Организационные меры по реализации правозащитной функции органов прокуратуры при рассмотрении обращений и приеме граждан. Выступление прокурора Тульской области О. В. Черныша

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2013, N 2)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ РАССМОТРЕНИИ

ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМЕ ГРАЖДАН

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ О. В. ЧЕРНЫША

На протяжении ряда лет в прокуратуре Тульской области последовательно принимались меры по повышению эффективности работы с обращениями граждан.

Первое и самое главное — в преддверии выборов Президента Российской Федерации, в 2011 и 2012 гг., мы с губернатором области, руководителями правоохранительных органов провели встречи с жителями всех районов области.

Как в старые времена, в клубах и ДК в прямом смысле слова негде было упасть яблоку. Приходилось устанавливать в фойе, а в летнее время на улице экраны, на которых транслировались встречи. В ходе встреч с населением, где присутствовало от полутора до трех тысяч человек, выяснялись проблемы, волнующие граждан. Вопросы, не требующие проверки, разрешались незамедлительно, в том числе благодаря участию руководителей разного ранга. По тем, что требовали проведения проверочных действий, на месте давались поручения, исполнение бралось на контроль.

Результаты выездов существенно повлияли на снижение числа поступивших обращений. Проведенная работа способствовала росту доверия населения и повышению авторитета как органов прокуратуры, так и органов государственной власти. (На выборах Президента России 67,8% жителей области проголосовали за В. В. Путина.)

Практика таких выездов продолжена, и в настоящее время они проводятся регулярно, от одного до нескольких раз в месяц.

Руководство прокуратуры области принимает самое активное участие в работе приемных Президента Российской Федерации, а также полномочного представителя Президента. В рамках данной работы выезды для приема граждан осуществляются во все районы области.

Работу с обращениями граждан мы осуществляем систематически и планово. Серьезные требования предъявляются к качеству аналитической работы, ведь именно на ее основе определяются болевые точки и приоритетные направления надзорной деятельности, намечаются и проводятся плановые мероприятия.

Так как в 2011 г. наибольшее количество жалоб поступало по вопросам нарушения права на труд, благоприятную среду обитания, прав несовершеннолетних, а также прав участников уголовного процесса на досудебной стадии уголовного судопроизводства, основные усилия прокурорских работников были сконцентрированы именно на этих направлениях.

Результат не заставил себя ждать. Количество поступивших обращений по вопросам надзора за исполнением федерального законодательства в том году сократилось почти на треть, количество удовлетворенных — почти на 40%. Аналогичные показатели и в сфере надзора за следствием и дознанием.

На постоянной основе действует интернет-приемная прокуратуры области, с сотрудниками регулярно проводятся обучающие семинары по вопросам разрешения обращений и приема граждан, осуществляются выезды в подчиненные прокуратуры для проверок и оказания практической помощи. На сайте прокуратуры области в сети Интернет несколько раз в неделю публикуются разъяснения действующего законодательства.

Руководство прокуратуры области во взаимодействии со средствами массовой информации регулярно проводит прямую линию с населением.

Учитывая потребность граждан в разъяснении проблемных вопросов правоприменения, аналогичные прямые линии организуются горрайпрокурорами, в ходе них даются ответы на вопросы граждан по телефону.

Информация о дате и времени проведения данного мероприятия публикуется в местных средствах массовой информации.

Аппаратом прокуратуры области распространен положительный опыт прокурора Веневского района, которым в 2012 г. 16 раз проводилась прямая связь с населением района, что позволило многим гражданам оперативно разрешить волнующие их вопросы.

В салонах городского пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров на территории города Тулы, прокуратурой области размещаются видеоролики с информацией по разъяснению законодательства и правовому просвещению. (Длительность видеороликов составляет 15 секунд, частота показа — 6 раз в час.) Информация обновляется еженедельно.

Горрайпрокурорами информация о правах граждан в сфере противодействия коррупции, нарушениях при предоставлении услуг ЖКХ размещалась на оборотной стороне квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг, на стендах в местах массового пребывания людей. Разрабатывались памятки для предпринимателей — «Проведение проверки контролирующим органом», для граждан — «Защита трудовых прав» и «Как вести себя при вымогательстве взятки».

При разрешении обращений особое внимание уделялось защите прав и интересов ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот и других наименее защищенных категорий граждан.

Ярким примером является рассмотренное прокуратурой области обращение вдовы участника Великой Отечественной войны Марии Васильевны Тришкиной 1920 г. рождения, проживавшей в жилом помещении без электричества, отопления и воды. Проверка показала, что фундамент ее дома находился ниже уровня земли, полы отсутствовали, износ дома составлял 70%. Состояние здоровья заявительницы не позволяет ей самостоятельно передвигаться без посторонней помощи.

На основании решения суда, вынесенного по иску прокурора, Тришкиной выделена субсидия из средств федерального бюджета на приобретение жилья.

На основании принятых по обращениям граждан мер прокурорского реагирования в 2012 г. Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству было приобретено 29 квартир для детей-сирот в городах Алексине и Новомосковске, поселке Заокский Тульской области, заключено 44 государственных контракта на приобретение жилых помещений посредством участия в долевом строительстве жилого дома в г. Туле.

29 декабря Комитетом государственного заказа Тульской области проведены аукционы по приобретению еще 72 жилых помещений для детей-сирот.

По представлениям прокуроров, внесенным по результатам разрешения обращений граждан, возобновлены ежемесячные денежные выплаты стимулирующего характера медицинским сестрам в ГУЗ ТО «Воловская ЦРБ». Педагогам вечерней общеобразовательной школы Киреевского района произведен перерасчет вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. И таких примеров у нас много.

В органах прокуратуры области на протяжении ряда лет отсутствуют повторные обращения из общего количества разрешенных обращений (а их более 20 тыс.), 30-дневный срок проверки продлялся только по одному обращению.

В результате проведенной работы в 2012 г. по сравнению с 2011 г. мы добились сокращения поступивших обращений на 15%, удовлетворенных — на 36%.

По итогам комплексной проверки организации прокурорского надзора в прокуратуре Тульской области этой работе дана положительная оценка.

Заверяю, что темп по повышению эффективности разрешения обращений граждан снижен не будет. Мы осознаем, что прокуратура оказалась фактически единственным органом, способным оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально восстановить нарушенные права заявителей, и особенно тех, которые в силу тех или иных причин не могут сделать это самостоятельно.

В завершение в целях повышения ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан полагаю актуальным внести изменения в КоАП РФ и предусмотреть срок давности привлечения виновных лиц к административной ответственности не 3 месяца, а 1 год, а также ввести более строгую ответственность за повторное совершение данного правонарушения.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *