Туристское образование, бизнес и власть: новые механизмы партнерства

(Власова Т. И.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 4)

ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПАРТНЕРСТВА

Т. И. ВЛАСОВА

Власова Т. И., ректор Балтийской академии туризма и предпринимательства, президент национальной академии туризма, доктор педагогических наук, профессор.

Вступление в этом году России в ВТО еще больше усилит и без того жесточайшую конкуренцию на туристском рынке, а также на рынке образовательных услуг. В этих условиях неизмеримо возрастает роль системы туристского образования, призванной готовить для индустрии туризма инновационные кадры, способные работать на основе самых современных передовых технологий.

Для обеспечения конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик мы должны взять все лучшее, что существует в других эффективно развивающихся образовательных системах, а не зацикливаться на самобытности и уважении к былым заслугам.

Россия сможет закрепить свои позитивные сдвиги, защитить уникальность отечественной академической культуры, выйти на инновационный режим развития, если помимо прочего включит ресурс мировых тенденций реформирования системы образования. И в первую очередь это касается лучших зарубежных практик взаимодействия образования с миром труда.

Важнейшим инструментом такого взаимодействия является социальное партнерство, под которым понимается практика совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.

Необходимость социального партнерства в образовании обусловлена и интересами субъектов образовательной политики, главными из которых являются государство, работодатели и население. Интересы государства мы находим в массе нормативных и программных документов, выпущенных в последние годы Правительством РФ, Минобрнауки РФ и Рособрнадзором, в бурной деятельности, предпринимаемой в последнее время министерством по оптимизации сети вузов.

Интересы работодателей всем хорошо известны. Это стремление получить квалифицированного специалиста, готового быстро адаптироваться к новым условиям труда, к новым технологиям, умеющего быстро обучаться и т. д. Интересы населения достаточно четко определены социологическими исследованиями последних лет. Наиболее сильной тенденцией является получение детьми высшего образования (88 — 90% респондентов), менее выраженной — предпочтение высокого качества образования.

Отсюда понятно, что система образования не может быть переведена в новое качество без учета интересов всех субъектов образовательной политики, включая институты гражданского общества.

Сегодня уже недостаточно простого участия работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в предоставлении баз для производственной практики студентов, в проведении отдельных учебных занятий. Речь должна идти о развитии социального партнерства в профессиональном образовании как особом типе взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка, региональными органами законодательной и исполнительной власти, региональными службами занятости, общественными организациями, нацеленном на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

При этом система партнерства в образовании должна складываться и функционировать на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и низовом, то есть на уровне образовательного учреждения. Безусловно, главенствующая роль в налаживании этой системы должна принадлежать государству, которое на федеральном и региональном уровнях обеспечивает, в первую очередь, правовые и организационные сцепления участников системы социального партнерства. Первые шаги (хотя и робкие) в этом направлении государство делает. В конце 2007 г. были приняты законодательные акты по порядку участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке ФГОС, перечней направлений и специальностей, государственной аккредитации образовательных учреждений. Недавно объявлено о создании Национального агентства развития квалификации — организации, которая будет добиваться соответствия качества подготовки специалистов реальным потребностям экономики, в том числе путем разработки и внедрения профессиональных стандартов, обеспечение их преемственности с ФГОС, создания независимой системы оценки результатов обучения и сертификации квалификаций и т. п.

К чести туриндустрии вопросы социального партнерства в сфере подготовки кадров здесь решаются намного успешнее, чем в целом по стране. Как известно, в 2005 г. совместным Приказом Федерального агентства по образованию и Федерального агентства по туризму был создан Межведомственный экспертный совет по подготовке кадров для сферы туризма, объединивший руководителей ведущих туристских компаний и гостиниц, основных туристских вузов и ссузов, который много сделал для развития системы туристского образования в стране. Мы поддерживаем идею возобновления его деятельности на новой основе и с новым составом.

Сегодня одним из основных сдерживающих факторов в развитии связей между системой образования и работодателями является отсутствие четко сформулированных требований со стороны последних к профессиональному образованию. Первый, кто это сумел сделать, — Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО), чью деятельность в этом направлении особо отметило в свое время Минобрнауки.

Разработанная ФРиО совместно с Центром изучения проблем профессионального образования Методика формирования профессиональных стандартов прошла широкое обсуждение в бизнес-сообществе и была использована в качестве основы макета профессионального стандарта, утвержденного Национальным агентством развития квалификации при РСПП.

Как известно, Федерация совместно с партнерами разработала ряд принципиально новых профессиональных стандартов, которые были утверждены на комиссии РСПП и рекомендованы образовательным учреждениям к использованию при разработке ФГОС, проектировании образовательных программ для всех уровней образования, при разработке учебно-методических материалов и т. п. К сожалению, эта хорошая инициатива не была официально поддержана, что привело к парадоксальной ситуации, когда новые ФГОСы разрабатывались без учета профессиональных стандартов.

В этих условиях, когда на высшем уровне очень медленно решаются назревшие проблемы образования, необходимы инициативы снизу, и в этом плане Балтийская академия туризма и предпринимательства (БАТиП) накопила довольно солидный опыт. Сегодня академия активнейшим образом взаимодействует с работодателями, с Российским союзом туриндустрии, Национальной академией туризма, Законодательным собранием Санкт-Петербурга, Управлением по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, Торгово-промышленными палатами России и Санкт-Петербурга.

Сегодня мы не мыслим своей деятельности без теснейшей интеграции образовательного процесса с турбизнесом и наукой, без широкого взаимодействия и сотрудничества с работодателями, профильными комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, профессиональными и общественными объединениями в сфере туризма (в первую очередь, с Российским союзом туриндустрии и Национальной академией туризма).

Из широкого спектра направлений сотрудничества с работодателями и органами власти назовем только основные, те, которые стали органической частью повседневной деятельности академии:

— заключение долгосрочных договоров с предприятиями туриндустрии о взаимовыгодном сотрудничестве, предусматривающем проведение практик студентов, взаимное обучение студентов и персонала турфирм (гостиниц) и т. д. (сегодня подобные договоры имеются более чем со 110 предприятиями);

— проведение совместных научных исследований, разработка программ и проектов развития туризма, в том числе по заказу администраций города и области. Последний пример такого сотрудничества — участие ученых академии в разработке Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011 — 2016 годы;

— привлечение к образовательному процессу практических работников туриндустрии в качестве штатных преподавателей и совместителей с целью повышения качества преподавания специальных туристских дисциплин;

— проведение регулярных (2 раза в год) семинаров и круглых столов руководящего, профессорско-преподавательского состава академии с руководителями туристских предприятий по обсуждению вопросов содержания и качества подготовки студентов;

— привлечение к работе в качестве председателей и членов ГАК руководителей крупных туристских компаний, ассоциаций, представителей туристской администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

— включение представителей от работодателей и профильных комитетов города и области в состав ученого и попечительского советов;

— разработка дипломных работ и проектов студентами академии по тематике, формируемой профильными комитетами администраций города и области, крупными туристскими компаниями;

— ежегодное проведение совместных международных, региональных, городских научно-практических конференций и нескольких круглых столов, посвященных актуальным проблемам развития туризма;

— регулярные встречи и беседы со студентами руководителей профильных комитетов и директоров крупнейших туристских, транспортных и других компаний;

— назначение лучшим студентам академии именных стипендий от ведущих туристских компаний города;

— привлечение ученых академии для экспертизы принимаемых решений, проектов, законодательных и иных актов, разрабатываемых во властных структурах города и области; работа представителей вуза в профильной комиссии по туриндустрии Законодательного собрания Санкт-Петербурга;

— проведение выездных расширенных заседаний ученого совета академии на базе предприятий туриндустрии (отелей, крупных фирм, санаториев, спортивно-оздоровительных учреждений) с обсуждением вопросов подготовки кадров, открытия новых направлений подготовки (специальностей);

— подготовка ученых и педагогов из числа практиков туризма через аспирантуру, соискательство и диссертационный совет академии с целью дальнейшего использования их в образовательной деятельности и научной работе. Так, только за последнее время кандидатские и докторские диссертации в совете академии по актуальным темам развития туризма в регионе защитили 12 человек из числа руководителей туркомпаний, отелей и органов власти;

— создание в академии специализированного штатного подразделения по связям с туриндустрией, трудоустройству и сопровождению выпускников.

