Некоторые моменты договора об оказании услуг педагогов и психологов
(Киселев А. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 28 ноября 2007 года
А. В. КИСЕЛЕВ
Киселев А. В., ведущий специалист Отдела урегулирования убытков филиала ОСАО «Ингосстрах».
В эпоху становления рыночных отношений в России мы наблюдаем существенное увеличение количества оказываемых работ и выполняемых услуг. Все больше становится товаров, которыми являются в том числе услуги частнопрактикующих педагогов и психологов, имеющие определенную специфику. В то же время развитие экономических отношений требует, чтобы правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности было соответствующим реальности. В данной статье мы предпримем попытку прояснить саму важность поднятой темы через объяснение специфики услуг, раскрыть текущее состояние защищенности потребителей услуг педагогов и психологов, мы также попытаемся дать ответ, как возможно уберечь население от возможных осложнений при их потреблении, и дать представление о правах клиентов.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Закон «Об образовании», индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации, но не подлежит лицензированию. Указанное определение содержит понятие индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Самой дефиниции педагогической деятельности Закон не содержит. Понятие педагогической деятельности для целей законодательства возможно дать такое: целенаправленный и организованный процесс передачи знаний, умений и навыков, морально-этических норм поведения, всестороннего и гармоничного развития личности, протекающий в соответствии с принципами законности и соблюдения прав человека (определение автора). Естественно, что в педагогике есть и иные принципы, но темы статьи они не касаются. При обращении к частнопрактикующему педагогу мы заявляем о реализации одной из функций педагога вообще либо нескольких одновременно: воспитательной, развивающей и образовательной. Например, исполнение договора частным преподавателем иностранного языка проходит ряд взаимосвязанных стадий: 1) проведение предварительной диагностики уровня развития различных сторон личности; 2) анализ полученных результатов; 3) определение методов достижения поставленной цели; 3) собственно исполнение; 4) окончательный контроль достигнутых результатов. По ходу выполнения исполнитель контролирует процесс. Ни одна из перечисленных стадий подробно на уровне подзаконных актов не регламентирована. Судебная практика, естественно, отсутствует. Моральные законы в статье не рассматриваются.
Если с педагогической деятельностью все более или менее ясно, то с деятельностью психолога встает ряд проблем. Во-первых, деятельность психолога невероятно многогранна. Под ней обычно понимают коррекционную деятельность, консультативную, диагностическую, разгрузочную, конфликтно-разрешающую и множество иных. Исчерпывающего определения, которое могло бы удовлетворить всех, пока не существует. Ситуация осложнена и тесной взаимосвязью педагогики и психологии. Во-вторых, оказание услуг психолога не является оказанием медицинских услуг. В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности от 22.01.07, оказанием медицинских услуг считается оказание доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи специалистом, имеющим профессиональное медицинское образование. Но квалификационный справочник должностей и руководителей, специалистов и других служащих (от 21.08.98, в ред. от 17.09.2007) не устанавливает такое требование к психологу, как знание анатомии, владение познаниями в медицине.
Определение здоровья, данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения, выглядит следующим образом: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов». Таким образом, психолог (в отличие от психиатра), не имея прямой цели излечения или улучшения благополучия человека, не имея медицинских познаний, субъектом оказания медицинских услуг не является. То есть к его деятельности не применимы нормативные акты, регулирующие отношения пациента и врача.
Следовательно, мы приходим к выводу об отсутствии подзаконных актов, как правовой базы оказания услуг педагога и/или психолога. Стандарты оказания таких услуг отсутствуют.
Рассмотрим, однако, отношения между обратившимся лицом и педагогом/психологом, с позиций иерархически высших норм гражданского права.
В п. 2 ст. 779 ГК РФ предусмотрено применение положений главы о возмездном оказании услуг к договорам об оказании консультационных, образовательных и иных услуг, не связанных с осуществлением контрагентом исполнителя предпринимательской деятельности. При этом ст. 783 ГК также предусматривает применение общих положений о подряде и положений о бытовом подряде к договору об оказании услуг, если это не противоречит нормам ст. ст. 779 — 782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. В силу специфики оказываемых услуг, результат потребления которых сильно отсрочен во времени, не представляется проверить качество исполнения. Тем более что результат в непредсказуемой степени зависит от индивидуальных особенностей заказчика (клиента), а значит, речь стоит вести именно об оказании услуг, которые потребляются уже в момент их оказания.
Если же задуматься над целями обращения к частному педагогу или психологу, то выяснится, что оно имеет место в личных или семейных целях и не преследует извлечение прибыли. Следовательно, вполне правомерным видится применение Закон «О защите прав потребителя» в качестве нормативного акта, регулирующего отношения между обратившимся (потребителем) и исполнителем услуг. Из этого утверждения вытекает наличие у обратившегося всех прав, предусмотренных указанным Законом.
