Что следует знать об инвентаризации перед ее проведением?

(Костылев К.)

(«Акционерный вестник», 2012, N 11)

ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПЕРЕД ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕМ?

К. КОСТЫЛЕВ

Костылев Кирилл, эксперт журнала «Акционерный вестник».

Чем полезен материал:

дает знания о том, как провести инвентаризацию имущества при реорганизации и понимание того, каковы при этом обязательства общества.

Нормативные акты, упомянутые в материале:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 1 ст. 104 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) АО может быть реорганизовано в добровольном порядке. Принятие решения об этом является исключительной компетенцией общего собрания акционеров пп. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Но, кроме всего прочего, в соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов: суда либо Федеральной антимонопольной службы России на основании ст. 38 Федерального закона «О защите конкуренции» и в случае нарушения законодательства со стороны АО.

Если вам предстоит проведение реорганизации, рекомендуем ознакомиться с материалами спецвыпуска N 2, посвященного этой теме.

Когда и как проводится инвентаризация. Основными целями инвентаризации являются (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49):

— выявление фактического наличия имущества;

— сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств;

— установление действительности обязательств, права и обязанности по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.

На практике встречаются случаи, когда инвентаризация вообще не проводится или ведется с нарушением установленных законодательством РФ норм. Инвентаризационные описи и акты составляются формально по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения действительной сверки). Но для достоверной оценки финансового состояния АО необходимы точные данные об имуществе, находящемся на балансе — количество, состояние, а также то, каким образом была осуществлена его оценка. После чего следует сверить имущество компании с данными бухгалтерского учета. Назначение инвентаризации заключается в обеспечении достоверности данных учета и отчетности. Инвентаризация позволяет выявить случаи необоснованного уменьшения капитала, вложенного в активы АО.

Следует отметить, что правила проведения инвентаризации имущества и обязательств АО являются частью учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», при утверждении учетной политики (приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета) составляется порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. При этом регламентируются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля хозяйственных операций, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В случае реорганизации предприятия проведение инвентаризации его имущества и обязательств необходимо (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Более того, инвентаризация здесь является первым этапом, без которого нельзя продолжить реорганизацию.

Согласно ст. 59 ГК РФ, права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к их правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Сведения, указанные в передаточном акте или разделительном балансе, подтверждаются данными проведенной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России N 49 от 13 июня 1995 г.

Имущество АО. Под имуществом организации понимается следующее:

— основные средства,

— нематериальные активы,

— финансовые вложения,

— производственные запасы,

— готовая продукция,

— товары,

— прочие запасы,

— денежные средства,

— прочие финансовые активы.

Более подробно о разделительном балансе в материале: Какие проблемы могут возникнуть при составлении разделительного баланса?

Обязательства АО. Под обязательствами понимается следующее:

— кредиторская задолженность,

— кредиты банков,

— займы,

— резервы.

Обратите внимание!

Чтобы данные бухучета и отчетности АО являлись достоверными, следует проводить инвентаризацию ее имущества и финансовых обязательств независимо от их местонахождения.

Инвентаризация, проводимая в рамках реорганизации, ничем не отличается от обычной. При этом проверке подлежат все активы и пассивы АО. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными содержащимися в бухгалтерском учете отражаются в счетах бухгалтерского учета АО. Процесс инвентаризации такого имущества, как драгоценных металлов и камней, проводится в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 68-н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».

Обратите внимание!

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания ее результатов недействительными.

С чего начать инвентаризацию. Для проведения инвентаризации в АО создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (назначается на основании приказа руководителя АО). В ее состав включаются представители администрации АО, работники бухгалтерской службы и другие сотрудники организации. Работники АО, избранные в комиссию, самостоятельно назначают председателя комиссии, который отвечает за координацию ее деятельности и отчитывается перед руководителем за проведение инвентаризации. Каждый из членов комиссии отвечает за свой участок работы.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «(дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица АО дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие под их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные документы предоставляются лицами, имеющими подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества АО.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые должны составляться не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Согласно п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 года N 44н, оценка передаваемого или принимаемого имущества при реорганизации производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении о реорганизации. Учредители в своем решении о реорганизации устанавливают, по какой стоимости будет оцениваться передаваемое имущество в передаточном акте или разделительном балансе, а именно:

— по остаточной стоимости;

— по текущей рыночной стоимости;

— по фактической стоимости материально-производственных запасов;

— по первоначальной стоимости финансовых вложений;

— по иной стоимости.

Стоимость такого имущества, указанного в передаточном акте или разделительном балансе, а также расшифровках, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях к нему в соответствующей оценке. Рассчитанная одним из вышеперечисленных способов стоимость имущества указывается в передаточном акте или разделительном балансе АО.

В акте инвентаризации необходимо указать оценку имущества по первичным документам учета имущества и бухгалтерским регистрам. Параллельно приводится оценка имущества по той стоимости, по которой оно будет отражено в передаточном акте или разделительном балансе, в этих же документах данные по инвентаризации могут быть представлены в виде отдельного приложения.

Что делать в случае обнаружения ошибки после инвентаризации? В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и тому подобного) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

——————————————————————