К десятилетию «Журнала российского права»
(Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Орловский Ю. П.)
(«Журнал российского права», 2007, N 1)
К ДЕСЯТИЛЕТИЮ «ЖУРНАЛА РОССИЙСКОГО ПРАВА»
Т. Я. ХАБРИЕВА, Ю. А. ТИХОМИРОВ, Ю. П. ОРЛОВСКИЙ
Хабриева Талия Ярулловна — главный редактор журнала, директор ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Тихомиров Юрий Александрович — член редакционной коллегии журнала, первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Орловский Юрий Петрович — член редакционной коллегии журнала, заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
«Журналу российского права» исполнилось десять лет. Для любого печатного органа это небольшой срок, но он позволяет судить, насколько продумано было его издание, пользуется ли журнал авторитетом среди авторов и читателей, умеет ли он не только освещать события сегодняшнего дня, но и прогнозировать их развитие.
С уверенностью можно констатировать, что издание «Журнала российского права» Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и юридическим издательством «Норма», датированное 1997 г., стало важным событием в жизни юридической публицистики. Он интересен ученым и практикам, его читают в Москве и в других регионах страны. Журнал сумел завоевать и достаточно широкую зарубежную аудиторию.
Во многом это заслуга бережного сохранения традиции «Ученых записок» и «Трудов» Института, которые в свое время издавались и привлекали к себе внимание юридической общественности.
«Журнал российского права» убедительно свидетельствует также о многогранной деятельности Института по развитию правовой науки, совершенствованию законодательства и практики его применения.
Со своими мыслями и исследованиями на страницах журнала выступают государственные деятели и видные ученые, патриархи юридической науки и молодые исследователи. Ни одно важное событие, требующее правового обеспечения, не остается без внимания журнала.
Формирование правовой системы в соответствии с Конституцией РФ потребовало освещения вопросов, касающихся природы и видов законов и иных правовых актов. В статьях конца 90-х годов авторы стремились ответить на ряд жизненно важных вопросов российской правотворческой деятельности, определить ее основные параметры, проанализировать недостатки правотворчества и на этой основе выработать основные направления совершенствования процесса создания нормативных правовых актов. Наряду с публикациями по общим вопросам теории права, в журнале отражались результаты исследований общетеоретических вопросов российской законотворческой практики: это обеспечение права законодательной инициативы, роль юридической экспертизы в повышении качества законов, информационно-правовые аспекты опубликования нормативных правовых актов, совершенствование юридико-технических приемов и способов нормотворческой работы. Этим вопросам были посвящены статьи Пиголкина А. С., Рахманиной Т. Н., Абрамовой А. И. «Законопроекты должны проходить проверку на зрелость» (1997, N 10); Тихомирова Ю. А., Юртаевой Е. А. «Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов» (1997, N 10). Отрадно, что разработки указанных проблем получили свое дальнейшее развитие в коллективных работах, подготовленных сотрудниками Института: «Закон: создание и толкование» / Под ред. А. С. Пиголкина (М., 1998); «Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации» / Под ред. А. С. Пиголкина (М., 1998); «Законотворчество в Российской Федерации» / Под ред. А. С. Пиголкина (М., 2000).
Получила признание в теории и практике разработка системных начал в правотворчестве. Рассмотрение вопросов систематизации российского законодательства и его упорядочения сочеталось с исследованием таких актуальных для юриспруденции вопросов, как классификация правовых актов в аспекте проблемы упорядочения законодательства. В публикациях обоснована идея оптимизации системы правовых актов, выступающей в качестве одной из методологических основ систематизации и кодификации законодательства, важного инструментария, без которого невозможна эффективная работа законодателя. В последние годы вновь привлечено внимание к концептуальной проработке проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах». Публикация статьи Тихомирова Ю. А., Рахманиной Т. Н., Хабибулина А. Г. «Закон о нормативных правовых актах — актуальная повестка дня» (2006, N 5) в определенной мере повлияла на подготовку обновленного варианта законопроекта в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сегодня принятие этого Закона действительно становится «актуальной повесткой дня», поскольку он будет способствовать упорядочению системы действующих нормативных правовых актов на основе единых положений и принципов, позволит ввести научно обоснованные стандарты правотворческой деятельности.
В ряде публикаций было представлено историко-правовое направление в исследованиях современных вопросов законоведения, таких как опыт систематизации законов Российской империи М. М. Сперанским (Мицкевич А. В., 2001, N 5); приемы законодательной техники и основы языкового оформления законодательных актов в Российской империи (Юртаева Е. А., 2000, N 8); вопросы перехода от земских соборов к Учредительному собранию (Смирнов А. Ф., 2000, N 1, 5 — 7, 10); правовая оценка деятельности П. А. Столыпина как реформатора; исторический опыт создания Свода законов Российской империи (Юртаева Е. А., 1998, N 1); законодательные полномочия Государственного Совета по Основным законам Российской империи 1906 г. (Юртаева Е. А., 1997, N 6) Это дало возможность обогатить историческим опытом современные разработки теоретических проблем права и государства.
