Проблемы миграции и интеграции этнических мигрантов

(Кузнецов Н. Г.)

(«Миграционное право», 2007, N 3)

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ

Н. Г. КУЗНЕЦОВ

Кузнецов Н. Г., старший научный сотрудник Калужского научного центра, кандидат экономических наук, доцент.

На сегодняшний день трудовая иммиграция является самым массовым и динамичным процессом в России. Привлечение иностранных работников в экономику страны возросло с 129 тыс. человек в 1994 г. до 702,5 тыс. в 2005 г., т. е. в 5,4 раза. Необходимо отметить, что трудовая миграция на законном основании, по оценке экспертов, не превышает 10 — 15% от реального числа работников-мигрантов, находящихся в стране, и составляет от 7 до 15 млн. человек.

За период с 2000 по 2005 г. произошло снижение использования ИРС из ряда стран: из Болгарии на 60%, Польши на 47%, Финляндии на 38%, Канады на 31%. В структуре занятости ИРС произошли также изменения, характеризующиеся ухудшением влияния трудовой миграции на экономику России. Снизилась численность занятых в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. Значительно увеличилась численность ИРС, занятой в торговле, в 4,6 раза, что составило 25,7% от общей численности. Тезис о том, что иностранная миграция замещает вакантные места в экономике страны, именно в непрестижных отраслях, ставится под сомнение. Каждый третий иностранный работник занят в торговле, общественном питании или осуществляет общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Таблица 1. Численность иностранной рабочей силы,

привлеченной в Российскую Федерацию в 2004 — 2005 гг.

(Данные Федеральной миграционной службы России)

2002 2003 2004 2005

человек % человек % человек % человек %

Всего 359509 100 377924 100 460364 100 702500 100

В том числе 210170 58,46 180518 47,77 221862 48,19 343665 48,92

из СНГ

Беларусь 15094 4,20 … … … … … …

Молдова 40713 11,32 21548 5,70 22689 4,93 30613 4,36

Украина 61033 16,98 102599 27,15 10615 23,59 141777 20,18

Казахстан 7642 2,13 3960 1,05 250 0,92 4118 0,59

Кыргызстан 6435 1,79 4826 1,28 7988 1,74 16228 2,31

Таджикистан 16835 4,68 13623 3,60 23282 5,06 52602 7,49

Туркменистан 7004 1,95 184 0,05 304 0,07 1499 0,21

Узбекистан 15451 4,30 14554 3,85 24101 5,24 49043 6,98

Азербайджан 15024 4,18 6017 1,59 9844 2,14 17302 2,46

Армения 12627 3,51 10031 2,65 17000 3,69 26169 3,73

Грузия 6766 1,88 3176 0,84 3789 0,82 4314 0,61

Из других стран 149339 41,54 197406 52,23 238502 51,81 358835 51,08

Турция 15425 4,29 37947 10,04 48007 10,43 73695 10,49

Китай 38711 10,77 72825 19,27 94064 20,43 160569 22,86

Бывшая 17028 4,74 10599 2,80 9087 1,97 11861 11,69

Югославия

Вьетнам 26727 7,43 35204 9,31 41816 9,08 55554 7,91

КНДР 12729 3,54 13166 3,48 14736 3,20 20057 2,86

Трудовая миграция стала масштабным и значимым социально-экономическим явлением. На фоне снижения уровня жизни, свертывания производства и роста безработицы некоторые государства региона (например, Россия и Казахстан) отличаются социально-экономической стабильностью, емким рынком труда и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании с географической близостью, безвизовым режимом, «прозрачностью» пересечения границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в пользу России и Казахстана. Более высокие показатели уровня жизни и зарплаты формируют достаточно большие потоки трудовых мигрантов из стран СНГ в экономически развитые страны.

На профессиональный состав иностранных мигрантов определяющее влияние оказывает экономическая специализация регионов. В Западной Сибири (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) ведущими отраслями хозяйства являются нефтяная и газовая промышленность, поэтому среди иностранных работников наибольший удельный вес составляют строители (18%), бурильщики (12%), монтажники (11%), машинисты (7%). В Ростовской области преобладают угольщики (84%), в Краснодарском крае и Московской области — представители строительных профессий (соответственно 68% и 87%).

Согласно опросу экспертов условия труда мигрантов отличаются повышенной опасностью для здоровья, многие гастарбайтеры вынуждены трудиться сверхурочно. Их труд продолжителен и интенсивен, количество выходных дней меньше установленной нормы. В настоящее время трудовое законодательство, соглашения и коллективный договор на иностранных рабочих практически не распространяются. Это делает трудовых мигрантов бесправными и более дешевыми в сравнении с российскими работниками. Регулирование вопросов их занятости и условий труда должно находиться под постоянным наблюдением государства. Одной из задач государственной миграционной политики должно стать соблюдение условий труда и установление «прозрачных» отношений между работодателями и иностранными работниками.

Одним из негативных последствий нелегальной трудовой миграции является занятость в неформальном секторе экономики страны. Переход к рыночным отношениям сопровождался масштабным развитием теневой экономики в России, на которую, по данным МВД, в 1990 — 1991 гг. приходилось примерно 10 — 11% , в 1995 г. — 45%, а в настоящее время — приблизительно 50% валового внутреннего продукта. Другие источники называют более низкие значения: Госкомстат России — 25%, различные исследователи — от 8% до 31% всего российского ВВП.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В Российской Федерации также идет активный поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике. На необходимость выработки в России миграционной политики, соответствующей современным реалиям, неоднократно указывал Президент РФ В. В. Путин. Критике со стороны главы государства чаще всего подвергалось российское миграционное законодательство, создающее «административные барьеры, которые непреодолимой преградой стоят на пути людей, желающих законным образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России».

Формирование эффективного механизма миграционной политики требует взаимоувязки ее целей с целями экономической, социальной, культурной, территориальной политики; сбалансированности и согласования интересов государства, негосударственных организаций, частных структур по использованию рабочей силы мигрантов; повышения инвестиционной привлекательности регионов, а также создания комплекса условий закрепления местного населения.

Россия, испытавшая все последствия системного кризиса, выразившегося в резком спаде темпов экономического роста, социальной дезадаптации населения, усилении дезинтеграционных процессов, росте преступности, оказалась во многом не готовой к выработке адекватной переходному периоду миграционной политики. Первой реакцией на стихийные миграционные потоки вполне объективно явилось административно-ограничительное реагирование, выразившееся в основном в пресечении нелегальной миграции. Сегодня же все более очевидной становится необходимость переосмысления государственного регулирования в рассматриваемой сфере, предполагающего в первую очередь понимание миграционной политики как части социальной политики. Кроме того, актуальной является и необходимость выработки действенных мер воздействия на условия, формирующие миграционное поведение с использованием как имеющихся административно-ограничительных, так и стимулирующих мер.

Таким образом, выработка адекватных современному развитию миграционной политики принципов и способов государственного регулирования миграционных процессов возможна лишь на основе методологии современного государственного управления, в основе которой — принципы системности, комплексности, адресности, ориентированности на приоритеты национальной безопасности. Важнейшим инструментом реализации миграционной политики, государственного регулирования в миграционной сфере должны стать комплексные целевые программы, ориентированные на перспективы социально-экономического роста страны, защиту интересов личности, общества и государства. Все большую роль приобретает научно-методическое обеспечение государственного управления в миграционной сфере, предполагающее в первую очередь оперативную диагностику тенденций формирования миграционных потоков и миграционного поведения в Российской Федерации. Это предполагает, в свою очередь, создание системы социального мониторинга, использование междисциплинарного инструментария научного анализа, банков данных о различных категориях мигрантов с учетом территориальной специфики миграционных процессов.

Актуальной остается необходимость дальнейшей разработки концепции государственного регулирования миграционных процессов в современной России, соответствующей основополагающим потребностям, целям и интересам российского общества, государства и личности.

Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Подчеркивается, что наиболее значимыми проблемами для государств, испытывающих миграционное давление, являются:

предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенности миграционных процессов в Российской Федерации определяются целым комплексом факторов (экономических, демографических, социальных, этнокультурных, геополитических, правовых, экологических). В частности, речь идет о том, что в результате быстрых трансформаций экономических и политических основ российского общества и государства в начале 90-х годов XX в. сложился определенный вакуум управляемости, выразившийся в частичном уходе государства от активной регулирующей роли в экономической и социальной сферах. В результате рыночных реформ государство оказалось не готовым к адекватному реагированию на интенсификацию миграционных процессов. Произошел процесс быстрого «заполнения» высвободившихся социально-профессиональных «ниш» мигрантами в сфере торговли, услуг и т. д.; несбалансированного расселения мигрантов в основном в крупных промышленных центрах; криминализации миграционных процессов; притока в Россию низкоквалифицированной рабочей силы; утечки высококвалифицированных кадров из России в страны дальнего и ближнего зарубежья в связи с резким снижением статуса интеллектуального труда в стране.

Серьезные недостатки выражаются в несогласованности миграционной политики с социально-экономической политикой государства.

Государственное регулирование миграции должно основываться на социологическом анализе, в результате которого возникает четкое представление о качественном состоянии миграционных потоков. На этой основе государство получает возможности более адекватного влияния на структуру потока мигрантов, отдавая предпочтение переселению социальных групп, способных оказать наиболее позитивное воздействие на социально-экономическое развитие страны. В регулировании миграции нельзя пытаться искусственно менять направление миграционных потоков или останавливать их. При этом государство должно выделять и поддерживать определенные группы мигрантов, в целях обеспечения собственной национальной безопасности. Представляется, что регулирование миграционных потоков необходимо осуществлять в соответствии с принципом целевого добровольного переселения.

Учитывая различные стороны влияния миграционных процессов на качество жизни населения региона и страны в целом, определяются критерии государственной поддержки групп мигрантов: стремление к самореализации на новом месте жительства; преобладание в мотивационной системе мигранта прямых мотивов к проживанию на территории, представляющей наибольший интерес для государства; профессиональные параметры, соответствующие определенным видам занятости в заселяемом регионе; высокий ценностный уровень мигрантов; экономическая активность и инициативность.

Миграция способна воздействовать на качество жизни общества, так же как качество жизни может определять направление и содержание миграционных потоков. С одной стороны, мигранты стремятся туда, где качество жизни в большей степени отвечает их потребностям и ценностям, культурным традициям, профессиональным возможностям. С другой стороны, качество жизни в стране или регионах заметно меняется под воздействием миграционных потоков. Непосредственное воздействие миграции на качество жизни общества выражается в том, что сами мигранты, заполняя новое социальное пространство, привносят свой образ жизни, ценности и потребности, меняют социальную структуру и демографические характеристики населения. Косвенное воздействие миграции заключается во влиянии на факторы, определяющие качество жизни населения (состояние рынка труда, жилья, рынка потребительских товаров и услуг и т. д.).

В современной России довольно низка мобильность рабочей силы, что определяется сложностями в трудоустройстве, жилищными проблемами при перемене места работы (его дороговизна и неразвитость рынка жилья в целом), отсутствием развитой системы профессиональной подготовки и переподготовки. Крайняя неравномерность развития рынков жилья и занятости в регионах России обусловливает дисбаланс в распределении человеческих ресурсов по территории страны.

Влияние на миграционные процессы возможно через регулирование рынка занятости населения. Усиление притока нелегальных мигрантов в Россию во многом обусловлено тем, что на российском рынке труда произошло быстрое развитие альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора и предпринимательства; увеличилась доля смешанных форм собственности с участием иностранного капитала; огромные масштабы приобрела теневая экономика.

Среди основных направлений реализации регулирования миграционных процессов выделяется территориальное расселение мигрантов. Схема расселения людей по территории государства и его регионов не только определяет экономический эффект трудовой деятельности населения, но в целом существенно влияет на качество жизни социума.

Выделяется один из главных принципов расселения мигрантов — стимулирование и поддержка тех групп переселенцев, которые изъявляют желание жить в наиболее актуальных в социально-экономическом и геополитическом планах территориях государства. К таким территориям относятся практически все пограничные регионы, демографическое укрепление которых является основным условием обеспечения национальной безопасности России.

Основной миграционный потенциал сегодня можно привлечь из регионов постсоветского пространства. Для реализации этого направления уже действует Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Однако при всей актуальности и целесообразности принятая программа мер не содержит позиций, направленных на закрепление и долгосрочное проживание привлекаемых к переселению соотечественников, на формирование постоянного населения на территории Дальнего Востока. Кроме того, очевидна запоздалость принятого решения, т. к. за прошедшее время после распада Союза в бывших республиках произошла стабилизация экономического и политического положения. Выросло новое поколение, у которого ослаблены связи с Россией, а население более старшего возраста утратило миграционную мобильность.

Привлечение мигрантов не должно строиться на прямых государственных дотациях. Привлекать должны условия, способствующие профессиональной и личностной самореализации переселенца, его экономическому росту при высокой трудовой мотивации. К таким условиям относится занятость, дающая переселенцу моральное и материальное удовлетворение. Необходимо, чтобы часть мигрантов получили возможность формировать свою сферу занятости, предлагая к реализации в регионе тот или иной проект.

Упрощенная схема получения российского гражданства для тех иммигрантов, в социально-экономическом потенциале которых нуждается Россия, является еще одним существенным стимулом в реализации целевого подхода в регулировании миграции.

В отношении иностранных мигрантов, не намеренных переселяться в Россию или не соответствующих установленным качественным параметрам, необходимо определить квоты, четко ограничивающие количество прибывающих, заранее прикрепляя их к конкретному предприятию.

В России до сих пор действует слабо скоординированная система государственного регулирования миграции. Многосубъектность реализации миграционной политики в стране существует при отсутствии единого координирующего органа.

Сложившаяся организационная ситуация в области государственного регулирования миграционных процессов требует объединения и концентрации всех управленческих усилий в миграционной сфере под единым началом (государственным органом исполнительной власти). Данный орган должен инициировать, направлять и стимулировать разработку программ миграционной политики и осуществлять координирование и контроль в реализации прикладных мероприятий. Необходимо, чтобы специальный координирующий орган осуществлял взаимодействие элементов системы регулирования миграционных процессов в России, интегрируя усилия всех ведомств, задействованных в реализации миграционной политики.

Очевидна необходимость внесения ряда организационных изменений в деятельность Федеральной миграционной службы. Акцент в работе Федеральной миграционной службы необходимо перенести на социальные вопросы миграции. В соответствии с этим полицейские функции в отношении мигрантов следует сосредоточить в соответствующих службах и подразделениях органов внутренних дел, усилив кадровый состав ФМС России гражданскими специалистами в сфере регулирования миграции. Сегодня в России должна действовать единая демографическая и миграционная государственная программа, рассчитанная на длительный период. Именно в этот период ожидается наиболее стремительное сокращение населения России. В этой связи необходимо принять определенные компенсационные меры комплексного характера.

Одним из основных приоритетов предлагаемой единой государственной программы в сфере демографии и миграции должно стать обеспечение моральных и материальных условий для притока в особо важные территории страны граждан России, соотечественников, иностранных мигрантов, чьи социальные и экономические качества будут максимально способствовать развитию регионов заселения. Программа должна учитывать возможности оптимального расселения беженцев и вынужденных переселенцев на территории России, обеспечение условий для их успешной адаптации и интеграции в новое общество. Другим важнейшим приоритетом выступает эффективное использование деятельности трудовых иммигрантов. Сегодня требуется эффективное планирование потоков миграции в той ее части, которая обусловлена действиями органов власти и работодателей. В долгосрочной программе должны предусматриваться не только мероприятия по дифференцированному «отбору» мигрантов, но и поэтапные шаги по расселению переселенцев на территории государства с учетом их социокультурных, этнических особенностей; действия по сближению различных этнокультур через их взаимопознание и взаимообогащение. Сегодня требуется акцентировать внимание государственной власти на политике обеспечения эффективной межкультурной коммуникации, способствующей интеграции мигрантов и принимающего общества.

Меры программно-целевого характера уже приняты к реализации Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», но они не являются системными и лишь усиливают необходимость формирования в стране комплексной миграционной политики, основывающейся на методах программно-целевого регулирования миграционных процессов.

К первоочередным направлениям относятся: социологические исследования в сфере переселения соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья с целью обоснования принимаемых правовых актов; анализ социальной структуры миграционных процессов и выявление групп наиболее «полезных» для России мигрантов, обоснование законодательной поддержки выявленных групп; обеспечение социологического мониторинга миграционной ситуации в России и на международном уровне с целью принятия адекватных решений в законодательной сфере.

Отмечается, что система социологического обеспечения должна базироваться на привлечении к проведению исследований в сфере регулирования миграции ряда действующих в стране крупных социологических центров.

В настоящее время международная миграция населения играет огромную роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Взаимодействие трудовых мигрантов с административной властью и местным населением, характер и содержание их трудовой занятости, процессы адаптации в местах проживания и трудовой деятельности, функционирование диаспор как институциональных образований, способы и механизмы сохранения и воспроизводства этнической идентичности, процессы и результаты социальных и социально-психологических изменений в этнической ментальности под влиянием более или менее продолжительной включенности в иноэтничную среду новой социальной реальности — эти и другие проблемы еще недостаточно исследованы с позиций социологической методологии и методов.

Оценивая степень изученности проблем трудовой миграции, можно сделать вывод о необходимости системного подхода к исследованию трудовой миграции, осмыслить ее сущность, виды и формы, изменения в направлениях внутренних и внешних миграционных потоков, социальные, демографические и профессиональные характеристики трудовых мигрантов, направленные на адаптацию мигрантов в российском обществе, так как миграционный процесс должен закончиться успешной адаптацией и ассимиляцией в принимающем обществе.

——————————————————————