Совершенствование разрешительной системы автоперевозок опасных грузов

(Шевелевич А. А.) («Журнал российского права», 2012, N 10)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АВТОПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

А. А. ШЕВЕЛЕВИЧ

Шевелевич Антон Александрович, старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП.

Рассматриваются вопросы совершенствования системы разрешений, выдаваемых органами государственного управления в сфере перевозок опасных и особо опасных грузов автомобильным транспортом, в том числе при международной автоперевозке.

Ключевые слова: разрешительная система, перевозка опасных грузов, автомобильный транспорт.

Improvement of permissive system of road transport of dangerous goods A. A. Shevelevich

The article considers the issues of improving the permit system in the transport of dangerous and especially dangerous goods by road, including international cargoes.

Key words: permitting system, dangerous cargoes transportation, motors.

В юридической литературе разрешительная система определяется как совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, сбыта, перевозки некоторых предметов и веществ, открытия и функционирования некоторых предприятий <1>, а также как специфический комплекс общественных отношений, возникающих в процессе реализации установленного порядка изготовления, приобретения, перевозки, хранения, использования и уничтожения различных, строго определенных предметов и веществ, обладающих экстраординарными свойствами <2>. ——————————— <1> См.: Советское административное право (Общая и Особенная части). М., 1973. С. 551. <2> См.: Деков В. Л. Правовые и организационные основы осуществления разрешительной системы органами Национальной полиции Республики Болгарии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 16.

В настоящее время в науке административного права сформировался более широкий подход к пониманию этого института. По мнению Д. Н. Бахраха, разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности <3>. Д. В. Осинцев также рассматривает разрешительную систему как особый вид государственно-управленческих отношений, содержанием которых является санкционирование, официальное признание допуска субъектов в сферы деятельности, где требуется профессиональное выполнение разнообразных квалификационных и административных требований во избежание негативных последствий <4>. А. Б. Багандов определяет разрешительную систему как вид административной деятельности, который заключается в выдаче разрешений на особо охраняемые объекты разрешительной системы, надзоре за соблюдением правил разрешительной системы, принятии мер административного воздействия и составления материалов для привлечения к ответственности нарушителей разрешительной системы <5>, а С. А. Тарасов — как совокупность материальных и процессуальных административно-правовых норм и соответствующих правоотношений, складывающихся между уполномоченными государственными органами (должностными лицами) и предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в процессе установления и осуществления порядка производства, приобретения, использования, хранения, сбыта, транспортировки конкретных предметов и веществ, открытия и функционирования специальных предприятий и организаций, выдачи разрешения на право совершения определенных действий или предоставления определенных полномочий, контроля за использованием правил разрешительной системы и привлечения нарушителей к установленной в законодательном порядке ответственности <6>. ——————————— <3> См.: Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2001. С. 375. <4> См.: Осинцев Д. В. Разрешительная система в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 6. <5> См.: Багандов А. Б. Административно-правовое регулирование лицензионных отношений в Российской Федерации: теоретико-правовые основы, современное состояние, перспективы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 13. <6> См.: Тарасов С. А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14 — 15.

Представляется, что существование разрешительной системы в сфере транспорта и грузоперевозок обусловлено установлением соответствующих запретов как государственно-властных сдерживающих средств, которые под угрозой ответственности должны предотвращать возможные нежелательные, противоправные деяния, причиняющие вред как личным, так и общественным интересам <7>, сущность которых <8> заключается в эвентуальной обязанности всякого и каждого воздерживаться от их нарушения <9>. ——————————— <7> См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1995. С. 22 — 23. <8> См.: Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. С. 191 — 195. <9> См.: Александров Н. Г. Правовые отношения в социалистическом обществе. М., 1959. С. 9.

В условиях всеобщего технического прогресса перевозка опасных грузов представляет собой сложное направление, имеющее ряд особенностей. Опасные грузы составляют неотъемлемую часть торгового оборота любого государства. Это объективная необходимость развития производственных отношений в силу различного рода потребностей. Современная экономика в разрезе различных ее отраслей не имела бы возможности в полном объеме функционировать без наличия необходимого количества, например, нефти и продуктов, выработанных из нее. Ни одно государство не может сегодня обойтись без природного газа и других химических веществ, а значительную часть промышленных отходов, к сожалению, составляют токсичные вещества, загрязняющие окружающую среду и, следовательно, несущие в себе определенную степень потенциальной опасности. Эти опасные грузы являются важными для многих глобальных промышленных, коммерческих, медицинских и исследовательских требований и процессов <10>. ——————————— <10> См.: Бордунов В. Д. Международное воздушное право: Учеб. пособие. М., 2007.

Более половины грузов, перевозимых ежегодно всеми видами транспорта в мире, являются взрывоопасными, едкими, воспламеняющимися, токсичными и даже радиоактивными. В сегменте перевозок опасных грузов автомобильным транспортом разрешительная система служит одним из важнейших инструментов экономической политики каждого государства, в том числе Российской Федерации. Она дает возможность ограничивать в количественном отношении участие транспортных средств в дорожном движении, оптимизируя потенциальные риски неблагоприятного воздействия перевозимых грузов на окружающую среду. Кроме того, разрешительная система в сегменте международных автоперевозок опасных грузов позволяет регулировать въезд иностранных транспортных средств на территорию государства, тем самым создавая предпосылки для равномерного участия грузоперевозчиков своей страны на основе взаимной выгоды. Ввиду особой специфики отношений, возникающих при перевозке опасных грузов, правовое регулирование в данной сфере не может ограничиваться только договором перевозки. В целях безопасного осуществления перевозок специальных грузов, к числу которых отнесены опасные грузы, требуется соответствующий разрешительный механизм правового регулирования. Сущность разрешительной системы в рассматриваемом сегменте состоит в том, что в отсутствие выданного в установленном законом порядке разрешения запрещается в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) осуществление автомобильных перевозок опасных грузов. В силу этих причин процессы, связанные с перевозкой опасных грузов, требуют четкого правового регулирования при условии надлежащего осуществления контроля за этими процессами со стороны уполномоченных органов. Кроме того, возможно нанесение вреда различных масштабов при ненадлежащем обращении с такими грузами, поэтому деятельность по их перемещению должна регулироваться максимально единообразно со стороны различных государств, в частности необходимо совершенствование механизмов унификации и гармонизации законодательства разных стран в сфере правового регулирования отношений по перевозке опасных грузов. В 1957 г. в г. Женеве рядом государств было подписано Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов <11> (далее — ДОПОГ). Данное Соглашение фактически определило наличие общего волеизъявления договаривающихся сторон на координацию деятельности в сфере международной дорожной перевозки опасных грузов в целях достижения межгосударственной согласованности. ——————————— <11> Соглашение вступило в силу 29 января 1968 г. Россия присоединилась к Соглашению (см. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 76).

В 1993 г. Российская Федерация в числе прочих стран — участниц Содружества Независимых Государств подписала Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов. Согласно его ст. 1 стороны на период до принятия международных или разработки единых для них нормативных документов по перевозке опасных и разрядных грузов согласились сохранить ранее действовавший на территории бывшего Союза ССР порядок осуществления перевозки таких грузов, в том числе в международном сообщении автомобильным транспортом. В целом Соглашение СНГ можно охарактеризовать как региональный международный договор, послуживший также ориентиром общей координации регулирования перевозок опасных грузов на национальном и межгосударственном уровне. В российской нормотворческой практике впервые вопросы выдачи специальных разрешений (лицензий) были урегулированы Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 118, которым было утверждено Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации. В соответствии с данным Положением автомобильные перевозки опасных грузов не рассматривались в качестве самостоятельного вида лицензируемой деятельности; перевозка опасных грузов являлась видом лицензии. При этом на каждый вид опасного груза требовалось получение самостоятельной лицензии, при том что классификация опасных грузов, согласно действовавшему в 1992 г. ГОСТу 19433-88, производилась по классам и подклассам, а не по видам. Кроме того, ввиду правовой неопределенности по вопросу принадлежности государственных функций по выдаче разрешений в рассматриваемом сегменте происходило превышение и дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов РФ. В качестве примера рассмотрим распоряжение Правительства Москвы от 18 июля 1997 г. N 776-РП, которым было утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в г. Москве. Так, данным Положением к соискателям лицензии предъявлялись явно завышенные, не предусмотренные нормами федерального законодательства требования к осуществляемой деятельности, в частности представление гарантийных писем, дополнительных разрешений, спецификации грузоперевозки, подлежащей многочисленным согласованиям, заключения органов государственного надзора — всего не менее 30 согласований для получения одной лицензии, действующей только на территории г. Москвы. Совершенно очевидно, что подобная проблематика была возможна ввиду некорректного делегирования транспортным инспекциям полномочий по выдаче лицензий в условиях их прямой подчиненности и ответственности не федеральному, а региональному органу исполнительной власти. В дальнейшем в Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 были определены первоочередные меры по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, в числе которых: утверждение Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, специальных требований по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ, а также программы подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Минтранс России 8 августа 1995 г. издал действующий в настоящее время Приказ N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», который впервые в российской нормотворческой практике стал регулировать вопросы организации автоперевозок опасных грузов, в том числе вопросы системы разрешений, применяемой при выполнении перевозок — лицензирование деятельности грузоперевозчиков и необходимость получения специальных разрешений на перевозку опасных и особо опасных грузов. Данные Правила определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов. При разработке Правил были учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Россию. В целях дальнейшего совершенствования разрешительной системы перевозок опасных грузов автомобильным транспортом Правительство РФ приняло Постановление от 10 июня 2002 г. N 402, которым было утверждено новое Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В соответствии с ним был определен конкретный федеральный орган исполнительной власти, выдающий лицензии на перевозки, — Минтранс России. Новеллой правового регулирования стала унификация разрешительных требований, предъявляемых к грузоперевозчикам, и отмена категоризации лицензий по видам перевозимых грузов, в том числе специального вида лицензии на перевозку опасных грузов. В 2006 г. в рамках реформирования разрешительной системы в сегменте грузоперевозок Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 были полностью отменены требования к лицензированию внутренних и международных грузоперевозок автомобильным транспортом, в том числе перевозок опасных грузов. Для разрешительной системы перевозок опасных грузов автомобильным транспортом последних 20 лет характерны противоречивость механизма правового регулирования, неразграниченность и дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, и органов исполнительной власти субъектов РФ, отсутствие единой действенной системы государственного контроля за осуществлением грузоперевозок, несмотря на принятие Федерального закона от 2 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Действующие в настоящее время Правила ограничены во времени вступлением в силу п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272. Так, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении с момента вступления 26 апреля 2012 г. п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом будет осуществляться исключительно в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B ДОПОГ, что, по мнению автора, является безусловным достижением разрешительной системы в сегменте перевозок опасных грузов. Необходимость совершенствования разрешительной системы в рассматриваемом сегменте во многом обусловлена международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, поскольку к источникам правового регулирования разрешительной системы международных автоперевозок между Россией и другими странами помимо норм федерального законодательства также относятся двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении и многосторонние международные соглашения. В настоящее время Россия заключила 46 двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении, в каждом из которых оговариваются вопросы, касающиеся разрешительной системы, в том числе порядок обмена и виды разрешений на перевозки пассажиров и грузов. Количество (контингенты) таких разрешений определяются ежегодно компетентными органами — министерствами транспорта России и других стран. Кроме того, с июля 1997 г. наша страна стала полноправным членом Европейской конференции министров транспорта, в рамках которой действует отдельная общеевропейская разрешительная система. Таким образом, современной тенденцией правового регулирования в рассматриваемом сегменте грузоперевозок, по нашему мнению, является постепенный переход от гармонизации национальных регуляторов к применению унифицированного свода правил — ДОПОГ, позволяющего обеспечить единообразные подходы: к формированию единого механизма разрешений в отношении автомобильных перевозок опасных грузов, выполняемых как в национальном, так и международном сегменте; контролю над выполнением участниками автоперевозок опасных грузов разрешительных требований в отношении опасных грузов; ведению единых реестров выданных разрешений на перевозку опасных грузов; маркировке, упаковке и транспортировке опасных грузов; в отношении конструкции, оборудования и движения транспортных средств, используемых при перевозке опасных грузов; в отношении требований к водителям (экспедиторам) транспортных средств, перевозящих опасные грузы; к определению основных правил использования разрешений на осуществление автоперевозки опасных грузов; отказу на национальном и межгосударственном уровне от системы лицензирования деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом, в том числе при международной перевозке; в отношении системы административных правонарушений в сфере перевозки автомобильным транспортом опасных грузов и практики применения административных наказаний за их совершение; к отказу от установления и (или) применения на национальном, межгосударственном уровне ограниченного перечня веществ (опасных грузов), которые небезопасны при любой автоперевозке, тем самым презюмируя безопасность любой автоперевозки при условии соблюдения разрешительных требований; отказу от запутанных административных разрешительных процедур, практика применения которых на национальном уровне в рамках допуска грузоперевозчика органами исполнительной власти к осуществлению автомобильной перевозки указывает на их барьерность, в пользу кодифицированного акта. В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов, утвержденными Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (действовали до 26 апреля 2012 г.), за Минтрансом России Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052 было закреплено полномочие по принятию нормативного правового акта о порядке выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза, утвержденный Приказом Минтранса России от 4 апреля 2011 г. N 179, определяет процедуру подачи перевозчиком или его представителем заявления о получении специального разрешения в уполномоченные органы, в зависимости от маршрута, по которому планируется осуществлять автоперевозку. Так, при прохождении маршрута или его части по автодорогам федерального значения или по территориям нескольких субъектов РФ заявление подается в территориальный орган Ространснадзора; при прохождении маршрута или его части по автодорогам регионального или межмуниципального значения — в орган исполнительной власти субъекта РФ, а в остальных случаях — в органы местного самоуправления. Исключение составляет прохождение маршрута по частной автодороге: разрешение выдает собственник автодороги. В значительной степени данный Порядок выдачи специального разрешения воспроизводит положения ч. 5 ст. 31 Закона N 257-ФЗ. Вместе с тем в числе очевидных преимуществ данного Порядка, по нашему мнению, следует отметить сокращенные сроки процедуры выдачи испрашиваемого специального разрешения, что, очевидно, связано с переходом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на электронный документооборот и межведомственное взаимодействие. Так, Порядком предусмотрены три рабочих дня для проведения проверки соблюдения соискателем разрешения установленных требований и принятия решения и по одному рабочему дню — для оформления разрешения и выдаче соискателю в отличие от ранее действовавшего 30-дневного срока на выдачу лицензии без учета времени, необходимого соискателю лицензии на прохождение дополнительных согласований и получения дополнительных разрешений в органах государственного надзора. Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом были сформулированы требования к перевозке особо опасных грузов (п. 2.3), их Перечень приведен в приложении 7.2 к Правилам. При перевозке особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности; маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем); свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более шести месяцев. Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем). На наш взгляд, подобное нормативно-правовое регулирование и практика выдачи специальных разрешений на перевозку особо опасных грузов органами внутренних дел как структурными подразделениями МВД России в контексте общеевропейского подхода, согласно которому безопасной может быть любая перевозка опасного груза автомобильным транспортом при условии соблюдения разрешительных требований, и стандартизации процедур выдачи разрешений в соответствии с принципом компетенции, ставят под сомнение необходимость наделения МВД России несвойственными ему полномочиями по выдаче соответствующих разрешений, тем более в отсутствие нормативно-правового регулирования процедуры их выдачи. Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации «Росатом» предусмотрена специальная процедура, осуществляемая Росатомом, по выдаче сертификатов — разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны России, а также на ведение реестра указанных материалов. В соответствии с действующей редакцией Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, за ним также закреплено полномочие по утверждению порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (п. 5.2.10). С учетом этого Приказом Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, согласно которому полномочие по выдаче национальным автоперевозчикам разрешений в международном сегменте выдается исключительно территориальными органами Ространснадзора — управлениями государственного дорожного надзора в 7-дневный срок. Инструкцией о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Ространснадзора от 9 января 2008 г. N ГК-15фс, впервые предоставление специального разрешения на осуществление таких перевозок определено как государственная услуга, включающая как собственно выдачу разрешения, так и проведение мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем специального разрешения установленных требований и условий, ведение журнала выдачи специальных разрешений, предоставление сведений из него, а также формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих сведения о нормативных правовых актах в области международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. Кроме того, детально определены требования к порядку выдачи специального разрешения, административные процедуры, порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе выдачи специальных разрешений, приведены бланки уведомлений. Результатом оказания рассматриваемой услуги является выдача специального разрешения на осуществление международной автомобильной перевозки опасного груза. Полагаем, что дальнейшее совершенствование разрешительной системы в сегменте автомобильных перевозок опасных грузов необходимо осуществлять по следующим основным направлениям. 1. Принятие Минтрансом России нормативного правового акта, устанавливающего порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки. В настоящее время подготовка водителей осуществляется учебно-курсовым центром Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В то же время в соответствии с требованиями гл. 8.2 ДОПОГ водители, участвующие в автомобильной перевозке опасных грузов, должны иметь свидетельство, выдаваемое компетентным органом или организацией, признанной этим органом. Принимая во внимание, что курсы подготовки, согласно п. 8.2.2.6.1 ДОПОГ, подлежат утверждению компетентным органом, а надлежащий уровень профессиональной подготовки водителя является одним из условий получения специального разрешения, восполнение данного пробела в правовом регулировании позволит, во-первых, обеспечить выполнение Россией своих международно-правовых обязательств и, во-вторых, снизить коррупционные риски необоснованного отказа соискателям в выдаче испрашиваемого разрешения. 2. Принятие Минтрансом России нормативного правового акта, определяющего порядок проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Так, в соответствии с требованиями 8.2.2.7.1.3 и 8.2.2.7.1.5 ДОПОГ национальные компетентные органы полномочны определять порядок проведения экзамена и осуществлять контроль за его проведением посредством направления своих представителей для участия в экзаменационной комиссии. 3. Утверждение Минтрансом России нормативного правового акта о порядке выдачи свидетельств о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов. Во-первых, применение Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом стало невозможным после 26 апреля 2012 г. Во-вторых, данные Правила хотя и содержали описание бланка свидетельства о допуске автотранспортного средства (приложение 7.15), но не устанавливали процедуру получения данного допуска, несмотря на то что свидетельство выдается органами ГИБДД. В-третьих, описание бланка свидетельства не соответствовало требованиям ДОПОГ ввиду отсутствия ряда информационных граф. Вместе с тем наличие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза является одним из условий для получения специального разрешения. Восполнение рассматриваемого пробела в подзаконном регулировании является первоочередной задачей, поскольку отсутствие порядка выдачи свидетельства о допуске транспортного средства может создать неконкурентную среду как для новых участников сегмента автоперевозок, так и для тех их участников, допуски на транспортные средства которых оформлены по старым правилам. 4. По завершении переходного периода, направленного на построение национальной разрешительной системы в рассматриваемой сфере в соответствии с международными стандартами, требуется новация Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, с учетом требований ДОПОГ, в том числе: принятие мер правового регулирования в целях определения условий перевозки опасных грузов, отнесения опасных веществ и изделий к номерам ООН согласно ДОПОГ путем пересмотра ГОСТа 19433-88, а также применения тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом; правил применения отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий при перевозке автомобильным транспортом; совершенствование организационных и правовых основ, нормативного правового регулирования и практики его применения по вопросу федерального государственного контроля за выполнением автоперевозчиками требований специальных разрешений, путем разграничения компетенции между Росавтодором, Ространснадзором, Минтрансом России и органами внутренних дел.

Библиографический список

Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. Александров Н. Г. Правовые отношения в социалистическом обществе. М., 1959. Багандов А. Б. Административно-правовое регулирование лицензионных отношений в Российской Федерации: теоретико-правовые основы, современное состояние, перспективы: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2001. Бордунов В. Д. Международное воздушное право: Учеб. пособие. М., 2007. Деков В. Л. Правовые и организационные основы осуществления разрешительной системы органами Национальной полиции Республики Болгарии: Автореф. дис . … канд. юрид. наук. М., 1995. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1995. Осинцев Д. В. Разрешительная система в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. Советское административное право (Общая и Особенная части). М., 1973. Тарасов С. А. Лицензирование как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.

——————————————————————