На страницах журнала разносторонне освещались многие вопросы отечественного и зарубежного конституционного права, в том числе проблемы теории конституционного права, механизма реализации Основного Закона РФ, его влияния на отрасли законодательства. Так, вопросы становления и развития парламентского права рассматривались в статьях Хабриевой Т. Я. (2002, N 9); Онишко Н. В. (2003, N 4). Тема дальнейшего совершенствования парламентаризма сочеталась с анализом проблем реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросы развития теории конституционного права, его источников нашли свое отражение в публикациях Никитиной Е. Е. «Устав области (края) как источник конституционного права» (1997, N 11); Васильева В. И. «О предмете муниципального права» (2006, N 5).
В течение прошедших лет сотрудники Института, являясь авторами концепций ряда федеральных законов в области муниципального и избирательного права, обсуждали их на страницах журнала. В первую очередь необходимо выделить отрасль избирательного законодательства. Начиная с момента политических преобразований и утверждения института альтернативных выборов и по настоящее время, она продолжает оставаться одной из наиболее активно развивающихся подотраслей российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов в правовом регулировании объясняется как необходимостью восполнения пробелов в законодательстве, так и причинами политического характера. Все эти вопросы получили отражение в статьях Постникова А. Е. «Система российского избирательного законодательства» (1997, N 1); Постникова А. Е., Васильева В. И. «Законодательное регулирование выборов глав администраций субъектов Российской Федерации» (1997, N 5); Постникова А. Е. «Актуальные направления развития избирательного законодательства» (2004, N 2). Эти идеи позднее нашли воплощение в Федеральных законах о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, о выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Многие законы субъектов Федерации в области избирательного права были приняты с учетом идей и концепций сотрудников Института, которые являлись руководителями ряда рабочих групп, созданных Центральной избирательной комиссией РФ для подготовки модельных законов субъектов Федерации о выборах и референдумах, а также законов субъектов РФ о выборах, референдуме и отзыве депутатов, должностных лиц (Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) (Крылов Б. С. «Модельные законы о выборах в субъектах Российской Федерации», 1998, N 7).
Особое значение в современный период приобрела реформа местного самоуправления. Для судеб этой демократической формы народовластия важно обеспечить оптимальное соотношение государственной и муниципальной власти. В какой мере усиление федерального законодательного регулирования может быть гарантией утверждения и развития системы народовластия и как при этом соблюсти степень централизации, обеспечивающую оптимальный учет особенностей местного самоуправления в субъектах Федерации? Какими должны быть пределы саморегуляции местного самоуправления? Эти вопросы последовательно рассматривались в статьях Васильева В. И. — ведущего специалиста в этой области (1997, N 8; 1997, N 11; 2001, N 8; 2003, N 3). На страницах журнала нашли отражение содержащиеся в современной конституции подходы к регулированию вопросов местного самоуправления (Хабриева Т. Я., 2005, N 4); шел поиск оптимальной системы органов местного самоуправления (Игнатюк Н. А., 1998, N 6); соотношения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Игнатюк Н. А., 1998, N 1); были выявлены главные направления развития законодательства в сферах федерализма и местного самоуправления (Хабриева Т. Я., Сивицкий В. А., 2003, N 12). Предложения, высказанные в данных публикациях, использовались при подготовке материалов для межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию государственного управления; нашли свое применение в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в контексте его развития.
Проводившиеся в последнее десятилетие последовательные преобразования в сфере федеративных отношений также нашли отражение в номерах журнала. На начальном этапе формирования федерации особую актуальность представлял выбор оптимальной модели федеративного устройства. В этой связи в публикациях обращалось внимание на развитие механизмов вертикальной и горизонтальной кооперации — партнерства в процессе разделения и осуществления власти (Умнова И. А., 1998, N 4-5). Затем в качестве ключевой проблемы широко дискутировалась тема разграничения полномочий между различными органами власти. Сотрудники Института и другие авторы рассматривали различные подходы к разграничению полномочий, обосновывали собственное видение принципов распределения полномочий между различными уровнями власти (Козак Д. Н., 2002, N 5, N 7; Черепанов В. А., 2003, N 9; Добрынин Н. М., 2004, N 3; Толстой Ю. К., 2005, N 12 и др.). Одновременно шла апробация идей в ходе работы консультативных органов при Правительстве РФ по вопросам совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при подготовке многочисленных экспертных заключений Института к проектам законов по этой теме. В этой связи представляют интерес предложенные конкретные уточнения содержания полномочий федеральных и региональных органов и органов местного самоуправления в отдельных сферах, изложенные в статье Андриченко Л. В., Домрина А. Н., Сивицкого В. А., Черткова А. Н. «Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы» (2005, N 3).
Как и любая система, федерация стремится к совершенствованию своей структуры. За последние несколько лет субъектный состав Российской Федерации изменился. В связи с этим авторами был сделан справедливый вывод, что если процесс слияния субъектов Федерации будет проходить в условиях нового режима финансово-экономических отношений, то бремя ответственности за реализацию полномочий субъекта Федерации будет лежать на нем самом в более значительной степени, нежели сейчас. В этом случае менее экономически мощные территории будут вынуждены объединяться с другими субъектами Федерации. Изменение субъектного состава Российской Федерации непосредственно затронет представительство в Совете Федерации Федерального Собрания. Было предложено определить пределы укрупнения субъектов РФ, выработать концепцию правового обеспечения развития федеративных отношений в Российской Федерации, в которой было бы определено направление образования в Российской Федерации новых субъектов (Чертков А. Н., 2005, N 11).
Наблюдающийся количественный рост миграции в Россию требует сбалансированной политики государства, в том числе правовой, в сфере регулирования миграционных отношений. Эта тема в теоретико-правовом аспекте еще только осмысливается, авторы журнала одними из первых открыли дискуссию о месте и роли миграционного права в российской правовой системе, перспективах его развития (Иванов В. П. «Иммиграционное законодательство: проблемы становления», 2002, N 8). На страницах журнала авторами последовательно проводилась идея формирования четкой концептуальной основы государственной миграционной политики (Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Елеонский В. О. «О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации», 2003, N 4); был проведен системный анализ законодательства в миграционной сфере; выявлены его основные характеристики и сформулированы предложения по дальнейшему его совершенствованию, в том числе оценена необходимость принятия базового федерального закона об основах миграционных отношений в Российской Федерации (Хабриева Т. Я., 2006, N 7; Андриченко Л. В., Васильева Л. Н., 2006, N 1).
По мнению специалистов, совершенствование законодательного регулирования в области миграции должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней. Авторами публикаций установлено отсутствие должного разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования миграционных процессов. В статьях аргументированно обосновано решение основных задач в этой сфере: унификация понятийного аппарата миграционного законодательства, усиление миграционного контроля в отношении временно пребывающих, временно и постоянно проживающих иностранных граждан на территории Российской Федерации, упрощение процедур получения иностранными гражданами разрешения на занятие трудовой деятельностью. Некоторые из указанных предложений оказались востребованными при принятии Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также при подготовке материалов для Совета Безопасности РФ (2006 г.), Государственного Совета (2006 г.), Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Социально-экономические и политико-правовые преобразования, изменение места и роли исполнительной власти в государстве, активное обновление административного законодательства выдвинули задачу формирования новых научных представлений об административном праве. Разработка современной концепции его основных институтов (теории компетенции, системы органов и др.) также нашла отражение на страницах журнала.
Наиболее значимые исследования, результаты которых публиковались на страницах журнала, связаны с административной реформой в России. Это обусловило появление в журнале соответствующей тематической рубрики. Необходимые концептуальные подходы в исследовании проблем административной реформы были предложены в статьях Нарышкина С. Е. и Хабриевой Т. Я. «Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки»(2006, N 11); Вишнякова В. Г. «Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству» (2003, N 10); в публикации о совместных разработках ученых Института, 2004, N 10. Был также представлен анализ современного правового статуса Правительства РФ (Шувалов И. И., 2004, N 4, 6), федеральных органов исполнительной власти (Калмыкова А. В., 2004, N 8; Вишняков В. Г., 2006, N 8) и др. Отражены итоги изучения избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, упорядочения и создания механизма эффективной реализации функций, возложенных на органы государственной власти (Хабриева Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А., 2006, N 2); теоретических и методологических аспектов разработки административных регламентов федеральных органов исполнительной власти (Игнатюк Н. А. 2006, N 10; Яцкин А. В., 2006, N 10). Результаты указанных исследований находили постоянное практическое использование в связи с вовлеченностью сотрудников Института в работу в рамках Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Новым направлением исследований в Институте стали проблемы формирования законодательства о техническом регулировании, обусловленного принятием в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании». Этот Закон предусмотрел обязательность перехода от прежних ГОСТов, СНиПов, стандартов к новой системе регламентации. Сфера технического регулирования представляет собой совокупность технических и технологических норм, правил эксплуатации машин и механизмов, обеспечения безопасности различных участков деятельности, охраны здоровья и жизни населения. Ее реформирование столкнулось с рядом теоретических проблем, в числе которых вопросы о форме нормативного акта, регламентирующего сферу технического регулирования; разграничении юридических и технических норм; адаптации требований юридической техники при изложении правил технических регламентов и т. д. Учитывая огромный пласт работы теоретического и практического характера, в журнале была открыта тематическая рубрика «Право и техническое регулирование», где сотрудниками Института была представлена развернутая концепция правового обеспечения технического регулирования, в которой нашли обоснование многие из перечисленных вопросов, а также анализ законодательства зарубежных стран в сфере технического регулирования (Терещенко Л. К., Тихомиров Ю. А., Хабриева Т. Я., 2006, N 9; Калмыкова А. В., 2006, N 1; Калмыкова А. В., 2006, N 9; Лафитский В. И., 2006; N 9).
Позитивной тенденцией десяти лет издания журнала является растущее внимание к такой быстро развивающейся отрасли, как финансовое право. Редколлегия журнала уделяла пристальное внимание работам сотрудников Института, которые носят проблемный характер и содержат постановку новых идей реформирования бюджетного процесса, налогового законодательства, методов регулирования денежно-эмиссионной и валютной систем Российской Федерации. На страницах журнала в одном из разделов коллективной статьи «Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ» (2005, N 2) впервые поставлена проблема права экономической безопасности как системы правомочий публично-правовых и частноправовых субъектов права на защиту и непресекаемость осуществления их законных экономических интересов, отношений, действий и учреждений (Казанцев Н. М.).
Можно констатировать, что сформулирован новый подход к определению понятия и содержания финансового права, как права суверена на сохранение и приумножение ценности национального богатства. Предложено понимание теории налога и определение налога как установленной законом обязательной доли государства в любой собственности и доходе. Кроме того, поставлена проблема финансово-правовых аспектов для субъектов гражданских отношений, что открывает возможности для анализа субъективного права налоговой оптимизации, ответственности государства перед гражданами за предоставление им публичных услуг и эффективность расходования налоговых поступлений на эти цели. В ряде других статей освещались вопросы развития бюджетного законодательства, его основные тенденции и перспективы.
В последние годы остро ставился вопрос о порядке исполнения по взысканию средств с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Было сформулировано предложение урегулировать это нормами Бюджетного кодекса, исключить п. 5 ст. 286 БК РФ, позволявшей обращать взыскание не только на денежные средства, но и на имущество Российской Федерации. Эти предложения позже нашли свое отражение в Федеральном законе от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Современное российское государство, находящееся в состоянии глубоких преобразований в социальной сфере, стоит на пороге переоценки социальной роли государства в связи с решением задач повышения благосостояния граждан, улучшения демографической ситуации, реализации приоритетных национальных проектов. В прошлые десятилетия социальная сфера считалась второстепенной и не требовала мощных правовых регуляторов. Теперь выдвижение на передний план концепции социального государства и социальных прав граждан потребовало новых правовых решений. Именно поэтому сейчас как никогда важны теоретические, практические и компаративные изыскания в данной области, что обусловило расширение исследований в этой сфере в научной деятельности Института. В опубликованных статьях была дана общая оценка состояния федерального и регионального законодательства об образовании, о здравоохранении, о культуре (Шкатулла В. И., 2000, N 10; Путило Н. В., 2002, N 2; Андрюхина Э. П., 2002, N 3).
В свете данной темы представляют интерес правовые аспекты реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения. Характеризуя проводимые в стране преобразования в социальной сфере, авторы публикаций отмечали, что эффективное претворение в практику приоритетных национальных проектов не может быть достигнуто без пересмотра организационно-правовых механизмов функционирования систем образования и здравоохранения. При этом было подчеркнуто, что исходным принципом реализации новейшей нормативной правовой базы, касающейся изменения статуса учреждений здравоохранения и образования, должно стать обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией РФ прав граждан в данных сферах. В центре внимания оказались проблемы природы социальных услуг (Путило Н. В., 2006, N 4), совершенствования правового статуса организаций социальной сферы (Зенков В. Н., 2006, N 4; Волкова Н. С., 2006, N 4), доступности социальных услуг и государственных гарантий прав граждан на их получение в рыночных условиях (Мельник Т. Е., 2006, N 4). Авторами были предложены некоторые направления совершенствования законодательства в социальной сфере, способствующие полноценной и эффективной реализации национальных проектов в названных областях.
В журнале нашли свое отражение вопросы судоустройства, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, что было связано с принятием новых кодексов. Активное обсуждение в журнале получила практика применения Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса. Авторы многочисленных публикаций отмечали как положительные, так и отрицательные моменты в реализации норм этих законов, что, в свою очередь, явилось толчком для дальнейшего совершенствования законодательства, принятия новых федеральных законов. Анализ и формирование институтов, ранее неизвестных отечественной теории и практике, сочетается с отражением в журнале вопросов, относящихся к ранее существовавшим в России институтам, например, суду присяжных. Интересны материалы обсуждения «Уголовный кодекс Российской Федерации: два года в действии» (1999, N 10), статьи Марогуловой И. Л. «Некоторые вопросы квалификации убийства» (2001, N 2), Руднева В. И. «Кому принимать решение об аресте» (2002, N 7).
До настоящего времени на страницах журнала не утихает спор о применении смертной казни в Российской Федерации, возможности ее отмены в соответствии с Конституцией РФ. В публикациях получили также отражение федеральные законы, посвященные борьбе с терроризмом, экстремизмом, которые также обсуждались на страницах журнала (Истомин А. Ф., Горбулин В. А., Зарубин В. И., 2001, N 1; Горбунов Ю. С., 2006, N 12).
За последнее десятилетие в «Журнале российского права» опубликовано более семидесяти статей и рецензий по различным проблемам международного права. Постоянными авторами в этой сфере были И. И. Лукашук, В. В. Гаврилов, Б. Г. Манов, С. Ю. Марочкин, Г. В. Игнатенко, Б. Р. Тузмухамедов и многие другие российские юристы. Тематика опубликованных работ и их содержание свидетельствуют о том, что журнал стремился отражать новые тенденции в развитии международного права, показывать теоретические аспекты взаимодействия государств на международной арене и в то же время концентрировать внимание читателя на практической стороне вопроса — в какой мере опубликованные материалы способны оказать влияние на развитие законодательства, межгосударственных интеграционных объединений, в которых участвует Российская Федерация, борьбу с международной преступностью, в том числе в виде международного терроризма, обеспечение национальной безопасности, защиту прав человека.
Так, в статье В. Д. Зорькина, посвященной исследованию роли Конституционного Суда в России в европейском правовом поле (2005, N 3), подчеркивается, что положения Конституции РФ, закрепляющие конкретные права и свободы человека и гражданина, должны толковаться КС РФ согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Одним из Постановлений КС РФ (от 14 марта 2002 г. N 6-П) фактически были сняты обе оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые касались внесудебного ареста в соответствии с действующими в то время редакциями УПК РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Таким образом, Конституционный Суд побудил органы, издавшие эти акты, внести в них необходимые изменения.
Публикации И. И. Лукашука, касающиеся проблем права международных договоров, например, процедур установления недействительности и прекращения действия международных договоров (2006, N 2), правопреемства государств в отношении договоров (2006, N 7) дают возможность компетентным органам повысить стабильность договорных отношений России.
Отражением актуализации сферы международного публичного права было формирование в Институте научного направления «Правовой статус международных договоров федеральных органов исполнительной власти». Сотрудниками Института подготовлена большая публикация, содержание которой позволяет разработать поправки в Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» и обосновать принятие Постановления Правительства РФ «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров межведомственного характера» (2007, N 1).
Исследования проблем гражданского права постоянно находятся в центре внимания нашего журнала. Это связано как с традициями Института, где работали и работают выдающиеся цивилисты, внесшие значительный вклад в развитие юридической науки, так и с современным состоянием экономики, где преобладают рыночные отношения.
В течение длительного времени научные сотрудники проводили исследования в сфере разработки основополагающего закона гражданского права — нового Гражданского кодекса (ч. 1 — 1995 г., ч. 2 — 1996 г., ч. 3 — 1999 г. и ч. 4 — 2006 г.). Отдельные этапы этой работы освещались в «Журнале российского права»: статьи Рахмиловича В. А. «Гражданское право как предмет законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов» (2003, N 8); Маковского А. Л. «Гражданское законодательство как предмет ведения Федерации в прошлом и настоящем нашего Отечества» (2003, N 11), «Гражданское законодательство в советской плановой экономике и в рыночной экономике России» (2005, N 9). В этих публикациях наряду с другими вопросами обращалось внимание на необходимость закрепления в ГК РФ принципов рыночной экономики: равенство различных форм собственности и их защита, свобода предпринимательской деятельности, свобода договора, запрет недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.
В журнале еще до принятия Федерального закона «Об автономных учреждениях» было высказано суждение о замене в некоммерческих организациях права оперативного управления и права хозяйственного ведения другими вещными правами, отражающими специфику этих учреждений и требования рыночной экономики (Мозолин В. П. «Развитие гражданского законодательства на современном этапе (дискуссионные проблемы)», 2005, N 7).
Характерная особенность проводимых в Институте исследований — широкое использование зарубежного опыта, который изучается в отделе гражданского законодательства зарубежных стран. Результаты этих исследований освещаются на страницах «Журнала российского права». Так, в период работы над Законом об ипотеке была опубликована статья «Ипотека в зарубежном праве» (1997, N 12); в период разработки Семейного кодекса — статья Сакович О. М. «Правоотношения супругов по зарубежному законодательству» (2003, N 10), Жилищного кодекса — статья Меркуловой Т. А. «Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений» (2003, N 2); Закона о саморегулируемых организациях — статьи Грачева Д. О. «Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса» (2004, N 1), Залесского В. В. «Вероятность и самоорганизация в гражданском праве» (2005, N 10). Такой подход к исследованиям дает возможность не только генерировать новые законодательные идеи, но и избегать неверных решений. На страницах журнала, где обсуждались проблемы кодификации гражданского законодательства, высказывались и замечания в адрес отдельных положений Кодекса. Так, в своей статье В. А. Рахмиловичем был поставлен вопрос о нераспространении норм о недействительности сделок на добросовестного приобретателя (2003, N 12). Этот же вопрос был предметом рассмотрения КС РФ, который в своем Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П отметил, что права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с исполь зованием правового механизма, установленного п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК, т. е. путем признания сделки недействительной. Такой вывод теперь широко используется хозяйствующими субъектами.
Одно из важных направлений цивилистических исследований — изучение проблем собственности, ее публичных и частных интересов, вопросов приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации. Результаты этих исследований были опубликованы в статьях Чубарова В. В. «Приватизация государственной и муниципальной собственности в субъектах Российской Федерации» (1997, N 2), Петрова И. С. «Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации» (2005, N 2), Моисеевой Е. В. «Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом» (2006, N 9). Развитие в России рыночных отношений непосредственно связано с понятием «недвижимое имущество», созданием системы государственной регистрации прав на это имущество. Такая государственная регистрация рассматривается как элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Эти вопросы исследованы в статьях Чубарова В. В. «Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения» (2005, N 9), Гришаева С. П. «Государственная регистрация вещных прав» (2006, N 10).
В условиях рыночной экономики особое значение имеют предпринимательские договоры. Поэтому понятен интерес цивилистов к правовому регулированию предпринимательских договоров, в частности к вопросам заключения, изменения и их расторжения, ответственности за нарушение предпринимательских договоров. Этим вопросам, в частности, были посвящены статьи Борисовой А. Б. «Дистрибьюторский договор» (2005, N 3), Бобровниковой М. А. «Договор участия в долевом строительстве» (2006, N 1), Пяткова Д. В. «Формирование правосубъектности предпринимателя» (2006, N 1), Котелевской А. А. «Договор складского хранения и особенности правовой природы складских свидетельств» (2006, N 3).
В память о выдающемся ученом-цивилисте С. Н. Братусе Институт принял решение проводить ежегодно научные чтения, посвященные Сергею Никитичу. Первые чтения состоялись на тему: «Актуальные проблемы права собственности» 25 октября 2006 г. В докладах на этой конференции отмечалось, в частности, несоответствие «перераспределения» собственности субъектов Федерации, проводимого в связи с разграничением полномочий в федеративной системе, конституционному принципу равенства всех форм собственности, необходимость установления в перспективе целостной и непротиворечивой системы вещных прав, имеющих своим субъектом земельные участки. Подробный отчет о научных чтениях, посвященных памяти профессора С. Н. Братуся, дан в журнале N 12 за 2006 г.
Важным направлением цивилистических исследований являются исследования в сфере жилищного законодательства, играющего существенную роль в обеспечении граждан доступным жильем. Итогам кодификации жилищного законодательства, его проблемам и нерешенным вопросам посвящена статья Литовкина В. Н. «Дефектная ведомость Жилищного кодекса РФ» (2006, N 4).
В Институте успешно исследуются вопросы гражданского и арбитражного процесса: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство, надзорное производство, разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, соотношение норм АПК РФ с КоАП РФ. Некоторые из этих вопросов были рассмотрены в статье Решетниковой И. В. «Перспективы развития гражданского процессуального законодательства» (2004, N 11).
Читатели с интересом ознакомились со статьей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А. А. Иванова о путях повышения эффективности правосудия (2005, N 12), где рассматривались вопросы устранения дублирования функций апелляционной и кассационной инстанций, создания в перспективе института частных приставов.
Основными направлениями исследований Института в сфере международного частного права являются: международное сотрудничество граждан и юридических лиц Российской Федерации в сфере культурных и экономических отношений; семейные отношения в сфере международного частного права; правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации; внешнеэкономическая деятельность, международный процесс. Результаты этих исследований освещались, в частности, в статьях Дорониной Н. Г., Лавренова В. С. «Всемирная Торговая Организация: история становления и правовые аспекты вступления» (2004, N 11), Хлестовой И. О. «О присоединении России к Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г.» (2005, N 4), Дорониной Н. Г., Семилютиной Н. Г. «Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства» (2005, N 9).
Институт совместно с Всероссийской академией внешней торговли, Московским государственным университетом международных отношений и Исследовательским центром частного права провел широкое обсуждение вопросов развития международных экономических отношений и роли права в нем: состояние и перспективы международного экономического сотрудничества; принципы этого сотрудничества, включая режим наибольшего благоприятствования, национальный режим; плюсы и минусы присоединения России к ВТО; создание благоприятных инвестиционных возможностей для отечественных и иностранных предпринимателей. Материалы этого обсуждения были опубликованы в «Журнале российского права» за 2005 г., N 2. На страницах журнала обсуждались также инициативные законопроекты. Так, Н. И. Марышевой и И. О. Хлестовой был разработан проект Федерального закона «Об иммунитете государства», который в настоящее время принят Государственной Думой в первом чтении.
Исполнение иностранного судебного решения — один из наиболее сложных институтов международного гражданского процесса, востребуемый на конечной стадии урегулирования спора между субъектами частного права. Этому была посвящена международная научно-практическая конференция, организованная Институтом совместно с Посольством Франции в Российской Федерации. На конференции, материалы которой изложены в «Журнале российского права» (2006, N 8), в числе прочих обсуждались вопросы распространения упрощенного порядка исполнения иностранных судебных решений «на другие европейские государства за счет присоединения Российской Федерации к Брюссельско-Луганским соглашениям (1968 — 1988 гг.) об исполнении судебных решений в рамках государств — участников Европейского экономического сообщества»; определения единой позиции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по исполнению иностранных судебных решений при отсутствии с государством, вынесшим решение, международного договора, предусматривающего признание и исполнение таких решений.
Приоритетной задачей России является углубление интеграции на пространстве СНГ, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этом плане важное значение имеют исследования в области правового регулирования иностранных инвестиций, анализ многосторонних и двусторонних международных соглашений о взаимной гарантии и поощрении инвестиций, ратификация международных конвенций, которая позволяет использовать международный механизм разрешения инвестиционных споров. Эти вопросы рассматривались в статьях Дорониной Н. Г. «Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции» (1998, N 6), Марышевой Н. И. «Присоединение России к Гаагским конвенциям 1965 и 1970 годов по вопросам гражданского процесса» (2001, N 6).
В конце 90-х годов прошлого столетия начался интенсивный этап реформирования трудового законодательства. Действовавший в то время КЗоТ не отвечал реалиям российской действительности: не был обеспечен баланс интересов работников и работодателей, отсутствовал механизм защиты прав сторон трудового договора, оставался открытым вопрос о сфере действия трудового законодательства, о его применении в организациях с различной формой собственности.
На страницах журнала была опубликована концепция Трудового кодекса, в которой подчеркивалась широкая сфера действия трудового права, его распространение на всех лиц, работающих по трудовому договору в любых организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, роль договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, особенности регулирования условий труда отдельных категорий работников, нуждающиеся в законодательном закреплении. На страницах журнала освещались и другие вопросы Трудового кодекса, требующие своего решения. Им были посвящены статьи Нуртдиновой А. Ф. «Законотворчество в сфере труда: что сдерживает проведение реформы» (ЖРП, 1999, N 9), Орловского Ю. П. «Реформа трудового законодательства — на стадии завершения» (ЖРП, 2001, N 10). Для подготовки обоснованных предложений в адрес законодателей важное значение имело проведение круглого стола, в котором приняли участие специалисты Бюро МОТ в Москве, ведущих учебных и научных центров страны.
Многие предложения Института в сфере труда были восприняты законодателем, о чем свидетельствует Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Вместе с тем не все вопросы, поднятые на страницах журнала, были решены в этом Кодексе. К таким вопросам, в частности, относятся: о привлечении к сверхурочной работе для ликвидации стихийного бедствия, предотвращения аварий и других чрезвычайных обстоятельств без письменного согласия работника, о классификации условий трудового договора на обязательные и дополнительные, об отмене ограничений для внутреннего совместительства, об изменении установленного порядка оплаты времени простоя в зависимости от письменного предупреждения работодателя о начале простоя. Поэтому на страницах «Журнала российского права» продолжалось обсуждение вопросов, требующих внесения изменений в Трудовой кодекс РФ. Этому были посвящены коллективная статья «Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы» (2004, N 6, 7), статья Чикановой Л. А. «Перспективы развития правового регулирования труда государственных служащих», статья Орловского Ю. П. «Проблемы совершенствования трудового законодательства» (2005, N 9). Можно с удовлетворением отметить, что практически все предложения по совершенствованию Трудового кодекса РФ, высказанные на страницах журнала, были учтены в Федеральном законе от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Всего за 10 лет своего существования журнал опубликовал 53 статьи по проблемам трудового права и права социального обеспечения, что свидетельствует о масштабах работы Института в этом направлении. В перспективе журнал и впредь будет публиковать статьи по вопросам совершенствования трудового законодательства, практики его применения. Необходим мониторинг всех изменений, внесенных в ТК РФ, который выявит их эффективность и определит вопросы, требующие своего дальнейшего решения. На очереди дня — освещение на страницах журнала вопросов, касающихся прав работодателей, трудовой деятельности мигрантов, реформы заработной платы, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, регулирования трудовых отношений в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо вопросов трудового законодательства, в журнале рассматривались и другие проблемы, отражающие внимание научных и практических работников к исследованию проблем социального обеспечения. Так, перспективам становления новой отрасли — социальному праву была посвящена статья Мироновой Т. К. (2003, N 10), вопросы развития российского законодательства о пенсионном страховании рассматривались в статье Федоровой М. Ю. и Седельниковой М. Г. (1999, N 3), новеллы пенсионного законодательства — в статье Азаровой Е. Г. (1997, N 3).
Институт одним из первых обсудил вопрос о подведомственности и подсудности трудовых споров, возникающих в корпоративных организациях. Этому вопросу было посвящено совместное заседание секции частного права Ученого совета Института и судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ (2006, N 6).
Обострение экологических проблем обусловило систематическое изложение на страницах «Журнала российского права» законодательных и иных правовых способов их решения. Ряд теоретических статей был посвящен эффективности и систематизации экологического законодательства, концепции экологического кодекса и видам ответственности за экологические правонарушения, правовому институту экологической экспертизы и ее принципам (Дубовик О. Л., 1997, N 9; Бринчук М. М., 1998, N 9; Игнатьева И. А., 2003, N 12; Боголюбов С. А., 2005, N 5).
В публикациях отстаивалась необходимость экологизации российского права и законодательства, подключения его к осуществлению социальной функции общества и государства, привлечения внимания не столько к правотворчеству, сколько к правоприменению в области охраны окружающей среды.
Ряд статей посвящался концепциям, анализу и новеллам экологического законодательства (Бринчук М. М. и Новикова Е. В., 2001, N 2), экологическому страхованию и особо охраняемым природным территориям (Кичигин Н. В., 2002, N 10, 2003, N 3), анализу природоресурсного законодательства США (Краснова И. О., 1997, N 2; Брославский Л. И., 2005, N 6).
В связи с земельной реформой внимание юридической общественности было привлечено к обеспечению стабильности, динамизма и преемственности правового регулирования земельных отношений, единства земельных участков и расположенной на нем иной недвижимости, надлежащего соотношения земельного и гражданского законодательства при защите земельных прав физических и юридических лиц, использования и охраны земли и иных природных ресурсов в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Важными проблемами являлись формы систематизации земельного законодательства, разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по разграничению государственной собственности на землю и определение режима использования земель сельскохозяйственного назначения.
Истощение природных ресурсов и необходимость надлежащей организации их рационального использования обусловили анализ правового режима земель поселений (Анисимов А. П., 2004, N 2, 4), правового регулирования водных отношений (Крассов О. И., 1997, N 3; Сиваков Д. О., 2002, N 1), долгосрочного пользования объектов животного мира (Краев Н. В., 2002, N 4; 2003, N 8), лицензирования как способа обеспечения государственной собственности на недра (Клюкин Б. Д., 2001, N 3; Шейнин Л. Б., 2003, N 1).
Позиции авторов по вопросам о сочетании частных и публичных начал в природопользовании, об обеспечении экологического правопорядка и законности, о четком разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами, государственными и муниципальными органами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов нашли отражение в новых Водном кодексе РФ и Лесном кодексе РФ 2006 года, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Из правовых проблем, связанных с развитием аграрных отношений, наиболее обсуждаемыми были и остаются вопросы совершенствования правового статуса различных сельскохозяйственных формирований. Поэтому большой интерес вызвали статьи о правовых аспектах возрождения сельскохозяйственной кооперации в современной России (Демьяненко В. Н., 1998, N 2), имуществе сельскохозяйственных товаропроизводителей (Телюкина М. В., Ткачев В. Н., 2001, N 1), наследовании имущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве (Харитонова Ю. С., 2003, N 9).
Интересным для читателя является опыт правового регулирования охраны окружающей среды и сельского хозяйства в странах СНГ. На страницах журнала были опубликованы статьи о становлении аграрного законодательства Украины (Семчик В. И., 1997, N 6), о правовом обеспечении аграрных и земельных преобразованиях в Казахстане (Хаджиев А. Х., 2002, N 10), о межгосударственном глобальном характере экологических проблем (Шемшученко Ю. С., 2005, N 12), о государственной регистрации вещных прав на земельную недвижимость в России и Белоруссии (Станкевич Н. Г., 2003, N 12), о законодательстве стран СНГ и конституционных основах охраны окружающей среды в государствах Европы (Боголюбов С. А., 1998, N 12, 2003, N 6).
Важное значение имеет освещение вопросов, связанных с правовым обеспечением приоритетного национального проекта по развитию агропромышленного комплекса. В статьях Галиновской Е. А. (2006, N 4) и Мининой Е. Л. (2006, N 5) рассматриваются меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, правовой механизм, способствующий их вхождению в рыночные отношения. Следует отметить, что обсуждаемые в этих статьях проблемы закрепления в законодательстве основных направлений агропродовольственной политики особенно актуальны в связи с разработкой Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», проект которого отражает позицию ученых Института.
Таковы десятилетние итоги. Что же планирует журнал на ближайшие годы? Сохраняя преемственность в освещении основных государственно-правовых проблем, редколлегия намечает новые задачи. Первостепенное внимание будет уделено освещению таких фундаментальных проблем, как основные направления развития институтов российского государства и правовое обеспечение государственных реформ, эффективность государственного управления и местного самоуправления. Острота проблем преступности требует расширения проблематики укрепления законности. Крупнейший тематический блок составят вопросы правового регулирования отношений собственности, стимулирования предпринимательства. Динамизм социальной сферы повлечет, естественно, публикации по всему комплексу вопросов создания благоприятной социально-правовой среды жизни человека. Будет шире анализироваться международно-правовая деятельность России в мировом сообществе.
Намечена подготовка отдельных номеров журнала преимущественно тематического характера. В предварительном плане можно вести речь о следующих номерах журнала: право и национальные проекты, право интеллектуальной собственности, административная реформа, межгосударственные объединения, экологическое законодательство.
Журнал предполагает сохранить традиционные рубрики «Теория права», «Из опыта зарубежных стран», «Российское законодательство: состояние и проблемы» и др. Появятся новые рубрики в соответствии с запросами государственно-правовой практики и пожеланиями авторов и читателей.
Хочется верить, что оптимистические планы журнала получат поддержку читателей и они с удовольствием будут читать новые публикации.
——————————————————————