Проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних лиц женского пола в современной России

(Козлов С. П.) («Российский следователь», 2007, N 18)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. П. КОЗЛОВ

Козлов С. П., соискатель ВНИИ МВД России.

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних — сложная социальная задача. На ее решении сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится органам внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с возложенными на них законом задачами они осуществляют широкий спектр профилактических мер. В его основе — выявление фактов противоправного поведения детей и подростков, а также причин и условий, порождающих такое поведение несовершеннолетних. Наиболее общественно опасные формы поведения несовершеннолетних характерны для старшего подросткового и юношеского возраста. Начиная с младшего подросткового возраста появляются определенные особенности в поведении, обусловленные половой принадлежностью. Наряду с иными одно из главных отличий в личности девушек этого возраста заключается в том, что у девушек раньше, чем у юношей, начинается и заканчивается половое созревание. С учетом этого многие ученые предлагали усиливать работу с родителями девочек 6 — 7-х, а мальчиков 8 — 9-х классов <1>. Наиболее критические периоды формирования личности девушек приходятся не на 16 — 17 лет, когда поведение их становится более стабильным, а на более ранний возраст: 14 — 15 лет, т. е. возраст наступления уголовной ответственности. ——————————— <1> См.: Костяшкин Э. Г. Педагогические аспекты полового воспитания // Советская педагогика. 1964. N 7. С. 49; Ветров Н. И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. М., 1981. С. 43 — 44; Лелеков В. А. Молодежная преступность: проблемы и опыт региональных исследований. Воронеж, 1998. С. 104; и др.

Это дает основание предположить, что и отклонения в поведении девушек появляются не в 16 — 17 лет, а значительно раньше. Усиление негативных проявлений, целый ряд антиобщественных действий явились основанием для постановки их на учет. Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что трудные девушки — это совсем не то же самое, что трудные юноши. Трудные старшеклассницы составляют «тихую» группу, порой ничем не выделяющуюся на общем фоне учащихся <2>. Когда в поведении девушек начинают проявляться социально негативные отклонения, то это свидетельствует о деформации личности девушки вообще. ——————————— <2> См.: Тимошенко Л. Н. Специфика нравственного воспитания старшеклассниц в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1976. С. 116. Об этом же см.: Костяшкин Э. Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М., 1971. С. 18.

Внешнее проявление отклоняющегося поведения у девушек характеризуется такой особенностью: если поведение не было отклоняющимся с детства, то в 12 — 14 лет формирование установок на социально негативное поведение происходит очень быстро. Повлиять на этот процесс довольно трудно. Данное обстоятельство заставляет внимательно относиться к любым нарушениям несовершеннолетними женского пола социальных ролей, проявлениям ими вредных привычек и пристрастий. Среди правонарушений несовершеннолетних женского пола отмечается высокая латентность. По данным Г. И. Сыздыковой, каждая десятая опрошенная воспитанница воспитательных колоний (ВК) заявила, что в момент совершения преступления о наказании не думала, но после совершения надеялась, что обойдется штрафом, рассмотрением материалов комиссией по делам несовершеннолетних, вообще никто не узнает о совершенном преступлении, так как потерпевшая не сообщит в правоохранительные органы <3>. Все это свидетельствует о том, что криминальный опыт и угроза наказания за общественно опасное деяние у несовершеннолетних уже имелись. ——————————— <3> См.: Сыздыкова Г. И. Преступное и предпреступное поведение несовершеннолетних женского пола: Дис. канд. юр. наук. Саратов, 1985. С. 71.

Подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушительниц женского пола, получив неполное среднее образование, уходят из школы, поступают в училища или иные учебные заведения. Но, не желая учиться, девушки либо вообще не приступают к занятиям, либо очень скоро бросают учебу <4>. Способствуют этому трудности социальной адаптации в новом коллективе, отсутствие контроля со стороны семьи. Если эти девушки как личность не были объектом профилактики правоохранительных органов, то, совершая правонарушения, они попадают во внимание этих органов лишь после их совершения. ——————————— <4> См.: Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 178.

Одной из форм антиобщественного поведения является уклонение от учебы, которое связано с бродяжничеством. Изучение причин побегов из дома педагогами, психологами, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних и сотрудниками милиции показало, что после достижения 15 лет эти побеги чаще всего бывают связаны с реализацией социально неодобряемых побуждений и лишь иногда они таким образом самовыражаются. Выяснение причины такого поведения требует привлечения кроме педагогов других специалистов. Для девушек подобные прогулки, уходы из дома и бродяжничество имеют большую опасность, чем для юношей, так как они нередко становятся объектом сексуальных посягательств, подпадают под влияние криминальной среды. Выявление причин и предупреждение таких нарушений поведения представляется важным <5>. ——————————— <5> См.: Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 50; Тузов А. П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. Киев, 1982. С. 33 и др.

Помимо уклонений от учебы, бродяжничества распространенными формами отклоняющегося поведения несовершеннолетних женского пола являются злоупотребление спиртными напитками, раннее начало половой жизни и, как следствие, половая деморализация <6>. ——————————— <6> См.: Баяхчев В. Г. Изучение на предварительном следствии, предшествующей преступному поведению несовершеннолетнего // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сб. науч. трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 54 — 59.

Отрицательные последствия употребления спиртных напитков девушками разнообразны: физический вред здоровью, разрыв связей со школой и семьей, совершение преступлений в состоянии опьянения, проявление безразличия к своему будущему и др. Обстоятельствами, способствующими развитию алкоголизма у подростков, являются не только социальные, но и физиологические факторы. Не последнее место в алкоголизации подростков принадлежит ослаблению нервной системы, обусловленному теми или иными, в том числе и наследственными, причинами, различным нарушениям психического развития. Выявлена группа девочек-подростков с определенными акцентуациями, у которых алкоголизм развивается еще в подростковом возрасте. Установлено возрастание роли биологических (в широком смысле) факторов в процессе систематизации алкогольных эксцессов и сохранении действия отрицательных микросоциальных факторов <7>. ——————————— <7> См.: Алмазов Б. Н., Грищенко Л. А. О психологических особенностях отклоняющегося поведения несовершеннолетних правонарушительниц // Вопросы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Межвуз. сб. науч. трудов. Омск, 1984. С. 155.

Организации развлекательного и содержательного досуга молодежи в бывшем СССР уделялось серьезное внимание. В стране имелась широкая сеть дворцов пионеров, клубов, спортивных детских комплексов и других учреждений для подростков и юношей на бесплатной основе. В настоящее время проблема вовлечения несовершеннолетних в образовательный и воспитательный процесс стала весьма сложной. В связи с тем что школы, училища, колледжи, техникумы ныне осуществляют отбор учащихся, все более широкий размах получает практика платных услуг (репетиторство, дополнительные учебные предметы, охрана в образовательных учреждениях и т. д.), то же самое относится к сети спортивных клубов, кружков и секций. Катастрофически дороги спортивная форма и инвентарь. Не все дети имеют возможность заниматься даже при наличии желания и способностей. Потребность несовершеннолетних женского пола в общении по месту жительства представляет собой своеобразный, отлаженный механизм социального общения. Психология девочки-подростка — это психология невесты. Речь идет о том, что девушке на подсознательном уровне требуются внимание, забота, положительные эмоции. Если в семье либо образовательном учреждении создается конфликтная ситуация, стороной которой является личность девушки, то эта девушка ищет выход из возникшего положения <8>. Она устанавливает неформальные связи по месту жительства, заполняя тем самым вакуум социального общения. В результате формируются и пополняются смешанные группы антисоциальной направленности. ——————————— <8> См.: Радев В. А. Мнение экспертов о вузовском образовании // Социологические исследования. 1994. N 12.

Подавляющее большинство преступных групп несовершеннолетних организуются по месту жительства ее членов <9>. Это закономерно, ибо их связывают потребности в общении, развлечении, проведении свободного времени. Но, не умея организовать свой досуг, а нередко и не имея возможности для такой организации, при низком уровне нравственного и интеллектуального развития, отсутствии твердых моральных принципов девочки-подростки быстро переходят к социально неодобряемому поведению. Этот процесс еще более ускоряется, если рядом оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни из числа совершеннолетних. ——————————— <9> См.: Тимошенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. С. 31.

Неблагополучная обстановка в семье и в школе у большинства из них способствует тому, что несовершеннолетние женского пола предпочитают проводить время вне контролируемой среды, а их антиобщественное поведение и круг общения «на улице» остаются неизвестными родственникам и педагогам. При осуществлении профилактики противоправного поведения несовершеннолетних женского пола «уличным друзьям» должна противостоять активная полезная деятельность в школе или иной организованной среде. Поведение подростка начинает привлекать внимание сотрудников органов внутренних дел с того момента, когда в нем появляется нарушение социальных ролей или признаки правонарушения. Конкретные социологические исследования показывают, что с невыполнения несовершеннолетними своих обязанностей начинаются отклонения в поведении: пропуски занятий в школе, нахождение в позднее время в общественных местах и др. То, что сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело чаще всего с подростками, у которых антиобщественное поведение стало в какой-то мере привычным, не означает, что первые признаки появления отклонений должны быть за пределами их внимания. Они не могут не обращаться к источникам появления этих отклонений, не выявлять слабые места в воспитании. Предупреждение преступлений несовершеннолетних женского пола происходит на половозрастном уровне <10>. Основные признаки такого уровня — это возраст (несовершеннолетние) и пол (женский). Если мы говорим о возрасте несовершеннолетних, то речь идет о процессе формирования личности как в физическом, физиологическом, так и в интеллектуально-нравственном аспекте. Что касается пола несовершеннолетних, то здесь следует иметь в виду особую социальную роль женщин — воспроизводство рода человеческого. Поэтому важное значение придается тому, как представляет себя девушка в качестве невесты, женщины, матери. Эффективность предупреждения антиобщественных деяний связана с тем, насколько данный уровень контроля за несовершеннолетним включен в общую систему социальной профилактики. Но даже при этом центральным остается объект воздействия — личность несовершеннолетних женского пола и социальные условия, ее формирующие. ——————————— <10> См.: Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 767.

Данный объект воздействия вполне конкретен. Отсюда и конкретизация направлений, форм и методов соответствующего предупреждения. Мы согласны с мнением С. В. Шатилова, предлагающего классификацию антиобщественного поведения несовершеннолетних: простое отклоняющееся поведение (пропускает занятия в школе, не ночует дома, беспорядочные половые отношения и т. д.); отклоняющееся поведение (совершает административные проступки, общественно опасные деяния); преступное поведение (совершает уголовные преступления) <11>. ——————————— <11> См.: Шатилов С. В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: Дис. … канд. юр. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1997. С. 95.

В этом смысле выделяются два направления профилактики: 1) ранняя, когда речь идет о профилактике относительно асоциального поведения, 2) непосредственная, когда имеется в виду предупреждение преступлений. Применительно к несовершеннолетним, в частности, женского пола этот подход, на наш взгляд, наиболее приемлем. Основным критерием разделения профилактики на раннюю и непосредственную являются, во-первых, время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления, во-вторых, степень «социальной испорченности» личности. В профилактической деятельности с конкретным человеком важно не упустить именно время. Между тем анализ практики показывает, что в работе с несовершеннолетними, в том числе и женского пола, упускается время. В поле нашего зрения несовершеннолетние девушки оказываются, к сожалению, уже тогда, когда они либо встали на асоциальный путь поведения и этим самым привлекли к себе внимание, либо уже совершили преступление. Достаточно сказать, что, по данным нашего исследования, более 50% преступлений совершается несовершеннолетними женского пола, которые до этого не находились в поле зрения милиции, как и иных организаций. Непосредственная профилактика преступлений несовершеннолетних женского пола играет не менее важную роль. Данная форма предупреждения преступлений ориентирована конкретно на выявление и устранение причин и условий преступного поведения, на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения уголовно наказуемых деяний. Особенно важным при этом является предотвращение и пресечение преступлений. Такая профилактика связана с непосредственной работой с конкретными лицами, ведущими антиобщественный образ жизни: это пьяницы, наркоманы, проститутки, попрошайки и др. На них оказывается непосредственное и активное влияние со стороны органов внутренних дел, других организаций <12>. ——————————— <12> См.: Махиборода Н. И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола. Рязань, 1996. С. 35.

«Профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения» <13>. Действительно, это так. С этим высказыванием можно согласиться, но проблема выявления этих тенденций лежит в иной плоскости: отсутствует инструментарий ранней профилактики. Так, Федеральный закон «Об образовании» гласит, что девиантное (отклоняющееся противоправное) поведение можно квалифицировать только по достижении ребенком 11 лет. Несовершеннолетние моложе этого возраста, по мнению законодателя, совершают асоциальные проступки в силу задержки своего интеллектуального развития. На практике, к сожалению, случается иначе. ——————————— <13> См.: Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации (пер. с польского). М., 1983. С. 114.

Обследованные нами несовершеннолетние женского пола, осужденные за различные преступления, стали причастны к негативным явлениям в среднем в возрасте 9 — 10 лет: уклонялись от учебы, убегали из дома, иногда и будучи вовлеченными в антиобщественную деятельность взрослыми, научились сквернословить, курить, некоторые успели попробовать спиртное, знали что-то о наркотиках, отдельные девочки уже разбирались (с точки зрения опрошенных) в половых вопросах. Однако до этого возраста (9 — 10 лет) никто не занимался такими детьми: ни родители, ни школа, ни подразделения по делам несовершеннолетних милиции или соответствующие комиссии. Думается, что в системе МВД должно быть создано специализированное подразделение образца «полиции нравов», в обязанности которого входила бы и работа с детьми, подростками и их родителями, вообще с несовершеннолетними и их ближайшим окружением. Здесь целесообразно создать различные службы: участковая инспекция, воспитатели, педагоги и психологи, психиатрическая служба, оперативно-розыскная. Важно обеспечить действенный социальный контроль. Эта милиция работала бы в тесном контакте со школами, средними и высшими учебными заведениями, соответствующими медицинскими учреждениями и т. д. Необходим особый закон о деятельности полиции нравов. Четко должны быть обозначены функции этого подразделения, права и обязанности тех, в отношении кого проводится работа этой милицией. Это, конечно, спорное предложение, ведь до 11 лет с трудными несовершеннолетними занимаются социальные службы. Но в таком случае, если не создавать специализированное подразделение в системе МВД, необходимо усилить численно и пересмотреть функциональную направленность органов опеки и попечительства. Ранее проведенные исследования свидетельствуют, что более 90% осужденных несовершеннолетних женского пола желают нормально жить, учиться и трудиться, хотят иметь интересную профессию, семью, детей. Очевидно, таким несовершеннолетним необходимы помощь и поддержка со стороны общества и государства <14>. ——————————— <14> См.: Богданова Л. Ф. Криминологическая характеристика правонарушений несовершеннолетних женского пола // Вестник МГУ. Серия 11. Вып. 2. 1979. С. 94 — 95.

Можно вполне согласиться с тем, что юридическим основанием для профилактических мероприятий может быть антиобщественный поступок подростка, нарушение им норм права, да и вообще отклоняющееся поведение, которое способно развиться и превратиться в преступное поведение. Основанием для начала ранней профилактики может быть и отрицательное влияние на подростка со стороны других лиц. Здесь важен сам факт — возможность возникновения преступного поведения. Порой можно встретить суждения, согласно которым мы не всегда способны наблюдать за поведением несовершеннолетних, в том числе и преступным. Эта мысль далее развивается так: несовершеннолетние, особенно девочки и девушки, в силу своих возрастных интересов изолируются не только вообще от взрослых, но даже от родителей. Девочки и девушки держат в тайне свои помыслы и чувства, укрывают совершаемые поступки; это — специфика их поведения, не говоря уже об интимных вопросах. Вполне может быть. И у подростков есть своя частная жизнь. Все дело в другом: воспитывать с самого раннего возраста надо так, чтобы подросток умел отличать хорошее от плохого, добро от зла и соответственно вел себя, управляя собой и своим поведением, контролируя себя. По нашим данным, законопослушные дети всегда «обнажены» для родителей и окружающих, им нечего скрывать и скрываться. Нарушители же норм права действительно пытаются маскироваться, и это им часто удается. В заключение следует обратить внимание на проблему, выходящую за рамки рассматриваемой темы, но непосредственно с ней связанную. Как выше отмечалось, преступность несовершеннолетних женского пола молодеет. Практика предупредительно-профилактической работы с несовершеннолетними женского пола, состоящими на учетах в милиции, свидетельствует, что значительное число девушек указанного контингента под разного рода предлогами, в том числе и надуманными, незаконно освобождаются от уголовной ответственности и других видов наказания. Это, в свою очередь, порождает волну криминогенности в подростково-молодежной среде. Антиобщественная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек достаточно высока, среди них значительна доля лиц, не достигших возраста уголовной ответственности <15>. Поэтому об исполнении уголовных наказаний в отношении их говорить не приходится, но работать с ними необходимо. ——————————— <15> См.: Фильченков Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. М., 1998. С. 65 — 67.

——————————————————————