Оптимизация численности персонала следственных изоляторов и тюрем — насущная задача времени

(Демин В. М., Лебедев Г. П., Розанова О. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 5)

ОПТИМИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ТЮРЕМ — НАСУЩНАЯ ЗАДАЧА ВРЕМЕНИ

В. М. ДЕМИН, Г. П. ЛЕБЕДЕВ, О. В. РОЗАНОВА

Демин В. М., начальник отдела НИИ ФСИН России.

Лебедев Г. П., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, доцент, кандидат философских наук.

Розанова О. В., старший научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Дальнейшее совершенствование организационно-штатной структуры следственных изоляторов и тюрем, укомплектование их квалифицированными специалистами обусловлено происходящими изменениями в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, режиме их содержания, возрастающими требованиями международных стандартов, регламентирующих соблюдение прав спецконтингента, более четким определением задач сотрудников СИЗОиТ, возложением на них дополнительных функций. Анализ деятельности СИЗОиТ позволяет сделать вывод об озабоченности руководства территориальных управлений ФСИН России проблемами организационно-штатной структуры этих подразделений, комплектования квалифицированными специалистами, закрепления их на службе, формирования профессионального ядра кадров, улучшения условий несения службы, социально-правовой защищенности сотрудников. При этом следует иметь в виду, что доля сотрудников службы составляет 17,8% от общего числа аттестованного состава ФСИН России. Данные статистики с 2002 по 2005 г. позволяют сделать вывод о сокращении штатной численности сотрудников следственных изоляторов и тюрем на 5,4%, которое произошло как за счет сокращения должностей старшего и среднего начсостава — 4,7%, так и за счет сокращения числа штатных должностей рядового и младшего начсостава — 5,8%. Общий некомплект по службе за этот же период сократился с 4,5 до 2%. Однако существуют регионы, где некомплект кадров остается существенным. Так, на 1 января 2006 г. некомплект младшего начальствующего состава в УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу составляет 35,7%; в УФСИН России по Ярославской области — 13,6%; в УФСИН России по Калужской области — 13,4%; в УФСИН по Республике Саха (Якутия) — 11,9%; в УФСИН России по Московской области — 7,7%. Максимальный некомплект среднего и старшего начальствующего состава на начало 2006 г. отмечается в УФСИН России по Камчатской области — 16,4%; в УФСИН России по Мурманской области — 11%; в УФСИН России по Московской области — 9,9%; в УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу — 9,7%. Наиболее благоприятно кадровая ситуация складывается в следственных изоляторах ГУФСИН России по Республике Татарстан — 0,2% от штатной численности, ГУФСИН России по Приморскому краю — 0,2%, УФСИН России по Ивановской области — 0,2%, УФСИН России по Ульяновской области — 0,2%, УФСИН России по Оренбургской области — 0,3%, УФСИН России по Сахалинской области — 0,3%. За последние четыре года возрос образовательный уровень сотрудников следственных изоляторов и тюрем. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием увеличилась с 55 до 58%. Отмечена тенденция к сокращению доли специалистов со средним образованием с 45 до 41%. Продолжают повышать свой образовательный уровень 10% сотрудников следственных изоляторов и тюрем, из них 4% сотрудников обучаются в ведомственных учебных заведениях. В настоящее время в следственных изоляторах и тюрьмах из всех укомплектованных должностей среднего и старшего начальствующего состава 8% замещено сотрудниками, имеющими только среднее образование. Данный факт может свидетельствовать о заинтересованности руководителей и кадровых аппаратов в грамотных и квалифицированных специалистах, повышении требований к отбору кандидатов, принимаемых на должности как начальствующего, так и рядового состава. Снижение некомплекта сотрудников следственных изоляторов и тюрем и улучшение показателей их образовательного уровня во многих территориальных органах ФСИН России достигнуто за счет сложившейся устойчивой тенденции ежегодного увеличения числа женщин, принимаемых на службу в СИЗО. В настоящее время в следственных изоляторах и тюрьмах их численность составляет 33% от общей штатной численности, в том числе 39% этой категории состоят на должностях рядового и младшего начсостава и 24% — на должностях среднего и старшего начсостава. В следственных изоляторах и тюрьмах ГУФСИН (УФСИН) России Иркутской, Кемеровской, Сахалинской, Читинской областей более 50% аттестованного состава — женщины. Представляется, что такое широкое привлечение женщин к этой работе не может быть оправдано, так как служба в СИЗО относится к деятельности с высоким уровнем физических, нервно-психических перегрузок, когда сотрудникам требуется длительная физическая и психологическая реабилитация. Анализ качественного состава кадров следственных изоляторов и тюрем по стажу свидетельствует о том, что доля сотрудников с общим стажем работы в данной службе от трех до десяти лет по сравнению с 2002 г. увеличилась с 14,9 до 27%. В 2,8 раза увеличилось число работающих в службе со стажем от 10 до 20 лет. Отмечается также и увеличение доли работающих в службе со стажем до 1 года с 8,5 до 11%. Данные показатели свидетельствуют об укреплении профессионального ядра кадров службы, о стремлении их руководителей и кадровых аппаратов к качественному подбору персонала, отвечающего основным требованиям к деловым, личностным и профессиональным качествам, предъявляемым к сотрудникам УИС, что в целом отражается на повышении эффективности служебной деятельности. Улучшение кадровой ситуации в значительной мере также является результатом сокращения текучести кадров. В 2005 г., по сравнению с 2002 г., количество увольнений снизилось в 1,5 раза. С 21,7 до 14% от числа уволенных сократилась доля сотрудников, уволенных в связи с нарушением условий контракта, в 2 раза сократилась доля уволенных по отрицательным мотивам (за нарушение дисциплины, совершение проступков). Вместе с тем имеет место тенденция роста увольняющихся по выслуге лет (с 14,8 до 23%), что предполагает необходимость повышения внимания к обновлению кадров УИС. Остается высоким процент увольнений аттестованных сотрудников службы по собственному желанию. В 2005 г. по данной статье уволились 38%, причем доля сотрудников, относящихся к рядовому и младшему начальствующему составу, за четыре года выросла с 38,7 до 43% (рис. 1).

Рис. 1. Причины увольнений сотрудников следственных изоляторов и тюрем в 2005 году

38%

>>>>> >>>>> >>>>> >>>>> 23% >>>>> >>>>> \\\\\ >>>>> \\\\\ >>>>> 14% \\\\\ >>>>> \\\\\ >>>>> 10% \\\\\ >>>>> 9% \\\\\ >>>>> <<<<< \\\\\ >>>>> —— <<<<< \\\\\ >>>>> 4% —— <<<<< \\\\\ >>>>> 2% —— <<<<< \\\\\ >>>>> ||||| —— <<<<< \\\\\ >>>>> ///// ||||| —— <<<<< \\\\\ >>>>>

/// по отрицательным мотивам

||| не прошли испытательный срок

— по болезни и огр. сост. здоровья

<<< проработали меньше года

в связи с нарушением условий контракта

\\\ по возрасту и выслуге

>>> по собственному желанию

К основным причинам увольнений можно отнести: неудовлетворительные условия для несения службы, сопряженные с большими физическими, эмоциональными перегрузками, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия несения службы, реальную угрозу заражения инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, венерические заболевания), неразвитую социально-бытовую сферу, слабую социально-правовую защищенность сотрудников СИЗОиТ и т. п. Надежность и эффективность несения службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, их личная безопасность в значительной степени зависят от оптимального использования штатной численности с учетом нагрузки на сотрудников следственных изоляторов и тюрем, а также создания достойных условий службы. Несоответствие штатного расписания фактическому объему службы — фактор, отрицательно влияющий на стабильность оперативной обстановки, значительно увеличивающий служебные нагрузки на личный состав, в первую очередь на службу режима и надзора, снижающий эффективность проведения режимных мероприятий, направленных на выполнение основных задач по обеспечению правопорядка и законности в следственных изоляторах и тюрьмах. В связи с этим увеличивается психологическая напряженность в коллективах, возникают конфликты и срывы на работе, снижается работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, что приводит к увеличению текучести кадров, ухудшению его качественного состава, заболеваемости и травматизму. Возрастающие требования к условиям содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах и тюрьмах, увеличение пропускной способности спецконтингента, сложная криминогенная обстановка, необходимость взаимодействия с правоохранительными органами требуют либо пересмотра штатного расписания, либо введения дополнительных штатных единиц рядового, младшего и старшего начальствующего состава. Поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы, реализация Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 839-р, призванной обеспечить соблюдение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, по нашему мнению, будет способствовать увеличению штатной численности персонала следственных изоляторов и тюрем, вследствие чего возникла необходимость пересмотра штатной численности персонала основных и вспомогательных служб следственных изоляторов и тюрем в сторону увеличения нормативов. Большинство руководителей территориальных управлений ФСИН России и следственных изоляторов указывают на низкий уровень социальной защиты сотрудников. В значительной степени это связано с тем, что эта проблема носит комплексный характер и требует дополнительных исследований ее правовых, социально-экономических, организационно-управленческих аспектов на всех этапах служебной деятельности сотрудников органов и учреждений УИС. В целях оптимизации распределения штатной численности следственных изоляторов ФСИН России, по нашему мнению, представляется необходимым: — изучить и проанализировать практику распределения территориальными органами штатной численности между всеми службами и структурными подразделениями органов и учреждений ФСИН России. С учетом предложений территориальных органов разработать рекомендации по оптимизации расстановки штатов, имея в виду приоритетное соблюдение нормативов, установленных для основных структурных подразделений учреждений ФСИН, осуществляющих надзор за подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, выполнение служебно-боевых задач при чрезвычайных обстоятельствах, обеспечивающих личную безопасность находящихся под стражей и персонала учреждений, воспитательную работу со спецконтингентом. Численность личного состава дежурных смен привести в соответствие табелю постов; — определить оптимальную нагрузку на сотрудников основных служб следственных изоляторов, при взаимодействии с финансово-экономическими службами внести обоснованные предложения по изменению расчетных нормативов и пересмотреть нормативную правовую базу по этим вопросам; — изучить практику привлечения сотрудников различных служб СИЗО для обеспечения надзора, по результатам осуществить комплекс мероприятий по ограничению их использования для выполнения функций, не предусмотренных должностными обязанностями; — в целях усиления контроля за спецконтингентом оснащать и вводить в эксплуатацию современные инженерно-технические средства и электронные охранные системы. Для более качественного и своевременного обслуживания и монтажа указанных систем необходимо увеличение штатного расписания групп ИТСО, а также создание таких условий несения службы, которые могли бы привлечь и закрепить в службе молодых высококвалифицированных специалистов; — для эффективной деятельности, выполнения обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении 28 февраля 1996 г. в Совет Европы, сотрудники УИС должны иметь особый правовой статус и пользоваться дополнительными средствами социальной защиты.

——————————————————————