Исследование проблем в области детерминации и превенции административной деликтности несовершеннолетних

(Минор В. А.) («Административное право и процесс», 2011, N 8) Текст документа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ И ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В. А. МИНОР

Минор Виктор Александрович, доцент кафедры права и правоохранительной деятельности Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки, кандидат юридических наук, православный священник, преподаватель церковного права в Воронежской православной духовной семинарии.

Статья посвящена исследованию превентивной функции административной ответственности несовершеннолетних. В ней критически анализируется действующее законодательство о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, определяются первостепенные детерминанты административной правонарушаемости несовершеннолетних, аргументируются предложения, направленные на повышение эффективности действующего законодательства об административной ответственности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, деликтность, профилактика, детерминация, безнадзорность.

Research of problems in the sphere of determination and prevention of administrative delinquency of minors V. A. Minor

Article is devoted to research precautionary to function of the administrative responsibility of minors, the current legislation about preventive maintenance of neglect of offences among minors is critically analyzed, paramount determinants administrative offences minors are determined, the offers directed on increase of efficiency of the current legislation about the administrative responsibility of minors are made.

Key words: the minor, offences, preventive maintenance, determination, neglect.

Актуальность исследования превентивной функции административной ответственности несовершеннолетних в самом общем плане обусловливается катастрофической ситуацией с «детством» <1>, сложившейся за последнее время в Российской Федерации и создающей реальную угрозу национальной безопасности государства, а также необходимостью, как указано в стратегии национальной безопасности Российской Федерации <2>, усиления роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего несовершеннолетних, совершенствования нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, обеспечения государственной и общественной безопасности путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создания единой государственной системы профилактики правонарушений, и в первую очередь среди несовершеннолетних. ——————————— <1> Из выступления председателя Российского детского фонда А. Лиханова на заседании общественного совета по детской культуре. См.: Лебедева Н. Тусклый огонь // Российская газета. 18.06.2009. <2> См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования, несовершенство правовой базы, отсутствие эффективной государственной политики в различных социальных сферах стали причиной растущей социальной поляризации населения, кризиса семьи со всеми отрицательными социальными последствиями (такими, как социальное сиротство, элиминация, безнадзорность и беспризорность детей), а также снижения духовно-нравственного потенциала общества, что, в свою очередь, обусловливает криминализацию населения страны. Потеря нравственных ориентиров, деформация социальных ценностей являются фактором десоциализации подрастающего поколения, детерминирующим различные формы асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), среди которых наиболее социально опасными являются противоправные девиации несовершеннолетних. Анализ состояния деликтности несовершеннолетних показывает ее стабильно высокий уровень. В России ежегодно правонарушения совершают до 40% несовершеннолетнего населения, при этом примерно 500 — 600 тыс. несовершеннолетних совершают не менее 1 млн. преступлений, большая часть из которых не выявляется <3>. Это объясняет то незначительное снижение в количественных сведениях правонарушений несовершеннолетних за последний период. ——————————— <3> См.: Рот Л. Г. Преступность несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, и меры по ее предупреждению // Закон и право. 2008. N 9. С. 67.

На этом фоне совершенно неубедительными представляются заявления МВД и его региональных ведомств о стабильном снижении в 2008 — 2010 гг. уровня административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, хотя такая тенденция действительно существует. Так, с 2005 по 2010 г. показатели преступности несовершеннолетних снизились по РФ — с 154 734 до 78 548, а по Воронежской области — с 1862 до 857 <4>. ——————————— <4> Данные предоставлены ГИЦ МВД РФ, а также ООДУУМ и ПДН ГУВД по Воронежской области.

Данная стабилизация официально объясняется эффективной деятельностью правоохранительных органов, органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также результатом реализации федеральных целевых программ, таких, как, например, «Дети России» <5>. ——————————— <5> О Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-Р) // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 787.

Противоречивость подобных заявлений, с одной стороны, и вышеназванных фактов объективной действительности, с другой стороны, указали на необходимость проведения деликтологического исследования данной проблемы. В результате чего были сделаны следующие выводы: 1. Стабилизация уровня административных деликтов последнего времени обманчива, так как она связана с постоянным ростом искусственной и естественной латентности административных правонарушений, особенно применительно к региональным показателям. 2. Одна из главных причин снижения правонарушаемости обусловливается тем, что в результате демографического кризиса число несовершеннолетних деликтоспособного возраста к 2010 г. по РФ уменьшилось в сравнении с 2003 г. на 3,73 млн. человек <6>. ——————————— <6> См.: О Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг.: распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-Р // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 787.

Более наглядно это доказывается графическим изображением региональных показателей на примере Воронежской области. Если проанализировать количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последний период (2007 — 2010 гг.), то действительно наблюдается тенденция к снижению (рис. 1).

2000 1862 1800 * 1624 1604 1600 * *

Кол-во 1400 преступлений 1203 1200 * 1051 * 1000 857 * 800 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы

Рис. 1. Количественные показатели преступности несовершеннолетних по Воронежской области

Однако количественные показатели рождаемости детей по Воронежской области, например, за 1991 — 1995 гг. (рис. 2), т. е. периода, на который приходятся годы рождения несовершеннолетних правонарушителей, достигших деликтоспособного возраста к 2007 — 2010 гг., коррелируют с вышеназванными, и их графики практически идентичны.

11,0 10,5 10,5 *

10,0 9,5 9,5 *

9,0 8,6 8,5 * 8,3 Кол-во 8,5 * * рожденных 7,9 на 1000 8,0 * человек 7,4 7,5 * 7,1 7,0 *

6,5

6,0 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Годы

Рис. 2. Показатели количества рожденных по Воронежской области на 1 тыс. человек

3. Превентивная деятельность государственных органов малоэффективна. Из этого следует, что самый главный вывод, обусловливающий актуальность данного исследования, связан с графическими показателями рис. 3, отображающими количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения за аналогичный период, годы рождения которых соответствуют также 1991 — 1995 гг.

12 500 12 362 * 12 300 12 120 * 12 100 12 062 * 11 900

Кол-во 11 700 11 663 11 632 выявленных * * несовершеннолетних, 11 500 совершивших адм. правонарушения 11 300

11 100

10 900 10 809 * 10 700

10 500 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы

Рис. 3. Показатели административной правонарушаемости несовершеннолетних по Воронежской области

Несмотря на снижение рождаемости, а стало быть, и на постоянное снижение количества несовершеннолетних деликтоспособного возраста, в 2007 — 2010 гг. наблюдается период временного увеличения количественных показателей административной правонарушаемости несовершеннолетних. И это несмотря на то, что в целях репрезентативности была сознательно усложнена задача, в соответствии с чем учитывались показатели количества несовершеннолетних, выявленных при совершении административных правонарушений, а не количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними (так как их гораздо больше, несовершеннолетний правонарушитель может совершить несколько правонарушений), а также анализировались региональные показатели, где латентность по административным правонарушениям выше. 4. Превентивная деятельность в РФ ведется с учетом второстепенных детерминант девиантного противоправного поведения. В результате вышеизложенного аргументируется вывод о неэффективности деятельности всей системы профилактики, который послужил одним из оснований для конструктивной критики всей концепции ФЗ N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Федеральной целевой программы «Дети России», указывающий на семейное неблагополучие и на ее производную — безнадзорность несовершеннолетних как на основную причину правонарушаемости, устранение которых должно быть приоритетным направлением деятельности системы профилактики. Анализ данной детерминанты (рис. 4) графически свидетельствует о том, что за исследуемый период наблюдается рост семейного неблагополучия, что действительно совпадает с тенденцией роста административной правонарушаемости несовершеннолетних, показанной на рис. 3. Следовательно, семейное неблагополучие действительно выступает в качестве основной причины административной правонарушаемости несовершеннолетних. Но это, скорее всего, является не «плюсом», а «минусом» Федерального закона N 120-ФЗ, так как, несмотря на сориентированность всего Закона на нивелирование этой детерминанты, серьезного снижения административной правонарушаемости несовершеннолетних не наблюдается, стало быть, можно сделать вывод — семейное неблагополучие все-таки второстепенная детерминанта. Это доказывает вышеизложенный вывод о том, что превентивная деятельность ведется с учетом второстепенных детерминант, базовая интегрированная детерминанта правонарушаемости, связанная с издержками воспитания, не учитывается государством в своей превентивной политике, а государственные органы административной юрисдикции, действующие в сфере профилактики, не сориентированы на ее устранение.

