Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель

(Анохин С. А.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 5) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

С. А. АНОХИН

Анохин Сергей Александрович — кандидат юридических наук, старший преподаватель Московского университета МВД России.

Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель состоит из совокупности прав, обязанностей субъектов земельных отношений и мер юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из основных методов правовой охраны земель. Проблема охраны земель не возникает сама по себе. Причиной осуществления охранительных мероприятий является необходимость устранения последствий, возникающих в результате хозяйственной деятельности. Являясь природным объектом, земля подвержена естественным процессам, одновременно с этим может происходить антропогенное воздействие. Результатом системы факторов является значительное ухудшение качества земель, их деградация, порча, что в конечном счете вызывает невозможность их использования. Наиболее опасными, причиняющими значительный вред земельным ресурсам и земле как природному объекту, являются такие виды хозяйственной деятельности, как недропользование, химическая промышленность, производство, оборот, использование радиоактивных материалов, строительство и эксплуатация объектов транспорта и т. д. Охрана земель — одна из главных задач земельного права, а правовое регулирование этого процесса составляет основную цель земельного законодательства. Охрана и использование земель — сложный, многогранный механизм, требующий различного подхода в понимании. Охрана земель является разновидностью земельных отношений <1>. Поэтому в первую очередь она должна рассматриваться как общественное отношение, возникающее между государством, физическими и юридическими лицами по поводу сохранения нормального состояния земель и восстановления нарушенных, деградированных земель. В этом смысле охрана земель представляет собой деятельность всех субъектов земельных отношений, направленную на сохранение качества земли, восстановление нарушенного состояния земли. В процессе осуществления этой деятельности участники земельных отношений выполняют комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение рационального использования земельных ресурсов и предотвращение негативного воздействия. Являясь общественным отношением, охрана земель урегулирована нормами права, в связи с чем охрана земель образует самостоятельный правовой институт земельного права. Как правовой институт охрана земель — это совокупность правовых норм, регулирующих права и обязанности субъектов земельных отношений по рациональному использованию земли как природного ресурса и предотвращению вредного воздействия на нее, основания и порядок проведения охранительных мероприятий. Земельно-охранительные нормы содержатся в различных отраслях законодательства. Первостепенное значение имеют нормы экологического законодательства, которое устанавливает правовые основы охраны окружающей среды в целом и определяет основные требования к осуществлению хозяйственной деятельности с использованием природных объектов. Земельное законодательство содержит более конкретные правовые требования, направленные на обеспечение безопасности и рациональное использование земель. Немалое значение для правовой охраны отдельных категорий земель имеют нормы природоресурсных отраслей, а также законодательства, регулирующего отдельные виды хозяйственной деятельности. В частности, градостроительное законодательство предъявляет требования по рациональному использованию и охране земель поселений. Правовые нормы Градостроительного кодекса РФ регулируют правила застройки территорий на принципах рациональности и безопасности. Для охраны земель лесного фонда большое значение имеют нормы лесного законодательства, устанавливающие правила лесопользования. Режим особой охраны земель заповедников, национальных парков и других территорий с режимом заповедования определен ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» <2>. ——————————— <1> См.: Габучев С. А. Понятие государственного управления в сфере охраны и использования земель // Российская юстиция. 2008. N 2. С. 64. <2> См.: СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Земельный кодекс РФ не содержит указания на то, что является объектом охраны. Однако при анализе норм ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <3> можно сделать вывод, что объектом охраны земель является земля как природный объект и природный ресурс, а также почва. ——————————— <3> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Необходимость выделения почвы в качестве объекта охраны отмечена и в научных исследованиях <4>. ——————————— <4> См.: Мельник Л. А. Правовая охрана почв. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 198 с.

Земля и верхний слой почвы, являясь неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и иными ценностями недр земли. Без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в недалеком будущем будет наносить вред всей окружающей среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли — почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса. Именно поэтому, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечение (сохранение) основы жизни и деятельности населения и создание условий для устойчивого развития общества. Охране подлежат все категории земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Но приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.) <5>. ——————————— <5> См.: Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю. Г. Жарикова. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС; Изд-во Проспект, 2007. С. 144.

Как указано в ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы по охране земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий. В результате конституционных норм (ст. 9 Конституции РФ), устанавливающих, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно п. 2 ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются: 1) предотвращение негативного воздействия на земельные участки (предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности); 2) обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено (обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим вредным воздействиям хозяйственной деятельности). Субъектами охраны земель следует признавать всех участников земельных отношений: государство в лице уполномоченных органов, собственников, пользователей, владельцев, арендаторов земельных участков, физических и юридических лиц. Важно отметить, что в обществе сложилось устойчивое мнение, согласно которому охрана земель — это забота и обязанность органов государственного и муниципального управления. Ясность и решение вопроса однозначны — каждый субъект наделен правами и обязанностями в сфере охраны земель, но не надо забывать три правила. Первое правило: конституционная обязанность каждого — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Второе, установленное гражданским законодательством правило: бремя содержания имущества возложено на собственника или иного законного владельца имущества. И наконец, третье: содержание охраны земель составляют мероприятия, обязанность проведения которых возложена на собственников и иных законных пользователей земель. Однако это вовсе не означает, что государство ничего не должно делать. Роль государства двойная. С одной стороны, она складывается в сфере управления, то есть охрана земель государством представляет собой комплекс организационно-управленческих мероприятий. С другой стороны, государство (муниципальные образования) выступает собственником земель, и, следовательно, должно осуществлять мероприятия, составляющие содержание охраны земель. Содержание охраны земель (ст. 13 ЗК РФ) включает в себя обязанность собственников, а также лиц, не являющихся собственниками земель, проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородию; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и бытовыми отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов, ведущих к деградации земель; 3) защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Самой активной мерой улучшения земель служит их мелиорация (это слово в переводе с латыни означает именно «улучшение»). В этих целях принят Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации» <6>. ——————————— <6> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

Как указано в ст. 1 названного Закона, мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. В дополнение к указанным мероприятиям по охране земель можно назвать требования, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; — сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; — осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; — своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; — своевременно производить платежи за землю; — соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; — не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; — выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами. В целях обеспечения рационального использования и охраны земель ст. 56 ЗК РФ устанавливает специальные ограничения прав на землю. В частности, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: — особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; — особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; — условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; — иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Они устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Эти ограничения прав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <7>. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. ——————————— <7> См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются Земельным кодексом, другими федеральными законами <8>. ——————————— <8> См.: Дихтяр А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Право и экономика. 2008. N 9. С. 72.

Впервые Земельный кодекс РФ регулирует использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению (ст. 14). В этом случае земельные участки, которые подверглись радиоактивному и химическому заражению и на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), подлежат ограничению в использовании и исключению из сельскохозяйственного оборота и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Под консервацией деградированных и загрязненных токсичными отходами земель понимается вывод их из хозяйственного оборота с целью сохранения и восстановления плодородия почвы и улучшения состояния окружающей среды. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения качественного состояния почв. Консервации подлежат: 1) сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, в случаях, когда дальнейшее использование этих земель по целевому назначению приводит к развитию негативных процессов, ухудшению почв и экологической обстановки; 2) земли, зараженные токсическими промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота <9>. Оно устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. ——————————— <9> См.: СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

Консервация допускается к землям: а) подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также к землям, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека: б) подвергшимся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также к землям в районах Крайнего Севера, занятым оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; в) имеющим просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; г) загрязненным радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ. Юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями проводятся специальные (почвенные, геоботанические, агрохимические и др.) обследования по утверждаемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель. Предложения по консервации земель должны включать: а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании; б) карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков); в) предложения об участии правообладателей земельных участков; собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий; г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель. Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов РФ, а в отношении земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления. На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними <10>. ——————————— <10> См.: Земельное право: Учебник / Под ред. Г. В. Чубукова, Н. А. Волоковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. С. 118 — 119.

В целях охраны земель используются все предусмотренные экологическим и земельным законодательством средства и методы. В частности, ведение мониторинга земель позволяет своевременно выявить изменение состояния земель, оценить эти изменения, разработать прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов. Статьи 71 — 73 ЗК РФ предусматривают осуществление государственного, муниципального, общественного и производственного земельного контроля за использованием и охраной земель (См.: Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле» <11>). ——————————— <11> См.: СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 ЗК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя (граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности) в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения. Из них наиболее распространенными являются следующие. Порча земель (ст. 8.6): п. 1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; п. 2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Содержание данного правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной эксплуатации. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7). Состав административного правонарушения в этом случае включает в себя невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, изыскательных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8). Содержанием данного правонарушения является использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Новый КоАП РФ впервые включает нормы, устанавливающие административную ответственность за: — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ (ст. 10.9); — повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10). Содержание данного правонарушения предусматривает ответственность за: — нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения; — повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения; — сооружение и (или) эксплуатацию линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства в области мелиорации земель не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. А за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении вышеназванные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Таким образом, административно-правовая охрана земель представляет собой установление и соблюдение норм и правил рационального их использования. Закрепленный в земельном законодательстве порядок использования земель преследует задачу обеспечить сохранение, восстановление и улучшение земельных ресурсов. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения, разрушения и т. д. Закрепленный порядок в Кодексе РФ об административных правонарушениях представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Библиографический список

1. Габучев С. А. Понятие государственного управления в сфере охраны и использования земель // Российская юстиция. 2008. N 2. 2. Дихтяр А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Право и экономика. 2008. N 9. 3. Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю. Г. Жарикова. 2-е изд. М.: КНОРУС; Изд-во «Проспект», 2007. 4. Мельник Л. А. Правовая охрана почв: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 5. Земельное право: Учебник / Под ред. Г. В. Чубукова, Н. А. Волоковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *