Работа водителей

(Авдеев В. В.)

(«Налоги» (газета), 2010, N 39)

РАБОТА ВОДИТЕЛЕЙ

В. В. АВДЕЕВ

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение N 15).

Положение N 15 должны применять не только специализированные автотранспортные организации, поскольку это Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ (п. 2 Положения N 15).

Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением N 15, регулируются Трудовым кодексом РФ.

При составлении графиков работы водителей в обязательном порядке должны учитываться особенности режима рабочего времени и времени отдыха, установленные Положением N 15. Нормы Положения должны учитываться и при разработке расписания и графиков движения автомобилей (п. 3 Положения N 15).

Графики работы должны составляться работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Доводить графики работы до сведения водителей необходимо не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Графиком работы должно быть установлено время начала и окончания ежедневной работы, ее продолжительность, время перерывов на отдых и питание, время междусменного и еженедельного отдыха (п. 4 Положения N 15).

Рабочее время

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (п. 7 Положения N 15).

При работе по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, при работе по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов.

Суммированный учет рабочего времени

Если по условиям производства нормальная продолжительность ежедневной работы не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени, при этом продолжительность учетного периода составляет один месяц (п. 8 Положения N 15). При установлении суммированного учета рабочего времени следует учитывать мнение представительного органа работников.

Допускается установление учетного периода продолжительностью до 6 месяцев при перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период, а также на других перевозках, связанных с сезонными работами.

Во всех случаях продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Итак, при суммированном учете продолжительность ежедневной работы водителей не может превышать 10 часов (п. 9 Положения N 15). Исключение составляют следующие случаи:

— осуществление междугородней перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха, — продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов (п. 10 Положения N 15);

— работа на регулярных городских и пригородных маршрутах — продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов (п. 11 Положения N 15);

— работа по осуществлению перевозок для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические перевозки без выхода на автодороги общего пользования, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей организаций — продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 часов (п. 12 Положения N 15).

Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения N 15).

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, рабочий день может быть разделен на две части. Продолжительность перерыва не может превышать двух часов, при этом не учитывается время на питание и отдых. Устанавливается перерыв не позже чем через 4 часа после начала работы. Обратите внимание, что время перерыва между двумя частями смены в рабочее время водителя не включается (п. 13 Положения N 15).

Суммарная продолжительность времени управления автобусом за две недели подряд с учетом времени управления в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 90 часов (п. 18 Положения N 15).

Ненормированный рабочий день

Ненормированный рабочий день может устанавливаться:

— водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

— водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы при ненормированном рабочем дне устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях (п. 14 Положения N 15).

Периоды рабочего времени водителя

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов (п. 15 Положения N 15):

— время управления автомобилем (в течение периода ежедневной работы не может превышать 9 часов, за исключением случаев, рассмотренных выше, в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной более 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — 8 часов (п. 16 Положения N 15));

— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах (при междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем в пути водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха, продолжительность которого должна составлять не менее 15 минут, в дальнейшем такие перерывы предусматриваются через каждые 2 часа (п. 19 Положения N 15));

— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, продолжительность времени медицинского осмотра водителя устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения N 15));

— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

— время простоев не по вине водителя;

— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем (указанное время засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%, конкретная продолжительность времени устанавливается работодателем. При перевозке на одном автомобиле двумя водителями время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю (п. 21 Положения N 15));

— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей (указанное время засчитывается в рабочее время водителя в размене не менее 50%, конкретная продолжительность времени устанавливается работодателем (п. 22 Положения N 15));

— время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Случаи и порядок применения сверхурочных работ определены ст. 99 Трудового кодекса РФ. Сверхурочная работа при суммированном учете рабочего времени вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 23 Положения N 15).

Время отдыха

Перерыв для отдыха и питания, как уже было отмечено выше, предоставляется в середине рабочей смены, при этом продолжительность перерыва не должна превышать двух часов.

Если продолжительность ежедневной работы превышает 8 часов, водителю могут быть предоставлены два перерыва общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут (п. 24 Положения N 15).

Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день, предшествующий отдыху.

Продолжительность ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов.

При осуществлении междугородных перевозок продолжительность ежедневного отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. Если экипаж состоит из двух водителей, то это время составляет не менее половины времени смены, предшествующей отдыху, при этом увеличивается время отдыха непосредственно после возвращения автомобиля к месту постоянной работы (п. 25 Положения N 15).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна быть менее 42 часов. Такой отдых должен предшествовать или следовать за ежедневным отдыхом (п. 26 Положения N 15).

Если в организации для водителей установлен суммированный учет рабочего времени, то еженедельный отдых устанавливается в различные дни недели согласно составленным графикам. Число выходных дней в текущем месяце должно быть не меньше числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения N 15).

При междугородных перевозках при суммированном учете продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но она не может быть менее 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (п. 28 Положения N 15).

Допускается привлечение водителя к работе в выходной день в случаях, предусмотренных ст. 113 Трудового кодекса РФ, при этом необходимо письменное распоряжение работодателя и письменное согласие работника. В иных случаях при привлечении водителя к работе в выходной день необходимо, помимо письменного распоряжения работодателя и письменного согласия водителя, мнение представительного органа работников (п. 29 Положения N 15).

Допускается также привлечение водителей к работе в нерабочие праздничные дни в случаях, предусмотренных ст. 112 Трудового кодекса РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 30 Положения N 15).

Предоставление дополнительных отпусков

Считаем необходимым обратить внимание читателей еще на один документ — Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Согласно разделу XXXIII «Транспорт. Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги» названного документа за условия труда предоставляются дополнительные отпуска:

— водителям автомобилей, работающим на автобусах регулярных линий, в том числе заказных, — 12 рабочих дней;

— водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, — 12 рабочих дней;

— водителю автомобиля, работающему на автомобиле медицинской помощи и санитарной, — 6 рабочих дней;

— водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 3 т и выше — 12 рабочих дней;

— водителям автомобилей, в том числе специальных (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1,5 до 3 т — 6 рабочих дней;

— водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1,5 до 5 т — 6 рабочих дней;

— водителю автомобиля пожарного грузоподъемностью свыше 5 т — 12 рабочих дней;

— водителю легкового автомобиля-такси при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на междугородных трассах — 6 рабочих дней;

— водителю автомобиля, занятому перегоном автомобилей, — 6 рабочих дней.

Дополнительные отпуска предоставляются ежегодно сверх основного отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

——————————————————————