По законам военного времени

(Шестакова Е.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 18) Текст документа

ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Е. ШЕСТАКОВА

Екатерина Шестакова, кандидат юридических наук, г. Москва.

Победа в Великой Отечественной войне поставила перед Советским Союзом ряд вопросов, которые нашли свое отражение в законодательных актах, направленных на решение двух основных задач: экономическое восстановление страны и управление. Время показало, что их реализация зачастую была более эффективной, чем сегодня. Это связано прежде всего с мобилизацией всех сил народа, четко поставленными задачами, которые были сформулированы в законодательных актах.

Сфера экономических реформ

Советский Союз столкнулся с проблемой огромного ущерба, нанесенного войной <1>: 13 сентября 1945 года газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков: ——————————— <1> www. protown. ru

— в концентрационных лагерях погибло более 25 млн. советских граждан; — выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий; — оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тыс. сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек; — разграблено и разорено 98 тыс. колхозов, около 2 тыс. совхозов, 3 тыс. машинно-тракторных станций; — похищено 17 млн. крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз, свиней, сельское хозяйство СССР лишилось 7 млн. лошадей, 137 тыс. тракторов и многого другого. Среди разрушенных и наиболее пострадавших городов — крупнейшие промышленные и культурные центры: Сталинград, Севастополь, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орел, Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону и многие другие. Немецко-фашистские захватчики разрушили 31850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 млн. рабочих; уничтожили или вывезли 239 тыс. электромоторов, 175 тыс. металлорежущих станков <2>. ——————————— <2> Сборник сообщений Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. М., 1945. С. 429 — 431.

Прямой ущерб, нанесенный захватчиками, составлял 679 млрд. руб. План восстановления и развития экономики включал следующие задачи: — промышленность должна была быть перепрофилирована в мирное русло и достигнуть довоенного уровня уже в 1948 году, а к концу пятилетки — превысить его на 48%; — должны были получить развитие жизненно необходимые отрасли. Очевидно, что реализация экономических задач во многом зависела от законодательной базы, которой послужил Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. Фактически данный Закон содержал план развития пятилетки. В отличие от сегодняшних прогнозных планов он имел ряд преимуществ: — обязательный характер исполнения плановых значений; — отсутствие различных сценариев развития страны; — определенность поставленных задач. Вместе с тем этот Закон имеет схожие черты с нынешним федеральным бюджетом, поскольку в нем также были определены конкретные суммы денежных средств на осуществление экономических программ. Так, для того чтобы обеспечить высокие темпы накопления с объемом централизованных капитальных вложений для восстановления и развития народного хозяйства СССР на пятилетку, предусматривалось выделение сумм в размере 250,3 млрд. руб. и ввод в действие восстанавливаемых и новых предприятий стоимостью 234 млрд. руб. (в сметных ценах 1945 года). Рассмотрим основные положения данного Закона <3>. В документе ставились следующие задачи: ——————————— <3> 1917 — 1940. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост. А. С. Орлов и др. М., 2000.

1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР. 2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления. 3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР. 4. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве. 5. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей. 6. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров. В целом поставленные в законе задачи были выполнены. Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 году превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Также задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т. д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достиг довоенного уровня. Если говорить о сегодняшних экономических программах, вопросы которых нашли отражение в законах, то многие из них остались неизменными. Это и увеличение жилищного фонда (развитие ипотечного кредитования), и производство, и обеспечение роста высококвалифицированных технических кадров («Сколково»). Таким образом, можно сказать, что времена меняются, а вопросы остаются. Отличие между законодательными актами также заключается в том, что после войны законодательное решение вопроса закреплялось в меньшем количестве актов. Кроме того, не было проблем с коррупционной составляющей. Однако с точки зрения экономических последствий страна находилась в более плачевном состоянии, но конкретные задачи, изложенные в законодательном акте, были выполнены. А конечная реализация, эффект закона — лучшая оценка для его качества.

Крым, Кавказ и Крайний Север

Развитие отдельных территорий страны являлось одной из приоритетных задач как в царское, так и в советское время. Но именно после войны удалось создать условия, которые сделали работу на Крайнем Севере более привлекательной. Законодательное закрепление получили дополнительные отпуска сверх установленных в размере 18 календарных дней (30 дней при ненормированном рабочем дне), возмещение расходов на проезд, установление специальных надбавок по истечении 6 месяцев в размере 10%, а также предоставление жилой площади. Данные льготы устанавливались Президиумом ВС СССР в Указе от 01.08.1945 «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера». Более того, целый ряд льгот получил развитие и действует до сих пор. Законодательное развитие получили не только экономические аспекты, но и вопросы территориального устройства страны. Официальная причина заключалась в том, что многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывала противодействия предателям Родины. В связи с этим чеченцы и крымские татары были переселены в другие районы СССР, что и явилось в дальнейшем скрытой причиной конфликтов <4>. ——————————— <4> Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк, 1976. С. 83 — 84.

Территориальное изменение страны осуществлялось на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.06.1946 «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область».

Изменения в ГК и УК

Послевоенное время требовало и изменений в Гражданском кодексе. В частности, Указом от 12.06.1945, изданным Президиумом ВС РСФСР, были внесены поправки в ГК РСФСР. Они коснулись вопроса наследования. Так, например, были определены срок открытия наследства и последствия в результате неявки в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. В случае отказа от наследства, лишения завещателем права наследования или неявки наследников имущество переходило в собственность государства. Фактически данные нормы просуществовали до развала Советского Союза и начала приватизации. Однако установление вопросов наследования в гражданском законодательстве имело серьезное значение для гражданских правоотношений и законодательства в целом. Двенадцатилетний послевоенный период с 1945 по 1953 год был отмечен двумя направлениями уголовно-правового нормотворчества. Так, были попытки (в прежних традициях) снизить в послевоенной разрухе рост экономической преступности ужесточением уголовной кары. Например, Указы Президиума Верховного Совета СССР 1947 года об усилении уголовной ответственности за посягательства на государственную, общественную и личную собственность. За хищение государственного имущества и за разбой устанавливалось наказание до 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Такими явно бесперспективными методами командно-административная система пыталась преодолеть глубокие раны войны — беспризорность, бездомность (в войне погибла пятая часть жилого фонда страны), нищету, голод. Высокогуманными, связанными с победой явились Указы «Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией», «О признании утратившими силу Указов Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения» и, конечно, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». С предложением об отмене смертной казни во всем мире Советский Союз обратился к представителям государств — членов ООН. Предложение, однако, не было принято. Так, мораторий на смертную казнь и сегодня считается прогрессивной законодательной мерой.

Отношение к инвалидам и военным

Особенностью того времени является появление большого числа инвалидов, и для этих людей требовалось особое законодательное регулирование. Но, изучив нормативные акты, надо сказать, что забота об инвалидах не была приоритетной в Советском Союзе. Однако одним из примечательных актов является Постановление Совета народных комиссаров СССР от 05.10.1945 N 2533 «О предоставлении инвалидам Отечественной войны и членам их семей права ухода с предприятий и из учреждений в случае переезда к месту постоянного жительства». Данным Постановлением директора предприятий обязывались освободить от работы инвалидов, которые желают переехать к месту постоянного жительства. Однако полное освобождение от работы, а также пенсия им не предоставлялись. В отличие от сегодняшнего времени военная профессия являлась одной из самых престижных профессий в стране, поскольку ассоциировалась с героизмом и мужеством, победой над врагом. И естественно, что одной из действенных мер по поддержке военнослужащих явилось законодательное закрепление обеспечения военных жильем. Однако жилищные условия могли улучшить только генералы и офицеры. Соответствующее Постановление от 21.06.1945 N 1466 «Об улучшении жилищных условий генералов и офицеров Красной Армии» было издано Советом народных комиссаров СССР. При этом устанавливались долгосрочные ссуды, которые составляли: — для генералов — 35000 руб.; — для старших офицеров — 20000 руб. Кроме того, генералам и офицерам отводились земли: — генералам — 0,75 — 1,25 га; — старшим офицерам — 0,5 — 0,75 га. Следует отметить, что и сегодня законодательно предусмотрены льготы в части обеспечения военнослужащих жильем. Со временем законодательство менялось в части установления срока службы, возможности выдачи сертификатов и прочих особенностей, однако основные принципы, закрепленные после войны, действуют и по сей день.

Раздел Германии

Еще одной чертой, свойственной законодательству послевоенного времени, является необходимость решения международных проблем, которые касались в том числе управления другими территориями. В частности, в Лондоне 26 июля 1945 года было подписано Соглашение между правительствами СССР, Великобритании, Америки и Временным правительством Франции относительно изменений в протоколе Соглашения от 12.09.1944 «О зонах оккупации в Германии и об управлении «Большим Берлином». Именно этот документ предопределил развитие истории Германии и мира в целом, разделил Германию на два лагеря и послужил началом строительства Берлинской стены. В более раннем протоколе Соглашения от 12.09.1944 планировалось разделить Берлин на три части, в 1945 году к странам «большой тройки» добавилась Франция. Были выделены такие зоны Берлина, как Северо-западная (британская) зона, Юго-западная (американская) зона, Западная (французская) зона. Восточная зона закрепилась еще в 1944 году за Советским Союзом. В соответствии с Соглашениями территория Германии (включая провинцию Восточная Пруссия), расположенная к востоку от линии, проходящей от пункта на берегу Любекского залива, где сходятся границы Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга, по западной границе Мекленбурга до границы провинции Ганновер, затем по восточной границе Ганновера до границы Брауншвейга, по западной границе прусской провинции Саксонии до западной границы Ангальт, далее по западной границе Ангальт, затем по западной границе прусской провинции Саксония и западной границе Тюрингии до пересечения ее с баварской границей и далее на восток по северной границе Баварии до чехословацкой границы 1937 года, занимается вооруженными силами СССР, за исключением района Берлина, для которого предусматривается особый порядок оккупации.

Международный трибунал и ООН

Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками потомки назвали «судом истории», который, что символично, проводился во Дворце юстиции. Он вошел в число наиболее знаменательных событий XX века. Идея проведения международного суда над нацистскими лидерами принадлежала главе СССР Иосифу Сталину. В результате дискуссий в Лондоне 8 августа 1945 года было заключено Соглашение, учредившее трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не имеют определенной локализации, и определившее его юрисдикцию. За Советский Союз Соглашение подписал генерал-майор юстиции, судья Верховного Суда СССР Иона Тимофеевич Никитченко. Главой обвинения от СССР выступал государственный советник юстиции 2 класса Роман Андреевич Руденко. Суд над преступниками продолжался почти год и закончился в 1946 году. 1 октября 1946 года Международный трибунал объявил свой приговор. Главные фашистские палачи были приговорены к смертной казни через повешение. 16 октября приговор привели в исполнение — военные преступники были казнены. Нюрнбергский процесс не имел аналогов в истории, поэтому его значение нельзя недооценивать с правовой и практической точек зрения. С правовой — этот процесс вошел в историю как своими нормативными актами, так и особенностями процессуального характера, ведь нацистские преступления осуждались всеми странами. Основной чертой послевоенного законодательства, как и развития взаимодействия стран, являлось международное сотрудничество. Однако цели сотрудничества резко сместились. После войны приходит осознание странами-участницами всей пагубности военных притязаний. На международном уровне была создана Организация Объединенных Наций. Основным документом данной организации стал Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945, принятый в Сан-Франциско. В Уставе впервые содержалась глава, посвященная действиям в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Согласно Уставу все члены Организации, для того чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности, обязались предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Данный документ установил международный правопорядок, действующий до сих пор. Кроме того, особенностью законотворчества в послевоенные годы является насыщенность законотворческой деятельности. Мирное время требовало новых законов. Изменения, как мы видим, коснулись и гражданского, и уголовного, и международного права. Некоторые законодательные нормы не потеряли своей актуальности и сейчас. Итак, послевоенное правотворчество в целом носило перспективный и прогрессивный характер. Принятые документы имели огромное значение как внутри страны, так и в мировом масштабе.

——————————————————————

Название документа