Об организации работы органов прокуратуры по обеспечению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в Южном федеральном округе

(Воробьев С. Д.)

(«Прокурор», 2013, N 1)

Текст документа

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПРАВ ГРАЖДАН В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

С. Д. ВОРОБЬЕВ

Воробьев С. Д., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Обеспечение соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора в этой сфере свидетельствует о том, что в зимне-осенний период проблемы реализации прав граждан на своевременное получение качественных коммунальных услуг обостряются.

Причины этого достаточно разнообразны — от непринятия чиновниками различного уровня мер по подготовке к отопительному сезону до хищения денежных средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

В настоящее время органы прокуратуры проводят значительную работу по выявлению, пресечению и предупреждению подобных фактов. В качестве примера приведу результаты деятельности управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе и органов прокуратуры округа.

В рамках предоставленных полномочий управление в Южном федеральном округе организует и контролирует деятельность прокуратур субъектов Федерации в округе по надзору за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Его сотрудники проводят ежедневный мониторинг складывающейся в регионах округа ситуации, нацеливают прокуроров на оперативное реагирование в связи с нарушением прав граждан. К примеру, в мае 2012 г. в результате мер прокурорского реагирования, принятых органами прокуратуры Ростовской области во исполнение поручений управления в Южном федеральном округе, была возобновлена подача питьевой воды жителям ряда населенных пунктов Красносулинского района Ростовской области, ранее неправомерно прекращенная ОАО «Донская водная компания».

Вопросы повышения результативности работы на данном направлении обсуждаются на проводимых, в том числе под моим председательством, межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов округа. К примеру, в сентябре 2012 г. в г. Астрахани на таком совещании обсуждены вопросы законности использования финансовых ресурсов жилищно-коммунального комплекса, а также состояние и эффективность работы органов контроля и правоохранительных органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в этой сфере.

Учитывая социальную значимость качественного и бесперебойного тепло — и электроснабжения, в целях обеспечения защиты прав и свобод граждан, оказания необходимой правовой помощи населению округа, а также получения оперативной информации о развитии ситуации в данной сфере в соответствии с распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки от 26 октября 2012 г. N 377/7р в г. Ростове-на-Дону с 26 октября по 29 декабря 2012 г. ежедневно работала Временная приемная Генерального прокурора Российской Федерации по обеспечению прав граждан в сфере ЖКХ.

Мной лично и сотрудниками управления в округе совместно с работниками прокуратуры Ростовской области принято 516 граждан. По заявлениям незамедлительно организованы проверки, при наличии оснований принимаются меры реагирования, 187 гражданам была оказана правовая помощь. В большинстве случаев доводы обращений о нарушениях законодательства в жилищно-коммунальной сфере являются обоснованными. Благодаря оперативному вмешательству прокуроров восстановлены права граждан на отопление и электроснабжение, в отдельных случаях произведен перерасчет платы за коммунальные услуги, граждане смогли получить информацию о начисленных платежах и расходовании собранных с жильцов домов денег.

Принятые управлением в Южном федеральном округе организационно-практические меры позволили повысить эффективность надзора на данном участке. В 2012 г. в сравнении с предыдущим число выявленных нарушений закона и принятых в этой связи мер прокурорского реагирования увеличилось почти на треть. При этом рост количественных показателей прокурорского надзора объективно отражает масштабы существующих в округе проблем. В целях устранения более 10 тыс. нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере прокурорами округа внесено около 6 тыс. актов реагирования. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2600 должностных лиц, в отношении 62 чиновников и руководителей организации ЖКХ инициировано уголовное преследование.

Проблемы неудовлетворительного состояния коммунальных сетей, некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг характерны для всех субъектов округа.

Зачастую это связано с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления своих обязанностей по подготовке теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду.

К примеру, в г. Красном Сулине Ростовской области Экспериментальная ТЭС, предоставляющая населению услуги по горячему водоснабжению и отоплению, до начала отопительного периода не была обеспечена необходимым запасом топлива. Данные нарушения были устранены во исполнение представлений, внесенных городской прокуратурой в адрес администрации муниципального образования и ресурсоснабжающей организации.

Прокуроры вынуждены были вмешиваться в ситуацию в г. Крымске, где потребовался ремонт котельных, подтопленных и поврежденных в результате наводнения.

Прокуратурой Волгоградской области установлено, что администрацией Волгограда ненадлежащим образом исполнялись полномочия по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда к отопительному периоду 2012 — 2013 гг., 239 многоквартирных домов в городе оставались без горячего водоснабжения. Несмотря на это, исполнявшему обязанности главы администрации города В. А. Собакарю была выплачена премия в размере 200% месячного должностного оклада (56 тыс. руб.) с формулировкой «За результативное выполнение задания, связанного с подготовкой к отопительному периоду, своевременным пуском тепла в социально значимые и жилые объекты города». По требованию прокуратуры права граждан восстановлены, указанное распоряжение о премии отменено. Не способствуют укреплению законности в данной сфере факты ненадлежащего содержания систем теплоснабжения, в основном их ремонт производится в связи с аварийными ситуациями. К примеру, вмешательства органов прокуратуры Ростовской области потребовала ситуация в г. Таганроге, где из-за многочисленных аварий на сетях теплоснабжения города многоквартирные жилые дома остались без тепла. Наряду с этим допускаются случаи ненадлежащего осуществления работ по строительству и реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса, хищения выделенных на эти цели денежных средств.

Так, надзорными мероприятиями, проведенными прокуратурой Краснодарского края по поручению управления в Южном федеральном округе, установлены факты невыполнения ОАО «НЭСК-электросети» необходимых работ по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства региона. При этом обществом объемы фактически выполненных работ были завышены на 6,3 млн. руб. В свою очередь, непроведение указанных работ повлекло увеличение случаев аварийного прекращения поставки электроэнергии гражданам и социально значимым объектам Краснодарского края. По заявлению прокуратуры края суд обязал хозяйствующий субъект устранить нарушения закона, а по материалам прокурорской проверки следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Не теряет значимости проблема неправомерных ограничений и прекращений подачи коммунальных услуг гражданам.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что основной причиной этих нарушений является неплатежеспособность предприятий ЖКХ.

Несмотря на это, органы местного самоуправления не принимают адекватных мер по ликвидации имеющихся у муниципальных предприятий долгов перед сбытовыми компаниями.

Расходование денежных средств, выделяемых бюджетами на эти цели, не контролируется. Например, в г. Таганроге Ростовской области по материалам прокурорской проверки следственным органом возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность) в отношении заместителя главы городской администрации В. С. Моисеенко, который не обеспечил должный контроль за целевым использованием субсидий в размере более 30 млн. руб., выделенных из городского бюджета муниципальному предприятию для погашения долгов за поставленные энергоносители.

Факты нарушения прав граждан на качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг в период прохождения отопительного сезона пресекались прокурорами во всех субъектах Федерации округа.

Так, в Волгоградской области ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» прекратило поставку теплоносителя на объекты, эксплуатируемые МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», ссылаясь на наличие у предприятия задолженности по оплате потребленных ресурсов. В результате данных действий жильцы 239 многоквартирных домов остались без горячего водоснабжения. По иску прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда 5 октября 2012 г. суд признал действия энергоснабжающей организации незаконными. Суд указал, что взаимоотношения между обществом и муниципальным предприятием не должны привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителями, которые, как установлено прокурорской проверкой, добросовестно исполняли свои обязанности по ее оплате. Водоснабжение жилых домов возобновлено.

При этом, несмотря на то что данная коммунальная услуга на протяжении длительного времени фактически не предоставлялась, управляющие компании — ООО «Красноармейская жилищная компания» и ООО «КРУК» неправомерно начислили плату за горячее водоснабжение и водоотведение за указанный период жильцам 193 многоквартирных домов. По результатам рассмотрения представлений прокурора Красноармейского района г. Волгограда более чем 43 тыс. гражданам произведен перерасчет на сумму свыше 10,2 млн. руб., виновные лица понесли дисциплинарную ответственность.

Проводимая органами прокуратуры упреждающая работа позволила не допустить ограничения и прекращения предоставления коммунальных услуг потребителям в ряде регионов округа.

К примеру, в Республиках Адыгея и Калмыкия прокуроры объявили руководителям энергосбытовых компаний предостережения о недопустимости нарушения закона, в результате подача электричества на объекты водо — и теплоснабжения не ограничена. В Староминском районе Краснодарского края прокуратура не позволила прекратить водоснабжение жителей сельского поселения.

