О приватизации земельного участка членом дачного некоммерческого партнерства в случае, если участок в 1954 г. был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования садовому товариществу, образованному при войсковой части и преобразованному позже в некоммерческое партнерство
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июля 2009 г. N Д23-2111
В соответствии с письмом Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о приватизации земельных участков некоммерческим партнерством и сообщает следующее.
В соответствии с обращением спорный земельный участок в 1954 г. был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования садовому товариществу, образованному при войсковой части (в настоящее время — ОАО). В 2006 г. товарищество было преобразовано в некоммерческое партнерство. В связи с этим необходимо отметить, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования переходит при преобразовании юридического лица в порядке правопреемства. При этом переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан сроком не ограничивается (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по иным основаниям, чем предусмотренные в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (случаи изъятия из оборота, запрета на приватизацию, резервирования земель).
Не могут быть предоставлены в частную собственность, согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, — ограничиваются в обороте, из чего следует, что для приватизации таких земельных участков необходимо предварительное изменение разрешенного использования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в порядке, установленном градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а до утверждения регламентов — в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Впоследствии предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон о садоводческих объединениях), в соответствии с которым в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Предоставление в указанном случае таких земельных участков в собственность граждан осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка. С заявлением о предоставлении земельного участка необходимо подать документы, указанные в приведенной статье. При этом не имеет значения, находится земельный участок в государственной или в муниципальной собственности.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), и на основании любых государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, а также кадастрового паспорта соответствующего земельного участка (ст. 25.2 Закона о регистрации).
Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре)). С заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Решения об отказе в осуществлении кадастрового учета или государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (п. 13 ст. 27 Закона о кадастре и п. 5 ст. 2 Закона о регистрации соответственно).
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М. В.БОЧАРОВ
07.07.2009
——————————————————————