Что за воротами части? (Надзор военного прокурора за деятельностью воинской части)

(Сузанский С. В.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2001)

ЧТО ЗА ВОРОТАМИ ЧАСТИ?

(НАДЗОР ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ВОИНСКОЙ ЧАСТИ)

С. В. СУЗАНСКИЙ

С. В. Сузанский, подполковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Административная деятельность командира части специфична и многообразна. На первый взгляд, за воротами контрольно — пропускного пункта течет жизнь, подчиненная своим законам, регламентированная специфическими нормами. Командир подчиняется строго определенным лицам, руководствуется в большинстве случаев специальными нормами и правилами. Вооруженные Силы, являясь составной частью нашего общества, не могут оставаться вне контроля. Однако кто может осуществлять контроль за деятельностью воинских подразделений? Круг организаций и должностных лиц, которым в силу должностных полномочий предоставлено право контроля за деятельностью воинских формирований, достаточно большой. Наряду с должностными лицами и органами, осуществляющими внутриведомственный контроль, контроль могут осуществлять специально уполномоченные, независимые государственные органы и инспекции, профессиональные союзы, органы местного самоуправления, средства массовой информации, природозащитные и правозащитные организации, прокуратура. Государственные инспекторы всех специализированных инспекций имеют право в любое время беспрепятственно посещать любые организации и ведомства для проверки, выдавать руководству обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования, налагать штрафы в случае выявления правонарушений.

В данной статье мы остановимся на основных моментах осуществления надзора за деятельностью воинской части. Важная роль в системе контроля за деятельностью воинских формирований принадлежит военной прокуратуре, действующей на основании Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. (с изменениями от 10 февраля 1999 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 г. (с изменениями от 19 ноября 1999 г.; 2 января 2000 г.), Положения о военной прокуратуре, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.

В Законе о прокуратуре сформулирована ее основная задача — осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуратура в Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими актов.

Осуществляя надзор за деятельностью конкретной воинской части, военный прокурор проверяет правильность применения законов, соблюдения требований других нормативных актов без вмешательства в административно — хозяйственную деятельность. Основной задачей его деятельности является выявление и устранение правонарушений, принятие мер к предупреждению правонарушений, искоренению условий, им способствующих. Надзор осуществляется военным прокурором систематически.

В соответствии со своими полномочиями прокурор:

— по предъявлении служебного удостоверения имеет право беспрепятственно входить на территорию и в помещения воинской части;

— истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления;

— знакомится с необходимыми документами, материалами, сведениями, материалами проверок и ревизий;

— требует выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов;

— проверяет исполнение законов в воинской части и должностными лицами в связи с поступившими заявлениями и жалобами;

— требует от должностных лиц, военнослужащих и других граждан устных или письменных объяснений по поводу выявленных нарушений закона;

— опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами военного управления, а также незаконные акты и действия командиров (начальников) и других должностных лиц;

— привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к ответственности;

— принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

— вносит представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

Требование военного прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о предоставлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделении специалистов, о явке в военную прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами, военнослужащими, другими гражданами, которым эти требования адресованы.

Выявив те или иные нарушения, в соответствии с действующим законодательством прокурор вправе обратиться к должностным лицам органов военного управления, имеющим в подчинении таких специалистов, контрольным органам с требованием проведения проверки либо ревизии подчиненной части. Проверка проводится по вопросам, находящимся в компетенции соответствующего органа, должностного лица. Контрольные мероприятия должны быть закончены в месячный срок.

При этом военный прокурор вправе требовать выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов, когда это требует специальных познаний.

Требования могут быть письменными или устными, содержать информацию о том, какие вопросы необходимо выяснить, в течение какого срока планируется использование специалиста.

Руководитель контрольного органа, получив соответствующее требование, не позднее чем через 10 суток направляет своих специалистов для проведения проверки.

Военный прокурор определяет порядок работы специалиста, по согласованию со специалистом уточняет, какие материалы ему необходимо предоставить, порядок ознакомления с документами либо их получения.

Результаты проверки оформляются актом, который направляется прокурору, явившемуся инициатором проведения проверки.

На основании результатов проведенной проверки, полученных материалов, в целях устранения нарушений закона, способствующих этому причин и условий, прокурор имеет право принести протест на противоречащий закону правовой акт, внести предложение об устранении нарушений закона, вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, объявить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Должностные лица, которым направлен протест, могут отклонить протест полностью или в части, направив свои доводы прокурору, который принес протест. Одновременно с направленными доводами могут представляться соответствующие документы, материалы, справки, сведения.

Представление об устранении нарушений закона вносится военным прокурором в орган военного управления, общественную организацию либо командиру (начальнику) или должностному лицу, полномочному устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится военным прокурором в те органы или тем должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляется надзор. В соответствии с законом не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Военный прокурор в зависимости от характера нарушения закона командиром (начальником), иным должностным лицом, военнослужащим или другим гражданином вносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Мотивированное постановление выносится военным прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом (например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в санкционировании выселения в административном порядке и т. п.).

Постановление направляется в соответствующий орган или должностному лицу, полномочному принять меры к наказанию виновных или применить к ним меры общественного воздействия. При возбуждении уголовного дела по материалам общего надзора военный прокурор поручает расследование преступления органу дознания или предварительного следствия.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Важное место в деятельности прокурора занимает надзор за соблюдением прав и свобод человека органами военного управления.

Прокурор при этом не подменяет государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, также не вмешивается в оперативно — хозяйственную деятельность части.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, указанные выше.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении надзора за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах военный прокурор в пределах своей компетенции:

— в целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты;

— знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают наказание на гауптвахте;

— немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте;

— производит опрос арестованных;

— проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (начальников) и других должностных лиц законам и положениям воинских уставов, регулирующим порядок и условия содержания арестованных.

Постановления и предложения военного прокурора относительно соблюдения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий содержания арестованных подлежат обязательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими должностными лицами.

——————————————————————