Наиболее важными, на наш взгляд, являются право на информацию об услуге и ее сущности, а также право на безопасность оказания услуг, предусмотренные соответственно в п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 8 Закона.
Детальный анализ деятельности педагогов и психологов вскрывает следующее: в ходе оказания услуг исполнитель вступает во взаимодействие с психическими процессами, с сознательным и бессознательным в личности. Развитие психических процессов, необходимое для социализации личности, ее успешной самореализации в социуме, коррекция поведения личности, основывающегося на деятельности высшей нервной системы, и многое другое в принципе невозможно без такого взаимодействия. А поскольку любое взаимодействие имеет своим результатом какую-либо поведенческую реакцию на окружающие условия, то можно смело утверждать, что исполнение услуг напрямую влияет не только на психическое, но и на социальное благополучие личности.
Таким образом, важность названных прав трудно переоценить, так как, по сути, оказываемые услуги сопровождаются непосредственным воздействием на психику человека, а в силу нормы ст. 22 Конституции РФ личность физически и психически неприкосновенна. Обратившийся клиент (потребитель) имеет право знать о том, какие методы будут применены, что применяемые методы воздействия на него или иное лицо, на которое оказывается воздействие, могут серьезно затронуть основы психики человека. Законом (ст. 15 Закона) же установлена ответственность исполнителя за виновное причинение морального вреда потребителю, наступившего вследствие нарушения прав потребителя (в том числе права на информацию). Также установлена возможность взыскания ущерба, причиненного здоровью потребителя (ст. 14), если будет установлена вина исполнителя. В случае если исполнитель обнаружит обстоятельства, которые могут препятствовать безопасному оказанию услуг, он немедленно обязан сообщить об этом потребителю. Данное положение Закона входит в систему с нормой, согласно которой исполнитель, отказываясь от исполнения, обязан вернуть сумму, уплаченную за оказание услуги. Соответственно, отсутствие достоверной информации (а ее практически никто не предоставляет) об услуге, от которой клиент может отказаться, ставит в опасность причинения вреда его здоровье. Воздействие на психику различными методами должно быть санкционировано самим потребителем. Смысл статьи 8 Закона подразумевает презумпцию осведомленности потребителя относительно применяемых методов и способов оказания услуги.
Поэтому необходимо письменное согласие потребителя на воздействие способами, с сущностью которых он также под роспись должен быть ознакомлен. В противном случае исполнитель лишается возможности ссылаться на неосведомленность потребителя при заключении договора, то есть не принимается во внимание аргумент «знал, на что шел».
Безопасность оказания услуги означает, что исполнитель принимает все известные науке меры для предотвращения негативных последствий ее оказания.
К сожалению, гражданское законодательство не рассматривает деятельность педагогов и психологов как источник повышенной опасности. Хотя налицо имеются определенные основания для того. Мы уже показали, что оказание услуги имеет результатом изменение поведения личности в социуме. Поскольку в ходе своей жизнедеятельности личность взаимодействует с другими личностями, любое негативное поведение, вызванное некачественным оказанием услуги, создает опасность для имущественных и неимущественных благ неопределенного круга лиц. Видится, что в дальнейшем возникнет необходимость пересмотреть критерии отнесения источников к источникам повышенной опасности в сторону расширения их толкования. Тогда и будет действовать имеющаяся презумпция виновности причинителя вреда, бремя доказывания отсутствия которой возлагается на него. Впрочем, это задача для законодателя.
На данном этапе развития законодательства и судебной практики наблюдается несовершенство правовой базы, что открывает дорогу злоупотреблениям со стороны недобросовестных предпринимателей, чаще всего преследующих лишь свои карманные интересы и использующих имеющиеся у них знания о воздействии на психику. Некоторое время назад было обсуждение необходимости закона о несанкционированном воздействии на психику, да только воз и ныне там.
Итак, мы постарались раскрыть специфику предмета договора об оказании услуг и показать действительный уровень защиты прав клиентов частнопрактикующих психологов и педагогов и тем самым предупредить их возможных клиентов об имеющемся риске их психического и социального благополучия, чтобы каждый мог решить для себя сам, становиться их клиентом или нет.
Ссылки на законодательство
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.2003)
2. Устав Всемирной организации здравоохранения
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (принят 22.12.1995), в ред. от 04.11.2007
4. Закон «Об образовании» (принят 10.07.1992), в ред. от 24.10.2007
5. Закон «О защите прав потребителей» (принят 07.02.1992), в ред. от 25.11.2006
6. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят 13.07.2001), в ред. от 04.11.2007
7. Положение о лицензировании медицинской деятельности (Постановление Правительства от 22.01.2007 N 30)
8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда от 21.08.1998, в ред. от 17.09.2007).
——————————————————————