2200 1982 2002 2000 1860 * 1960 * А * * 1800

Количество 1600 1494 1501 1525 * * * 1400 1331 * 1200 1160 А * 1000 2005 2006 2007 2008 2009 Годы

Обозначения: А — количество состоящих на учете неблагополучных родителей. Б — количество состоящих на учете неблагополучных семей.

Рис. 4. Показатели семейного неблагополучия по Воронежской области

Данная тенденция усугубляется тем, что административные правонарушения несовершеннолетних являются зачастую, как было сказано выше, промежуточным этапом в генезисе противоправного поведения личности, девиантные формы которого характеризуются вначале асоциальными действиями, нарушающими нормы морали и нравственности, а затем приводящими к совершению уголовно наказуемых деяний. В связи с этим своевременные мероприятия воспитательного воздействия, которыми должна характеризоваться административная ответственность несовершеннолетних, могут остановить процесс десоциализации личности, ресоциализировать ее и воспрепятствовать перерастанию административных правонарушений в уголовные. Подобные мнения неоднократно высказывались различными авторами в юридической литературе. Так, например, Б. В. Россинский указывает на то, что «конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления» <7>. ——————————— <7> Россинский Б. В. Административное наказание. Административное право: Учебник. 4-е изд., пер. и доп. / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2009. С. 630.

Далее он подчеркивает связь и близость административных санкций к мерам уголовной ответственности, а также общие черты этих видов ответственности. Аналогичной точки зрения придерживается О. Е. Шишкина, которая считает, что «административное право обладает потенциалом воздействия предупредительного характера, в том числе не требующего особой процессуальной формы, позволяющим предупреждать не только административные правонарушения, но и преступления» <8>. ——————————— <8> Шишкина О. Е. Административное принуждение в системе государственного принуждения: актуальные теоретические и практические проблемы // Правоведение. 2008. N 4. С. 102.

Анализ взаимосвязи административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяет сделать объективный вывод о том, что подобные деяния, несмотря на различную степень их общественной опасности, являются звеньями одной цепи — аномально протекающего процесса социализации личности — десоциализации, причины которого одни и те же, иногда и составляющие единого целого, где административные правонарушения несовершеннолетних являются «надводной» и не основной частью «айсберга», а «подводной» и скрытой частью его выступает организованная взрослая преступность. Важно отметить, что проблема воспроизводства профессиональной и организованной преступности решается за счет несовершеннолетних. Многие специалисты <9> отводят важную роль криминогенного воздействия на несовершеннолетних «взрослым» преступным группировкам. Именно они вовлекают нравственно не сформировавшихся несовершеннолетних в противоправную деятельность, связанную с совершением административных и уголовных правонарушений. Это является одним из факторов, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних. ——————————— <9> См., напр.: Лелеков В. А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации // СОЦИС. 1994. N 8-9. С. 109 — 115.

