Новое регулирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с главой 18 Жилищного кодекса РФ

(Гордеев Д. П.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 5) Текст документа

НОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛАВОЙ 18 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ

Д. П. ГОРДЕЕВ

Гордеев Дмитрий Павлович, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

Автор комментирует гл. 18 Жилищного кодекса РФ «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Ключевые слова: капитальный ремонт; собственники помещений в многоквартирном доме; региональный оператор; фонд капитального ремонта.

New regulation of overhaul in a multiple dwelling under Chapter 18 of the Housing Code of the Russian Federation D. P. Gordeev

Gordeev Dmitri Pavlovich, Foremost Legal Adviser in the «City’s Economy» Direction of «City’s Economy Institute» Fund.

The author comments on Chapter 18 of the Housing Code of the Russian Federation (Procedure of Overhaul of the Common Property in a Multiple Dwelling).

Key words: overhaul; owners of premises in a multiple dwelling; regional operator; overhaul fund.

В составе нового разд. IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК, Кодекс) Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» <1> регулирует не только вопросы формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на специальном банковском счете или на счете регионального оператора (гл. 16 и 17 ЖК) за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках региональной программы (гл. 15 ЖК), но и порядок принятия решения о проведении капитального ремонта и использования фонда капитального ремонта при его проведении. Этому посвящена гл. 18 ЖК «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». ——————————— <1> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7596.

Положения последней главы ЖК очень важны для понимания того, что будет происходить через 5 — 10 — 20 лет, когда в соответствии с региональной программой настанет срок проведения капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. В зависимости от того, какую модель формирования фонда ремонта многоквартирного дома выбрали на общем собрании и реализуют собственники помещений в таком доме (на счете регионального оператора или на специальном банковском счете), зависит, кто выбирает подрядчика и заказывает работы и услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, кто контролирует качество и финансирует выполненные работы. В рассматриваемой главе Кодекса проявляется ориентация разработчиков и законодателя на пассивных собственников. Поэтому именно сегодня тем, кто считает себя активными самостоятельными собственниками, нужно понять объем правомочий, которые зависят от выбора модели формирования фонда ремонта многоквартирного дома. При подготовке ко второму чтению проекта поправок в ЖК были учтены предложения Института экономики города и в Кодекс внесли положения, согласно которым средства фонда ремонта многоквартирного дома могут размещаться и при этом на специальном счете будут находиться в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. То есть существует возможность уйти от перераспределения региональным оператором аккумулированных средств взносов на капитальный ремонт с одних домов на другие. Нужно обратить внимание на то, что выбор и реализация модели формирования фонда ремонта многоквартирного дома на специальном счете возможны при любом способе управления многоквартирным домом. У некоторых сложилось понимание, что эта модель может быть реализована только при способе управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и жилищным кооперативом. Это не так. Часть 3 ст. 175 ЖК устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Никаких ограничений такой возможности Кодекс не устанавливает. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 180 ЖК региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета. В качестве основания проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Кодекс (ч. 1 ст. 189) предусматривает решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое собрание должно созываться и проводиться в порядке, установленном ст. 45 — 48 ЖК. О случае, когда основанием проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме может являться решение органа местного самоуправления, будет сказано ниже. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта такого дома по предложению (ч. 2 ст. 189): а) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; б) регионального оператора. В зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, может являться товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, созданный в соответствии с ЖК, и управляющая организация, действующая на основании договора управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК). Под лицом, осуществляющим оказание услуг и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, необходимо понимать: управляющую организацию, осуществляющую такую деятельность при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений на основании указанного в ч. 1.1 и 1.2 ст. 164 ЖК договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или лицо, действующее при этом способе управления в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать (ч. 1 ст. 164 ЖК). Указанные выше товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации и подрядчики делают предложение о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта такого дома только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на специальном счете. Представляется, что, несмотря на название способа управления «непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений», в ч. 2 ст. 189 ЖК речь не идет о том, что собственники помещений в многоквартирном доме должны сами себе давать предложения по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. Это следует из того, что собственники помещений могут принять решение о проведении капитального ремонта «по собственной инициативе». Региональный оператор делает предложение о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта такого дома только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (ч. 3 ст. 189 ЖК). Это обычный банковский счет регионального оператора, а не специальный счет, регламентированию которого посвящена гл. 16 разд. IX ЖК «Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете». Предложение регионального оператора собственникам помещений в многоквартирном доме согласно ч. 3 ст. 189 ЖК должно содержать: а) срок начала капитального ремонта; б) необходимый перечень и объем услуг и (или) работ; в) стоимость таких услуг и работ; г) порядок и источники финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; д) другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. В Кодексе (ч. 3 ст. 189) установлено, что предложение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома представляется таким собственникам указанными выше лицами не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен региональным нормативным правовым актом) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Напомним, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна включать в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в таких домах. Кодекс (ч. 2 ст. 189) устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Однако полной свободы принятия решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома у собственников помещений в таком доме нет. Это касается главным образом проведения капитального ремонта позднее срока, установленного в региональной программе. В ч. 4 ст. 189 ЖК установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны рассмотреть указанные в ч. 3 ст. 189 ЖК предложения (а срок их представления отсчитывается от года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой) и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома не позднее чем через три месяца с момента получения таких предложений, если более продолжительный срок не установлен региональным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 189 ЖК при принятии решения о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме общим собранием должны быть определены или утверждены: 1) перечень работ по капитальному ремонту; 2) смета расходов на капитальный ремонт; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта. Данный перечень решений является обязательным и не может быть сокращен. Принимаемый общим собранием собственников помещений перечень работ по капитальному ремонту (п. 1 ч. 5 ст. 189 ЖК) в общем случае должен соответствовать перечню, который указан в отношении данного многоквартирного дома в соответствующем году. Поскольку разд. IX не требует обязательного проведения комплексных капитальных ремонтов, то обязательный перечень, установленный в ч. 1 и 2 ст. 166 ЖК, вероятнее всего, будет в региональной программе дробиться на несколько ремонтов. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Последнее установлено в ч. 3 ст. 166 ЖК. Утверждение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме сметы расходов на капитальный ремонт (п. 2 ч. 5 ст. 189 ЖК) содержательно возможно после ее предварительного обсуждения. При этом целесообразно учитывать предложения конкретных подрядчиков, которые являются кандидатами на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Смета расходов на капитальный ремонт составляется на основании рыночной стоимости работ и материалов. Представляется, что под сроками проведения капитального ремонта (п. 3 ч. 5 ст. 189 ЖК) понимаются месяцы, в течение которых будут выполняться предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 166 ЖК услуги и работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, указанные в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на соответствующий год. Решение об источниках финансирования капитального ремонта (п. 4 ч. 5 ст. 189 ЖК) буквально означает распределение стоимости проводимого капитального ремонта многоквартирного дома по смете расходов на капитальный ремонт (п. 2 ч. 5 ст. 189 ЖК) между средствами фонда капитального ремонта, которые формируются на специальном счете или на счете регионального оператора, и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК). К иным возможным источникам финансирования капитального ремонта необходимо относить: 1) средства, направляемые региональным оператором в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта за счет аккумулированных взносов собственников помещений в других домах (при реализации модели формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора); 2) средства государственной поддержки из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации, а также средства муниципальной поддержки из местного бюджета; 3) кредитные или заемные средства. Помимо принятия решений по указанным в ч. 5 ст. 189 ЖК вопросам в соответствии с п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решения, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов: а) о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме — лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников; б) об определении существенных условий кредитного договора или договора займа; в) о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; г) об уплате процентов за пользование данным кредитом или займом; д) о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу; е) об условиях получения указанных гарантии или поручительства; ж) об оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанной гарантии, поручительства. Принятие указанных выше факультативных решений, связанных с получением кредита или займа на капитальный ремонт и получением гарантии, поручительства по этим кредиту или займу, может потребоваться при реализации обеих моделей формирования фонда капитального ремонта как у регионального оператора, так и на специальном счете. Но поскольку при реализации модели формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений не будут получать от регионального оператора средства в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта за счет аккумулированных за счет взносов собственников помещений в других домах средств, то получение кредита или займа на капитальный ремонт и гарантии, поручительства по этим кредиту или займу более востребовано при этой модели. К вопросам, решение по которым должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором фонд ремонта многоквартирного дома формируется на счете регионального оператора, необходимо отнести также утверждение лица, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме при согласовании акта приемки выполненных работ (об этом подробнее будет сказано ниже). Глава 18 ЖК раскрывает последствия непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на общем собрании решения о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в установленный ч. 4 ст. 189 срок. В этом случае орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. Если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, не провели капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, то орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (ч. 7 ст. 189 ЖК). Непроведение капитального ремонта в установленный региональной программой срок является первым обязательным условием возникновения указанной обязанности у органов местного самоуправления. Поскольку в региональной программе капитального ремонта должен указываться год проведения капитального ремонта соответствующих многоквартирных домов, то обязанность органов местного самоуправления принять такое решение возникает с начала следующего календарного года. Вторым обязательным условием возникновения указанной обязанности у органов местного самоуправления является необходимость выполнения в доме тех работ по капитальному ремонту, которые установлены актом уполномоченного органа по результатам проверки. Процедура установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должна быть установлена Правительством РФ в соответствии с п. 10.1 ст. 12 и п. 2 ч. 3 ст. 168 ЖК. Причем если такая проверка проведена, но в результате ее проведения не выявлена необходимость проведения соответствующих работ по капитальному ремонту, то муниципалитет не будет иметь оснований для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Если все обязательные условия, установленные ч. 7 ст. 189 ЖК, налицо и орган местного самоуправления принял такое решение, то владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения. После этого решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается по процедуре, установленной ч. 3 — 6 ст. 189 ЖК: не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт дома в соответствии с региональной программой, региональный оператор представляет собственникам помещений предложения о проведении капитального ремонта; собственники помещений не позднее чем через три месяца с момента получения предложений обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение; если собственники не приняли такое решение, то орган местного самоуправления вместо них принимает решение о проведении такого капитального ремонта. Если владелец специального счета не выполнил обязанность по перечислению средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения решения органа местного самоуправления, то региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Такое жесткое изменение публичной властью способа формирования фонда капитального ремонта заставляет собственников помещений в многоквартирном доме очень скрупулезно соблюдать все сроки и выполнять все установленные процедуры. Реализация решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта отличается в зависимости от реализуемой модели формирования фонда ремонта многоквартирного дома: при формировании фонда ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора такой оператор, а не управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту дома (выбирает подрядчиков, заключает с ними договоры подряда, контролирует и принимает результаты работ), а также финансирует расходы на капитальный ремонт (п. 3 ч. 1 ст. 180 и ч. 1 ст. 190 ЖК); при формировании фонда ремонта многоквартирного дома на специальном счете в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом выбор подрядчиков, заключение с ними договоров подряда, контроль и приемка результатов работ осуществляют товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и управляющие организации, в том числе при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать. Для домов, количество квартир в которых составляет двенадцать и менее, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений указанные функции выполняют сами собственники помещений в многоквартирном доме. Специально нанятому лицу при этом целесообразно поручать только строительный контроль. В многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ (ч. 1 ст. 190 ЖК). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме. Из ч. 2 ст. 190 ЖК вытекает, что в случае, если региональный оператор использует предоставленную Кодексом возможность и уплачивает подрядчику аванс (это предусмотрено ч. 3 ст. 190 ЖК), то акт приемки выполненных работ уже не является основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Можно предположить, что, следуя общей логике ч. 2 ст. 190 ЖК, региональный оператор будет перечислять аванс после заключения договора подряда, а оставшуюся часть стоимости услуг и работ будет финансировать после составления указанного акта. Размер аванса при этом не может быть более 30% стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 ст. 190 ЖК одновременно устанавливает закрытый перечень целей уплаты аванса. При толковании ч. 4 ст. 190 ЖК необходимо учитывать логику ст. 166 и ч. 1 ст. 169 ЖК, которые устанавливают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. В ст. 166 ЖК устанавливается жесткая зависимость перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (федерального перечня — ч. 1 ст. 166 и увеличенного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — ч. 1 ст. 166) и финансирования такого обязательного перечня «за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации». В ч. 4 ст. 190 ЖК используется следующая логика: фонд капитального ремонта, формируемый исходя из минимального размера взноса, должен обеспечить финансирование всех работ, которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 166 ЖК и должны быть проведены в нормативный межремонтный срок. При этом взносы дифференцируются в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков). Иные работы, кроме установленных в соответствии с частью ч. 1 и 2 ст. 166 ЖК, могут выполняться в соответствии с ч. 3 ст. 166 ЖК только за счет части взноса на капитальный ремонт, превышающей минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Поэтому законодатель в ч. 4 ст. 190 ЖК установил, что размер предельной стоимости отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Это устанавливаемая пропорция стоимости «обязательных» услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Иными словами, поскольку один и тот же многоквартирный дом в большинстве случаев может включаться в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах несколько раз для проведения выборочных капитальных ремонтов, то нельзя допустить ситуации, когда на какие-то работы и услуги финансирования хватило и такое финансирование осуществлено с превышением исходно планируемой пропорции стоимости обязательных услуг и работ или за счет минимального размера взноса выполнены работы, которые «федеральный» (ч. 1 ст. 166 ЖК) и «региональный» (ч. 2 ст. 166 ЖК) перечни не включают, а поэтому на какие-то обязательные услуги и работы финансирования не хватило. Второе предложение ч. 4 ст. 190 ЖК практически содержательно дублирует ч. 3 ст. 166 ЖК и устанавливает ограничение, согласно которому превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 и ч. 2 ст. 166 ЖК, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт. В ст. 191 ЖК регулируется возможность предоставления мер государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта. Кодекс не формулирует предоставление мер государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта в качестве обязанности. Средства государственной и муниципальной финансовой поддержки предоставляются товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, а также региональным операторам. Необходимо отметить, что из перечня лиц, которым предоставляются средства государственной и муниципальной поддержки, в ч. 1 ст. 191 ЖК не указаны лица, которые выполняют услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать. С учетом большого количества таких домов в небольших поселениях такое упущение требует исправления. Порядок и условия предоставления мер государственной и муниципальной поддержки устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Каких-либо предписаний в отношении таких порядка и условий Кодекс не устанавливает. Законодатель почему-то не указал в ст. 191 ЖК такой вид государственной поддержки, как «предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам». В п. 4 ст. 167 ЖК предоставление данного вида государственной поддержки обусловлено случаем «если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации». Но если региональные органы государственной власти не будут предоставлять гарантии и поручительства по кредитам и займам, то вероятность предоставления таких кредитов и займов для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды ремонта многоквартирного дома на специальных счетах, — снижается. Принципиально важное положение содержит ч. 2 ст. 191 ЖК, согласно которой меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта в рамках реализации региональных программ капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта. С учетом имеющегося в разделе IX ЖК нормативного перевеса в сторону модели формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и перераспределения средств, аккумулированных им за счет взносов на капитальный ремонт собственников в одних многоквартирных домах на капитальный ремонт других многоквартирных домов, данное положение защищает права меньшинства, которое будет формировать свои фонды капитального ремонта на специальных счетах и самостоятельно распоряжаться этими средствами. Таким образом, новое регулирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с гл. 18 Жилищного кодекса РФ теоретически позволяет организовать финансирование капитальных ремонтов домов как при пассивной, так и при активной позиции собственников помещений. Как будет складываться практика реализации нового регулирования, покажет время.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *