Отражение франчайзинга в международном стандарте финансовой отчетности

(Панюкова В. В.) («Торговое право», 2012, N 10)

ОТРАЖЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ СТАНДАРТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В. В. ПАНЮКОВА

Панюкова В. В., шеф-редактор журнала «Торговое право», преподаватель-консультант Школы профессионального франчайзинга, кандидат экономических наук.

Приобретение франшизы — популярный вариант развития предпринимательской деятельности в России и за рубежом. В статье приводится анализ основных положений международных стандартов финансовой отчетности, характеризующих франчайзинговые отношения. Автором перечислены принципы взаимодействия субъектов франчайзинговой системы, определены источники дохода франшизодателя, рассмотрены основные мероприятия, проводимые правообладателем дл защиты бренда.

Ключевые слова: МСФО, торговля, франчайзинг, защита бренда, франшизодатель, ограничение прав, франшизополучатель, контроль деятельности.

В июле 2012 года на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н был введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» <1>. В этом стандарте пункты B29 — B33 посвящены франчайзинговым соглашениям. ——————————— <1> Российская газета. 15.08.2012. N 186.

Рассмотрим положения, касающиеся регулирования франчайзинговых отношений, представленные в указанном международном стандарте финансовой отчетности (МСФО). «B29. Соглашение о франчайзинге, по которому объект инвестиций является франшизополучателем, зачастую предоставляет франшизодателю права, целью которых является защита бренда франшизы. Соглашения о франчайзинге, как правило, предоставляют франшизодателю определенные права по принятию решений касательно операций франшизополучателя». Под объектом инвестиций в экономической и правовой литературе, как правило, понимаются любые объекты, в которые вкладываются инвестиции. В практике франчайзинговых отношений продавец франшизы не осуществляет инвестиции в деятельность компании-партнера, он передает право использовать «в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» <1>. Соответственно, некорректно сторону договора называть объектом инвестиций. По нашему мнению, франшизополучатель является субъектом франчайзингового соглашения, а не объектом. ——————————— <1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).

Бесспорно, франшизодатель обеспечивает защиту бренда франшизы, так как он является владельцем бренда и, соответственно, успех его дальнейшей деятельности, в том числе устойчивость отношений с действующими и будущими франшизополучателями, показатели работы и объемы продаж франшиз будут самым непосредственным образом зависеть от ценности бренда.

Защитим бренд

На практике в состав мероприятий, проводимых владельцем франшизы для защиты бренда, входят: — правовая защита комплекса исключительных прав, передаваемых по франшизе; — проведение мониторинга информации, размещаемой в открытых и закрытых источниках информации, в том числе печатных и электронных средствах массовой информации; — отслеживание случаев незаконного использования товарного знака, знака обслуживания, элементов фирменного стиля и прочих элементов комплекса исключительных прав, принадлежащих франшизодателю; — мониторинг деятельности конкурентов на предмет добросовестности; — выявление и предотвращение угроз утечки конфиденциальной информации; — контроль деятельности собственных предприятий и предприятий пользователей франшизы, поведения и конкретных действий сотрудников всех уровней; — отслеживание изменений в законодательстве, сфере лицензирования в области деятельности франшизодателя и франшизополучателей и т. п.

Ограничение прав пользователя

Говоря о правах по принятию решений касательно операций франшизополучателя, в первую очередь следует отметить, что в соответствии со статьей 1033 Гражданского кодекса РФ договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав пользователя (франшизополучателя) по договору, в частности, могут быть предусмотрены: 1) обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; 2) отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; 3) обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей; 4) обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории; 5) обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Экономическая самостоятельность

Следующее положение МСФО, которое следует рассмотреть, — пункт B30. «B30. В целом, права франшизодателей не ограничивают возможность сторон, не являющихся франшизодателями, принимать решения, оказывающие значительное влияние на доход франшизополучателя. Кроме того, права франшизодателя, предусмотренные соглашением о франчайзинге, не предоставляют франшизодателю возможность в настоящий момент управлять деятельностью, оказывающей значительное влияние на доход франшизополучателя». Так, положения статьи 1033 Гражданского кодекса РФ предусматривают право сторон включить в договор коммерческой концессии определенные ограничения. При этом, однако, такие ограничения при отсутствии их установления в договоре не могут предполагаться и, соответственно, применяться к отношениям сторон по договору. Пунктом 2 статьи 1033 Гражданского кодекса РФ установлено, что «условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными». В зарубежной экономической литературе традиционно отмечается, что покупатель и продавец франшизы обладают экономической и правовой самостоятельностью. Именно поэтому большинство российских и зарубежных продавцов франшизы подчеркивают в своих информационных материалах при продаже франшизы, что франшизополучатель не наемный работник франшизодателя, а владелец собственного предприятия (независимый предприниматель), который получает комплекс услуг от правообладателя в обмен на выполнение определенных обязательств. Договором франчайзинга предусматриваются финансовые обязательства сторон по договору, которые условно можно разделить на разовые и постоянные. В таблице 1 представлены платежи, которые могут быть предусмотрены договором.

Таблица 1

Доходы и расходы франшизодателя

Вид Источник дохода поступлений

Разовые Суммы паушальных взносов, получаемые от франчайзи при вступлении во франчайзинговую систему. Суммы торговых наценок при поставке торгового оборудования. Суммы торговых наценок при продаже символьной атрибутики франчайзера

Постоянные Суммы роялти. Суммы торговых наценок при поставке товаров, составляющих ассортимент франчайзи, поставляемый франчайзером. Суммы отчислений в специальные фонды (рекламный, на развитие и т. п.). Доход от непрофильной деятельности (услуги по обучению персонала франчайзи работе по технологии франчайзера и т. п.)

Не только доходы, но и расходы

Следующий объект анализа — пункт B31 МСФО. «B31. Необходимо отличать наличие текущей возможности принимать решения, которые оказывают значительное влияние на доход франшизополучателя, и наличие возможности принимать решения, которые направлены на защиту бренда франшизы. Франшизодатель не обладает полномочиями в отношении франшизополучателя, если другие стороны обладают существующими правами, которые предоставляют им возможность в настоящий момент управлять значимой деятельностью франшизополучателя». Вместе с тем на практике договором могут быть предусмотрены обязательства продавца франшизы, которые требуют существенных расходов, среди которых: 1) оплата услуг франчайзингового консультанта за разработку франшизы и стратегии ее продвижения на рынок (размер в основном зависит от готовности франчайзера к реализации проекта: наличие разработанных стандартов и бизнес-процедур, защищенность торговой марки, ее раскрученность и т. п.); 2) продвижение франчайзингового пакета (реклама и public relation); 3) вложение денежных средств и трудовых ресурсов в организацию бизнеса по франчайзинговой схеме; 4) расходы на государственную регистрацию договора франчайзинга; 5) затраты на первоначальное обучение персонала франчайзи (за счет франчайзера); 6) создание франчайзингового подразделения; 7) расходы на содержание франчайзингового подразделения и наем сторонних организаций для осуществления контроля деятельности франчайзи; 8) расходы на маркетинг и рекламу; 9) расходы на инновационные разработки.

Свобода и риск

В пункте B32 МСФО развиваются вышеизложенные тезисы относительно самостоятельности бизнеса франшизополучателя. «B32. Вступая в соглашение о франчайзинге, франшизополучатель принимает в одностороннем порядке решение вести свой бизнес в соответствии с условиями соглашения о франчайзинге, но за свой собственный счет.» Обязательным условием вступления во франчайзинговую систему является наличие собственного капитала у приобретателя франшизы. К примеру, при открытии магазина модной одежды по франшизе собственные средства необходимы для оплаты значительной доли затрат по оборудованию торгового объекта в соответствии с фирменными стандартами франшизодателя, а также для закупки необходимого ассортимента товаров. Как уже было сказано раньше, франчайзинг предполагает некоторое ограничение свободы действий пользователя франшизы. Обязательным условием договора является также контроль соблюдения стандартов работы пользователя со стороны правообладателя. В договоре франчайзинга может быть также зафиксировано обязательство франчайзи расходовать определенный процент прибыли на рекламные цели на местном уровне. Причем рекламная кампания, осуществляемая на местном уровне за счет франчайзи, должна четко соответствовать требованиям франчайзера.

Принципы сотрудничества

Взаимодействие франшизодателя и франшизополучателя в процессе ведения бизнеса на практике базируется на принципах, представленных на рисунке 1, которые должны выступать в качестве сравнимых условий при формировании стратегии создания и развития франчайзинговой системы.

Сотрудничество на постоянной основе > и высокая степень доверия партнеров

> Общая стратегия сбыта и ценовая политика

> Совместное присутствие на рынке Принципы товаров и услуг взаимо — действия субъектов > Всесторонний и непрерывный обмен франчай — информацией зинговой системы > Высокая степень предпринимательской инициативы

> Единый механизм планирования и прогнозирования развития системы

> Совместная политика на региональных рынках

> Отлаженная система поставок

Рис. 1. Принципы взаимодействия франчайзера и франчайзи

Основным условием успеха франчайзинговой системы является взаимное соблюдение указанных принципов. В таблице 2 сгруппированы возможности, которые предоставляет приобретение франшизы для субъектов розничной торговли.

Таблица 2

Основные возможности, предоставляемые продавцом франшизы покупателю в сфере розничной торговли <1>

——————————— <1> Панюкова В. В. Риски и возможности продажи франшизы // Управление продажами. 2012. N 5.

Имидж Известность бренда, принадлежащего франчайзеру. Устойчивая репутация как среди других субъектов предпринимательской деятельности, так и среди покупателей (клиентов) магазина. Тиражирование известной бизнес-концепции, которая доказала свою эффективность в десятках, а иногда сотнях действующих торговых предприятий

Техническое Разработка планограммы магазина. оснащение Разработка макета наружной рекламы и внутреннего оформления торгового объекта. Автоматизация работы магазина

Финансы Предоставление товарного кредита, отсрочка платежа. Предоставление торгового оборудования в лизинг

Товар Выгодные условия поставки товаров. Централизованная поставка из логистических или распределительных центров

Персонал Обучение персонала, в том числе дистанционным способом: руководителей магазина, мерчандайзеров, продавцов; проведение тренингов по ассортименту, продажам и т. п. Проведение работ по аттестации персонала магазина франчайзи, в том числе дистанционным способом

Консалтинг Проведение юридической поддержи открытия магазина, в том числе проверки «чистоты» договора аренды потенциального франчайзи. Консультации при составлении заказов на товар

Коммуникации Наличие персонального франчайзингового менеджера, готового оперативно решить вопросы, возникшие в магазине франчайзи. Включение франчайзи в процесс информационного обмена между всеми субъектами франчайзинговой системы, оперативный обмен информацией. Информационная поддержка, в том числе обеспечение франчайзи оперативной информацией об изменениях на рынке. Размещение информации о пользователе франшизы на официальном сайте франчайзера

Маркетинг Разработка маркетингового плана работы магазина. Полный комплекс рекламной поддержки. Разработка макета рекламы в СМИ, рекламы на билбордах

Эффектив — Уровень дохода более высокий, чем в автономных, ность нефранчайзированных торговых объектах. Стабильность оборота розничной торговли. Проведение аудита работы открытого по франшизе торгового объекта уполномоченными франчайзером лицами. Анализ товарных запасов, структуры продаж франчайзи, разработка предложений по совершенствованию процесса управлениями продажами

Специальные программы для снижения риска

Наконец, пунктом B33 нового МСФО определены формы контроля и защиты своих доходов. «B33. Контроль над такими принципиальными решениями, как организационно-правовая форма франшизополучателя и его структура финансирования, может осуществляться сторонами, не являющимися франшизодателями, и оказывать значительное влияние на доход франшизополучателя. Чем ниже уровень финансовой поддержки, предоставляемой франшизодателем, и чем ниже риски франшизодателя в связи с переменным характером доходов франшизополучателя, тем больше вероятность, что франшизодатель обладает только правами защиты». В настоящее время для начинающих и действующих франчайзи разработаны специальные программы финансовой поддержки. Они позволяют продавцу и пользователю франшизы сохранять финансовую независимость при работе по договору франчайзинга. В основном такие программы двух типов: 1) разработанные франчайзером специально для покупателей своей франшизы (лизинговые программы, товарный кредит, софинансирование и т. п.); 2) созданные другими организациями, в частности банками (специализированные кредитные продукты для франчайзи), лизинговыми, страховыми и консалтинговыми компаниями, др. За рубежом субъекты франчайзинговых отношений довольно часто применяют в своей деятельности страхование, и в первую очередь от предпринимательских рисков. В частности, для обеспечения устойчивости франчайзинговых отношений на практике страхуются следующие риски: — судебные издержки; — непредвиденные расходы; — финансовые риски от перерывов в предпринимательской деятельности; — гражданской ответственности изготовителя, продавца и исполнителя за качество товаров, работ (услуг) перед потребителями; — неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств контрагентом предпринимателя и др.

Инфраструктура франчайзинговых отношений только формируется

С ростом популярности франчайзинга на российском рынке в последние годы появилось значительное число организаций, оказывающих консалтинговые услуги в сфере франчайзинга, а также формирующих собственные базы данных франшиз. Однако проведенная оценка сведений, размещенных на сайтах таких компаний, показывает, что об одной и той же франшизе можно получить совершенно разную, нередко противоречивую информацию. К примеру, об одной и той же франшизе можно узнать на одном сайте, что паушальный взнос отсутствует, а на втором — что паушальный взнос составляет несколько тысяч. Такое положение дел формирует мнение у потенциальных покупателей, что их изначально обманывают, и интерес к приобретению франшизы снижается. Существует два основных вида ошибок при формировании банков данных о франшизах: — заимствование информации из баз данных конкурентов, что приводит к тому, что одна и та же информация, не соответствующая действительности, все больше и больше получает охват на просторах Интернета; — сбор информации на сайте компании-правообладателя без проверки ее актуальности — хотя в неактуальности виноват сам правообладатель, однако и заинтересованное лицо не всегда проводит верификацию полученной информации. Соответственно, не соблюдается основной принцип составления баз данных — достоверность размещаемой информации. Такое положение приводит к росту недоверия к франчайзинговой технологии в целом и является существенным препятствием на пути развития франчайзинга в нашей стране. Как представляется, одним из способов решения данной проблемы мог бы стать совместно организованный всеми франчайзерами проект с закреплением менеджеров, ответственных за постоянную модернизацию и актуализацию баз данных о франшизах.

——————————————————————