В этих условиях акцент органами прокуратуры сделан на понуждение контролирующих органов к исполнению своих обязанностей. В первую очередь это касается региональных органов тарифного регулирования. Прокуратурами Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей установлено, что эти ведомства в данных регионах проверяли исполнение хозяйствующими субъектами производственных и инвестиционных программ несвоевременно и формально. В результате коммерческие организации, владеющие коммунальными сетями, не заботились о поддержании их в надлежащем состоянии. Прокуроры потребовали устранения нарушений закона.

Прокурорами Волгоградской и Ростовской областей внесены представления об устранении нарушений законодательства в адрес руководителей региональных государственных жилищных инспекций. Основанием для этого послужили факты непринятия указанными контролирующими органами мер по обеспечению прозрачности деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, проведения некачественных проверочных мероприятий, отсутствия надлежащего контроля за устранением выявленных нарушений.

В заключение следует подчеркнуть, что проблема соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере относится к числу ключевых для современной России. В этой связи методы работы прокуроров во взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами должны постоянно совершенствоваться. Прокуратура как координатор деятельности органов правоохраны по борьбе с преступностью разрабатывает новые направления и пути решения проблем в жилищно-коммунальной сфере, обеспечивая в первую очередь противодействие коррупционным проявлениям, хищениям денежных средств граждан, организаций и бюджетов.

——————————————————————

Название документа

Интервью: «Прокуратура участвует во всех составляющих противодействия коррупции» (интервью с первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксманом)

(«Прокурор», 2013, N 1)

Текст документа

«ПРОКУРАТУРА УЧАСТВУЕТ ВО ВСЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. Э. БУКСМАНОМ

О. С. КАПИНУС

Подводя итоги ушедшего 2012 г., первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксман ответил на вопросы ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации О. С. Капинус по актуальным проблемам деятельности прокуратуры.

— Уважаемый Александр Эмануилович, по оценкам ученых и практических работников, деятельность органов прокуратуры становится все более многоаспектной и напряженной. В немалой степени это связано с дополнительными функциями, которые возлагаются на прокуратуру руководством страны, с решением задач, жизненно важных для национальной безопасности государства. К их числу следует отнести и противодействие коррупции.

Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 утвержден очередной Национальный план противодействия коррупции на 2012 — 2013 гг. Какие в связи с этим направления прокурорской деятельности Вы могли бы отметить в качестве приоритетных? Как можно оценить основные результаты реализации Национального плана в текущем году?

— Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции носит многоплановый характер и включает, помимо надзора за исполнением антикоррупционного законодательства, проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, борьбу с коррупционными правонарушениями, в том числе и преступлениями, их профилактику и минимизацию негативных последствий, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью и другие направления работы. Таким образом, прокуратура участвует во всех составляющих противодействия коррупции.

В числе приоритетных направлений надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2012 — 2013 гг. можно назвать надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, приватизации, о целевом использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; надзор в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций.

— В течение 2011 — 2012 гг. был внесен ряд изменений в антикоррупционное законодательство. В их числе — расширение оснований проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими. Вместе с тем уровень коррупционной угрозы по-прежнему остается высоким. Возникает мысль о низкой эффективности законодательного противодействия коррупции. А как бы Вы оценили воздействие законодательных новелл на коррупционную ситуацию в стране?

— Изменения и дополнения в действующее законодательство о противодействии коррупции вносятся постоянно и обусловливаются различными факторами. В их числе и необходимость дальнейшей имплементации в отечественное законодательство положений международных конвенций, участником которых является Российская Федерация, и реализация рекомендаций международных экспертов, и др.

Правозащитными организациями часто отмечается, что правоохранительные органы недостаточно активно реагируют на сообщения средств массовой информации о фактах коррупционных нарушений. До недавнего времени органы прокуратуры были единственным активным источником информации для государственных органов о правонарушениях в деятельности их служащих. С учетом этого принятые в 2012 г. изменения оснований проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, на наш взгляд, могут дать важный профилактический эффект.

В связи с этим следует отметить также, что Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принят, а Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В соответствии с ним Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры получат право в порядке гражданского судопроизводства подавать заявления в суд об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых должностными лицами не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

Думается, что принятие данного Федерального закона позволит существенно повлиять на уровень коррупционных правонарушений, поскольку обеспечит прокуратуре возможность занять более наступательную позицию в противодействии коррупции.

