Вторая пенсия военному пенсионеру: миф или реальность?

(Мананников Д. Ю.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 8) Текст документа

ВТОРАЯ ПЕНСИЯ ВОЕННОМУ ПЕНСИОНЕРУ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Д. Ю. МАНАННИКОВ

Мананников Д. Ю., юрист.

Не вызывает сомнений тот факт, что одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность армии, является политика, проводимая государством в отношении военных пенсионеров. Забота о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей после увольнения в запас является залогом успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом сегодня и в долгосрочной перспективе. Как известно, ежегодно около двух миллионов граждан России становятся пенсионерами <1>. Их общая численность в настоящее время составляет 38,6 млн. человек <2>. При этом только на Министерство обороны Российской Федерации возложено пенсионное обеспечение 1164,9 тыс. военных пенсионеров <3>, а с учетом численности членов семей бывших военнослужащих от деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации зависит материальное благополучие более 2,5 млн. граждан России <4>. ——————————— <1> Петров К. Твоя будущая пенсия. Что дает индивидуальный учет пенсионных прав каждому из нас // Пенсия. 1997. N 8. С. 4. <2> Батанов Г. Н. Интервью // Известия. 2004. 6 декабря. <3> Доклады министру обороны Российской Федерации и его заместителям, справки по поступившим из директивных органов документам, заключения по проектам документов // Текущий архив ГФЭУ МО России. 2004 г. Д. N 398. Т. 55. С. 482. <4> Вдовин В. И. Особенности и проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, уволенных с военной службы, в современных условиях // Пенсия. 2003. N 4. С. 12.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин в своем докладе за 2007 г. отмечает, что в настоящее время доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снизилась с 80% в 1985 — 1990 гг. до 40% в 1995 — 2000 гг. и до 30% в 2006 г. В 2007 г. эта доля составила всего 25%. Соответственно уменьшился и размер пенсии граждан, уволенных с военной службы. Средний размер военных пенсий сегодня составляет: за выслугу лет — 6162 руб.; по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы, — 3607 руб.; по случаю потери кормильца, если смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы, — 2772 руб. Что касается недавнего повышения окладов военнослужащих, то, по мнению В. Лукина, деятельность государства в этой области «не более чем поправка на инфляцию». В результате совокупные денежные доходы пенсионеров не превышают прожиточного минимума, а в ряде случаев даже ниже регионального прожиточного минимума <5>. ——————————— <5> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.

Такое положение дел на сегодняшний день объясняет причину нахождения многих военных пенсионеров на грани отчаяния, так как их неоднократные обращения в различные государственные органы по вопросу повышения пенсий ни понимания, ни поддержки не нашли. Только в отчетном году к Уполномоченному по правам человека поступило несколько коллективных обращений военных пенсионеров, ветеранов военной службы и членов их семей. Всего же вопросам пенсионного обеспечения и восстановления утраченных льгот было посвящено каждое второе обращение военнослужащих. В связи с вышесказанным становится понятно, почему каждый третий военный пенсионер продолжает трудовую деятельность в организациях (на предприятиях) государственного или частного сектора. Данная необходимость возникает в связи с невысоким уровнем военных пенсий по сравнению со стоимостью минимальной потребительской корзины. В сложившейся ситуации особую важность приобретает факт неисполнения Правительством Российской Федерации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О в части выработки в срок не позднее 1 января 2007 г. правового механизма, гарантирующего выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Дело в том, что в настоящее время с заработной платы (и иных выплат, связанных с выполнением работы) военных пенсионеров работодатель отчисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (страховые взносы). Такая обязанность вытекает из положений ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с положением п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Размер (тариф) страховых взносов определяется в соответствии с нормами ст. ст. 10, 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и зависит от величины годовой суммы произведенных работнику выплат. При размере этой суммы до 280000 руб. в год тариф составляет 14% этой суммы. В зависимости от возраста работника сумма страховых выплат идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше) либо на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (для лиц 1967 года рождения и моложе). По некоторым оценкам, ежегодная сумма страховых отчислений за работающих военных пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет около 18,5 млрд. руб. <6>. ——————————— <6> Федотов А. И. Пенсионное обеспечение военнослужащих Российской Федерации в период проведения пенсионной реформы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. N 3.

Здесь необходимо отметить, что трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная ее части, как было сказано выше, финансируются за счет страховых взносов. Таким образом, если базовая часть трудовой пенсии выплачивается за счет бюджета страны и источник ее финансирования как бы обезличен, то страховая и накопительная части фактически финансируются самими работниками, так как в конечном итоге работодатель уплачивает страховые взносы из средств, которые образуются в результате труда застрахованных. Отличительной и важной особенностью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является их индивидуально возмездный характер. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, т. е., поступая в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на индивидуальных лицевых счетах. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при достижении пенсионного возраста в виде страховой или страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Таким образом, размер будущих пенсионных выплат (страховой и накопительной частей трудовой пенсии) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов. Поэтому работник (застрахованное лицо) заинтересован в перечислении страховых взносов со своего заработка (и соответственно, в получении зарплаты официальным образом), если только этот работник не военный пенсионер, который получает пенсию за выслугу лет. Дело в том, что по действующему пенсионному законодательству работающий военный пенсионер не имеет права на одновременное получение военной и трудовой пенсий. Он имеет лишь право выбора, в соответствии с которым ему устанавливается какая-либо одна пенсия: за выслугу лет или трудовая (это правило закреплено в ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 1 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Между тем действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военных пенсионеров на трудовую пенсию, что не позволяет в большинстве случаев обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем полагающуюся им военную пенсию. Тем самым вступление их в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях предопределен. Таким образом, имеется проблема: что будет с теми средствами, которые в период работы военного пенсионера на «гражданке» перечислялись с его зарплаты на формирование страховой части трудовой пенсии? Почему он должен отказываться от заслуженной государственной пенсии за выслугу лет, чтобы получить свои страховые взносы? Здесь необходимо вспомнить о противоречиях пенсионного законодательства. Указанная проблема касается только тех средств, которые идут на финансирование страховой части трудовой пенсии. В то же время вопрос о накопительной части трудовой пенсии оговорен в законе отдельно. Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии, предусмотренные этим Законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии. Данная норма применяется ко всем видам пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если военный пенсионер из числа лиц соответствующего возраста (1967 года рождения и моложе) работает «на гражданке» в качестве рабочего, служащего и т. п. и с его заработной платы начисляются страховые взносы, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) ему должна быть установлена накопительная часть трудовой пенсии <7>. ——————————— <7> Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 мая 2004 г. N ГБ-25-25/5735 «О праве военнослужащих на трудовую пенсию».

В отношении же страховой части трудовой пенсии у официальных органов до недавнего времени преобладало мнение об отсутствии правовых оснований для ее получения наряду с военной пенсией. Однако такая позиция вызывала справедливое осуждение со стороны как пенсионеров, так и ученых и правоприменителей. Ведь Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве последствия распространения на отдельные категории граждан обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, т. е. по логике пенсионного законодательства все застрахованные граждане, в том числе работающие военные пенсионеры, при достижении пенсионного возраста и наличии определенного законом страхового стажа <8> (пяти лет) должны воспользоваться накопленными на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации средствами. Однако военные пенсионеры в силу изложенных выше положений законодательства лишены такого права и, по сути, отстранены от участия в пенсионной реформе. ——————————— <8> Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Вспоминаются в связи с вышесказанным многочисленные письма возмущенных пенсионеров в редакцию газеты «Красная звезда». Вот некоторые выдержки из них: «Мне 77 лет, и 30 лет военной службы, — пишет майор в отставке Б. Покузиев из Ахтубинска Астраханской области. — Пенсия небольшая, и вот уже 28 лет я тружусь на предприятии. За эти годы, конечно, заработал вторую пенсию, но сколько ни писал в разные инстанции, к кому бы ни обращался, нет вразумительного ответа». «Почему молчат, почему нет конкретных и ответственных разъяснений по этому поводу?! — восклицает в своем письме майор запаса В. Уфимцев из Свердловской области. — Почему бы честно не сказать, что накопления ваши, дескать, так и останутся у нас, на наши внутренние расходы…» <9>. ——————————— <9> Алтунин П., Батраков А. Пора бы отпустить тормоза // Красная звезда. 2007. 7 июня.

Вопросу возможности использования работающими военными пенсионерами перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов неоднократно уделялось внимание Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал принципиальное положение о том, что равные обязанности граждан в несении бремени по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (независимо от субъекта, производящего в соответствии с законом уплату страховых платежей) предполагают и равные права на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О по запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода, а также жалобам граждан И. А. Стародубова и В. Н. Шишова отмечалось, что, закрепляя безусловное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О применительно к индивидуальным предпринимателям и адвокатам — военным пенсионерам Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость положения, при котором возложенная на них обязанность уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не сопровождается предоставлением им, помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, страхового обеспечения с учетом уплаченных страховых взносов. Проблема страховых взносов военных пенсионеров получила окончательное разрешение относительно недавно. 11 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение N 187-О по жалобе гражданина В. В. Наумчика на нарушение его конституционных прав положениями п. п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В указанном документе, имеющем принципиальное значение для миллионов военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию о праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии: «исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации». Обосновывая свою позицию, Конституционный Суд Российской Федерации справедливо констатировал, что правоприменительная практика в сфере обязательного пенсионного страхования поставила работающих военных пенсионеров в неравное положение по сравнению с иными работающими по трудовому договору застрахованными лицами, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую деятельность и имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальные лицевые счета страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), т. е. на периодическое увеличение ее размера. Тем самым военные пенсионеры, на одинаковых с получателями трудовых пенсий условиях работающие по трудовому договору и участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, оказываются в неравном с ними положении при реализации права на получение страхового обеспечения <10>. Таким образом, включение в эту страховую систему не влечет для них значимых последствий. ——————————— <10> Старцун В. Н. О праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии (или как Конституционный Суд Российской Федерации увеличил пенсии работающим военным пенсионерам) // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 12.

В связи с вышесказанным Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании не учитывает особенностей правового положения тех работающих по трудовому договору граждан, которым выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». В результате Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: «взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» — в условиях действующего правового регулирования, в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, без отказа от получения военной пенсии, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации». В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю разработать правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Казалось бы, Конституционным Судом Российской Федерации разрешена очередная проблема социальной защиты бывших военнослужащих. Дело теперь за федеральным законодателем. Однако из-за нерасторопности чиновников военные пенсионеры, которые работали на «гражданке», уже много лет не могут получать одновременно и военную, и трудовую пенсии. Обоснованно возникает вопрос: в чем же причина подобного произвола? Правительство Российской Федерации обязано выступить с законодательной инициативой в трехмесячный срок, а Государственная Дума — принять поправку во внеочередном порядке. Представителю власти, игнорирующему решения Конституционного Суда Российской Федерации, грозит штраф до 200 тыс. руб., лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или даже лишение свободы на срок до двух лет. Необходимо отметить, что исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации на сегодняшний день является одной из острейших проблем в Российской Федерации. Безусловно, ситуацию, когда в течение многих лет законодатель не реагирует на рекомендации Конституционного Суда Российской Федерации, нельзя назвать удовлетворительной. Еще в июне 2007 г. было 15 постановлений и 9 определений, законопроекты во исполнение которых на то время так и не были внесены в нижнюю палату Федерального Собрания Правительством Российской Федерации <11>. К их числу относилось и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О, гарантирующее выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. По данной проблеме Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин еще в сентябре 2006 г. обращался к Председателю Правительства Российской Федерации, но до 2008 г. законодательно этот вопрос не был решен <12>. ——————————— <11> Романов И., Самарина А. Миронов вступился за Зорькина. Совет Федерации намерен положить конец практике неисполнения Кабинетом Министров постановлений Конституционного Суда // Независимая газета. 2008. 4 февраля. <12> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.

Задержка исполнения указанного выше Определения Конституционного Суда Российской Федерации является показательным примером подрыва защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, а также единого конституционно-правового пространства в государстве. Не случайно в этих условиях, по словам председателя Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) О. Шведкова, приобретает все более массовый характер подача судебных исков к Министерству обороны Российской Федерации, а в ряде регионов уже прошли и не исключены в будущем массовые протестные акции военных пенсионеров, как организованные, так и стихийные <13>. Действительно, действующая власть вплоть до конца 2007 г. предпочитала игнорировать вопросы социальной защищенности военнослужащих, проявляя, в частности, в очередной раз законодательное невнимание к решению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. Показательным тому подтверждением явились выводы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, представленные в докладе за 2007 г., которые, по мнению советника Ассоциации социальной защиты ветеранов спецподразделений Ю. Неткачева, резко контрастировали с последними заявлениями власти о позитивных итогах развития армии, росте достатка офицеров и, следовательно, разрушили сложившиеся мифы о положительных сдвигах в жизни военнослужащих и военных пенсионеров. ——————————— <13> Мухин В. Правозащита виртуального характера. Владимир Лукин опасается массовых акций протеста военных пенсионеров // Независимая газета. 2008. 19 февраля.

С начала 2008 г. стало окончательно ясно, что необходимо искоренить правовую дискриминацию бывших военнослужащих, лишенных права одновременного получения заслуженной ими пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии, сформированной в результате страховых взносов. 7 марта 2008 г. Государственной Думой был рассмотрен и одобрен в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона N 10319-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части получения трудовой пенсии (ее страховой и накопительной части) работающими пенсионерами силовых ведомств и о предоставлении права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости пенсионерам из числа бывших военнослужащих и других государственных служащих в связи с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О). Основной целью данного законопроекта является обеспечение единства правовых и организационных основ государственной службы, взаимного учета продолжительности государственной службы различных видов при подсчете общей продолжительности государственной службы, что предполагает соотносительность государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, и государственных гражданских служащих. Итак, какие же основные изменения последуют в пенсионном законодательстве России в случае окончательного принятия указанного выше законопроекта? Прежде всего, гражданам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним лицам, имеющим страховой стаж не менее пяти лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, законопроект предоставляет право устанавливать пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренную Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», и трудовую пенсию по старости (за вычетом ее базовой части) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом в случае назначения пенсии за выслугу лет в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, с учетом которых определен размер данной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности — периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии <14>. ——————————— <14> Проект Закона N 10319-5 // СПС.

Законопроект распространяет данные положения на всех граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с вышеназванным Законом, включая пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Если говорить непосредственно о военных пенсионерах, то законопроект напрямую касается, по оценкам экспертов Министерства обороны Российской Федерации, примерно 500 тыс. человек, получающих пенсию за выслугу лет и продолжающих работать, а значит, имеющих право на получение трудовой пенсии по старости (ее страховой и накопительной частей). Если предположить, что в среднем 500 руб. ежемесячно уплачивается на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости на одного работающего военного пенсионера, то в год эти накопления достигнут 6000 руб. Сумма денежных выплат для данной категории пенсионеров из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составит около 3 млрд. руб. в год <15>. В целом же дополнительные расходы, связанные с установлением страховой части трудовой пенсии лицам из числа военнослужащих, в 2008 г. будут ориентировочно определяться суммой в 5,3 млрд. руб. <16>. ——————————— <15> Михайлов В. Военные пенсионеры смогут получать вторую пенсию. Госдума рассмотрела изменения в Законе о пенсионном обеспечении // Независимая газета. 2008. 7 марта. <16> Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона N 10319-5 // СПС.

Таким образом, в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации действие законопроекта в части установления страховой части трудовой пенсии для пенсионеров из числа военнослужащих будет распространяться на правоотношения начиная с 1 января 2007 г., а в части установления страховой доплаты государственным гражданским служащим — с 1 января 2008 г. Что касается накопительной части трудовой пенсии, то право на ее получение (в дополнение к пенсии по государственному пенсионному обеспечению), как уже отмечалось ранее, установлено п. 4 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для всех пенсионеров — как из числа гражданских государственных служащих, так и военных пенсионеров (пенсионеров правоохранительной службы). Введение дополнительного правового регулирования в этой части не требуется и законопроектом не предусматривается. Таким образом, совершенно очевидно, что на сегодняшний день работающие военные пенсионеры лишены права получения заслуженной ими пенсии за выслугу лет одновременно со страховой частью трудовой пенсии, сформированной в результате страховых взносов. Тем самым эта категория лиц находится в худших условиях, чем обычные пенсионеры, имеющие право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их личный счет взносов. Однако внесенный Правительством Российской Федерации законопроект ликвидирует данную правовую дискриминацию военных пенсионеров, которые после увольнения с военной службы решили продолжать трудовую деятельность. Принятие этого поистине долгожданного документа будет иметь большое социальное значение в силу существенного улучшения материального положения граждан, посвятивших многие свои годы военной службе.

——————————————————————

Название документа