Влияние общепризнанных принципов права на деятельность внутренних войск МВД России

(Миняйленко Н. Н., Комиссаров А. В.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 1) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ <*>

Н. Н. МИНЯЙЛЕНКО, А. В. КОМИССАРОВ

——————————— <*> Minyajlenko N. N., Komissarov A. V. Influence of the generally recognized principles of law on the activity of internal troops of the ministry of internal affairs of Russia.

Миняйленко Николай Николаевич, начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Комиссаров Алексей Валерьевич, начальник кафедры гражданского права Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

В статье рассмотрены общепризнанные принципы права, о которых упоминается в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которыми должны руководствоваться в своей деятельности внутренние войска МВД России. Авторами показано, каким образом общепризнанные принципы права отражаются в Конституции и в законодательстве о внутренних войсках МВД России.

Ключевые слова: общепризнанный принцип права, норма международного права, международный договор, законодательство о внутренних войсках.

The article deals with universally recognized law principles, mentioned in the Part 4 of the Article 15 of the Russian Federation Constitution, which must be used in the activity of Russian Interior Ministry Forces. The authors show in what way the universally recognized law principles relating to the Internal Troops are reflected in the Constitution and Legislation of the Russian Federation.

Key words: universally recognized law principle, the standard ofInternationalLaw, International Treaty, the Legislation relating to the Internal Troops.

Любая классификация принципов права включает в себя понятие общеправовых принципов. Среди общеправовых принципов особо следует выделить общепризнанные принципы права, которые следует рассматривать в совокупности с общепризнанными нормами международного права, а также международными договорами, в которых содержатся такие принципы и нормы. Такой подход к рассматриваемой проблеме вытекает из положений ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С. А. Фролов в своей работе, написанной в 2001 г., отмечал: «Нет ни одного официального юридического документа, который бы содержал перечень таких принципов и норм» [9. С. 18]. В дальнейшем таким документом стало Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [1]. В п. 1 данного Постановления указано, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Важнейшими документами Организации Объединенных Наций (ООН), содержащими общепризнанные принципы и нормы международного права, являются Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [5. С. 29 — 76]. Всеобщая декларация прав человека является, по сути, рекомендательным актом. Содержащиеся в ней принципы и нормы считаются общепризнанными в том смысле, что их признают все государства — члены ООН, т. е. практически все страны мира. Международные пакты относятся к международным договорам. К таким же договорам относятся конвенции [4. С. 106]. В рамках Совета Европы принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [4. С. 539 — 551], в которой содержатся принципы и нормы, общепризнанные странами — членами этой международной организации, в том числе и Россией. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [7] данный Закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров), а также международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (ст. 1). Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты (п. 3 ст. 5). Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6). Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах были ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII [2]. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней были ратифицированы Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ [8]. Общепризнанные принципы и нормы международного права во многих случаях закрепляются и развиваются в Конституции Российской Федерации, отраслевых кодексах и других законодательных актах Российской Федерации. Так, к общепризнанным принципам относится принцип неприкосновенности личности, состоящий, по мнению Л. Ю. Казанцева, в запрете осуществления помимо воли лица неправомерных действий, умаляющих независимость и непосредственно ограничивающих неприкосновенность личности и сферы ее жизнедеятельности [3. С. 7]. В Международном пакте о гражданских и политических правах этот принцип выражен следующим образом: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом» [5. С. 56]. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод рассматриваемый принцип означает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленных законом: законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом [5. С. 540 — 541]. В ст. 22 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1). Граждане вправе рассчитывать на соблюдение и защиту прав и свобод, предусмотренных государством, со стороны специальных государственно-правовых институтов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Одним из таких институтов, где Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба как особый вид федеральной государственной службы, являются внутренние войска МВД России. Внутренние войска МВД России согласно ст. 1 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств [6]. При осуществлении правоохранительной деятельности внутренние войска должны строго руководствоваться установленными в ст. 3 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принципами законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в общем виде раскрывается в ст. 7 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Военнослужащие внутренних войск должны руководствоваться при исполнении должностных обязанностей Кодексом профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России, который был утвержден Приказом МВД РФ от 23 августа 2011 г. N 969. Так, в разделе II указанного Кодекса раскрываются основные принципы служебного поведения военнослужащих внутренних войск, которые представляют собой основу профессиональной служебной этики: — исполнять обязанности военной службы добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективного выполнения внутренними войсками служебно-боевых задач; — исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности военнослужащих внутренних войск; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий внутренних войск; — не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; — исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей военной службы; соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением военной службы во внутренних войсках; — соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; — проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; — воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении военнослужащими внутренних войск должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету внутренних войск; — принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; — не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности военнослужащего внутренних войск; — соблюдать установленные во внутренних войсках правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о служебно-боевой деятельности внутренних войск, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке; — воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота. Военнослужащие внутренних войск обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Военнослужащие внутренних войск в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам. Военнослужащие внутренних войск обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Военнослужащие внутренних войск при исполнении ими обязанностей военной службы не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При поступлении на военную службу по контракту во внутренние войска и исполнении обязанностей военной службы гражданин (иностранный гражданин) обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им обязанностей военной службы. Военнослужащие внутренних войск обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военнослужащий внутренних войск обязан уведомлять командиров (начальников), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью военнослужащего внутренних войск. Военнослужащему внутренних войск запрещается получать в связи с исполнением обязанностей военной службы от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные военнослужащим внутренних войск в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении во внутренних войсках, и безвозмездно передаются военнослужащим в орган военного управления внутренних войск, в котором он проходит военную службу, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Военнослужащий внутренних войск может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военнослужащий внутренних войск обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением обязанностей военной службы. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию во внутренних войсках (воинской части (подразделении)) благоприятного для служебно-боевой деятельности морально-психологического климата. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, призван: принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; принимать меры по предупреждению коррупции; не допускать случаев принуждения военнослужащих внутренних войск к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему военнослужащие внутренних войск не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Военнослужащий внутренних войск, являющийся командиром (начальником) по отношению к другим военнослужащим внутренних войск, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных военнослужащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия. Таким образом, во-первых, общепризнанные принципы права формируются в международно-правовых актах. Во-вторых, правовые принципы и нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, являющихся по своей юридической природе международными договорами, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации обладают приоритетом перед федеральным законодательством. В-третьих, общепризнанные принципы, содержащиеся в международно-правовых актах, обладающих приоритетом перед федеральным законодательством, оказывают влияние на разработку нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность внутренних войск. В-четвертых, военнослужащие внутренних войск и должностные лица органов военного управления должны руководствоваться общепризнанными принципами права при принятии индивидуальных юридических решений по обеспечению правоохранительной деятельности. В-пятых, ст. 3 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» уточняются и конкретизируются общепризнанные принципы о защите основных прав и свобод человека.

Литература

1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 12. 2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. N 40. Ст. 564. 3. Казанцев Л. Ю. Принцип неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности в правовом регулировании общественных отношений: Дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2004. 4. Международное право / Отв. ред. Г. Н. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2002. 5. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 2000. 6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 6. Ст. 711. 7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2757. 8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 14. Ст. 1514. 9. Фролов С. А. Принципы права (вопросы теории и методологии): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *