О зачете отдельных периодов в выслугу лет для назначения пенсии гражданам, призванным на военную службу после окончания военных кафедр гражданских вузов

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 3)

О ЗАЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ В ВЫСЛУГУ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗВАННЫМ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЕННЫХ КАФЕДР ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Анализируются материалы судебной практики по проблемным вопросам зачета отдельных периодов в выслугу лет для назначения пенсии гражданам, призванным на военную службу после окончания военных кафедр гражданских вузов.

Ключевые слова: военные кафедры, зачет времени учебы в выслугу лет, пенсии.

On Offsetting separate periods in years of service for a pension citizens called up for military service after the end of the military departments of civilian universities A. V. Efremov

Analyzed materials jurisprudence on issues of concern to offset some periods seniority for a pension citizens called up for military service after the military departments of civilian universities.

Key words: military departments, test of time studying in seniority, pension.

Возникновение военно-служебных отношений по законодательству Российской Федерации связывается с началом военной службы, которое для военнослужащих Российской Федерации установлено п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т. е. он приобретает определенные права и обязанности и на него возлагается ответственность. Началом течения срока военной службы по призыву и, следовательно, возникновения военно-служебных отношений ранее считался для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы <1>. А в настоящее время началом военной службы считается для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, день присвоения воинского звания рядового. ——————————— <1> Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. М., 2008. С. 228.

