Российская пенсия не чета европейской

(Полуяктова Н., Гусева Т.) ("ЭЖ-Юрист", 2011, N 24) Текст документа

РОССИЙСКАЯ ПЕНСИЯ НЕ ЧЕТА ЕВРОПЕЙСКОЙ

Н. ПОЛУЯКТОВА, Т. ГУСЕВА

Наталия Полуяктова, юрист.

Татьяна Гусева, доктор юридических наук, профессор ГТУ, г. Орел.

Каждый из нас рано или поздно уйдет на пенсию. Поэтому все мы задумываемся о том, как сложится наше будущее и как мы будем жить в старости. А хотелось бы так, как в Европе...

Чтобы пожить в свое удовольствие

В статье 7 Конституции РФ наше государство определяется как социальное, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В последнее время в условиях кризиса руководство нашей страны неоднократно подчеркивало, что будет неукоснительно исполнять свои социальные обязательства. Это прежде всего касается пенсионного обеспечения, которое является одним из основных прав граждан РФ. Послания Президента Федеральному Собранию неоднократно говорили о необходимости проведения пенсионной реформы. В 2007 году Владимиром Путиным, тогда Президентом РФ, была поставлена задача системного совершенствования пенсионного законодательства. На заседании VIII съезда партии "Единая Россия" он озвучивал следующую позицию: "...в области пенсионного обеспечения в целом необходимо поставить перед собой серьезную задачу и в течение нескольких ближайших лет - в среднесрочной перспективе - полностью наконец ликвидировать бедность среди пенсионеров. В этих целях нужно продумать системные меры по совершенствованию пенсионного законодательства, поддерживая накопительную и увеличивая страховую части пенсий, повышая ответственность государства перед всеми категориями пенсионеров" <1>. -------------------------------- <1> Выговская И. Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1. С. 5.

Основная задача пенсий состоит в обеспечении достойной старости. В пожилом возрасте люди, проработавшие практически всю свою жизнь, должны иметь возможность отдохнуть, пожить в свое удовольствие, не задумываясь о том, где взять деньги на еду и лекарства. Однако, в то время как наши старики решают насущные проблемы, перед нами пример европейских пенсионеров, которые имеют возможность не только безбедно существовать, но и путешествовать. То есть пенсии за рубежом, в частности в Европе, могут обеспечить такие потребности. Мы часто видим веселых, довольных жизнью людей пожилого возраста на зарубежных курортах или в различных известных местах нашей страны - европейских туристов. И каждый день мы имеем возможность сравнивать их с пенсионерами нашей страны, многие из которых вынуждены работать.

Два фундаментальных принципа

Благосостояние пенсионеров напрямую зависит от размера их пенсий, рассчитываемых в виде процента от их средней официально декларируемой зарплаты. Сегодня в России размер трудовой пенсии, по словам Владимира Путина, составляет около 38% от средней зарплаты <2>. По другим оценкам, он составляет не более 30%. Глава Правительства РФ на селекторном совещании 11 апреля 2011 года по итогам работы Пенсионного фонда РФ в 2010 году отметил, что размер трудовой пенсии гражданина России должен составлять 40% от утраченного им ежемесячного заработка. Данная цифра называется неслучайно. -------------------------------- <2> URL: http:// www. pension-in-russia. ru/ 282/.

В Европе и других развитых странах пенсия составляет около 60% от средней заработной платы в соответствии с Европейской социальной хартией, а минимальный рекомендуемый 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 года уровень составляет 40% в случае, если типовым получателем является мужчина с женой в пенсионном возрасте. Россия ратифицировала пересмотренную Хартию в октябре 2009 года, признав обязательными для себя только 68 пунктов, - 102-я Конвенция МОТ до сих пор не ратифицирована. В настоящее время большинство пенсионных систем в мире основывается на двух фундаментальных принципах. 1. Довольно популярны сейчас распределительные системы пенсионного обеспечения. Пенсионер может получить достаточно большой размер отчислений при незначительных взносах. Ее недостатком является то, что с развитием системы пенсионные выплаты начинают превосходить взносы, что негативно сказывается на экономике государства. К сожалению, распределительная система не дает возможности пенсионеру участвовать в реформах, то есть государство само определяет размер пенсии и сроки выплаты. Например, в одном году отправиться на отдых за границу пенсионеру несложно, а спустя время он не может себе этого позволить из-за незначительных пенсионных выплат. 2. Кроме распределительной системы пенсионных фондов существует и накопительная. При такой системе пенсионные взносы используются для приобретения различных активов. Именно сумма этих активов и будет распределяться на каждый месяц и составит ежемесячную выплату пенсионеру.

Франция, Германия, Англия, Израиль...

Во Франции на пенсию граждане уходят в основном в возрасте 60 лет - и мужчины, и женщины. Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6000 евро в год, максимальная - в два раза больше <3>. -------------------------------- <3> URL: http:// www. fundshub. ru/ market/ industry/ 4944.php.

В Германии деньги, которые переводятся в пенсионный фонд, обеспечивают безбедную старость ныне здравствующим пенсионерам. Еще совсем недавно пенсионные отчисления составляли 18,6% от заработка, на сегодня этот показатель уже равен 20,3%. Но из этих 20,3% сам работник выплачивает только половину. Вторую половину за него вносит работодатель. Это продолжается до 65-летнего возраста, при достижении которого немцы уходят на пенсию. Однако есть в немецкой пенсионной системе и одно ограничение: пенсионные взносы работники платят только с заработков, не превышающих 6000 евро или 5000 долларов в месяц. Если же заработная плата существенно больше, то взносы все равно нужно платить только с 6000 евро. Остальную сумму обычно помещают в фонды необязательного страхования. Размер немецкой пенсии может доходить до 70% от заработной платы, но это возможно только при наличии минимум 12 лет трудового стажа. "Островная" пенсионная система Великобритании мало чем отличается от "континентальной". Пенсионный возраст в данной стране составляет для мужчин 65 лет, для женщин - 60 лет. Взносы в пенсионный фонд со стороны работника - 10%, но только с заработка, не превышающего 23660 фунтов в год. Работодатели также платят взносы в пенсионный фонд. Но эти суммы уже имеют диапазон от 3% до 10,2% от заработка <4>. -------------------------------- <4> URL: http:// www. pensport. ru/ pp/ site_98990085.html.

В Израиле не существует государственного пенсионного фонда. Его заменяет фонд обязательного социального страхования, откуда выплачивают не только пенсии, но и, например, пособия по безработице или старости. Последние выплачивают всем лицам, достигшим пенсионного возраста (для мужчин это 65 лет, а для женщин 60), в размере от 16 до 24% средней заработной платы в зависимости от семейного положения. Но сами по себе эти суммы не в состоянии покрыть расходы на проживание в Израиле. Поэтому многие наемные работники предпочитают становиться членами пенсионных фондов, куда и отчисляют 5,5% от своих заработков. Кроме этих взносов работодатель также платит за своего наемного работника, но уже 12% от зарплаты. И если работник имеет достаточно большой стаж, то его пенсия может составить до 75% от заработка на последнем рабочем месте. И это притом что сами пенсии налогом не облагаются <5>. -------------------------------- <5> Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов. М.: Эксмо, 2006.

Перевернутая возрастная пирамида

Следует обратить внимание на тот факт, что в Европе пенсионное обеспечение является весьма специфическим. Практикуется система, когда большая часть работы по внесению вкладов в фонды ложится на плечи работодателя. В нашей стране такую систему используют не так давно. Для увеличения объема доходов Пенсионного фонда Правительство РФ приняло решение повысить ставку страховых взносов с максимальных 26% в 2010 году до 34% в 2011 году. Однако повышение ЕСН крайне негативно отразилось на российском бизнесе, что признали уже сами чиновники. Часть предприятий перешли на "серые" схемы выплаты зарплат. Теперь Минфин и Минэкономразвития думают над вариантами снижения налоговой нагрузки на бизнес без нанесения ущерба пенсионной системе. Пока же Пенсионный фонд РФ подсчитывает объем собранных выплат с работодателей при ставке в 34% за I квартал 2011 года. ПФР 4 апреля начал принимать от работодателей одновременно расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Сейчас средний размер трудовой пенсии составляет 8900 руб. За 2010 год пенсии выросли на 45% <6>. -------------------------------- <6> URL: http:// www. pension-in-russia. ru/ 282/.

В России, как и во всем мире, пенсионная проблема стоит значительно остро в связи с тем, что демографическая, а вслед за ней и пенсионная обстановка ухудшается. Доля пенсионеров (и, соответственно, расходной части пенсионной системы) неизбежно растет, а доля людей в трудоспособном возрасте (то есть доходной части системы) столь же неизбежно сокращается. На перспективу этот показатель уже задан уровнем рождаемости, который сложился в нашей стране за последние 20 лет. В начале 1990-х он упал более чем в полтора раза, до самых низких в истории страны уровней. С начала 2010-х в трудовой возраст вступает немногочисленное поколение детей 1990-х, а на пенсию уже активно выходит сравнительно многочисленное послевоенное поколение. Кроме того, в последние годы у нас наконец-то обозначилась тенденция роста продолжительности жизни, которая, судя по данным о смертности, сохранилась даже в условиях кризиса. Следовательно, возрастная пирамида теперь будет еще сильнее перевернута: она начнет приобретать все более значительный верх и все более узкую середину.

На государство надейся, а сам не плошай

Два года назад в ЕС был опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам Европейского союза необходимо будет за ближайшие 35 лет выделить на эти цели дополнительно 456 млрд. евро! Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки составляет 10,4% от ВВП пятнадцати "старых" стран Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%. Социологи тоже бьют в набат. В 1960 году в 15 странах "старого" ЕС проживало 34 млн. человек старше 65 лет. В 2010 году таких будет уже 69 млн. Каждые 10 лет число пожилых людей увеличивается на 13%. Это указывает на тот факт, что в Европе с пенсионным обеспечением все не так благополучно, как кажется на первый взгляд. Все это вкупе с экономическим кризисом привело к необходимости проведения пенсионной реформы в ЕС. Одни страны, например Словакия, видят ее в повышении пенсионного возраста. Другие, например Латвия, - в накопительной системе пенсий. В связи с этим не надо забывать о том, что пенсионная обеспеченность не является исключительной заботой государства, думать об этом нам нужно самим. Перспективно в такой ситуации участие в государственной программе софинансирования пенсий. Данный институт регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Программа обеспечивает 100-процентную годовую доходность. Если человек делает дополнительные взносы в фонд своей будущей пенсии, государство их удваивает в пределах от 2000 до 12000 руб. в год. Иными словами, когда участник Программы сам перечисляет в Пенсионный фонд 1000 руб. в месяц, государство добавляет на его личный пенсионный счет в Пенсионным фонде РФ еще 1000 руб. из бюджета. Вы можете участвовать в Программе 10 лет с момента первого взноса. Значит, фонд вашей будущей пенсии может увеличиться на 240000 руб. плюс инвестиционный доход. И даже больше - если третьей стороной софинансирования вашей будущей пенсии выступает работодатель, чей взнос вообще законом не ограничен. Неудивительно, что при таких условиях за два года Программа государственного софинансирования пенсии стала реально массовой - в нее уже вступили более 3 млн. человек <7>. -------------------------------- <7> URL: http:// www. fundshub. ru/ pension/ pfr/ 8617.php.

Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения является особо актуальным в условиях кризиса и неоптимистичной демографической ситуации не только в России, но и в странах Европы. Реформирование пенсионной системы РФ в целях наилучшего обеспечения интересов граждан - один из приоритетов социальной политики нашего государства даже в период кризиса. Каждый год пенсии в нашей стране индексируются, что хотя бы не дает им обесцениваться. В то же время необходимо помнить, что размер пенсионного обеспечения зависит от среднего заработка работника и от его отчислений в пенсионные фонды. На смену распределительной приходит накопительная система формирования пенсий. Значит, нам самим надо задуматься о своей будущей пенсии сегодня, отправляясь на поиски высокооплачиваемой стабильной работы и участвуя в программе софинансирования пенсий. Осталось только пожелать нам всем удачи на данном поприще!

------------------------------------------------------------------

Название документа