Таким образом, если учитывать, во-первых, взаимосвязь административных правонарушений несовершеннолетних с преступлениями, во-вторых, то, что они зачастую являются переходным этапом в генезисе противоправного поведения личности (от асоциальных поступков к уголовно наказуемым деяниям), в-третьих, возможность перерастания одних в другие, в-четвертых, возможность предупреждать административными санкциями уголовные правонарушения, в-пятых, однообразность проблем детерминации и превенции, то объективно актуализируется научная задача изучения причин административных правонарушений с целью профилактики административной деликтности несовершеннолетних. Процесс профилактики антиобщественного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних предполагает организацию мероприятий по предупреждению, коррекции социальных отклонений, социальной дезадаптации и психологического отчуждения детей от основных институтов социализации личности, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — «социоонтогенеза», как следствие неправильно сформированной воспитательной среды. В связи с этим важное место в подобных исследованиях занимает изучение процесса социализации личности, его основных этапов, институтов и аномалий, приводящих к десоциализации личности как базовой детерминанте правонарушаемости, а также способов ее устранения путем системно проводимой специальной воспитательно-превентивной политики государства и эффективной организации деятельности всех субъектов системы профилактики и воспитания несовершеннолетних. Актуальность подобных исследований связана с особенностями административной ответственности несовершеннолетних, обусловливаемыми: 1) спецификой привлечения несовершеннолетних граждан к ответственности; 2) применяемыми мерами ответственности, акцент которых ставится на воспитании нарушителя и профилактику правонарушаемости несовершеннолетних, что, в свою очередь, предопределяет их воспитательно-профилактический характер морально-нравственного воздействия. Административная ответственность несовершеннолетних также связана с необходимостью качественной разработки и эффективной реализации превентивной и воспитательной политики государства органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Это определяет задачи научной разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности действующего законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание несовершеннолетних и не исполняющих свои конституционные обязанности, а также рекомендаций, совершенствующих деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Следует отметить, что проблемы административной ответственности несовершеннолетних предполагают решение их в аспекте задач общей и частной превенции, что, пересекаясь с целым спектром иных проблем, таких, как профилактика противоправных девиаций несовершеннолетних, детерминация деликтности лиц данной возрастной группы, обусловило интерес к ней юридических отраслевых (криминология, уголовное право, административное право) и иных наук (психология, педагогика, социология и др.) <10>. ——————————— <10> Общетеоретическую, криминологическую и уголовно-правовую основу подобных исследований составляют труды ученых: С. С. Алексеева, Ю. М. Антоняна, С. А. Беличевой, А. И. Долговой, Н. П. Дубинина, В. Н. Кудрявцева, И. С. Кона, О. Э. Лейста, И. С. Ноя, Р. С. Немова, А. Р. Ратинова, С. Л. Рубинштейна. Административно-правовая специфика, а также результаты исследования базируются на трудах таких ученых-административистов, как Д. Н. Бахрах, И. А. Галаган, А. Н. Дерюга, Е. В. Додин, А. С. Дугенец, В. Н. Закопырин, А. П. Клюшниченко, Н. М. Конин, А. В. Леженин, М. Я. Масленников, В. И. Ремнев, Б. В. Россинский, В. Г. Розенфельд, О. С. Рогачева, Ю. Н. Старилов, Л. Е. Смирнова. Отдельные положения исследований могут быть основаны на трудах иностранных ученых: Э. Эриксона, Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, А. Кетле, Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Р. Мертона.

Однако негативное состояние деликтности несовершеннолетних свидетельствует о том, что в науке до конца не исследованы ее базовые детерминанты, существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании административной ответственности несовершеннолетних, в полном объеме не проанализированы вопросы содержания и особенности правового статуса органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, не выявлен и практически не задействован тот превентивный потенциал в их деятельности, носителем которого они являются. Кроме того, следует отметить, что на данный момент существует, к сожалению, не так много работ, посвященных комплексному деликтологическому исследованию превентивных аспектов административной ответственности несовершеннолетних, объектом которых являются общественные отношения, связанные с административной ответственностью несовершеннолетних, их родителей и лиц, их заменяющих, и возникающие в процессе профилактики административных правонарушений несовершеннолетних в результате реализации превентивной политики государства, а также в процессе практической деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предмет подобных исследований должны составлять административно-правовые и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и нормы международного права, регламентирующие административную ответственность несовершеннолетних в ее превентивном аспекте, научные, теоретико-правовые концепции и положения, содержащиеся в научной литературе по данной проблематике, а также правовые, организационные и функциональные основы деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В результате комплексного теоретико-правового анализа института административной ответственности несовершеннолетних, его превентивных аспектов актуализируется необходимость выработки концептуальных положений, выводов, предложений и рекомендаций, направленных как на совершенствование законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, так и на повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Этому может способствовать решение задач, связанных с изучением особенностей и специфики административной ответственности несовершеннолетних, вопросов детерминации противоправного поведения личности несовершеннолетних и его профилактики. Акцент в подобных исследованиях должен ставиться на рассмотрении способов достижения воспитательных целей превентивной функции административной ответственности несовершеннолетних, что позволит сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности деятельности ряда органов и учреждений системы профилактики с целью снижения количественных и качественных показателей правонарушаемости несовершеннолетних.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *