Обзор актуальных новостей

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2010, N 10)

ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ

ВАС РФ считает, что патентная «упрощенка» улучшает

положение предпринимателей

Патентная «упрощенка» в отличие от обычной УСН не предполагает необходимости уплаты авансового платежа по налогу и не является новым видом налога, поэтому при ее применении положение налогоплательщика улучшается.

Субъекты Федерации вправе ввести УСН на основе патента либо не вводить ее. В Республике Дагестан был принят соответствующий закон, при этом дата его вступления в силу была обозначена как дата официального опубликования, т. е. 5 февраля. Однако заместитель прокурора обратился в суд с иском признать эту норму недействительной, как противоречащую п. 1 ст. 5 НК РФ. Напомним, данным положением устанавливается, что законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

ВАС РФ (Определение от 13 января 2010 г. N 20-Г09-24), рассмотрев все обстоятельства дела, противоречия не увидел. Он отметил, что патентная «упрощенка» в отличие от обычной УСН не предполагает необходимости уплаты авансового платежа по налогу и не является новым видом налога, поэтому при ее применении положение налогоплательщика улучшается. А так как та же ст. 5 НК РФ предусматривает, что законы о налогах, улучшающие положение налогоплательщика, могут вступать со дня официального опубликования, иск заместителя прокурора суд оставил без удовлетворения.

Источник: журнал «Упрощенка».

Какие суммы нельзя принять к вычету и учесть

в составе расходов

НДС нельзя принять в том случае, когда товары (работы, услуги) не были отгружены (выполнены, оказаны), а кредиторская задолженность в сумме аванса списана в связи с истечением срока исковой давности.

Поскольку реализация не состоялась и у продавца нет оснований для того, чтобы уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму НДС с аванса, который списывается в связи с истечением срока исковой давности, вся сумма аванса (с учетом НДС) должна быть включена в состав внереализационных доходов (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/58.

Источник: Главбух.

Не учтенные по ошибке расходы можно списать в периоде

выявления ошибки

Если просчет налогоплательщика привел к излишней уплате налога, пересчитать налоговую базу и сумму налога можно в периоде выявления ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). Можно ли применить это правило, если компания не учла в прошлых налоговых (отчетных) периодах обоснованные и документально подтвержденные расходы?

Да, можно, ответили в Минфине России (письмо от 12 января 2010 г. N 03-02-07/1-9).

Напомним, что по общему правилу плательщик вправе корректировать налоговую базу и сумму налога за текущий период только в том случае, если невозможно определить период, когда была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же момент совершения ошибки известен, необходимо представить «уточненки» за соответствующий период. С 1 января 2010 г. п. 1 ст. 54 НК РФ дополнен новым положением: корректировать базу периода, в котором выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, можно также в тех случаях, когда ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Специалисты Минфина рассмотрели ситуацию, когда компания по собственной вине не учла обоснованные и документально подтвержденные расходы. Такая ошибка привела к излишней уплате налога на прибыль. В этом случае, отмечают чиновники, есть все основания для того, чтобы применить новое положение п. 1 ст. 54 НК РФ. То есть компания вправе пересчитать налоговую базу и сумму налога на прибыль в том периоде, когда выявила неучтенные расходы.

Источник: БухОнлайн. ру.

Как суд оценивает предпроверочные мероприятия налоговиков

Налогоплательщику отказали в регистрации сведений о ликвидации. Судьи посчитали отказ незаконным. Однако инспекция не сдала позиции. Она сослалась на наличие задолженности перед бюджетом.

Такие выводы были сделаны на основании результатов предпроверочных мероприятий, проведенных в том числе на основании выписок из банка. Однако что представляют собой такие мероприятия в рамках НК, сказать сложно.

Суд обоснованно указал, что в силу норм НК основанием для возникновения обязанности по уплате соответствующего налога является проведение налоговых проверок и вынесение решения в установленном законом порядке. Результаты предпроверочных мероприятий не предусмотрены в качестве оснований возникновения у организации обязанности по уплате налоговых платежей. Суд налоговиками был проигран.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2010 г. по делу N А27-10805/2009.

Источник: Российский налоговый портал.

Утверждена Инструкция о представлении информации

в Федеральную службу по финансовому мониторингу

Росфинмониторинг утвердил Инструкцию о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Федеральная служба по финансовому мониторингу на официальном сайте информирует, что 9 февраля 2010 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации за N 16330 зарегистрирован Приказ Росфинмониторинга от 5 октября 2009 г. N 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения, формируемого организацией (лицом), подписанного (заверенного) зарегистрированной электронной цифровой подписью.

По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях, удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД. Форма 4-СПД публикуется на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www. fedsfm. ru), а также в действующих информационных справочно-правовых системах.

Источник: Audit-it. ru.

Из-за ошибки в доверенности налогоплательщик проиграл спор

Как обидно бывает проиграть спор из-за неправильно оформленных полномочий.

Налогоплательщик, оспаривая в УФНС решение об отказе в возмещении, приложил к жалобе только копию доверенности на представителя. Представленная копия не была заверена налогоплательщиком.

УФНС рассматривать жалобу не стало. И суд поддержал правильность таких действий. Специальных правил выдачи доверенностей в НК не предусмотрено, потому суд руководствовался нормами ГК. Доверенность от имени юридического лица должна быть выдана за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. В документе должна быть проставлена печать. Если жалобу подписывает уполномоченный представитель, то нужно приложить либо оригинал доверенности, либо ее заверенную копию.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7521/2009.

Источник: Российский налоговый портал.

Конкуренция за специалистов обострилась

Конкуренция за лучших специалистов и менеджеров вновь обострилась. Но «воевать за таланты» компании предпочитают простыми методами: включением в кадровый резерв и программами развития лидерских качеств.

Кризис кризисом, а бизнес продолжается, говорит Эдуард Боровиков, партнер международной юридической компании Salans, приступивший к обязанностям руководителя нового брюссельского офиса компании. Вместе с ним в Salans перешли еще пять юристов, специализирующихся на международном торговом, антимонопольном праве и праве Евросоюза. Решение о переходе не было совсем спонтанным, говорит Боровиков. Его предыдущий работодатель — юридическая фирма Mayer Brown фокусируется в основном на обслуживании американских клиентов. Работа Боровикова выбивалась из фокуса Mayer Brown, он ориентировался на европейских и российских клиентов, пояснил он.

Удерживать его пытались. Имя Боровикова, как специалиста в области торгового права и торговой политики, давно входит в признанные юридические рейтинги, например Chambers & Partners, Legal 500, Who is Who Legal, отметили в Salans. Но после откровенного разговора с работодателем Боровикову стало понятно, что, например, московскую практику компания пока открывать не готова.

Salans же с момента основания, по словам Боровикова, росла очень быстро — с нескольких человек до нескольких сотен, с одного офиса до 22. Сейчас компания понимает, что для дальнейшего роста ей необходим офис в Брюсселе. «Ситуация уникальная, — говорит Боровиков. — У меня с Salans полная синергия взглядов. Тот самый случай, когда в сумме один плюс может дать значительно больше двух».

Требуется пересмотр

Тем компаниям, которые полагались на экономический спад как на ключевой элемент стратегии удержания персонала, придется пересматривать свои подходы, утверждают консультанты Deloitte, опубликовавшие недавно результаты глобального исследования «Управление талантами в турбулентной экономике». Более половины (54%) опрошенных ими работодателей выразили высокую степень беспокойства в связи с возможностью ухода ключевых сотрудников к конкурентам. Это самый высокий показатель за прошедший год. Это понимание привело к оживлению внутренних инициатив, направленных на удержание персонала, пишут консультанты. Например, около трети опрошенных планируют расширить карьерные возможности для сотрудников, сохранивших работу в компании. С марта 2009 г. этот показатель увеличился вдвое.

К выводам следует прислушаться и российским компаниям, говорит Елена Чернова, консультант российского офиса Deloitte. В российских компаниях, по ее словам, к удержанию персонала часто подходят формально: кадровые резервы существуют лишь на бумаге, талантливых сотрудников выявляют, но потом ничего с ними не делают.

У 80% российских компаний программы кадрового резерва не работают, соглашается Ксения Сухотина, генеральный директор компании «РБС — человеческие ресурсы». Она не исключает, что в 2010 г. мы, наконец, увидим реальные действия в области обучения резервистов, их продвижения внутри компаний. Уже летом многие работодатели поняли, что сокращение персонала было опрометчивым шагом, говорит Сухотина: «Квалифицированных кадров на рынке как не было, так и нет».

Пусть идут

Российские работодатели к перспективе ухода сотрудников относятся спокойно. Последствия падения оборотов и потери клиентов будем расхлебывать еще минимум год, убежден Андрей Княжинский, генеральный директор компании «Сити экспресс». В 2009 г. в «Сити экспресс», по его словам, постепенно было заморожено большинство социальных программ и все доплаты. В том числе компания отказалась и от расходов на обучение персонала.

«Сейчас мы инвестируем только в самые необходимые программы переобучения. Оплачивать стремление сотрудников повышать свой уровень или получать второе высшее образование мы не можем», — говорит Княжинский, но поясняет, что на ключевых сотрудников средства найдутся всегда.

«Я никогда не боялся ухода топов, — говорит Ростислав Полежко, гендиректор сети магазинов удивительных вещей «Ле футур». — Если человек так поступает, значит, он был мотивирован только деньгами, потерял интерес к работе, и в этом ключе процесс переманивания я считаю позитивным». По словам Полежко, его компания всегда работала с кадровым резервом. «Если этого резерва нет, ты находишься в крайне неустойчивом положении», — поясняет он.

Заниматься усилением команды правильно в преддверии или в разгар кризиса, считает заместитель гендиректора инвестхолдинга «Финам» Владислав Пархомов. Переманивать хороших сотрудников в такие времена было существенно дешевле и проще, отмечает он. «Переманивание — естественный процесс, — говорит Пархомов. — Вопрос в том, чем руководствуется сотрудник. Если только финансовыми соображениями, я не завидую той компании, куда он уйдет». Большой пользы от программ развития кадрового резерва или лидерских качеств он не видит: «Если у менеджера нет лидерских качеств, которые должны были обусловить его рост, то получается это случайный человек?»

Чем удерживают

В компании «Альфа-страхование» возможен как вертикальный, так и горизонтальный рост, рассказывает Анна Ефремова, директор департамента по работе с персоналом.

В 2009 г. директор одного из департаментов по работе с ключевыми клиентами возглавил крупный региональный центр, HR-директор — бизнес-направление, а руководитель финансового управления был назначен финансовым директором.

По словам Ефремовой, кризис научил более эффективно работать с персоналом и внимательнее относиться к формированию бюджетов. Что позволило компании еще в 2009 г. даже усилить корпоративный университет новыми программами.

В российской NVision Group на специализированное обучение, которое прошло более половины ее персонала, только в 2009 г. потратили 270 000 долл., утверждает Татьяна Золотарева, директор по персоналу.

Чтобы не растерять лучших, в начале 2010 г. компания запустила программу кадрового управленческого резерва. Отбор проводился в два этапа: сначала сотрудников выдвигали руководители отделов, а затем свою кандидатуру мог предложить каждый желающий, говорит Золотарева. Из 800 человек компании в управленческий резерв выдвинулось около 150 сотрудников. После тестирования на наличие лидерского потенциала их осталось 80. После процедуры оценки, по словам Золотаревой, в круг функциональных лидеров войдут не больше 40 человек. «Для них будут разработаны планы индивидуального развития и предложены программы корпоративного обучения — отдельно для среднего, отдельно для высшего менеджмента», — рассказывает Золотарева.

Источник: Ведомости.

——————————————————————