Современное состояние нормативно-правового регулирования порядка установления режима сокращенного рабочего времени для работников медицинских организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

(Филиппов Ю. Н., Хазов М. В., Абаева О. П., Мурыгина М. М.)

(«Медицинское право», 2013, N 5)

Текст документа

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ РЕЖИМА СОКРАЩЕННОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ДЛЯ РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ

С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Ю. Н. ФИЛИППОВ, М. В. ХАЗОВ, О. П. АБАЕВА, М. М. МУРЫГИНА

Филиппов Юрий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, директор Института последипломного образования, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПКВ ГБОУ «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ.

Хазов Михаил Владимирович, заместитель директора по медицинской части ГБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА.

Абаева Ольга Петровна, доктор медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПКВ НГМА.

Мурыгина Мария Михайловна, начальник отдела кадров ГБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА.

Статья посвящена проблемам регламентации рабочего времени данной категории сотрудников медицинских организаций. Авторы проводят анализ современной нормативной базы, регулирующей принципы выделения среди сотрудников организации лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и установления льгот данным категориям работников.

Ключевые слова: вредные, опасные условия труда, сокращенная продолжительность рабочего времени.

Contemporary state of normative-law regulation of the procedure of establishment of shortened work time regime for workers of medical organizations employed at works with harmful and (or) dangerous labor conditions

Yu. N. Filippov, M. V. Khazov, O. P. Abaeva, M. M. Mury’gina

Article is devoted to the problems of the regulation of working hours of the employee category of medical organizations. The authors analyze the current legal framework governing the principles of separation of members of the organization of persons engaged in work with harmful and (or) hazardous working conditions, and benefits of establishing these categories of workers.

Key words: harmful, dangerous working conditions, shorter working hours.

Конфликтные ситуации между работниками и работодателями существуют с момента зарождения трудовых отношений, при этом современный этап развития российской экономики характеризуется достаточно частым выходом производственных конфликтов за рамки организации. Современные работники знают свои права и активно отстаивают их в различных, в том числе судебных, инстанциях. Одной из важнейших проблем в области трудового права является регламентация режима труда работников. При этом решение данной проблемы в медицинских организациях имеет определенную специфику: в связи с высокой социальной значимостью здравоохранения руководитель медицинской организации должен совместить выполнение норм трудового права для персонала и обеспечение доступности медицинской помощи населению с учетом постоянного изменения ее потребности. Как показывает опыт практической работы, одним из наиболее сложных вопросов, возникающих у главных врачей и специалистов кадровых служб медицинских организаций, является определение порядка работы в условиях сокращенного рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В связи с чем целью нашего исследования явилось изучение современного состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок установления режима работы в условиях сокращенного рабочего времени для работников медицинских организацией, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Факторы производственной среды подразделяются на вредные и опасные. Воздействие вредного производственного фактора на работника может привести к его заболеванию, а опасного — к травме. Для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. В связи с чем возникает необходимость четкой регламентации порядка отнесения работников к данной группе и определения характера условий их труда для установления льгот. Работников медицинских организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся медицинские работники. В соответствии с определением, регламентированным в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. В аспекте установления режима сокращенного рабочего времени для медицинских работников, в том числе и занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, важнейшим подзаконным актом является Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности». Кроме того, в корреспонденции с данным Постановлением действуют и иные документы, определяющие продолжительность работы сотрудников отдельных служб: фтизиатрической службы, психиатрической, медицинских работников, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным пациентам и др. [1, 2].

Вторая группа сотрудников медицинских организаций не являются медицинскими работниками, следовательно, на них распространяются лишь общие принципы установления льгот. На протяжении многих лет общеполагающим и фундаментальным документом, позволявшим выделить работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, из всего трудового коллектива являлось Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Конечно, по целому ряду причин: изменение номенклатуры должностей, порядка учета рабочего времени и др. — применение современными кадровыми службами Постановления было затруднено. Тем не менее и Постановление, и Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, являлись важнейшими документами, регламентирующими права работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. В связи с чем перечисленные документы были рекомендованы к использованию в письме Министерства труда и занятости населения РФ от 30 июня 1992 г. N 1358-ВК для установления режима сокращенного рабочего времени и для расчета дополнительных отпусков работников.

30 июня 2006 г. федеральным законодательством полномочия по регламентации прав работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, были переданы Правительству Российской Федерации, что послужило основанием для принятия Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (действующая редакция содержит изменения от 28.06.2012). Данный документ регламентировал установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю. В качестве основания для установления подобной льготы данным Постановлением Правительства предусматривалась аттестация рабочих мест.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ принципы аттестации были регламентированы в Приказе от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», действие которого было прекращено с выходом Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н с аналогичным названием. Однако специалисты ЦК профсоюзов РФ отмечают, что вследствие отсутствия единого центра, координирующего данную работу, проведение аттестации рабочих мест зачастую сводится только к определению классов условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ. При этом недостаточно учитывается биологический фактор, что особенно актуально для учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Кроме того, не всегда уделяется должное внимание напряженности трудового процесса для работников интеллектуального труда, подвергающихся действию психологических стресс-факторов [3].

Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления установить (с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) условия предоставления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени и иных льгот. Таким образом, Правительство РФ признало необходимость обновления вышеупомянутого Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ так и не подготовило необходимые нормативные акты, в практической деятельности юристы и кадровики при подготовке коллективных договоров по-прежнему ссылались на нормы советских документов.

Ситуация окончательно запуталась с выходом Определения Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 «О прекращении производства по делу о признании недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 4 Инструкции о порядке применения Списка… утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20″. В данном документе упомянуто мнение представителей Минздравсоцразвития РФ о прекращении действия перечисленных документов с момента принятия действующей версии ТК РФ. (При этом считаем необходимым подчеркнуть, что в 2004 г. решение Верховного Суда РФ от 15.04.2004 N ГКПИ 2004-481 и Определение от 08.07.2004 N КАС04-266 были посвящены легитимности отдельных пунктов многострадальных постановлений Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС, т. е. данные документы рассматривались как действующие.) Резолюция Определения информации о прекращении действия документов не содержала. В связи с чем специалисты Роструда (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 июня 2012 г. N ПГ/4463-6-1 «О применении Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день») посчитали применение Списка возможным, до принятия нового порядка предоставления компенсаций. Аналогичная позиция высказана в письме Федерации независимых профсоюзов России от 15.05.2012, где указано, что любой правовой акт, изданный уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке, является обязательным для исполнения всеми, кому он адресован, до тех пор, пока он в установленном порядке не отменен, не изменен, не приостановлено его действие. Специалисты Министерства здравоохранения и социального развития РФ в письме от 4 июня 2012 г. N 2338-12 «О реализации Определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2012 N АКПИ12-317» отказались прокомментировать ситуацию.

В связи с многочисленными обращениями работодателей Министерством труда и социальной защиты 1 октября 2012 г. были опубликованы разъяснения «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870». Согласно данному документу, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Министерство труда и социальной защиты рекомендует к использованию Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20. При этом в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что до принятия нормативных документов, регламентирующих порядок установления режима сокращенного рабочего времени работникам медицинских организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, основополагающими регламентами в решении данного вопроса остаются Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности» и Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».

В современных условиях особое значение приобретает четкая регламентация льгот, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на уровне локальных нормативных актов организации, в первую очередь коллективного договора.

Основанием для установления сотрудникам медицинских организаций (как медицинским работникам, так и прочим контингентам) режима работы во вредных и (или) опасных условиях труда являются результаты аттестации рабочих мест.

Список литературы

1. Гейц В. И. Нормирование труда и регламентация рабочего времени. М.: Геотар-мед, 2010. 256 с.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007 (издание четвертое, исправленное, дополненное и переработанное).

——————————————————————

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. Ю. П. Орловского. 4-е изд. М.: Контракт, Инфра-М, 2009. 1391 с.

3. Мониторинг результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях здравоохранения: по материалам ЦК профсоюзов // Охрана труда и противопожарная безопасность в учреждениях здравоохранения. 2011. N 12. С. 62 — 63.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *