Надзор за деятельностью органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

(Скорлупин А. Ю.) ("Безопасность бизнеса", 2013, N 3) Текст документа

НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ <*>

А. Ю. СКОРЛУПИН

-------------------------------- <*> Skorlupin A. Yu. Supervision over activities of agencies a state control (supervision) and municipal control.

Скорлупин Александр Юрьевич, старший помощник прокурора города Владимира, юрист 2 класса.

В последнее время роль малого и среднего бизнеса в экономике страны значительно возросла. В связи с этим обостряется проблема законности и обоснованности контроля деятельности предпринимателей. В статье освещается опыт работы прокуратуры города Владимира по защите прав субъектов предпринимательства, а также приводятся конкретные примеры результативной деятельности прокуратуры.

Ключевые слова: субъекты предпринимательства, прокуратура, органы контроля (надзора), проверки, согласование проверок.

Recently the role of small and mid-sized business in economy of the country has significantly increased. In this connection the problem of legitimacy and relevance of control of activities of entrepreneurs has aggravated. The article shows the work of the procurator's office of the city of Vladimir with regard to protection of rights of subjects of entrepreneurship as well as gives examples of efficiency of the procurator's office.

Key words: subjects of entrepreneurship, procurator's office, agencies of control (supervision), audits, coordination of audits.

В настоящее время со стороны государства все больше внимания уделяется вопросам развития предпринимательства в Российской Федерации. С этой же целью принимаются меры по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому весьма актуальным является вопрос законности проведения уполномоченными органами контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы прокуратуры возложены полномочия по проверке законности деятельности контролирующих органов с точки зрения нарушения ими прав предпринимателей.

1. Надзор за соблюдением законодательства

Исполнение законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокуратуры города Владимира. Анализ надзорной деятельности показывает, что с каждым годом увеличивается количество выявленных нарушений в деятельности органов контроля (надзора) в указанной сфере законодательства. Если в 2011 г. было выявлено всего 25 нарушений, то в 2012 г. это количество увеличилось почти в два раза и составило 46 нарушений. Уже в 1 полугодии 2013 г. прокуратурой города Владимира выявлено 38 нарушений, что на 13 нарушений больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В адрес контролирующих органов внесено 8 представлений, 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

2. Согласование проведения внеплановых проверок

О положительной работе прокуратуры г. Владимира свидетельствует снижение количества поступающих от органов контроля (надзора) заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. Так, в 2012 г. в прокуратуру г. Владимира из контролирующих органов поступило 92 заявления о согласовании проведения внеплановых проверок. По результатам рассмотрения поступивших заявлений прокуратурой г. Владимира было принято 26 решений об отказе в согласовании проведения проверок, что составляет более 28% от общего количества поступивших заявлений. В 1 полугодии 2013 г. поступило 32 таких заявления (АППГ - 56), по результатам рассмотрения которых в 10 случаях в согласовании проведения внеплановых проверок было отказано (АППГ - 15), что составляет уже более 30% от общего количества поступивших заявлений органов контроля (АППГ - 26%). Основными причинами отказа в согласовании проведения проверок являются несоблюдение требований к оформлению решений о проведении внеплановых выездных проверок, а также отсутствие оснований для их проведения. Так, в мае 2012 г. в прокуратуру г. Владимира поступило 2 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок в отношении индивидуального предпринимателя из ОНД по Фрунзенскому району г. Владимира и в отношении ООО "Амбитус" из ОНД по г. Владимиру. В нарушение требований законодательства в распоряжениях о проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя отсутствовали сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя и месте фактического осуществления им деятельности, а также срок проведения внеплановой проверки. Что же касается ООО "Амбитус", то в распоряжение были включены два дополнительных адреса фактического осуществления обществом деятельности, сведения о которых отсутствовали в заявлении гражданина, что послужило основанием проведения такой проверки. В связи с этим прокуратурой были приняты решения об отказе в согласовании проведения указанных проверок. При этом следует отметить, что, несмотря на принимаемые прокуратурой города Владимира меры реагирования, органы контроля в сфере пожарной безопасности продолжали допускать одни и те же нарушения при организации проведения внеплановых проверок. В связи с этим уже в 1 полугодии 2013 г., с учетом изучения вновь поступивших заявлений и анализа ранее выявленных нарушений, прокуратурой города Владимира внесено обобщенное представление в адрес Управления надзорной деятельности МЧС России по Владимирской области. Начальник отдела надзорной деятельности привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Аналогичные нарушения выявлялись в Отделе ГИБДД Управления МВД России по г. Владимиру и Отделе Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области в г. Владимире, по которым также были приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.

3. Надзор за нормативными правовыми актами

На постоянной основе обеспечено и осуществление надзора за соответствием нормативных правовых актов органов местного самоуправления, поднадзорных органов контроля (надзора) требованиям законодательства, регулирующего защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная сфера надзора позволяет в целом предотвратить нарушения прав предпринимателей, которые могут принять систематический и законный характер и, соответственно, повлечь многочисленные жалобы с их стороны, что отрицательным образом скажется непосредственно на предпринимательской деятельности. Если в 2012 г. прокуратурой г. Владимира выявлено 2 нормативных правовых акта, которыми ущемлялись права субъектов предпринимательства, то в 1 полугодии 2013 г. выявлено уже 5 таких актов, которые по протестам прокурора приведены в соответствие требованиям действующего законодательства. Так, в частности, по фактам истребования излишних документов от субъектов предпринимательства опротестовано Постановление главы г. Владимира от 28.04.2010 N 1390 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства". Кроме того, по протесту прокурора приведено в соответствие действующему законодательству Постановление главы г. Владимира от 29.01.2010 N 243 "Об утверждении административного регламента исполнения управлением муниципальным имуществом г. Владимира муниципальной функции по предоставлению муниципального имущества в аренду", которым ущемлялись права предпринимателей на рассмотрение обращений в досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Данным муниципальным правовым актом предусматривалось рассмотрение обращений предпринимателей в течение 30 дней вместо предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 15 и 5 дней в зависимости от предмета обжалования.

4. Иные способы защиты предпринимателей

О состоянии законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательства не может свидетельствовать только правомерность проведения контролирующими органами мероприятий по контролю. Именно поэтому прокуратурой анализируется работа всех органов муниципальной власти и учреждений в различных сферах законодательства, которая в той или иной мере затрагивает интересы предпринимателей. Одним из таких направлений надзорной деятельности является соблюдение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. К примеру, в 2012 г. в деятельности государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница N 5 г. Владимира" и "Городская больница N 4 г. Владимира" выявлены факты неразмещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, что привело к уменьшению доли государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, направленной на стимулирование развития предпринимательства в Российской Федерации. По постановлениям прокурора Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области главные врачи указанных больниц привлечены к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) в виде административных штрафов в размере 50000 рублей каждый. Кроме того, по представлениям прокурора 2 должностных лица медицинских учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности.

5. Телефонная линия

Абсолютно негативным моментом является зачастую нежелание предпринимательских структур сообщать о совершаемых в отношении их нарушениях, обусловленное сложившимся стереотипом возможного административного давления со стороны проверяющих. Но это далеко не так. Предприниматели должны отстаивать свои права, в том числе путем обращения в соответствующие надзорные органы. В апреле 2013 г. прокуратурой города на сайте органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир организована телефонная линия в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому по всем вопросам, связанным с ущемлением прав и законных интересов, предприниматели могут обращаться в прокуратуру г. Владимира по телефонам: 32-26-46, 32-24-02. Нарушение законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прежде всего связано с ненадлежащим исполнением должностными лицами указанных органов своих обязанностей. В целом прокуратурой города Владимира достигаются поставленные государством цели по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует в том числе уменьшение количества внеплановых проверок со стороны контролирующих органов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Конечно, еще многое нужно сделать для того, чтобы органы государственной и муниципальной власти, органы контроля (надзора), так сказать, развернулись лицом к предпринимателям и стали в полной мере уважать и соблюдать их права и интересы. Однако уже сейчас принимаемые меры прокурорского реагирования определенным образом влияют на состояние законности на данном направлении, поскольку выявляемые нарушения перестают иметь массовый характер, что, в свою очередь, положительно влияет на безопасность бизнеса.

Литература

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 2. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". 4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 13.08.2009 N 260/7 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры".

------------------------------------------------------------------

Название документа