Регистрация права собственности на земельный участок и способы судебной защиты

(Трошина С.)

(«Административное право», 2013, N 1)

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК И

СПОСОБЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ

С. ТРОШИНА

Светлана Трошина, кандидат юридических наук.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право на земельный участок, в том числе выписка из земельно-шнуровой книги (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 4 октября 2012 г. по делу N 33-18338/2012).

При этом Кемеровский областной суд Определением от 21 декабря 2011 г. по делу N 33-14179 постановил, что выписка из похозяйственной книги не является правоустанавливающим документом. Исходя из содержания Указаний по ведению похозяйственных книг, учитывая, что данные о предоставленных населению землях выписываются из земельно-кадастровой документации (земельно-кадастровая книга или единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), если он создан) или из правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов (свидетельство о регистрации прав на землю), обоснованными являются выводы суда о том, что похозяйственные книги являются книгами учета, а не документами, подтверждающими право, а выписка из похозяйственной книги может свидетельствовать о наличии у гражданина прав на земельный участок только в случае, если запись в похозяйственной книге выполнена в соответствии с Указаниями и на основании правоудостоверяющих или правоустанавливающих документов.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Между тем в выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок какой-либо ссылки на документ (государственный акт), удостоверяющий право на земельный участок, как правило, не имеется.

Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Между тем статьи 30 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируют предоставление земельного участка впервые, в то время как законные владельцы земельных участков открыто и добросовестно владеют ими в нескольких поколениях на правах наследуемого владения.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статьям 28 — 33, 35 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 29 октября 2001 г., земельные участки предоставлялись на основании решения местной администрации.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Право граждан на землю подтверждалось свидетельством на право пожизненного наследуемого владения землей (Постановление Правительства РФ) и свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей. Свидетельство должно быть зарегистрировано в поземельной книге (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 3 октября 2012 г. по делу N 33-2782/2012).

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и (или) юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 3 июля 2012 г. по делу N 33-1929/2012).

В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 1 пункта 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятия решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 21 февраля 2012 г. по делу N 33-1464/2012).

Законодательством не требуется издание органами местного самоуправления постановления о предоставлении новому собственнику в собственность указанного земельного участка.

В распоряжении нового правообладателя должен находиться правоустанавливающий документ — постановление главы органа местного самоуправления о выделении земельного участка на праве бессрочного пользования прежнему законному владельцу.

В случае отсутствия правоустанавливающего документа другим документом, подтверждающим правомерность владения земельным участком, является выписка из похозяйственной книги.

Из практики работы государственных архивов известно, что историю возникновения и перехода права собственности на земельный участок сложно подтвердить.

Правоустанавливающим документом является договор дарения, подтверждающий переход права на дом, нотариально удостоверенный и зарегистрированный в Исполкоме сельского Совета народных депутатов трудящихся в соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РСФСР.

Отсутствие записи в похозяйственной книге, отражающей переход права, не имеет юридического значения, поскольку данная запись не является первичным или производным основанием права собственности.

Должностной подлог (ст. 292 УК РФ) в похозяйственной книге не может являться основанием признания сделки недействительной, если сделка совершена с земельным участком добросовестными правообладателями.

Любое лицо может обратиться в суд с требованием признать сделку ничтожной и применить последствия ее недействительности (статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации), если докажет, что выписка из похозяйственной книги содержит не соответствующие действительности сведения, например не соответствует записям в похозяйственной книге.

Однако судами при решении вопроса о действительности (недействительности) должно отдаваться предпочтение правоустанавливающему право собственности документу, а не внесенной без согласия титульного собственника записи в похозяйственную книгу третьих лиц в качестве главы личного подсобного хозяйства и членов их семьи.

Целью фальсификации в похозяйственные книги сведений о правообладателе является установление приобретательной давности на недвижимое имущество лиц, самовольно вселившихся в жилой дом без согласия титульного собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Приобретательная давность предполагает не только открытость владения, но и добросовестность как условие вынесения решения суда об установлении права собственности. О недобросовестности владения свидетельствует самовольный захват недвижимости: вселение без согласия титульного собственника.

Согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации (ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

По смыслу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель имеет право на бесплатное предоставление указанного земельного участка в собственность.

Из трактовки пункта 16 названого Постановления Пленумов видно, что применительно к земельным участкам речь идет не об основании, а о порядке приобретения права собственности, причем предусмотренном земельным законодательством. Среди порядков приобретения права собственности на землю Земельный кодекс Российской Федерации не указывает такого, который был бы связан с приобретательной давностью (Апелляционное определение Курского областного суда от 1 октября 2012 г. по делу N 33-2250-2012).

Законодательство и судебные прецеденты создаются в пользу добросовестных приобретателей, добросовестных правообладателей: граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки; государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; принятия решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (Определение Нижегородского областного суда от 13 марта 2012 г. по делу N 33-2151/2012).

Должностной подлог (ст. 292 УК РФ) в похозяйственных книгах часто имеет целью незаконное завладение недвижимым имуществом как выморочным.

Статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены правила наследования выморочного имущества. В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом.

Статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены правила принятия наследства. В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества (статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации) принятия наследства не требуется.

Следует иметь в виду, что подобные фальсификации пресекаются нормами гражданского права.

Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Сделки регистрируются в простой письменной форме.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 6 сентября 2012 г. по делу N 33-8952/2012 исследованы последствия заключения договора купли-продажи жилого дома, заключенного в устной форме. Договор купли-продажи был заключен устно, без составления письменного договора. Данные обстоятельства в заседании суда первой инстанции подтвердились показаниями свидетеля. Форма сделки не соблюдена, поэтому стороны не вправе ссылаться на свидетельские показания (ч. 1 ст. 162). Кроме того, договор продажи недвижимости составляется в виде единого письменного документа (ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдение простой письменной формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ч. 2 ст. 162, ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о государственной регистрации и сделок с ним.

Статьей 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены последствия несоблюдения требования о государственной регистрации — влечет ее недействительность, такая сделка является ничтожной. В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка ничтожна по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, независимо от признания ее таковой судом. В соответствии с частью 1 статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет правовых последствий и недействительна с момента ее совершения. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна.

Таким образом, ссылка на то, что в похозяйственной книге зарегистрирована устная сделка продажи недвижимости, неосновательна.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрация ранее возникшего права может производиться одновременно с регистрацией сделки по отчуждению недвижимости и регистрацией перехода права.

Когда в государственной регистрации отказано в связи с притязаниями недобросовестного владельца или органов местного самоуправления (муниципальных органов) на недвижимость как выморочную, то возникает судебный спор.

Права на недвижимое имущество возникают, переходят, прекращаются по основаниям, указанным в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», но не в результате действий регистрирующего органа, поэтому при наличии спора о праве не могут быть восстановлены и защищены путем обязания регистрирующего органа совершить определенные действия.

Исковые требования могут состоять в признании выписки из похозяйственной книги недействительной и обязании администрации сельского совета аннулировать незаконно внесенные записи в похозяйственную книгу.

При этом необходимо иметь ввиду, что, оспаривая выписку из похозяйственной книги, истцы должен указать, в чем заключается нарушение их прав данной выпиской и какому закону выписка не соответствует.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Для устранения препятствий владения, пользования и распоряжения правом собственности на земельный участок и домовладение заявитель может обратиться в суд с заявлением особого производства в соответствии со статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом надо иметь в виду, что Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» не подлежит применению на территории Российской Федерации согласно подпункту «в» пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ».

В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или неимущественных прав граждан и организаций. Суд, например, устанавливает наличие родственных связей, когда документы, подтверждающие родство, утрачены или отсутствуют. Заявление подается по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества (статья 266 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Если выводы суда о наличии спора о праве не основаны на обстоятельствах и материалах дела, то заявление об установлении факта должно быть разрешено судом по существу (Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за август 2004 г.).

Предметом судебного рассмотрения в данном случае являются не частноправовые интересы, а публично-правовые отношения, которым присущ императивный (властный) характер. При этом суд разрешает спор не о гражданском, жилищном либо земельном праве, а об административном, налоговом либо ином публичном по своему характеру праве.

Применительно к спорным правоотношениям решение вопроса о законности либо незаконности отказа администрации в выдаче выписки из похозяйственной книги связано с необходимостью исследования вопроса о праве на спорный участок, об основаниях его возникновения. При этом данные обстоятельства о праве на спорный земельный участок и основаниях его возникновения должны доказываться непосредственно самим заявителем.

Учитывая изложенное, следует обоснованный вывод о наличии спора о праве, который не может быть разрешен в рамках главы 25 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, то есть в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, поскольку усматривается частноправовой спор о правах на земельный участок.

Если имеется спор о праве на недвижимость, то суд должен оставить заявление без рассмотрения, разъяснив право обращения в суд с исковым заявлением (Апелляционное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 г. по делу N 11-8509).

При отсутствии спора о праве восстановления правильных записей в похозяйственной книге возможно в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собственник может подать в суд заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Пункт 1 названной статьи позволяет гражданину оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если есть основания считать, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Пунктом 2 названой статьи устанавливается альтернативная подсудность по выбору заявителя. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которого оспариваются. Неисполнение муниципальной функции по выдаче выписки из похозяйственной книги на земельный участок или выписки из похозяйственной книги на дом является основанием к обращению в суд, поскольку нарушается право заявителя на регистрацию права собственности на объект недвижимости. Статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок обращения с заявлением в суд, исчисляемый со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно статье 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Защита законных прав и интересов собственника земельного участка возможна в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение судом дел, возникающих из публичных правоотношений. Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Порядок рассмотрения дела судом регламентируется статьей 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации — по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 — 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами. Следовательно, срок обращения в суд составляет три месяца. В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При установлении судом наличия спора на имущество заявление может быть оставлено без рассмотрения или производство по делу может быть прекращено. По этому процессуальному правилу в Определении Ленинградского областного суда от 5 декабря 2012 г. N 33-5354/2012 сказано: факт избрания судом процессуального способа разрешения гражданского дела в виде прекращения производства, а не оставления заявления без рассмотрения, не влияет на правильность вывода суда о том, что имеется спор о праве и что такой спор не может быть разрешен в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В рамках рассмотрения публичных правоотношений согласно статье 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания лежит на органах местного самоуправления в отличие от рассмотрения заявления по статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой бремя доказывания ложится на заявителя.

Однако главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен усеченный срок защиты права в суде — три месяца. Укороченный срок обращения в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав создал благоприятные условия для злоупотребления должностными лицами полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации), превышения должностных полномочий ( статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации), самоуправства (статья 330 Уголовного кодекса Российской Федерации), фальсификации доказательств по гражданскому делу (часть 1 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации), служебного подлога (статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации), мошенничества (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации), регистрации незаконных сделок с землей (статья 170 Уголовного кодекса Российской Федерации), отказа гражданину в предоставлении информации (статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исчисление срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации в 3 года. В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Данное правило исчисления срока распространяется и на усеченные давностные сроки. Таким образом, течение срока давности по вышеуказанному требованию следует исчислять не с года, а с момента, когда истцу стало известно о нарушении своего права (Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 октября 2012 г. по делу N 33-11313/2012).

Добросовестный правообладатель, титульный собственник, как правило, вовремя не узнают о нарушении своего права должностными лицами органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими.

Каждая сторона в гражданском процессе должна представить суду доказательства тех обстоятельств, на которые она ссылается (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательства находятся в распоряжении недобросовестной стороны.

Пунктом 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации введен в качестве регулятора общественных гражданских правоотношений принцип добросовестности.

Последствия попустительства должностных и недолжностных лиц муниципальных органов и органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях регулируются главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Однако при совершении должностного подлога давностные сроки при защите прав средствами, предусмотренными главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляются с момента вступления приговора в законную силу.

——————————————————————