Международные соглашения в области охраны товарных знаков

(Успенская Н. В.) («Международное публичное и частное право», 2005, N 5)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Н. В. УСПЕНСКАЯ

Успенская Н. В., аспирантка РГИИС.

Большое значение в системе источников имеют положения международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Действия Российской Федерации, направленные на признание правопреемства России в отношении международных обязательств Советского Союза, обеспечили ее участие практически во всех основных международных договорах, посвященных или затрагивающих вопросы международно-правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). В таблице, приведенной ниже, наглядно показывается, какие международные договоры в сфере охраны промышленной собственности приняты в мире и в каких из них участвует Российская Федерация. Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на товарные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. <*>. Главная цель Конвенции состоит в создании более льготных условий для регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами одних государств в других государствах — участниках Конвенции. ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 248 — 283.

Конвенция была подписана на конференции, состоявшейся в Париже 20 марта 1883 г. В дальнейшем она пересматривалась и дополнялась на конференциях 1900, 1911, 1925, 1934 гг., а в послевоенный период в Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). Участники Конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). Для различных стран-участниц Конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какая из них ратифицирована в соответствующей стране. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а ее стокгольмский текст был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г. В комментарии к Парижской конвенции по охране промышленной собственности Г. Боденхаузен дает следующее определение товарного знака: «Товарный знак определяется обычно как знак, служащий для того, чтобы отличить продукцию одного предприятия от продукции других. Обладатель товарного знака имеет обычно исключительное право использовать данный знак или его варианты для одних и тех же товаров, а также для сходной с ними продукции» <*>. ——————————— <*> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий / Пер. с франц. Н. Л. Тумановой; Под ред. М. М. Богуславского. М., 1977. С. 32.

В оригинальном тексте Парижской конвенции говорится о фабричной или торговой марках (une marque de fabrique ou de commerce). Однако в российском законодательстве, в частности в Законе о товарных знаках 2002 г., и соответственно в специальной научной литературе <*> применяется термин «товарный знак», когда речь идет о юридических и физических лицах, выпускающих продукцию, и термин «знак обслуживания», когда речь идет о физических и юридических лицах, оказывающих услуги и не занимающихся непосредственно производством товаров. ——————————— <*> См., напр.: Хозяйственное право: Курс лекций / Отв. ред. В. С. Мартемьянов: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 98.

Парижская конвенция стала первым международным договором по охране промышленной собственности. К основным ее достижениям в сфере регулирования отношений по поводу товарных знаков обычно относят: во-первых, Парижская конвенция образовала Союз по охране промышленной собственности, куда вошли все страны, присоединившиеся к этой Конвенции. В п. 1 ст. 1 сказано: «Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности»; во-вторых, Парижской конвенцией выработано несколько важных базовых принципов в отношении товарных знаков. Конвенцией вводится национальный режим охраны товарных знаков и правила их регистрации. В п. 1 ст. 2 сказано, что в отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам. Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в Конвенцию заключается в том, что право на охраняемый Конвенцией объект промышленной собственности получает тот, кто первым подал заявку на него. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну, которая является необходимым условием регистрации объекта права промышленной собственности. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в стране — участнице Конвенции сроком на 6 месяцев. В соответствии с Парижской конвенцией предусмотрен определенный порядок установления права приоритета.

Право приоритета

Согласно п. 1 ст. 4(А) Конвенции любое лицо, надлежащим образом подавшее обычную заявку на товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных в ст. 4(С) Конвенции. Эти более поздние заявки впоследствии будут рассматриваться, как если бы они были поданы в тот же день, как и первая (или более ранняя) заявка. Другими словами, эти более поздние заявки имеют статус приоритетных по отношению ко всем заявкам, относящимся к тому же товарному знаку и поданным после даты подачи первой заявки. Они также имеют статус приоритетных по отношению ко всем действиям, совершенным после этой даты, которые обычным образом были бы способны лишить юридической силы права заявителя.

Основания для возникновения права приоритета

«Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза» (п. 2 ст. 4(А) Конвенции). «Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки» (п. 3 ст. 4(А) Конвенции). Ни одна страна Союза не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе и установленных в разных странах.

Содержание права приоритета

«Последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения указанных сроков не будет признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности, на основании другой подачи заявки или применения товарного знака, и эти действия не будут служить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза» (ст. 4(В) Парижской конвенции).

Сроки

«Для товарных знаков упомянутые выше сроки приоритета составляют шесть месяцев. Отсчет этих сроков начинается с момента подачи первой заявки; день подачи в срок не включается. Если последний день срока является по закону соответствующего государства праздничным днем или днем, когда ведомство не открыто для приема заявок в той стране, где испрашивается охрана, срок продлевается до первого последующего рабочего дня. Первой заявкой, дата подачи которой служит днем отсчета срока приоритета, должна считаться последующая заявка на тот же объект, что и первая предшествующая заявка, поданная в той же стране Союза, в случае, если эта предшествующая заявка на день подачи последующей заявки была взята обратно, оставлена без движения или отклонена, не будучи доступной для публичного ознакомления, а также при условии, что в отношении нее не продолжали существовать какие-либо права и она не послужила еще основанием для притязаний на право приоритета. Предшествующая заявка не может тогда служить основанием для притязаний на право приоритета» (ст. 4(С) Конвенции). В Конвенции перечислен ряд ситуаций, в которых участвующие в ней страны могут или должны отказаться от регистрации. Так, например, на основании п. 1 пп. «a» ст. 6.ter «Страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики». При всем этом Конвенция не разрешила всех вопросов. Регистрацию все равно надо осуществлять в каждой из стран, в которых истребуется охрана товарного знака. От стран-участниц не требовалось создания специальной регистрационной системы товарных знаков и знаков обслуживания, что также породило определенные сложности в международном регулировании данного вопроса. В Законе РФ о товарных знаках 2002 г. отражены основные унифицированные принципы, заложенные в Парижской конвенции по охране промышленной собственности. К ним можно отнести: принцип взаимности, положения о конвенционном и выставочном приоритетах, нормы, определяющие условия аннулирования регистрации в случае непрерывного неиспользования товарного знака, положения о предоставлении охраны общеизвестным и коллективным знакам и др. Принятое в 1891 г. в Мадриде Соглашение о международной регистрации товарных знаков было значительным шагом вперед. В соответствии с Соглашением открылась возможность предоставления единого товарного знака для международной и национальной регистрации, который будет признаваться всеми странами-участницами, что в значительной степени может снизить стоимость затрат. Регистрации, осуществленные в соответствии с этим Соглашением, называются международными, поскольку каждая регистрация имеет силу в ряде стран, а потенциально — во всех договаривающихся государствах (за исключением страны происхождения). СССР присоединился к Соглашению 1 июля 1976 г. Следует отметить, что после вступления в силу Закона РФ о товарных знаках 1992 г. Россия стала участницей еще двух договоров в области товарных знаков: Протокола к Мадридскому соглашению 1989 г. <*> (Россия присоединилась 10 июня 1997 г.) и Договора о законах по товарным знакам <**> 1994 г. (РФ присоединилась к Договору 11 мая 1998 г.). ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 454. <**> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. «О принятии Договора о законах по товарным знакам» // Текст Договора см. в кн.: Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 308 — 335.

Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с Мадридским соглашением 1891 г. <*>. ——————————— <*> Брохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер, 2001. С. 176.

Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков регулирует способ подачи заявок на международную регистрацию, а также права, возникающие в результате такой регистрации <*>. Цель Мадридского соглашения в том, чтобы избавить заявителей от сложностей выполнения формальных требований к регистрации товарных знаков национальных ведомств каждой отдельной страны путем введения международной регистрации товарных знаков, которая распространяется на страны — участницы Мадридского соглашения. ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 432.

Заявителю необходимо соблюдать только один перечень формальных требований Международного бюро ВОИС. Заявка подается на одном языке — французском, а пошлины уплачиваются только один раз в Международное бюро. Заявка на товарный знак подается в Международное бюро в Женеве через ведомство страны, где была подана национальная заявка. В заявке указываются те страны — участницы Конвенции, в отношении которых испрашивается охрана. В течение года после подачи заявки в Международное бюро каждое государство может возразить против предоставления международной регистрации на том основании, что заявленное обозначение не отвечает требованиям национального законодательства. Если отказ не поступил, товарный знак становится охраняемым во всех странах, в отношении которых была подана заявка на международную регистрацию. Срок действия охраны составляет двадцать лет для всех стран, на которые распространяется охрана. Согласно Протоколу международная регистрация осуществляется на основании национальной заявки. С 1 апреля 1996 г. стало возможным получение единого охранного документа. Для участников Мадридского соглашения обязательным является использование международного классификатора товаров и услуг (МКТУ). В рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности большое практическое значение имеет Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков 1957 г. <*>, предусматривающее применение всеми странами-участницами единой системы классификации товаров и услуг. Соглашение открыто для государств — участников Парижской конвенции. СССР присоединился к Соглашению 30 декабря 1987 г. ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 557.

В соответствии с Ниццким соглашением международная классификация включает перечень классов, сопровождаемый при необходимости пояснительными записками (перечень включает в себя 34 класса товаров и 10 классов услуг), и алфавитный перечень товаров и услуг, указывающий класс, к которому принадлежит каждый товар или услуга. Восьмая редакция классификации вступила в силу 1 января 2002 г. <*>. ——————————— <*> Приказ Роспатента от 7 декабря 2001 г. N 131 «О введении в действие 8-й редакции Международной классификации товаров и услуг».

Статья 2 Ниццкого соглашения содержит нормы о юридическом значении и использовании Классификации. С учетом обязательств, налагаемых настоящим Соглашением, Классификация имеет в каждой из стран Ниццкого союза то значение, которое придается ей в этой стране. В частности, Классификация не связывает страны Союза ни в отношении определения объема охраны знака, ни в отношении признания знаков обслуживания. В соответствии со ст. 2(3) Ниццкого соглашения необходимо, чтобы страны Ниццкого союза включали в официальные документы и публикации, касающиеся регистрации товарных знаков, номера классов по классификации, к которым принадлежат товары и услуги, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Каждая страна Ниццкого союза имеет право применять Ниццкую классификацию либо как главную систему, либо как вспомогательную систему. Имеется в виду, что страны Ниццкого союза могут выбрать Ниццкую классификации товаров и услуг в качестве единственной классификации, которая используется в целях регистрации товарных знаков, или сохранить существующую национальную систему классификации товаров и услуг, а Ниццкую классификацию использовать в качестве дополнительной классификации, которая будет также указываться в официальных публикациях знаков. В ст. 2(4) подчеркивается, что факт включения любого наименования в алфавитный перечень никоим образом не затрагивает прав, которые могут существовать на это наименование. Договор об охране олимпийского символа был принят в г. Найроби (Кения) 26 сентября 1981 г. Договор открыт для любого государства, являющегося членом ВОИС, Парижского союза, Организации Объединенных Наций или какого-либо из специализированных учреждений, связанных с ООН. СССР присоединился к Договору 17 апреля 1986 г. Основной целью Договора является урегулирование использования олимпийского символа <*> в коммерческой деятельности предприятий государств-участников. ——————————— <*> «Олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Он состоит из олимпийских колец, изображенных в одном или в разных цветах» (Приложение к Найробскому договору).

Все государства — участники этого Договора обязаны «отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета» (ст. 1 Найробского договора об охране олимпийского символа) <*>. ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 290 — 294.

Обязанность, предусмотренная в ст. 1, не распространяется на государство — участника настоящего Договора в том, что касается: — любого знака, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ, если такой знак был зарегистрирован в государстве до даты вступления в силу настоящего Договора в отношении этого государства или в течение любого периода, когда в этом государстве выполнение обязанности, предусмотренной в ст. 1, считается приостановленным в соответствии со ст. 3; — продолжения использования в коммерческих целях любого знака или другого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего его, в этом государстве любым лицом или предприятием, которое законным образом начало такое использование в данном государстве до даты вступления в силу настоящего Договора в отношении этого государства. Ни одно государство — участник настоящего Договора не обязано запрещать использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения. Следует отметить, что этот Договор полезен лишь тем странам, которые по тем или иным причинам не в состоянии самостоятельно получить за выдаваемые напрямую разрешения на использование олимпийского символа больше отчислений, чем они могут получить от Международного олимпийского комитета за выдаваемые комитетом разрешения. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность <*> — Соглашение ТРИПС — явилось результатом переговоров о создании Всемирной торговой организации (ВТО) в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) 15 апреля 1994 г. в г. Марракеш (Марокко). Эти переговоры включали обсуждения аспектов прав интеллектуальной собственности, влияющих на международную торговлю. Соглашение ВТО, включающее Соглашение ТРИПС (которое обязательно для всех стран — членов ВТО), вступило в силу 1 января 1995 г. ——————————— <*> Там же. С. 676 — 719.

Основным принципом, касающимся природы и объема обязательств в соответствии с Соглашением ТРИПС, является то, что страны-участницы должны осуществлять положения Соглашения и применять предусмотренный в нем режим к гражданам стран-участниц. Страны свободны в определении способа применения положений Соглашения ТРИПС в рамках их собственных правовых систем и практики и могут применять более широкую охрану, нежели предусмотрена Соглашением, при условии, что такая дополнительная охрана не будет противоречить другим положениям Соглашения <*>. ——————————— <*> Минков А. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб.: Питер, 2001. С. 154.

Соглашение ТРИПС предусматривает как принцип национального режима, так и принцип наибольшего благоприятствования. Принцип национального режима специфичен тем, что он применяется ко всем правам, установленным в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, и в частности по охране товарных знаков. Раздел 2 части II Соглашения ТРИПС предусматривает наличие, объем и использование прав на товарные знаки. Принцип наибольшего благоприятствования устанавливает, что любое преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, предоставляемые членом Соглашения ТРИПС гражданам любой иной страны (независимо от членства), представляются незамедлительно и гражданам всех остальных стран-членов. Соглашение ТРИПС порождает обязательства в отношении всех объектов, существующих и охраняемых на дату применения Соглашения либо которые отвечают или впоследствии начинают отвечать критериям охраны в соответствии с положениями Соглашения ТРИПС. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что основной смысл международного регулирования в данной области сводится к тому, чтобы максимально унифицировать национальное законодательство государств, приблизив его к международным стандартам, и создать таким образом благоприятный режим для использования товарных знаков в разных странах, что содействует развитию международной торговли.

——————————————————————