Уже в течение многих последних лет в академии не существует проблемы трудоустройства выпускников. Они на 100% востребованы рынком труда, причем порядка 95% выпускников работают по специальности.

Некоторые объясняют это удачной для вуза ситуацией на туристском рынке Санкт-Петербурга, бурным развитием туристского и гостиничного бизнеса в регионе. Но это верно только отчасти. Наш вуз никогда не смог бы добиться своего нынешнего лидирующего положения на Северо-Западе России как ведущего научного, учебного и методического центра туризма, если бы в начале века не принял для себя стратегию развития и обеспечения конкурентоспособности, одной из важнейших составляющих которой являлась тесная интеграция с турбизнесом и наукой. Именно тогда и исключительно по нашей инициативе были осуществлены первые контакты с работодателями и заложены основы для дальнейшего укрепления связей с туриндустрией, вылившиеся в настоящее время в создание эффективной системы взаимовыгодного сотрудничества.

Сегодня ситуация во многом изменилась, и уже работодатели, представители турбизнеса приходят к нам со своими предложениями и проектами. И это объяснимо: острая конкуренция на рынке туристских, гостиничных и ресторанных услуг буквально толкает предприятия к вузам, особенно к тем, где хороший инновационный климат, где разрабатываются и применяются современные образовательные и бизнес-технологии.

Среди реализуемых в последнее время направлений, которые могут быть рекомендованы другим туристским вузам, необходимо назвать следующие.

1. Создание инновационного центра практико-ориентированного обучения студентов на базе нескольких отелей Санкт-Петербурга (группа «Отели на Невском», «Маршал», «Галакт» и др.). Суть этого проекта — создание технологий, предусматривающих организационный перенос изучения дисциплин профессионального блока по гостиничному делу и осуществление профессионально-ориентированной деятельности студентов в условиях реальной работы отеля. В результате использования такой формы интеграции образования и практической деятельности появилась реальная возможность обновления образовательных программ, постоянной актуализации содержания профессиональной подготовки студентов академии и модернизации образовательных технологий в соответствии с процессом развития современной науки и передовых туристских и гостиничных технологий. При этом академия реально повышает качество подготовки своих выпускников, а отели не только обеспечивают себя молодым поколением, но и сами трансформируются в современную форму обучающей и обучающейся организации, что бесспорно повышает их конкурентоспособность.

2. Разработка содержания учебных программ вариативной части ФГОС с обязательным участием наших партнеров из турбизнеса. При этом практически в режиме онлайн осуществляется постоянный пересмотр и уточнение этого содержания, особенно в части правовых вопросов. Например, принятие в настоящее время изменений в миграционном законодательстве, закона о персональных данных, имеющих значение в работе отелей, сразу же отражается в соответствующих дисциплинах.

3. Включение в учебный процесс мастер-классов и круглых столов, проводимых представителями турбизнеса.

4. Предоставление нашими партнерами из числа турфирм и отелей для внедрения в учебный процесс специального программного обеспечения, а также профессиональных тестов для проверки уровня подготовки сотрудников, используемых в их практической деятельности (бесплатно или со значительной скидкой).

5. Разработка учебников, учебных пособий и монографий учеными академии совместно с представителями турбизнеса. На сегодня уже издано несколько таких книг. Среди них — востребованные в вузах учебные пособия «Организация гостиничного дела» (2011), «Предпринимательская деятельность в туризме и гостиничном хозяйстве» (2012), «Технология и организация услуг питания» (2012) и др. Данное направление мы считаем очень актуальным, так как издаваемая в последние годы учебная и научная литература по туризму и гостеприимству отличается недостаточным качеством, отсутствием практических рекомендаций и методик. Слабая практико-ориентированность учебных книг — главный их недостаток, не позволяющий выполнить задачу ФГОС по формированию профессиональных компетенций у выпускников. Учебные дисциплины по новым ФГОС требуют нового научного, методического и практико-ориентированного содержания, что может быть реализовано разработкой современных учебников, учебных пособий и монографий только совместными усилиями преподавателей и практиков туризма. Эффективность данной работы, которая очень важна для всех туристских вузов страны, может быть обеспечена только при государственном заказе на разработку литературы и возложении функций по ее организации на Национальную академию туризма как имеющую богатый положительный опыт обеспечения взаимовыгодного сотрудничества ученых и практиков туризма.

6. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии турбизнеса.

В настоящее время в стране практически отсутствует система переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Такая система должна быть создана на базе профильных туристских вузов, которые с привлечением авторитетных практиков туризма должны обеспечить подготовку специалистов, начинающих работать в отрасли, а также повышение квалификации работников туротрасли по актуальным вопросам их практической деятельности. Так, БАТиП на основе договора о сотрудничестве с компанией «RUSOTELS. RU» (тренинг-центр) успешно реализует подобный проект, используя его ресурсы также в интересах подготовки своих студентов.

Говоря о перспективах и нерешенных проблемах в развитии партнерства с турбизнесом, стоит еще раз напомнить о необходимости широкого участия работодателей, профессиональных и общественных организаций в решении задач модернизации туристского образования, и в первую очередь путем общественного регулирования образования, то есть с использованием механизмов общественно-профессиональной аккредитации вузов и образовательных программ, а также публичного оценивания учебных заведений, где ведущая роль принадлежит рейтингованию (ранжированию).

К сожалению, далеко не все работодатели понимают важную роль рейтинга вузов, который во всем мире является важнейшей составляющей национальных систем общественно-профессиональной оценки качества подготовки специалистов и методом трансляции определенных ценностей в сфере образования. Так, проводя ежегодно совместно с НАТ опросы работодателей, БАТиП постоянно сталкивается со случаями отказа некоторых предприятий проранжировать туристские вузы Санкт-Петербурга по качеству подготовки студентов со ссылкой на нежелание обидеть своих партнеров.

Рейтинг в первую очередь нужен работодателям, так как позволит им рекрутировать выпускников вузов-лидеров, а также населению, потому что поможет абитуриентам и их семьям сориентироваться при выборе вуза на основании потребностей рынка труда. Вместе с тем в нем заинтересованы и нормальные вузы. Сегодня на рынке нет независимой информации о том, где учат действительно хорошо, а где делают вид, что учат.

Введение системы общественно-профессиональной аккредитации и рейтингования вузов и образовательных программ позволит на основе формирования новых механизмов участия работодателей, профессиональных и общественных организаций сферы туризма (РСТ, НАТ, АТОР, РГА и др.), образовательного сообщества в процессе независимой экспертизы качества туристского образования определить те вузы, в которых качество подготовки находится на высоком уровне и соответствует требованиям современного рынка, а также информировать население о вузах с низким качеством подготовки, которых, к сожалению, очень много. Это, в первую очередь, непрофильные вузы (технические, транспортные, нефтегазовые, сельскохозяйственные и др.), где туризм является чужеродным и которые по определению не могут обеспечить высокое качество подготовки специалистов.

Сегодня ученые БАТиП, а также Национальной академии туризма на основе опыта участия в мониторингах деятельности вузов, проводимых в последнее время Минобрнауки РФ, готовы разработать модель рейтинга туристских вузов с учетом их специфики и предложить ее для апробации.

И последнее. Необходимо принять меры по скорейшей разработке и введению новых профессиональных стандартов для туриндустрии. В них не в меньшей степени, чем туристские предприятия, заинтересованы вузы, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. При отсутствии конкретных профессиональных требований к должностям работников туристской отрасли, по большому счету, невозможно качественно и на должном уровне решить задачу практико-ориентированного обучения студентов. Особенно с учетом новых квалификаций (степеней) у выпускников вузов: бакалавр и магистр.

——————————————————————