— Говоря о противодействии коррупции, нельзя обойти вниманием и вызвавшие резонанс последние коррупционные скандалы в ОАО «Рособоронсервис», Федеральном космическом агентстве и др. Они были расценены обществом как свидетельство глубокого кризиса законности в нашей стране. В то же время высказывалось мнение, что это начало разрешения кризиса. Какие, по Вашему мнению, должны быть приняты неотложные меры, в том числе и в главном надзорном ведомстве страны, чтобы люди поверили в начало перемен?

— Давно известно, что преступление легче предупредить, чем тратить силы и средства на возмещение понесенного материального ущерба и морального вреда обществу и государству. Сегодня восстанавливаются различные механизмы профилактики преступности, однако целостной многоуровневой государственной системы профилактики пока нет. Этому следовало бы уделить первоочередное внимание.

Необходимо шире вовлекать население в решение жизненных проблем общества и государства. Неординарные и одновременно масштабные меры, направленные на преодоление отчуждения граждан от власти и от борьбы с коррупцией, предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где, по сути, идет речь о разработке концепции «российской общественной инициативы». Не должны быть в стороне от этих процессов и органы прокуратуры. Было бы полезно в числе показателей работы органов прокуратуры, характеризующих их эффективность, предусмотреть такие, как «уровень доверия населения» и «удовлетворенность населения состоянием законности в регионе» (на основе четко установленных критериев). Стоит подумать о мониторинге общественного мнения, чтобы вовремя координировать практикуемые способы поддержания режима законности, а возможно, и сменить приоритеты.

— Практика свидетельствует о распространенности фактов необоснованного вмешательства органов государственного и муниципального контроля в деятельность бизнеса. Нередко такое вмешательство приводит к парализации деятельности организации, влечет существенные убытки. В отдельных случаях такие действия контролирующих органов носят заказной характер. Не свидетельствуют ли, на Ваш взгляд, такие факты о том, что наделение прокуроров полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок контролирующих органов оказалось недостаточным?

— Да, действительно, органами государственного и имущественного контроля допускаются многочисленные нарушения законодательства при осуществлении контрольных мероприятий. К наиболее распространенным из них можно было бы отнести проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, нарушение порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о проведении плановых и внеплановых проверок; проведение проверки без распоряжения (приказа); неправильное оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки; проведение проверок при отсутствии оснований для их проведения; нарушение сроков и законодательно установленных ограничений проведения проверок.

Необходимо отметить, что благодаря наделению прокуроров полномочиями, связанными с согласованием внеплановых выездных проверок предпринимателей, формированием сводного плана проверок, эти нарушения стали выявляться и пресекаться на начальных этапах исполнения органами контроля своих функций по проведению контрольных мероприятий.

Мониторинг реализации прокуратурой новых полномочий по защите свободы экономической деятельности позволяет констатировать, что они в значительной степени способствуют снижению административного давления на бизнес.

Показатели работы прокуроров в этом направлении за последние три года, прошедшие со времени вступления в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», свидетельствуют о том, что прокурорами отклоняется около 50% обращений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов. В большинстве случаев отказы прокуроров в согласовании внеплановых выездных проверок связаны с отсутствием оснований для их проведения. Благодаря новым полномочиям прокуроров удается предотвращать и пресекать факты необоснованных проверок, грубо нарушающих права и свободы хозяйствующих субъектов.

Можно констатировать, что полномочия прокуроров в рамках данного Закона предоставляют им новые возможности по укреплению законности в сфере защиты свободы экономической деятельности. Они вводят в прокурорский надзор дополнительную информационную составляющую, призванную охватить как можно больше субъектов государственного контроля и предпринимательской среды для выявления нарушений прав и свобод предпринимателей.

Уже на начальной стадии осуществления проверок органами контроля прокуроры выявляют и пресекают нарушения прав хозяйствующих субъектов, не доводя дело до судебных разбирательств. Этому во многом способствует то, что в ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ перечислены грубые нарушения, влекущие недействительность результатов проверки. Раньше многие из этих нарушений прав предпринимателей, допускаемых в процессе осуществления государственного и муниципального контроля, попросту скрывались — не всегда хозяйствующие субъекты обращались в суд за защитой своих прав по разным причинам, в том числе из страха перед контролерами, длительных сроков судебного расследования и издержек.

Кроме того, следует отметить, что в Российской Федерации в развитие положений по защите и поддержке бизнеса в стране в 2012 г. учреждена специальная должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Между Генеральным прокурором Российской Федерации и Уполномоченным подписано Соглашение о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей, налаживание с ним диалога Генеральной прокуратурой Российской Федерации способствуют выработке дополнительных мер, направленных на безусловное обеспечение гарантированной Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, и созданию тем самым благоприятного делового и инвестиционного климата.

С учетом важности задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты приняты меры по изменению структуры органов российской прокуратуры в части осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей. В 2012 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Аналогичные подразделения образованы во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации. Основными задачами являются обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижения административного давления со стороны органов власти, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, а также предупреждение рейдерских захватов собственности.

Принятые меры по оптимизации деятельности российской прокуратуры в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательства способствуют эффективной реализации положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направленных на защиту прав человека и гражданина.

— Одной из важнейших задач органов прокуратуры является оказание помощи в восстановлении нарушенных прав тех категорий граждан, которые по разным причинам не в состоянии сделать это самостоятельно: пенсионеров, инвалидов, пожилых людей. Эта деятельность органов прокуратуры высоко оценивается населением. Не могли бы Вы дать оценку этому участку работы, рассказать об особенностях при осуществлении прокурорами защиты прав социально незащищенных категорий граждан?

— Защита жизненно важных прав социально незащищенных категорий граждан постоянно находится в центре внимания российской прокуратуры и является ее приоритетом. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 миллионов инвалидов, что составляет 8,8% населения страны.

Прокуроры помогают инвалидам и престарелым гражданам решать вопросы реализации и защиты их жилищных и пенсионных прав, обеспечения санаторно-курортным лечением, средствами реабилитации, лекарствами, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.

Российские прокуроры активно используют полномочия по защите социально незащищенных граждан как непосредственно, так и в судебном порядке, что позволяет повысить результативность принимаемых мер и добиться реального восстановления нарушенных прав.

Наиболее распространенными и эффективными являются иски с требованием обязать государственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, юридических лиц оборудовать социально значимые транспортные объекты специальными приспособлениями для инвалидов, а также иски в защиту жилищных и пенсионных прав, прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, лекарствами, о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на приобретение единого билета для льготного проезда, обеспечение безопасности пожилых людей, проживающих в специализированных учреждениях.

Наверное, эта деятельность прокуроров, как никакая другая, повышает авторитет прокуратуры в глазах населения, что нередко отражается в благодарственных откликах.

— Как показывает анализ практики, прокуроры традиционно обеспечивают надзор за исполнением законов в сфере миграционных отношений — это одно из приоритетных направлений работы прокуратуры. Особую актуальность указанные вопросы приобретают в условиях формирования Таможенного союза, не только кардинально меняющего экономическую и геополитическую конфигурацию всего евразийского пространства, но и требующего надлежащего правового обеспечения, гармонизации правоприменительной практики в странах СНГ.

Что в настоящее время, по Вашему мнению, является актуальным в работе прокуроров на данном направлении, какие возникают сложности?

— Особую значимость вопросы исполнения миграционного законодательства получили в связи с утверждением 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., цели и задачи которой направлены на обеспечение максимальной защищенности, комфортности и благополучия россиян, стабилизации и увеличения их численности, а также потребностей отечественной экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии.

Исходя из этого, прокурорским надзором сегодня охвачено исполнение законов в рамках реализации всего многообразия взаимосвязанных и взаимообусловленных миграционных отношений, в том числе в сфере иммиграции, эмиграции, переселения проживающих за рубежом соотечественников, трудовой миграции и др.

С целью устранения фундаментальных причин и условий нелегальной миграции, предотвращения обусловленных этим катаклизмов в социально-экономической сфере прокуроры ориентированы на обеспечение неуклонного соблюдения всеми участниками миграционных отношений законодательно установленных требований, они акцентируют внимание на практике применения правовых и организационных механизмов, гарантирующих права и законные интересы мигрантов в России. В целом надзорная работа в сфере миграции сегодня приобрела системный характер, прокуроры оперативно и принципиально реагируют на выявленные нарушения, добиваются их реального устранения, строгого наказания виновных. Кроме того, наши меры сочетаются с мероприятиями по правовому просвещению мигрантов и оказанием им реальной помощи, прежде всего через консультирование о порядке и формах защиты нарушенных прав, информирование об органах, правомочных восстанавливать нарушенные права, разъяснение законов, в соответствии с которыми должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.

— Александр Эмануилович, как известно, прокуратура при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляет деловое сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. Расширяются и укрепляются эти связи, что позволяет более эффективно решать задачи по защ ите интересов личности и государства, укреплению законности и правопорядка. Как Вы оцениваете результаты этой работы?

— Действительно, у нас сложились эффективные формы взаимодействия прокуратуры с институтом уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Предметом такого взаимодействия является выявление, устранение и предупреждение правонарушений, использование имеющихся у сторон информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий. Между Генеральным прокурором Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации 3 мая 2007 г. заключено Соглашение о взаимодействии.

Сегодня в практической работе органов прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации используются различные формы взаимодействия: согласование планов работ; взаимный обмен информацией; проведение совместных или одновременных проверок исполнения законов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина; организация совместных мероприятий по предупреждению правонарушений; повышение квалификации работников прокуратуры и сотрудников аппарата Уполномоченного (организация встреч, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций); совместная подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации прав и свобод человека и гражданина и др.

Такое взаимодействие является объективно обусловленным. Прокуратура может реально содействовать выполнению уполномоченными своих функций, используя имеющиеся в ее распоряжении средства для обеспечения законных требований уполномоченных, для укрепления их авторитета, помогая реализации их правозащитных акций как путем непосредственного принятия мер по устранению выявленных уполномоченными по правам человека нарушений, так и путем инициирования ею действий государственных органов по устранению нарушений закона, привлечению к установленной законодательством ответственности виновных лиц. В свою очередь, прокуратура в состоянии существенно укрепить свой правозащитный потенциал, используя возможности уполномоченных по правам человека. Сплав разносторонних усилий этих институтов нередко позволяет преодолеть правовую формализованность нормативных предписаний, высветить морально-этическую сторону проблем, способствуя справедливому их разрешению.

За последние годы накоплен обширный опыт взаимодействия прокуратуры с уполномоченными в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Решение общих задач защиты прав граждан и укрепления законности в этой сфере требует активного использования потенциала сотрудничества прокуроров и уполномоченных по правам человека. Необходимо придать этому сотрудничеству систематический и планомерный характер, активнее использовать зарекомендовавшие себя ранее и появившиеся только в последние годы методы взаимодействия, усилить поиск новых действенных форм ведения этой работы.

— В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» с 1 января 2012 г. органы прокуратуры наделены полномочиями по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, следственной работы и прокурорского надзора. Начаты работы по созданию Государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАСПС). Это объемный и трудоемкий процесс, требующий дополнительных материальных, финансовых, трудовых затрат. Каковы, на Ваш взгляд, промежуточные итоги деятельности прокуратуры на этом направлении?

— Решение о создании Государственной автоматизированной системы правовой статистики было принято в 2011 г. В соответствии с планом мероприятий по ее созданию определен порядок передачи этих функций в органы прокуратуры, проводятся необходимые организационно-штатные изменения, продолжают реализовываться мероприятия, направленные на обеспечение объективности и достоверности статистики. Контрольными группами, созданными в прокуратурах субъектов Российской Федерации, осуществляется надзор за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета. В ежедневном режиме проверяются их полнота и достоверность, в ходе проверки необходимые учетные данные корректируются.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 154 проведена апробация системы формирования и ведения федеральной базы данных в сфере правовой статистики.

В феврале 2013 г. планируется начать опытную эксплуатацию Государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне, куда вошли прокуратуры пяти субъектов Российской Федерации и одна транспортная прокуратура.

— Спасибо, Александр Эмануилович, за интересную и содержательную беседу. И в заключение что бы Вы пожелали всем работникам прокуратуры в 2013 году?

— В наступившем году всем работникам прокуратуры — ученым и практикам предстоит активный поиск новых путей укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Нет сомнения в том, что работники прокуратуры успешно справятся с этими непростыми задачами. Хочу пожелать всем им неиссякаемой энергии в нашем общем деле, творческих успехов и достижений и, конечно, здоровья и личного счастья.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *