Предоставление негосударственными высшими учебными заведениями платных образовательных услуг

(Петрова Н. П.) («Юрист», 2011, N 19)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Н. П. ПЕТРОВА

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования оказания платных образовательных услуг негосударственными высшими учебными заведениями, проблемы оценки качества образования и коммерциализации образования. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: образовательная услуга, договор на оказание возмездных услуг, транснационализация образования, образовательные учреждения.

Provision of non-state higher educational institutions of paid educational services N. P. Petrova

The article considers the issues of legal regulation of rendering paid services by non-state higher educational institutions, problems of evaluation of quality of education and commercialization of education. The conclusions made in the article may be used in law-application practice.

Key words: educational service, contract for rendering paid services, transnationalization of education, educational institutions.

Правовое регулирование возмездного оказания услуг регламентируется главой 39 Гражданского кодекса РФ. Государственные и негосударственные образовательные учреждения по Гражданскому кодексу РФ являются некоммерческими организациями и призваны удовлетворять потребности личности, общества, государства в организации образовательной деятельности, подразделяя ее на деятельность по реализации основных государственных стандартов и программ и дополнительных образовательных программ на договорной основе. В энциклопедии профессионального образования приводится следующее определение образовательной услуги: комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. Большинство авторов, исследующих вопрос о сущности данных услуг, приходит к выводу, что под образовательной услугой следует понимать деятельность по передаче знаний, умений, формированию навыков <1>. ——————————— <1> См., например: Куров С. В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: Учеб. пособие. С. 50; Владыкина Т. А. К понятию образовательной услуги высшего учебного заведения // Юрист XX века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 — 20 апреля 2001 г.). С. 86.

Основная цель деятельности любого вуза — оказание образовательных услуг. Данные услуги оказываются либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет потребителей этих услуг (они могут оплачиваться третьими лицами). В названном аспекте единства цели всех вузов, с учетом единого российского образовательного пространства, следует признать несколько некорректными термины «негосударственное образование» и «государственное образование». Образование как некая сумма научно обоснованных упорядоченных знаний, навыков, представлений о природе, обществе, человеке, мире в целом не может быть в принципе ни государственным, ни негосударственным. Другое дело, что оно может быть в соответствии с установленными требованиями высшим профессиональным, послевузовским профессиональным и т. п. Однако не секрет, что определенная часть высших учебных негосударственных учреждений создавалась в откровенно корыстных целей их учредителей и руководителей, извлечения прибыли за счет взимания платы за обучение и оказания иных платных услуг. Такой подход определил и своеобразие задач организации и содержания деятельности подобных негосударственных вузов, основной чертой которых явилась своего рода оптимизация дохода по минимуму затрат, особенно на обеспечение ресурсами (кадровыми, материальными, учебно-методическими) самого образовательного процесса. Прежде всего это выражается в экономии на зарплате преподавателей, хотя на первом этапе становления негосударственных вузов она была существенно выше, чем в государственных вузах. Это давало возможность негосударственным вузам привлекать весьма квалифицированные кадры профессоров, доцентов, ученых академических институтов. Правовой формой оказания возмездных образовательных услуг является договор на оказание возмездных образовательных услуг. Право вуза на заключение данного договора закреплено в Законе об образовании (п. 10 ст. 41, ст. 45 — 46), Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 29), а также в Правилах оказания платных образовательных услуг <2>. ——————————— <2> Правила оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 7 Правил оказания платных образовательных услуг). Следует отметить, что в России, как и во всем мире, происходит коммерциализация (товаризация) образования. Образование становится услугой, которая имеет все необходимые свойства товара и, следовательно, как любой объект рынка, оценивается. Идет процесс транснационализации образования, автономизации образовательных учреждений, формирования подходов к становлению транспарентного образования, включения образовательных учреждений в цепочки ценностей, которые сформированы на рынке товаров и услуг сектора образовательных услуг, становления внутри общества, основанного на знаниях, своего рода рынка знаний и компетенций <3>. Государство на рынке образовательных услуг выполняет разнообразные функции. После вступления России на международный рынок образовательных услуг в соответствии с подписанием различного рода соглашений происходит некоторая модификация систем взаимодействия государства и негосударственных институтов оценки гарантий качества образования. Возможно несколько механизмов этого взаимодействия. Некоторые вузы готовы работать по показателям госаккредитации, но по-своему. Этот механизм имеет конкурентный характер, например, возможна конкуренция между Рособрнадзором, который по факту выполняет функции аккредитационного агентства, и некой государственной организацией, которая делает то же самое с теми же экспертами и пытается получить какие-то иные показатели. Другой механизм — механизм признания. Он отличается от предыдущего, где господствует конкуренция, тем, что здесь имеет место совместная эволюция сторон, которая базируется на взаимной интеграции, когда стороны, имея взаимный интерес, движутся вместе. По мнению многих авторов, механизм признания является наиболее адекватным на сегодняшний день в нашей стране в сфере оценки качества и оценки гарантий качества. Механизм признания доминирует за рубежом в процессе оценки качества образовательных услуг как на программном, так и на институциональном уровне. Главное — добиться признания применяемых методик и результатов оценки от всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг (образовательных учреждений, работодателей, потребителей, самого государства как проводника образовательной политики). Каждая из этих сторон во всем мире стремится выстроить собственное понимание качества образования. Например, работодателей прежде всего интересуют профессиональные компетенции выпускников, и именно профессиональные компетенции рассматриваются как свидетельство качества образования, как фактор конкурентоспособности всех участников рынка образовательных услуг: и самого вуза, и выпускников, и тех, кто проводит эту оценку качества. Подходы государства более разносторонни — важными признаются также формирование у учащихся социально значимых качеств, гибкость и доступность образования, макроэкономические факторы. ——————————— <3> Рубин Ю. Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике // Высшее образование в России. 2009. N 2.

Основной эффект оценки качества образования заключается в том, что создаются условия, в которых все заинтересованные стороны находятся в режиме постоянного мониторинга и взаимодействия с учебными заведениями, фиксируются и наблюдаются закономерности и тренды — позитивные и негативные — развития учебного заведения, составляется мнение о том, что оно собой представляет в статическом и динамическом формате. Возвращаясь к вопросу транснационализации, нельзя не сказать о болонских преобразованиях, которые вызывают неоднозначные мнения среди ученых. В российском академическом сообществе высказывается озабоченность и относительно возможного присоединения России к GATS — Генеральному соглашению по торговле услугами, инициированному Всемирной торговой организацией (ВТО). В частности, критике подвергаются следующие тенденции: — сведение предметной области болонских реформ к изменению структурного ландшафта высшего образования, к введению кредитов и оценке результатов обучения, при том что без должного внимания остаются научные вузовские исследования, вопросы содействия молодым ученым, финансирования высшей школы, кадрового обеспечения; — выстраивание европейского пространства высшего образования посредством содержательной унификации, т. е. своего рода «макдоналдизации», уравнивания структур и курсов обучения в соответствии с некой европейской нормой, угрожающей многообразию национальных систем высшего образования; — усиление экономического подхода к болонским реформам при игнорировании всей полноты культурных и социальных целей пространства высшего образования; — высокая вероятность сокращения доступа в вузы, в том числе ограничения доступности магистратуры из-за формальных или социальных барьеров на основе убежденности в якобы объективной неспособности большинства молодежи получать академически ориентированное (элитное) высшее образование; — подмена европеизации высшего образования его интернационализацией, при том что связи национальных систем высшего образования в европейском регионе и в глобальных масштабах должны иметь различные формы: в европейском регионе речь идет об интеграции национальных систем в единую европейскую систему, в глобальном масштабе — о рыночной конкуренции <4>. ——————————— <4> Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2005.

В течение десяти лет в рамках Болонского процесса неоднократно обсуждалась тема распространения GATS на высшее образование. Следует отметить, что тревожные оценки высказываются академическими деятелями государств, давно уже являющихся членами ВТО. На болонском семинаре в Афинах «Исследование социальных аспектов Европейского пространства высшего образования» (2003 г.) его участники договорились о принципах, которыми должно руководствоваться в переговорах со Всемирной торговой организацией: 1) «любые переговоры по торговле образовательными услугами не должны ставить под угрозу финансирование государственного образовательного сектора»; 2) они не могут подвергать сомнению соглашение о признании «права каждой страны реализовывать соответствующие механизмы обеспечения качества»; 3) необходимо гарантировать возможность для создания новых и поддержки уже имеющихся способов и инструментов регулирования и финансирования на национальном и международном уровнях; 4) допускается разработка альтернативных структур «для интернационализации в рамках Болонского процесса и на международной арене» на основе академического сотрудничества, доверия и уважения к многообразию; 5) требуется «оценить воздействие GATS на системы образования с правовой точки зрения, учитывая при этом роль высшего образования в обществе»; 6) необходимо обеспечить прозрачность переговоров и вовлечение всех заинтересованных сторон. Значительная часть нашей академической среды находится в неведении и поэтому даже риторически не ориентируется на конструктивно-критическое отношение к GATS в части высшего образования. А между тем университетские круги «стран-старожилов» ВТО видят в числе нежелательных такие последствия, как: — подрыв государственной ответственности за сферу образования вследствие ее возрастающей коммерциализации; — пренебрежение образовательными потребностями малоимущих; — ухудшение экономических условий для государственных вузов в контексте их конкуренции с частными провайдерами; — возрастающая глобальная стандартизация образования, навязываемая образовательными концернами-гегемонами; — ликвидация национальных стандартов и норм качества высшего образования и его социальных аспектов <5>. ——————————— <5> Болонский процесс: на пути к Лондону / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2007.

Организация Education International (EI), членами которой являются более одного миллиона профессоров и исследователей, в Меморандуме о Болонском процессе (2005 г.) заявила: «Не рынок и связанные с ним кратковременные тенденции, не коммерческие интересы, а прежде всего стремление к знаниям должно определять цели и содержание академических курсов и научных исследований. Поэтому необходимо приостановить все переговоры о включении высшего образования в Генеральное соглашение по торговле услугами, а контроль над транснациональным образованием во всех секторах возложить на ЮНЕСКО» <6>. Далее в меморандуме можно прочитать: «Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) не уделяет должного внимания вопросам обеспечения качества, поэтому существует реальная угроза, что оно откроет рынок неконтролируемым провайдерам высшего образования, единственная цель которых — увеличение прибыли» <7>. ——————————— <6> Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2005. <7> Там же.

Как отмечают многие исследователи, проведение такой крупной перестройки высшего образования предполагает решение сложных общесистемных проблем совершенствования качества, требует дополнительных компетенций и затрат времени как преподавателей, так и управленцев и не обеспечивается пока необходимой финансовой поддержкой. Кроме того, есть основания полагать, «что болонские реформы используются государством как повод устраниться от финансирования высшего образования. Согласно этому тезису государственная поддержка… будет ограничиваться полным финансированием первого цикла и поддержкой магистерского уровня только для избранной группы наиболее квалифицированных и/или платных студентов. Магистерский уровень будет доступен только элите, способной получать стипендию… или вносить установленную плату за обучение» <8>. ——————————— <8> Там же.

Современные российские негосударственные вузы, оказывая своим студентам платные образовательные услуги, часто оправдывают опасения ученых, высказывающихся об опасности коммерциализации образования. Следует согласиться с мнением В. И. Байденко <9> о том, что «Болонский процесс в России, как, впрочем, и вся программа развития образования, не может находиться в тесном туннеле экономических интересов пока еще социально не ориентированного отечественного бизнеса». ——————————— <9> Болонские преобразования: проблемы и противоречия // Высшее образование в России. 2009. N 7.

К сожалению, можно констатировать, что в настоящее время появляются новые позиции относительно роли и задач высшего образования, согласно которым ценности социальной справедливости перемещаются на второй план, уступая место экономическим интересам.

——————————————————————