Военно-служебные отношения в результате призыва на военную службу возникали ранее также и для ряда других категорий граждан. Так, для офицеров, призванных на военную службу из числа лиц, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее — образовательные учреждения высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, возникновение военно-служебных отношений связывалось с днем убытия к месту прохождения военной службы, который указывался в предписании военного комиссариата, а для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — днем убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений. Однако очень часто на практике возникают проблемы, связанные с подсчетом выслуги лет гражданам, которые после окончания срока прохождения военной службы офицерами по призыву (он составлял два года), впоследствии осознанно выбрали офицерскую карьеру и продолжили военную службу по контракту. Так, например, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, рассмотрев 26 октября 2012 г. в открытом судебном заседании гражданское дело N 33-6645/2012 по иску Ж. к командующему Объединенного стратегического командования войсками Восточного военного округа о возложении обязанности произвести подсчет выслуги лет для оформления пенсии, о компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе истца Ж. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 августа 2012 г., установила следующее. Ж. обратился в суд с иском к командующему Объединенного стратегического командования Восточного военного округа о возложении обязанности произвести подсчет выслуги лет для оформления пенсии, о компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что он категорически не согласен с ответом подчиненных командующего Объединенного стратегического командования Восточного военного округа о том, что право на военную пенсию у него не наступило. Он был уволен с военной службы по окончании контракта, подсчет выслуги лет при увольнении произведен не был и о том, что его выслуга в льготном исчислении составляет более 20 лет, ему стало известно уже позже. При увольнении его с военной службы командование не включило в общий стаж период обучения в вузе, где он проходил военную подготовку, а также период с момента призыва до момента включения его в списки воинской части. Он был призван военным комиссариатом Железнодорожного района г. Читы и отправлен от данного военкомата в отпуск, по истечении которого прибыл в войсковую часть и зачислен в списки личного состава части. Этот период должен включаться в общий стаж выслуги лет согласно п. 10 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Также в общий стаж должен включаться процесс обучения в образовательном учреждении, где он проходил военную подготовку в соответствующий период времени согласно Постановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Право на военную пенсию у Ж. наступило, и весь период после увольнения по настоящее время он не имел достаточных средств для обеспечения себя и своей семьи. Воинская должность, с которой он уволился с военной службы, была сокращена. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 августа 2012 г. в удовлетворении исковых требований Ж. было отказано. В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить как незаконно принятое и обязать командующего Объединенного стратегического командования Восточного военного округа произвести подсчет выслуги лет для оформления пенсии с учетом законодательства, действовавшего на момент его увольнения с военной службы, с включением в выслугу лет периода времени, установленного приказом военного комиссариата Железнодорожного района г. Читы о предоставлении ему отпуска. В отзыве на апелляционную жалобу представитель военного комиссариата Забайкальского края С. ссылается на то, что суд не учел аспект, указанный в исковом заявлении, что послужило основанием для принятия необоснованного решения об отказе в иске и нарушения материальных прав истца. В возражениях на апелляционную жалобу представитель командующего войсками Восточного военного округа просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. На основании ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что: Ж. в соответствующий период проходил обучение в Читинском государственном техническом университете, за период обучения в котором на основании контракта прошел военное обучение по программе подготовки офицера запаса. Решением государственной аттестационной комиссии Ж. была присуждена квалификация и был выдан соответствующий диплом. Приказом ректора образовательного учреждения Ж. отчислен из вуза в связи с выполнением учебного плана и защитой диплома. В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам может засчитываться время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. В связи с этим при подсчете выслуги лет истцу следует производить расчет за весь период его соответствующей учебы в вузе — 4 года 10 месяцев, с зачетом в выслугу лет для назначения пенсии 2 года 5 месяцев. По окончании вуза Ж. в соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 9 мая 1996 г.), Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 1702, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 0572, на основании приказа военного комиссара Железнодорожного района г. Читы от 6 августа 1997 г. N 92 был призван на военную службу на 24 месяца (два года), зачислен в распоряжение командующего войсками Забайкальского военного округа и ему был предоставлен отпуск на 38 суток с учетом дороги, с выпиской ВПД от ст. Чита до ст. Москва и обратно. Кроме того, из послужного списка Ж. (л. д. 63 — 65) следует, что в соответствующий период времени он прошел военную подготовку при Читинском государственном техническом университете по профилю «командир взвода средних танков» и Военную присягу принял при соответствующей войсковой части. Указанный период учебных сборов, предусмотренных программой подготовки офицеров запаса во время обучения в гражданском вузе начиная с 1 марта 1993 г. засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на общих основаниях с военными сборами в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605. Время прохождения истцом военных сборов в период учебы также должно быть засчитано в выслугу лет для назначения пенсии (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) в календарном либо льготном исчислении (при наличии предусмотренных законом оснований, например: в случае прохождения военных сборов в отдаленной местности и т. д.). Согласно выданному военным комиссаром предписанию Ж. по окончании отпуска прибыл из Управления кадров Забайкальского военного округа для дальнейшего прохождения службы и с указанной даты был зачислен в списки личного состава войсковой части приказом командира части. По окончании 24 месяцев службы по призыву истец продолжил военную службу по контракту, заключенному сроком на пять лет, и по заключенным в последующем контрактам. На основании приказа командующего войсками Сибирского военного округа и приказа военного коменданта комендатуры военных сообщений Железнодорожной станции Чита-2 капитан Ж. был уволен с военной службы с последней занимаемой им должности по подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — по истечении срока контракта с зачислением в запас. Согласно приказу военного коменданта общая продолжительность военной службы Ж. в Вооруженных Силах в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 11 лет 8 месяцев 16 дней, в льготном исчислении — 17 лет 6 месяцев 16 дней, исходя из того, что службу в этот период Ж. проходил в отдаленной местности. Согласно приложению N 1 к Постановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 Читинская область является отдаленной местностью, служба в которой засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц службы за полтора месяца. Основным документом, регламентирующим порядок исчисления выслуги лет для назначения военнослужащему пенсии после увольнения, является вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому в выслугу лет на военной службе засчитываются, в частности, военная служба (в том числе по призыву), время пребывания на военных сборах, время обучения в гражданских образовательных учреждениях, в которых имелись отделения военной подготовки, в пределах пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев и иные периоды. В соответствии с п. 19 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и по контракту в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и данным Положением. В соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению со службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге объявляется военнослужащему. При этом военнослужащему предоставлено право излагать свои возражения, которые рассматриваются командиром, и до представления к увольнению по ним принимаются решения. Ответчиком не представлено сведений об ознакомлении истца под роспись при увольнении с расчетом выслуги лет в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, что свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка увольнения с военной службы. Согласно возражениям представителя ответчика и предоставленного в суд первой инстанции расчета (л. д. 85) выслуга лет истца с учетом учебы составляет 19 лет 11 месяцев 10 дней и 19 лет 11 месяцев 18 дней соответственно. В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в ст. 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу, в том числе на военной службе, 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет. На момент призыва истца на военную службу действовал Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 9 мая 1996 г.), согласно п. 2 ст. 37 которого началом военной службы считался день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Указанный Закон утратил силу в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С 30 марта 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно п. 10 ст. 38 которого для граждан, призванных на военную службу после окончания высшего образовательного учреждения, которым присвоено звание офицера, началом военной службы стал считаться день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании образовательного учреждения. Данный порядок исчисления начала военной службы действовал вплоть до 1 января 2010 г., когда абз. 3 и 4 п. 10 ст. 38 вышеназванного Закона утратили силу на основании Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ, т. е. данный порядок действовал и на момент увольнения истца с военной службы. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 9 мая 1996 г.) гражданин, заключивший контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса, призывается на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации и проходит ее в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В связи с тем что срок военной службы занимает значительное время, а также с учетом условий ее прохождения и повышения престижа военной службы, военнослужащие, в зависимости от времени нахождения на ней, обеспечиваются социальными гарантиями как во время службы, так и после увольнения с нее. Выслуга лет по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе службы, наличие 20-летней выслуги является одним из главных условий социальной защищенности граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, так как гарантирует право на пенсионное обеспечение за выслугу лет вне зависимости от причин увольнения и право на прочие льготы (на жилье, на санаторно-курортное лечение и т. д.), чего истец лишен, так как расчет пенсии своевременно при увольнении ему не был произведен, он не был с ним ознакомлен, не имел возможности его оспорить, в связи с чем был нарушен порядок его увольнения. Суд первой инстанции, отказывая в иске и не находя иных периодов, подлежащих зачету в выслугу лет истца, исходил из того, что истребуемый истцом подсчет выслуги лет ответчиком произведен, с учетом периода обучения Ж. в образовательном учреждении его общая выслуга составила 19 лет 11 месяцев 18 дней, т. е. менее 20 лет, в связи с чем право у истца на получение пенсии за выслугу лет не возникло. Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции и с принятым решением, поскольку имеются правовые основания для удовлетворения требований истца, так как при увольнении истца не был произведен расчет выслуги лет для начисления пенсии, а произведенный в 2012 г. ответчиком расчет выслуги лет не соответствует требованиям подлежащего применению на момент расчета законодательства, включает не все подлежащие зачету периоды службы в календарном, а при наличии оснований, и в льготном исчислении, в том числе период предоставленного комиссариатом отпуска, в который Ж., будучи военнослужащим по призыву, своевременно убыл, а период учебы включен в расчет выслуги лет в меньшем размере, чем положено. Указанная ответчиком выслуга лет (19 лет 11 месяцев 18 дней) рассчитана без учета прохождения истцом при обучении в ВУЗе в 1996 г. при войсковой части военных сборов, период которых приравнивается к военной службе, а также без учета времени отпуска (в количестве 38 суток), предоставленного военным комиссариатом при призыве истца для прохождения военной службы после окончания учебы в вузе, который подлежит зачету в связи с тем, что началом военной службы для офицеров запаса, призванных на службу после окончания образовательного учреждения, стал день убытия в отпуск. Данная правовая норма действовала, в частности, и на день увольнения истца с военной службы, а ранее действовавший Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 утратил силу. Кроме того, в выслугу лет Ж. изначально согласно приказу военного коменданта не был включен период учебы в образовательном учреждении, а при последующем расчете включен в меньшем размере — 2 года 4 месяца 24 дня за соответствующий период времени, тогда как подлежит зачету в выслугу лет 2 года 5 месяцев за тот же период учебы в вузе. Факт призыва Ж. на военную службу, прохождение им военной службы по призыву (24 месяца) и по контракту, а следовательно, пребывание его в статусе военнослужащего в этот период времени и до дня увольнения с военной службы по истечении срока контракта подтверждается вышеуказанными приказами Министра обороны Российской Федерации и военного комиссара, сведениями, указанными в послужном списке Ж. (л. д. 63 — 66) и в его военном билете (л. д. 6), и не оспаривается стороной ответчика. Согласно ст. ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации пенсии, в том числе выплачиваемые лицам, проходившим военную службу, являются одним из видов социального обеспечения, которое осуществляется путем принятия публичных нормативных обязательств. Выплата военных пенсий производится пенсионными органами Министерства обороны в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который относится к публичному праву, поэтому стороны пенсионных отношений обязаны руководствоваться исключительно императивными нормами этого Закона, диспозитивные нормы к этим отношениям не применимы, поэтому волеизъявление их субъектов не требуется. Судом первой инстанции не принято во внимание то, что нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 распространяются на военнослужащих и лиц, проходящих службу в различных правоохранительных органах, за выслугу лет в которых начисляется специальный стаж и служащие в которых лица имеют специальные воинские звания. Из системного толкования правовых норм, действующих в отношении военнослужащих, как на момент призыва истца для прохождения военной службы, так и на момент его увольнения следует, что истец с момента призыва являлся военнослужащим (присягу он принял) и время отпуска военнослужащего, предоставленного ему военным комиссариатом в соответствующий период времени, включается в продолжительность военной службы согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Совокупностью согласующихся между собой относимых и допустимых в соответствии со ст. 67 ГПК РФ исследованных судом доказательств подтверждается отсутствие препятствий в реализации Ж. равного с другими военнослужащими права на получение пенсии за 20-летнюю выслугу лет. Так как установленные судом обстоятельства по делу подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, однако выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права, обеспечивая надлежащую защиту прав и законных интересов уволенного с военной службы Ж., как экономически более слабой стороны в пенсионных правоотношениях с Восточным военным округом, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив апелляционную жалобу истца, и вынести новое решение — об удовлетворении исковых требований. При принятии данного решения судебная коллегия учитывает: длительность военной службы истца; его увольнение по истечении срока очередного контракта в условиях проводимых в органах военных сообщений Сибирского военного округа организационно-штатных мероприятий, в ходе которых комендатура военных сообщений железнодорожной станции Чита-2, где до увольнения служил истец, была расформирована, что препятствовало его продолжению службы на прежнем месте; образцовое исполнение истцом воинского долга, о чем свидетельствует его премирование в полном объеме согласно приказу об увольнении; введенный срок начала военной службы с момента убытия в отпуск и отмену ранее действовавшего понятия начала срока военной службы (со дня зачисления в список личного состава воинской части), что в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ст. 55 Конституции Российской Федерации при прочих равных правовых условиях военной службы истца позволяет применить к расчету его выслуги улучшающий закон. Учитывая, что истец не доказал причинение ему морального вреда действиями ответчика, в указанной части иск удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 августа 2012 г. отменить и принять по делу новое решение, которым: — исковые требования Ж. к командующему Объединенного стратегического командования Восточного военного округа о возложении обязанности произвести подсчет выслуги лет для оформления пенсии, о компенсации морального вреда — удовлетворить частично; — обязать Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа произвести подсчет выслуги лет для оформления пенсии Ж., учитывая все подлежащие зачету периоды, включая период отпуска после прохождения учебы в Читинском техническом университете, начиная со дня убытия в отпуск, предоставленный военным комиссариатом, — в соответствующий период времени и до дня зачисления в списки войсковой части и в последующем при прохождении военной службы — до момента его увольнения с военной службы. В удовлетворении остальной части иска — отказать <2>. ——————————— <2> URL: http://kraevoy. hbr. sudrf. ru/ modules. php? name= bsr&op;= show_text&srv;_num= 1&id;= 27400001211020748447961001935968.

——————————————————————