублей. В ОАО «Северное управление строительства» образовалась задолженность на сумму более 36 млн. рублей перед 1810 работниками. По указанным фактам прокурор г. Сосновый Бор возбудил дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) в отношении ОАО «Северное управление строительства» и ЗАО «СМУ-4». Материалы направлены для рассмотрения в Сосновоборский городской суд. В адрес руководства организаций внесены представления об устранении нарушений с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности <13>. ——————————— <13> В Ленинградской области благодаря вмешательству прокуратуры погашена задолженность по заработной плате перед строителями атомной электростанции в г. Сосновый Бор. URL: http://genproc. gov. ru. Прокурор г. Сосновый Бор провел встречи с участием руководства организаций, их владельцев: ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект» и ЗАО «Титан-2», представителей администрации города и трудового коллектива. В результате предпринятых прокуратурой мер произведена оплата ранее выполненных подрядных работ, погашена задолженность по заработной плате. Кроме того, с работниками подписаны новые трудовые договоры, содержащие повышенный базовый тариф при оплате труда.

Сотрудники прокуратур войсковых частей (прокуратуры ОРО) вели бескомпромиссную борьбу с организованными преступными сообществами (преступными организациями), порой погибая при исполнении служебного долга, в том числе в период контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике. Жертвами преступной деятельности террористов становились и работники прокуратуры Чеченской Республики, выезд которых осуществлялся в сопровождении военнослужащих комендатуры г. Грозного с целью проведения следственных действий по уголовному делу, возбужденному по факту похищения гражданина Ш. Байсаева <14>. Несмотря на гибель двух работников прокуратуры г. Грозного, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) единогласно пришел к выводу о том, что не было проведено эффективное расследование обстоятельств исчезновения Шахида Байсаева, не была обеспечена защита мужа заявительницы от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, и постановил: России в трехмесячный срок выплатить заявительнице 1732 евро (одну тысячу семьсот тридцать два евро) в возмещение материального ущерба в рублях по курсу на дату выплаты; 50000 евро (пятьдесят тысяч евро) в возмещение морального вреда в рублях по курсу на дату выплаты; 12994 евро (двенадцать тысяч девятьсот девяносто четыре евро) в счет возмещения издержек и расходов, подлежащих уплате, на счет банка представителей заявительницы в Нидерландах <15>. Европейский суд по правам человека при вынесении своих постановлений не учитывал экстремальный характер социальных условий того периода времени, активную фазу контртеррористической операции против участников организованных преступных формирований террористического характера, которым помогали эмиссары и наемники международных террористических организаций. Преступление по факту террористического акта в отношении следователя по особо важным делам юриста 1 класса Леушина А. Н. (прокуратура ОРО, находился в командировке) и прокурора-криминалиста прокуратуры г. Грозного юриста 1 класса Хамзатова А. М. до настоящего времени не раскрыто <16>. ——————————— <14> 8 декабря 2001 г. в результате подрыва фугаса погибли следователь по ОВД юрист 1 класса Леушин А. Н. (прокуратура ОРО) и прокурор-криминалист прокуратуры г. Грозного юрист 1 класса Хамзатов А. М., которые следовали для осмотра места происшествия. <15> URL: http://www. eurolawco. ru. Перевод текста данного Постановления публикуется с разрешения «Правовой инициативы по России». URL: http://srji. org. <16> Салмаксов Б. И., Мишкичев А. Г. Особенности доказывания по многоэпизодным уголовным делам о террористических преступлениях // Деятельность органов прокуратуры по борьбе с терроризмом и направления совершенствования законодательства. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2008. С. 147 — 152. В Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике находится более 1200 приостановленных уголовных дел террористического характера, сложность раскрытия которых обусловлена высокой степенью национальной и конфессиональной сплоченности населения, родственными, межтейповыми и религиозными связями, нежеланием сотрудничать со следственными органами, в том числе из-за опасений мести со стороны участников организованных преступных формирований.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении орденом Мужества посмертно старшего следователя спецпрокуратуры (прокуратуры ОРО) Юрия Керезя, погибшего 20 октября 1998 г. при исполнении служебных обязанностей. В этот день Керезь был жестоко убит по указанию одного из руководителей преступного сообщества. После его убийства на основании собранных им документов были установлены обстоятельства деятельности данного преступного сообщества, выявлены эпизоды других совершенных бандой преступлений, установлены структура преступной организации и входивших в нее «ореховской» и «медведковской» банд, их состав и численность. В конечном итоге за время расследования из данного уголовного дела в отдельное производство было выделено и направлено в Московский городской суд 9 уголовных дел. За совершение 70 убийств и других особо тяжких преступлений к длительным срокам лишения свободы приговорены 35 активных участников преступной организации, а также ряд руководителей сообщества <17>. ——————————— <17> Президент России Дмитрий Медведев посмертно наградил орденом Мужества старшего следователя прокуратуры Юрия Керезя. URL: http://genproc. gov. ru. Служебная деятельность Керезя является примером мужества и преданности своему долгу, присяге прокурора (следователя). Юрий Керезь начал службу в органах прокуратуры Республики Беларусь в июне 1993 г. в должности помощника Слуцкого межгарнизонного военного прокурора Минской области. С декабря 1993 г. по июль 1996 г. преподавал на кафедре уголовно-правовых дисциплин Голицынского военного института Пограничных войск РФ. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 июля 1996 г. он был назначен на должность старшего следователя спецпрокуратуры, дислоцированной в г. Краснознаменске Московской области. 16 марта 2011 г. за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные в борьбе с преступностью, Президент России Дмитрий Медведев наградил Юрия Керезя орденом Мужества (посмертно).

Криминальная обстановка вокруг предприятий ОПК в регионах складывается сложная. Расхищаются материальные ценности, выпускаемые из государственного материального и мобилизационного резервов. Так, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела уголовное дело в отношении 42-летнего Андрея Силякова, осужденного Нижегородским областным судом к 11 годам лишения свободы со штрафом 1 миллион рублей по двум преступлениям, предусмотренным ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Общий ущерб государству от преступных действий Андрея Силякова составил свыше 1 млрд. 401 млн. 971 тыс. рублей. Судебный процесс проходил в закрытом режиме в связи с тем, что в материалах уголовного дела имеются сведения, составляющие государственную тайну. Приговор с внесенными в него незначительными изменениями вступил в законную силу <18>. ——————————— <18> Верховный Суд Российской Федерации утвердил приговор в отношении сотрудника управления Федерального агентства по государственным резервам, похитившего самолеты «МиГ-31». URL: http://genproc. gov. ru. Установлено, что в 2007 году Силяков, занимая должность сотрудника управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, обманул членов комиссии Росрезерва по проведению конкурсного отбора покупателей материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального и мобилизационного резервов. Он организовал переход права собственности на четыре самолета «МиГ-31» (без силовых установок) стоимостью свыше 1 миллиарда рублей к одной из нижегородских фирм по значительно заниженной цене. После этого самолеты были перепроданы авиастроительному заводу «СОКОЛ» по более высокой цене. Разницу в цене, составившую 2 миллиона 800 тысяч рублей, Силяков присвоил. Аналогичным образом в 2008 г. сотрудник «Росрезерва» похитил более 35800 тонн мазута стоимостью 314 миллионов рублей, выпускаемого из государственного материального и мобилизационного резервов. Вырученные от его продажи 3 миллиона 800 тысяч рублей Силяков также присвоил.

Имеются случаи хищений оружия с предприятий, поднадзорных прокуратурам особо режимных объектов (прокуратуры ОРО). Так, события в Ижевске, связанные с хищением оружия, предназначенного для утилизации, свидетельствуют о недостаточном уровне прокурорского надзора. Житель Удмуртии извлек из привезенных ему ящиков для растопки печи автомат Калашникова, который, как выяснилось позднее, должен был быть утилизирован на «Ижмаше». Выехавшая на место следственно-оперативная группа обнаружила во дворе заявителя 64 ящика, в 7 из которых находились 79 автоматов Калашникова, а также 253 магазина к ним и различные запчасти к оружию. Проверка установила, что ящики мужчине привез 39-летний водитель частной фирмы, который вывез их с территории «Ижевского машзавода» <19>. Вице-премьер Д. Рогозин, курирующий в правительстве ОПК, в январе 2012 г. посетил Ижевск и провел там совещание по вопросам производства и хранения стрелкового оружия. Полиция занялась выяснением, почему автоматы не были уничтожены <20>. ——————————— <19> В Удмуртии пенсионер в купленных им деревянных ящиках нашел 79 автоматов Калашникова. 13 января 2012. URL: http://www. tatar-inform. ru. В ходе проверки полиция выяснила, что данное оружие поступило с войсковых арсеналов Минобороны на «Ижмаш» для утилизации, а ящики от него в дальнейшем использовались для вывоза бытовых отходов. Водитель, перевозивший ящики на полигон, расположенный в Воткинском районе Удмуртии, по дороге решил подзаработать и продал их заявителю на дрова, думая, что они пустые. <20> Скандалом с продажей автоматов Калашникова занялся Рогозин. 13.01.12. Москва — Ижевск, январь 13 (Новый Регион, Ольга Панфилова). URL: http://www. nr2.ru. По информации правоохранительных органов республики, 57-летний житель поселка Совхозный Завьяловского района Удмуртии приобрел на дрова 64 деревянных ящика и обнаружил в одном автомат Калашникова, после чего мужчина обратился в полицию. Впоследствии правоохранители осмотрели ящики и нашли в них 79 автоматов Калашникова, более 250 магазинов к ним и еще десятки деталей к оружию. Мужчина рассказал, что ящики ему привезли на «КамАЗе» с Ижевского машиностроительного завода. Как установила полиция, оружие поступило с арсеналов Минобороны на Ижевский машзавод для утилизации, а ящики использовались для вывоза бытовых отходов. Оказалось, что водитель «КамАЗа» вез ящики на полигон в Воткинский район, но по дороге продал жителю поселка Совхозный.

По данным СМИ, Удмуртию ожидает самый крупный в истории России коррупционный скандал. Речь идет о нелегальном обороте оружия, которое из Ижевска поступает в криминальные группировки и не только. Например, есть оперативная информация, свидетельствующая о том, что оружие поступает участникам организованных преступных формирований (ОПФ) на Северный Кавказ. Главным направлением деятельности «ижевской братвы» является хищение оружия с завода «Ижмаш», в том числе и самого современного, и его последующая продажа, в том числе и по «горячим точкам». По данным ряда интернет-ресурсов, ижевское оружие воевало на стороне боевиков в период первой и второй чеченских кампаний <21>. ——————————— <21> Мировошин П. Удмуртию ждет коррупционный скандал. URL: http://ahudyakov. livejoumal. com; http://www. iapm. ru. Торговля оружием обеспечивает удмуртскому криминалу сверхприбыль. По оперативным данным, схема «оружейного бизнеса» удмуртской «братвы» выглядит предельно просто. С «Ижмаша» похищаются оружейные запчасти, из которых затем в подпольных мастерских собираются снайперские винтовки и известные на весь мир автоматы Калашникова. Нелегальные поставки ижевского оружия ведутся по всей стране. В географическом плане Ижевск расположен достаточно удобно, чтобы задействовать все транспортные коридоры на восток и запад страны.

В настоящее время прокурорский надзор за исполнением законов на предприятиях и объектах ОПК осуществляют военные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (прокуратуры ОРО). В ближайшее время военная прокуратура может быть реформирована: с 1 января 2013 г. планируется вывести военных прокуроров из состава армии <22>, и тогда встанет вопрос о том, не следует ли поднадзорные особо режимные объекты и обеспечивающие охрану по периметру части и подразделения внутренних войск (ВВ) МВД РФ передать под надзор прокуратурам ОРО. ——————————— <22> URL: http://law. vl. ru.

Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации уделяет внимание исполнению законодательства о государственном оборонном заказе. 12.10.2011 под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю. И. Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации. На совещании обсуждались вопросы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по выявлению, пресечению и расследованию коррупционных преступлений, совершаемых в сфере использования государственного имущества и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также при реализации государственного оборонного заказа <23>. ——————————— <23> Под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов России. 12.10.2011. URL: http://prokrf. ru.

В соответствии с требованиями времени и оперативной обстановкой в регионах в Генеральной прокуратуре Российской Федерации также происходят структурные изменения. Так, в структуре Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создан отдел по надзору за исполнением законов о промышленной и транспортной безопасности. Основными направлениями надзорной деятельности вновь созданного подразделения станут вопросы исполнения федерального законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, транспортной безопасности, в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства <24>. ——————————— <24> В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создан отдел по надзору за исполнением законов о промышленной и транспортной безопасности. 28.12.2011. URL: http://www. genproc. gov. ru.

Оборонно-промышленный комплекс России нуждается не только в масштабном финансировании для ускоренного развития, но и в защите от реальных террористических угроз. Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин отмечал: «…Во всем мире, к сожалению, хочу это подчеркнуть, во всем мире идет борьба с терроризмом, и во всем мире, в очень многих странах мы сталкиваемся с проявлениями подобного рода. Наша страна не только не исключение — наша страна была одной из жертв, я считаю, международного терроризма, особенно в середине 90-х — начале 2000-х годов. Мы многое сделали для того, чтобы «переломить хребет» терроризму, но угроза еще не устранена. Мы можем быть эффективными — что для этого нужно? Нужно, чтобы все общество, я хочу это подчеркнуть, каждый из нас осознавал эту угрозу, которая сопровождает нас все эти годы, чтобы мы были бдительными. И, конечно, нужно проводить широкую профилактическую работу. Тем не менее возникает вопрос: можно ли предотвращать преступления подобного рода? Очень тяжело, очень сложно, особенно на объектах инфраструктуры. Она у нас огромная, территория большая, и объектов инфраструктуры очень много. Тем не менее действовать нужно эффективно. Действовать нужно на упреждение» <25>. ——————————— <25> 15 декабря 2011 г. в прямом эфире телеканалов «Россия 1», «Россия 24» и «РТР-Планета», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России» вышла специальная программа «Разговор с Владимиром Путиным». URL: http://www. moskva-putinu. ru.

Террористические акты в 2011 году. Если в структуре преступлений террористического характера в 2010 г. произошло увеличение на 106,7% наиболее общественно опасного сегмента — террористических актов, то в 2011 г., в результате активизации предупредительных мер со стороны правоохранительных органов и спецслужб России, улучшения раскрываемости преступлений и повышения качества следствия произошло незначительное снижение — на 6,5% — количества зарегистрированных террористических актов (29 против 31 преступления в 2010 г.), но отмечался рост количества предварительно расследованных преступлений по ст. 205 УК РФ — 22 (+175%), уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением, — 16 (+166,7%), а также рост выявленных лиц — 57 (+418,2%) лиц <26>, из них в отношении 29 лиц (рост на +383,3%, удельный вес от числа выявленных лиц, совершивших преступления — 50,9%) уголовные дела направлены в суд <27>. ——————————— <26> Согласно данным ГИАЦ МВД РФ, в 2011 г. по ст. 205 УК РФ было выявлено лиц: на территории России — 56 (+522,2%), транспорт России — 1 (-50%). <27> Всего в 2011 г. зарегистрировано в России 29 (снижение на — 6,5%) преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ, против 31 в 2010 г., предварительно расследовано 22 (рост на 175,0%), (в 2010 г. предварительно расследовано 8 (снижение на 38,5%)). Направлено в суд с обвинительным заключением 16 (рост на 166,7%) (в 2010 г. направлено в суд с обвинительным заключением — 6), приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 6 уголовных дел, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 4 (в 2010 г. приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 6 преступлений, уголовные дела по ним впервые приостановлены, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 2), выявлено 57 (+418,2%) лиц. Если в 2010 г. увеличилось количество террористических актов на транспорте: было зарегистрировано 7 преступлений (+250%), расследовано 1, выявлено 2 лица (0,0), то в 2011 г. в результате принятых организационных и правовых мер, активизации оперативно-розыскной деятельности уменьшилось количество террористических актов на транспорте — 3 (-57,1%), предварительно расследованных дел — 0 (-100%), уголовные дела в суд не направлялись (-100%), приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 5 (+25,0%).

Из 8 федеральных округов России в 2011 г. больше всего террористических актов зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе — 15 (-6,3%), предварительно расследовано 11 (+266,7%) преступлений, направлено в суд с обвинительным заключением 5 (+400%) уголовных дел, приостановлено по п. п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 4 преступления, уголовные дела по которым приостановлены впервые. Ранжирование по количеству зарегистрированных террористических актов далее распределилось таким образом: Центральный ФО — 6 (+20,0%), Приволжский ФО — 2 (100,0%), Южный федеральный округ — 1 (-50%), Дальневосточный ФО — 1, Северо-Западный ФО — 1. Вообще не зарегистрировано террористических актов в 2 федеральных округах: Уральском и Сибирском <28>. ——————————— <28> При увеличении количества зарегистрированных террористических актов в 2010 г. произошло снижение числа расследованных преступлений и выявленных лиц. В структуре преступлений террористического характера произошло увеличение на 106,7% наиболее общественно опасного сегмента — террористических актов. Всего зарегистрировано в России 31 преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, против 15 в 2009 г., предварительно расследовано — 8 (-38,5%), направлено в суд с обвинительным заключением — 6, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 6 уголовных дел, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 2, выявлено — 7 (-56,3%) лиц. Увеличилось количество террористических актов на транспорте: в 2010 г. зарегистрировано 7 преступлений (+250%), расследовано 1, выявлено 2 лица (0,0). Из 8 федеральных округов России больше всего террористических актов зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе — 16 (2009 г. — 6 преступлений, или прирост 166,7%), потом шли Центральный ФО — 5 (или 0,0%), Южный федеральный округ — 2 (0), Приволжский ФО — 1 (или 0,0%). Вообще не зарегистрировано террористических актов в 4 федеральных округах: Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, Северо-Западном ФО. Ранжирование субъектов в СКФО по количеству зарегистрированных террористических актов (16 преступлений) выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 10 (+233,3%), Ставропольский край — 3 (-), Республика Ингушетия — 1 (-50%), Кабардино-Балкарская Республика — 1 (-), Республика Северная Осетия Алания — 1 (-), Чеченская Республика — 0 (-100%), Карачаево-Черкесская Республика — 0 (-) преступлений.

Ранжирование субъектов в СКФО по количеству зарегистрированных террористических актов (15 преступлений, снижение на 6,3%) выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 8 (-20,0%), Чеченская Республика — 4 (-), Ставропольский край — 2 (-33,3%), Республика Северная Осетия Алания — 1 (0,0), Кабардино-Балкарская Республика — 0 (-100%), Республика Ингушетия — 0 (-100), Карачаево-Черкесская Республика — 0 (-) преступлений. Несмотря на процесс реформирования МВД России, из 29 зарегистрированных в 2011 г. преступлений по ст. 205 УК РФ большинство было выявлено сотрудниками ОВД — 20 (рост на 42,9%; удельный вес от числа зарегистрированных преступлений — 69,0%). Из 22 предварительно расследованных преступлений по ст. 205 УК РФ (рост на +175,0%, раскрываемость — 68,8%) 6 преступлений (рост на + 100%, удельный вес от числа расследованных — 27,3%) были совершены организованной группой либо преступным сообществом (преступной организацией). Сотрудниками ОВД были установлены лица по 19 преступлениям по ст. 205 УК РФ (рост на 171,4%, удельный вес от числа расследованных — 86,4%). В суд с обвинительным заключением было направлено 16 дел (рост на 166,7%, удельный вес от числа расследованных — 72,7%). Приостановлено по п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, по ст. 205 УК РФ всего 10 уголовных дел (рост на 25%) <29>. ——————————— <29> В 2011 г. в Центральном ФО зарегистрировано 6 террористических актов (+20,0%), 5 из которых — в г. Москве, предварительно расследовано 5 (+25%), направлено в суд с обвинительным заключением 5 уголовных дел (+25%), выявлено 14 лиц (+366,7%), 1 преступление — в Орловской области. В ЮФО — 1 преступление (Астраханская область), в ПФО — 2 преступления (Республика Татарстан и Кировская область — по 1 преступлению).

Международные террористы до настоящего времени не оставили своих преступных целей по взрывам на объектах ОПК и военных базах. Об этом свидетельствует недавняя судебная практика 2011 года. Международная террористическая организация «Кавказский эмират» под руководством Д. Умарова представляет повышенную общественную опасность для граждан России, т. к. активно продолжает организованную террористическую деятельность, в том числе по вербовке «террористов-смертников». Одна из потенциальных «смертниц», Э. Кусайте, должна была приехать в Россию, а потом взорваться на одном из военных объектов. Московский областной суд 26 декабря 2011 г. приговорил уроженцев Чеченской Республики брата и сестру Апти и Айшу Магмадовых к шести и двум годам колонии общего режима соответственно. Суд признал их виновными в вербовке террористки-смертницы из Литвы. Защита осужденных собирается обжаловать приговор в Верховном суде пока только в отношении Апти, а его сестра Айша свой срок уже отбыла <30>. «Кавказ-центр» немедленно отреагировал на своем интернет-ресурсе на факт осуждения двух террористов Московским областным судом статьей в оскорбительных выражениях <31>. ——————————— <30> Сергеев Н. Для терактов в России чеченцы вербовали в Литве. Вынесен приговор за подготовку смертницы. URL: http://www. kommersant. ru. Уголовный процесс был закрытым. Суд признал Магмадовых виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем») и ст. 205 УК РФ («Содействие террористической деятельности»). Согласно приговору суда в 2009 г. Апти Магмадов добровольно вступил в Чеченской Республике в незаконное вооруженное формирование, входящее в запрещенный Верховным Судом Российской Федерации «Имарат Кавказ» Доку Умарова. Как следует из собранных доказательств, воевавшие в Чеченской Республике арабские эмиссары Ясир и Муханнад (нейтрализованы в ходе спецопераций) поручили Магмадову осуществить подбор женщин, исповедующих ислам, и их последующую религиозную подготовку для совершения терактов. Одной из женщин, которую пытались завербовать в смертницы, как установило следствие и суд, стала гражданка Литвы Эгли Кусайте, с которой брат и сестра познакомились в Интернете, а потом долгое время общались по телефону. Э. Кусайте должна была приехать в Россию, а потом взорваться на одном из военных объектов. $500, которые Магмадовы переслали литовке, она, по их словам, обещала вернуть. В суде были оглашены показания Кусайте, которые она давала сотрудникам правоохранительных органов Литвы. На первых допросах она подтверждала, что Магмадовы действительно склоняли ее к террористической деятельности. Однако потом, отказавшись от показаний, Кусайте сообщила, что к ней под видом чеченца подослали сотрудника местных спецслужб и именно тот уговаривал ее поехать в Россию. <31> Русский терроризм. Русские отправили в свой Гулаг чеченских инакомыслящих Магмадовых на 6 лет и на 2 года. URL: http://www. kavkazchat. com.

Прогноз на 2012 год. Важно предупреждать преступления террористического характера, включая террористические акты, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности правоохранительных органов спецслужб России, улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной преступной деятельности, включая террористическую (активизация борьбы с финансированием терроризма — БФТ). В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров международных террористических организаций и наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, следует прогнозировать активизацию участников ОПФ зимой 2012 года: использование «смертников», в том числе на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, поиск и нанесение ударов организаторами террористической деятельности (в т. ч. за рубежом) по наиболее уязвимым местам, включая объекты и предприятия ОПК и атомные станции, расширение географии террористических актов и распространение террористической активности на другие субъекты Российской Федерации. В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с 16 по 29 мая 2011 г., было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетия, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансированием терроризма (БФТ). Всего на 30 июня 2011 г. обработано 235 анкет <32>. В ходе анкетирования, в котором приняли участие сотрудники прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студенты (в Республике Ингушетия — 178 (75,7%) <33> респондентов, в Чеченской Республике — 44 (18,7%) <34>, в Республике Дагестан — 13 (5,5%) <35>, всего 235 респондентов), были получены интересные результаты. ——————————— <32> Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса Ефимова В. И. <33> Отдел ФСИН (Респ. Ингушетия) — 10 (4,3%), УФСКН по Респ. Ингушетия — 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на — 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура — 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак — 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Респ. Ингушетия) — 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на — 6 (2,6%), ОМОН МВД (Респ. Ингушетия) — 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в Респ. Ингушетия — 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Респ. Ингушетия) — 14 (6,0%), УФСБ (Респ. Ингушетия) — 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Респ. Ингушетия — 24 (10,2%), Совет Безопасности (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военный следственный отдел (Респ. Ингушетия) — 5 (2,1%), военная прокуратура Респ. Ингушетия — 6 (2,6%). <34> Аппарат прокуратуры (Чеченская Респ.), гор(рай) прокуроры — 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская Респ.) — 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская Респ.) — 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская Респ.) — 3 (1,3%). <35> Студенты (Респ. Дагестан) — 13 (5,5%).

На вопрос: согласны ли Вы с предложением о том, чтобы обеспечить необходимую охрану лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера — «да» ответили 182 (80,2%) респондента, «нет» — 25 (11,0%), иное — 20 (8,8%). На вопрос о возможности внести изменения в часть 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера» ответы респондентов распределились так: «да, внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ» — 124 (55,4%), «нет» — 86 (38,4%), иное — 14 (6,3%). На предложение прекратить государственное финансирование Северо-Кавказского региона до тех пор, пока там не стабилизируется ситуация: нейтрализуют организованные преступные формирования террористического характера, «террористов-смертников», инфраструктуру по их подготовке, наемников и эмиссаров международных террористических организаций, сократится количество преступлений террористического характера, количество посягательств на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, — респонденты ответили так: «нет» — 136 (61%), «да» — 76 (34,1%), иное — 11 (4,9%). На вопрос о том, необходимо ли сплошное (обязательное) дактилоскопирование всего населения республики, положительно ответили 136 (60,7%) респондентов, отрицательно — 79 (35,3%), иное — 9 (4,0%). На предложение о создании по периметру административной территории республик СКФО, вдоль границ за счет подразделений ВВ МВД России комендатуры с определением и круглосуточным патрулированием зоны их ответственности за перемещение транспортных средств и граждан; о восстановлении блок-постов на всех федеральных трассах в регионе, снабженных комплектами для обнаружения следов взрывчатых веществ и служебно-розыскных собак (что будет также препятствовать внешнему доставлению курьерами денег для финансирования терроризма), респонденты ответили так: «нет» — 116 (51,6%), «да» — 92 (40,9%), иное — 17 (7,6%). На вопрос о том, необходимо ли возвращение русских в республику, ответы распределились так: «да» — 145 (65,3%), «нет» — 45 (20,3%), иное — 32 (14,4%). В структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации имеется 26 управлений. С учетом динамичности и сложности задач, решаемых предприятиями ОПК, представляется целесообразным вновь образовать Второе управление, подчинив ему специализированные прокуратуры ОРО, структурно входящие в прокуратуры субъектов России, как и поднадзорные отделы полиции на режимных объектах (ОВДРО в 51 субъекте России на 1 января 2011 г.). Воссоздание Второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации (или любого другого управления, которое контролирует и координирует деятельность всех прокуратур ОРО ОПК) является насущным требованием времени, отвечает интересам национальной безопасности России, Государственной программе вооружений, военной доктрине России и обусловлено следующим причинным комплексом. 1. Необходимостью предприятиям и объектам ОПК активно бороться с угрозами со стороны организованных преступных формирований террористического характера, имеющих в том числе зарубежные связи, каковой является, например, международная террористическая организация «Кавказский эмират» Доку Умарова. Чтобы понять степень общественной опасности «Кавказского эмирата» и его руководителя Д. Умарова, достаточно ознакомиться с его посланием от 2011 года: «…Мы сегодня делаем джихад в меру своих сил и возможностей, если бы у нас было больше сил, мы делали бы его больше. Когда мы наносим очередной удар по неверным, активнее кафиров против нас выступают мунафики и муртады. Мы нанесли им удар в Москве. По воле Аллаха кафиры точно установили личность нашего брата, совершившего истишхад (в московском аэропорту Домодедово). Мы узнали об этом еще до того, как отослали видеозапись для публикации. Только после того как кафиры установили личность нашего брата, мы опубликовали запись. Русские много обсуждали, почему мы не опубликовали запись ранее, стараясь придать этому какое-то важное значение. Мы знаем методы русских кафиров и поэтому старались уберечь родных и близких нашего брата от их произвола. Но враг все равно будет интерпретировать по-своему… Враг тоже не спит и работает против нас, стараясь ответить на наши действия. Некоторые наши планы нарушаются, но иншаАллах, то, что в наших силах, мы сделаем, а результат у Аллаха…» <36>. ——————————— <36> В редакцию Кавказ-центра передано послание Амира ИК Докку Абу Усмана, приуроченное к 4-й годовщине провозглашения «Имарата Кавказ». Напомним, что «Имарат Кавказ» был провозглашен Амиром Докку Абу Усманом 25 Рамадана 1428 года (7 октября 2007 года). Этот день стал важнейшим событием в новейшей истории народов Кавказа. URL: http://kavkazcenter. com.

2. Необходимостью принятия профилактических мер актами прокурорского надзора в целях исключить случаи срыва исполнения государственного оборонного заказа. 18 марта 2011 г. на расширенной коллегии Министерства обороны Президент России Д. А. Медведев сказал так: «…К сожалению, часть обязательств по государственному оборонному заказу была провалена…» <37>. В соответствии с указаниями Президента России были приняты меры дисциплинарного характера к ответственным лицам организаций, которые не обеспечили поставку вооружения и военной техники в 2010 году. «…За снижение уровня руководства производственной деятельностью подчиненных предприятий, отсутствие требуемой координации работ при выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2010 год генеральному конструктору и генеральному директору ОАО «Информационные спутниковые системы» Н. А. Тестоедову, генеральному директору ОАО «ВПК «НПО машиностроения» А. Г. Леонову объявлены выговоры. Отстранены от занимаемых должностей генеральные директора ОАО «Ижмаш» В. П. Гродецкий и ФГУП «Научно-исследовательский институт электромеханики» А. Э. Хохлович. Кроме того, приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении 8 руководителей других организаций оборонной промышленности, допустивших срыв выполнения заданий государственного оборонного заказа. В связи с недопоставками вооружения и военной техники в Минобороны России уволены с военной службы ряд должностных лиц из руководящего состава заказывающих органов военного управления, в том числе заместитель начальника Главного управления Вооруженных Сил генерал-майор И. И. Ваганов, начальник Управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения полковник И. В. Крылов, заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Н. К. Борисов…» <38>. ——————————— <37> Дмитрий Медведев принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны России. На заседании подведены итоги деятельности Вооруженных Сил в 2010 г. и уточнены задачи на текущий год. URL: http://www. kremlin. ru. <38> Заместитель Председателя Правительства Сергей Иванов доложил Президенту об исполнении его поручения об ответственности должностных лиц за срыв реализации государственного оборонного заказа. Поручение дано в ходе совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России, состоявшегося 10 мая 2011 г. URL: http://kremlin. ru.

3. Направлением в ОПК огромных денежных средств — 20 триллионов рублей. Президент России Д. А. Медведев об этом сказал так: «…За прошедшие три года государством было весьма немало сделано для укрепления ОПК, оказана и серьезная финансовая поддержка (я имею в виду кризисный период), и полное обеспечение гособоронзаказа. Все это позволило сохранить стабильную работу в целом стратегических предприятий. В конце прошлого года была принята новая долгосрочная госпрограмма вооружения, бюджетные ассигнования на нее запланированы в четыре раза большие, чем на предыдущую: в районе 20 триллионов рублей, цифра известная. Нам необходимо думать, как она будет реализована…» <39>. ——————————— <39> Совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России. 10 мая 2011 года, Московская область, Горки. Выступление на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России. URL: http://kremlin. ru.

4. Необходимостью системно и своевременно доводить до руководства Генеральной прокуратуры проблемы режимных и особо режимных объектов ОПК, требующих незамедлительных согласованных решений на уровне Совета Федерации Российской Федерации; Государственной Думы Российской Федерации; Военно-Промышленной Комиссии при Правительстве Российской Федерации; Министерства обороны Российской Федерации; Министерства внутренних дел Российской Федерации; Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; Федерального космического агентства; Госкорпорации по атомной энергии «Росатом»; Федерального Агентства специального строительства; Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Федеральной службы по оборонному заказу <40>. ——————————— <40> Оборонно-промышленный комплекс России. URL: http://federalbook. ru. Ежегодный специализированный выпуск «Федерального справочника» «Оборонно-промышленный комплекс России» издается с 2005 года и в настоящий момент является одним из ведущих информационно-аналитических изданий в сфере ОПК. Справочник всесторонне освещает работу ОПК и знакомит с перспективами его развития. В июне 2010 г. вышел в свет очередной, шестой том издания «Федеральный справочник» «Оборонно-промышленный комплекс России».

5. Тем, что 1729 поднадзорных предприятий, входящих в официальный реестр ОПК, являются вертикально интегрированными системами, т. е. имеют двухзвенную систему подчинения. Об этом С. Иванов сказал так: «…Правительством подготовлен документ «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В нем учтены все существующие ныне основополагающие документы, такие как концепция национальной безопасности, Военная доктрина, основные направления деятельности Правительства. Всего в реализации этой стратегии будут участвовать 1729 предприятий, которые у нас по официальному реестру входят в оборонно-промышленный комплекс. Причем хотел бы подчеркнуть, что у нас продолжается позитивная, на мой взгляд, тенденция, связанная с формированием вертикально интегрированных структур в ОПК: в области авиастроения — Объединенная авиастроительная корпорация, судостроения — Объединенная судостроительная корпорация; «Алмаз-Антей», «Росатом» и «Роскосмос» <41>. С учетом изложенного оптимизация прокурорского надзора должна идти также по пути создания двухзвенной системы (прокуратуры ОРО — Второе управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации). ——————————— <41> Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу. 19 марта 2010 года, Московская область, Горки. URL: http://kremlin. ru.

6. Необходимостью улучшения режима секретности, сохранения государственной тайны на режимных и особо режимных объектах ОПК, и эффективного реагирования на нарушения Закона о государственной тайне, сокращение носителей государственных секретов. 7. Разным уровнем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, где дислоцируются режимные и особо режимные объекты ОПК, «Росатома». Значительное количество объектов и их размещение на территории всей России (около 1200 предприятий и организаций (включая ремонтные заводы Минобороны), расположены в 70 регионах России) требуют не областного (краевого), а централизованного руководства прокуратурами ОРО из единого вышестоящего органа в структуре (Второго управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Также необходимостью выработки новых подходов по координации и взаимодействию с органами внутренних дел режимных объектов (ОВДРО), которые согласно Закону «О ЗАТО» выполняли федеральные функции по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью в 42 закрытых административно-территориальных образованиях; кроме того, возрастанием сложности задач, стоящих перед ОВДРО: с 2000 года приняты в оперативное обслуживание все атомные электростанции в России <42>. ——————————— <42> Наряду с прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах органы внутренних дел режимных объектов (ОВДРО) согласно закону «О ЗАТО» выполняли федеральные функции по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью в 42 закрытых административно-территориальных образованиях. С 2000 г. приняты в оперативное обслуживание все атомные электростанции в России. Сотрудники ОВДРО принимали участие в ликвидации последствий аварий на объектах ядерного комплекса и обеспечивали безопасные условия функционирования важных государственных объектов в период нарастания террористической и экстремистской угрозы. Глава МВД Рашид Нургалиев уже уточнил, что структурные преобразования затронут Департамент обеспечения правопорядка на транспорте и Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. Куликов С. Криминал в реакторном зале. URL: http://vpk-news. ru.

8. Возрастающей оперативностью, сложностью и системностью задач, решаемых руководством ОПК России, которые требуют новых форм осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуратурами ОРО, централизации и углубленной координации их деятельности с учетом специфики поднадзорных объектов, перехода от трехзвенной (Генеральная прокуратура — прокуратура субъекта России — прокуратура ОРО) к двухзвенной системе (Второе управление — прокуратура ОРО); разработки новых плановых надзорных мероприятий с учетом не только региональных особенностей преступности, но и новых международных угроз и опасностей, уточнения и обновления Перечня особо режимных объектов, что возможно только силами структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 9. Необходимостью решения возникающих проблем по реагированию на правонарушения на режимных и особо режимных объектах ОПК и «Росатома» не на уровне областных (краевых, республиканских) прокуратур, а руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, что существенно увеличивает оперативность и результативность актов прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав граждан. 10. Необходимостью обеспечения эффективного прокурорского надзора на особо режимных объектах и предприятиях ОПК, снижения социальной напряженности в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). С учетом изложенного все правоохранительные органы и спецслужбы России должны быть готовы к отражению реальных террористических атак на особо важные и особо режимные объекты оборонно-промышленного и атомного комплекса России. Тем более что мы уже имеем печальный опыт реформирования МВД РФ в части милиции на транспорте (взрыв в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г.). Необходимо сделать правильные выводы. Таким образом, в целях повышения и обеспечения всесторонней безопасности особо важных и особо режимных объектов ОПК, имеющих свою специфику и особенности, восстановление вертикально интегрированных систем прокуратур ОРО во главе со Вторым управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ОВД режимных объектов Восьмого Главного управления МВД РФ, которые десятилетиями обеспечивали на поднадзорных и подведомственных объектах не только режим секретности, но и действенный прокурорский надзор и контроль, будет являться условием стабильного и динамичного развития предприятия ОПК России и будет способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Литература

1. Министерство промышленности и торговли РФ завершило структурную реформу ОПК. URL: http://vpk. name. 2. Самсонов А. Что должно стать безусловным стратегическим приоритетом России в ближайшем будущем? URL: http://topwar. ru. 3. Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: http://kremlin. ru. 4. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса. 22 сентября 2010 года, Московская область, Раменское. URL: http://kremlin. ru. 5. Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 г. URL: http://kremlin. ru. 6. Президент подписал Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 29 июня 2011 г., одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 г. Справка Государственно-правового управления. URL: http://kremlin. ru. 7. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.07.1992 N 32 «О разграничении компетенции прокуроров войсковых частей». Компетенция прокуратур, осуществляющих надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах (прокуратуры войсковых частей), была позже определена Приказом Генерального прокурора РФ от 09.04.1996 N 24 (с изменениями от 23.05.1997 N 26, от 04.08.1997 N 48, от 08.12.1998 N 88) «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур». 8. Верховный Суд Российской Федерации утвердил приговор в отношении сотрудника управления Федерального агентства по государственным резервам, похитившего самолеты «МиГ-31». URL: http://genproc. gov. ru. 9. В Ленинградской области благодаря вмешательству прокуратуры погашена задолженность по заработной плате перед строителями атомной электростанции в г. Сосновый Бор. URL: http://genproc. gov. ru. 10. Президент России Дмитрий Медведев посмертно наградил орденом Мужества старшего следователя прокуратуры Юрия Керезя. URL: http://genproc. gov. ru. В Удмуртии пенсионер в купленных им деревянных ящиках нашел 79 автоматов Калашникова. URL: http://www. tatar-inform. ru. 11. Скандалом с продажей автоматов Калашникова занялся Рогозин. Москва — Ижевск, 13 января (Новый Регион, Ольга Панфилова). URL: http://www. nr2.ru. 12. Мировошин П. Удмуртию ждет коррупционный скандал. URL: http://ahudyakov. livejournal. com; http://www. iapm. ru. 13. Под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов России. URL: http://prokrf. ru. 14. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создан отдел по надзору за исполнением законов о промышленной и транспортной безопасности. URL: http://www. genproc. gov. ru. 15. 15 декабря 2011 г. в прямом эфире телеканалов «Россия 1», «Россия 24» и «РТР-Планета», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России» вышла специальная программа «Разговор с Владимиром Путиным. URL: http://www. moskva-putinu. ru. 16. Сергеев Н. Для терактов в России чеченцы вербовали в Литве. Вынесен приговор за подготовку смертницы. URL: http://www. kommersant. ru. 17. Русский терроризм. Русские отправили в свой Гулаг чеченских инакомыслящих Магмадовых на 6 лет и на 2 года. URL: http://www. kavkazchat. com. 18. Дмитрий Медведев принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны России. На заседании подведены итоги деятельности Вооруженных Сил в 2010 году и уточнены задачи на текущий год. URL: http://www. kremlin. ru. 19. Заместитель Председателя Правительства Сергей Иванов доложил Президенту об исполнении его поручения об ответственности должностных лиц за срыв реализации государственного оборонного заказа. Поручение дано в ходе совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России, состоявшегося 10 мая 2011 г. URL: http://kremlin. ru. 20. Совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России. 10 мая 2011 года. Московская область, Горки. Выступление на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса России. URL: http://kremlin. ru. 21. Оборонно-промышленный комплекс России. URL: http://federalbook. ru. 22. Президент утвердил Основы политики России в области развития ОПК до 2020 года и дальнейшую перспективу. 19 марта 2010 года. Московская область, Горки. URL: http://kremlin. ru. 23. Куликов С. Криминал в реакторном зале. URL: http://vpk-news. ru. 24. URL: http://www. eurolawco. ru. Перевод текста данного постановления публикуется с разрешения «Правовой инициативы по России» URL: http://srji. org. 25. Салмаксов Б. И., Мишкичев А. Г. Особенности доказывания по многоэпизодным уголовным делам о террористических преступлениях // Деятельность органов прокуратуры по борьбе с терроризмом и направления совершенствования законодательства. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. С. 147 — 152.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *