Некоторые характерные черты законодательства в части правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера

(Халдеева Н. В.) («Трудовое право», 2010, N 11)

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РАБОТНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Н. В. ХАЛДЕЕВА

Халдеева Н. В., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения магаданского филиала Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

Прошло 5 лет после принятия скандально известного Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку до настоящего времени не прекращаются дискуссии и споры по поводу разграничения предметов ведения и компетенций между различными уровнями власти, которое привело к активному реформированию практически всех сфер общественных отношений и к масштабным изменениям российского законодательства.

Это требует от научной общественности пристального изучения и анализа всех проблемных вопросов, связанных как с организацией власти, законодательства и практикой его применения, так и состоянием общества. В Трудовом кодексе 2001 г. изменениям подверглись ст. ст. 316, 317, 323, 325, 326. В основном они затронули финансовое обеспечение денежных выплат работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1>, определено, что размеры районных коэффициентов и северных процентных надбавок, а также порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и надбавок для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Оговорено, что суммы расходов на районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в полной мере относятся к расходам на оплату труда. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 30.08.2004. N 35. Ст. 3607.

Все гарантии и компенсации, о которых идет речь в ст. ст. 323, 325, 326 Трудового кодекса (гарантии медицинского обслуживания, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, расходов в связи с переездом), в названном размере полагаются работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, гарантии медицинского обслуживания, условия, размер и порядок производства компенсационных выплат должны устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Во внебюджетных организациях гарантии медицинского обслуживания устанавливаются коллективными договорами, а размер, условия и порядок компенсационных выплат в случаях, указанных в ст. ст. 325 и 326 Трудового кодекса, — работодателем. Таким образом, с 1 января 2005 г. порядок предоставления правовых гарантий, установленных указанными статьями, регламентируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Такими актами являются законы субъектов РФ, как, например, Закон Магаданской области от 06.12.2004 N 507-03 «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета». Органы местного самоуправления принимают свои акты, которыми регулируются указанные вопросы. Примером может являться Решение Магаданской городской Думы от 30 декабря 2004 г. N 76-Д «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования «Город Магадан», работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета». Гарантии для работников других организаций должны устанавливаться коллективными договорами в соответствии с ч. 3 ст. 323 Трудового кодекса, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами в соответствии с ч. 8 ст. 325 и ч. 5 ст. 326 Трудового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января 2005 г. обязанности государства по возмещению расходов, связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций работникам северных территорий, фактически возложены на другие субъекты права. Практика применения положений ст. ст. 323, 325 и 326 Трудового кодекса негативно сказалась на состоянии бюджета северных субъектов Федерации, муниципальных органов исполнительной власти и работодателей, а также на реализации основных правовых гарантий северян. В период до 2005 г. для работников северных районов страны законодательство субъектов РФ решающего значения не имело, в ряде субъектов РФ оно лишь давало возможность иметь более высокий (по сравнению с установленным в централизованном порядке) районный коэффициент к заработной плате. Так, в ст. 313 ТК РФ и в ст. 3 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» говорилось, что основные гарантии и компенсации устанавливаются федеральным законодательством (Трудовым кодексом и иными федеральными законами), а дополнительные — законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей. После принятия Федерального закона N 122-ФЗ порядок предоставления правовых гарантий и компенсаций был поставлен в зависимость от источника финансирования организации и, соответственно, организационно-правовой формы организации. Условия, размеры и порядок их предоставления вменялось устанавливать не только государству, но и иным субъектам права. Закон разделил всех работников северных территорий по их ведомственной подчиненности, поставив реализацию установленных правовых гарантий в зависимость от источника финансирования, установив новый фактор дифференциации трудовых отношений. Исходя из смысла содержания ст. ст. 323, 325, 326 Трудового кодекса, а также ст. 3 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 гарантии и компенсации поставлены в зависимость от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных органов власти и работодателя. При этом следует отметить, что в ст. 313 ТК РФ поправки не вносились и в соответствии с ней государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. В данном случае наблюдается коллизия (англ. clash, collision) норм права, их взаимное несоответствие, которая требует своего разрешения. По мнению М. И. Кучмы <2>, изменения, которые внесены этим Законом в ст. ст. 316, 317, 323, 325, 326 ТК РФ, свидетельствуют, что акцент в ст. 313 ТК РФ в отношении законов субъектов РФ, коллективных договоров и соглашений должен быть сделан не на введении общих и дополнительных гарантий и компенсаций, а на многоуровневом правовом регулировании гарантий и компенсаций северянам в зависимости от того, в какой организации они работают. Ведь прежде, чем говорить о дополнительных гарантиях и компенсациях, надо сначала установить их хотя бы на уровне тех, что определены федеральным законодательством для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и только после этого можно назвать их общими для всех. ——————————— <2> Кучма М. И. Правовая база, обеспечивающая предоставление северянам льгот в сфере труда: развитие и корректировка // Вопросы Севера. 2005. N 1. С. 7.

Значит, не о дополнительных, а просто о гарантиях и компенсациях для работников организаций, не относящихся к числу финансируемых из федерального бюджета, должна идти речь в законах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, коллективных договорах, локальных нормативных актах и трудовых договорах. Теоретически они могут быть выше тех, что установлены федеральным законодательством для работников соответствующих организаций, но на практике вряд ли это реально для бюджетных организаций нефедерального уровня. Изменения, внесенные Законом N 122-ФЗ, не исключили спорных решений в правоприменительной практике, но, по мнению М. И. Кучмы, более или менее привели к отсутствию разбросанности правовых норм по разным нормативным актам. Так, например, соответствующие ст. ст. 318, 319, 322, 127 ТК РФ правовые нормы изъяты из основного Закона от 19.02.1993 N 4520-1, регулирующего социально-трудовые отношения работников северных районов. Закон N 122-ФЗ признал утратившими силу ст. ст. 6, 13, 15, 21, 23.1 этого нормативного правового акта. В ст. 2 Закона изменен порядок определения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей — теперь их перечень устанавливается Правительством РФ. В прежней редакции статья устанавливала, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами. Внесенные изменения означают, что исполнительная власть может произвольно определять список регионов, относящихся к районам Крайнего Севера или к приравненным местностям. Отсутствие научно и законодательно обоснованного критерия, в соответствии с которым та или иная территория относится к указанным районам, делает это возможным. При таком подходе, отмечают некоторые авторы, государственные гарантии превращаются в государственную подачку, которую правительство может дать, а может в любую минуту отнять. Результат очевиден: северные регионы больше не могут быть уверены в неизменности своего статуса. Соответственно, поставлены под удар проживающие там россияне <3>. ——————————— <3> Бадалов Р. Надбавки без гарантий // Социальная защита. 2005. N 2. С. 14.

В соответствии с новой редакцией ст. 10 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, которые ими финансируются. Данная часть нормы явно декларативна, поскольку большинство, если не все северные субъекты РФ такой возможности не имеют, так как основная их часть числится в дотационных, в том числе и Магаданская область. Для того чтобы произвести установленные Законом N 122-ФЗ выплаты работникам организаций, финансируемых из бюджета Магаданской области, требуется дополнительно около одного миллиарда рублей в год. Эта сумма составляет почти половину доходов всей Магаданской области. Расчетная потребность средств на возмещение из муниципального бюджета расходов, связанных только с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно 6,5 тыс. горожан, составляет более 200 млн. руб. при фактическом наличии 30 — 40 млн. руб. Практика применения норм ст. 325 Трудового кодекса показывает, что компенсируются затраты на оплату проезда лишь пятой части работников, финансируемых из муниципального бюджета, и по сложившейся практике работник часть средств на приобретение авиабилетов вынужден производить самостоятельно. Возмещение произведенных затрат работодателями происходит в течение длительного периода — до одного года. Работники организаций, не относящихся к бюджетной сфере, и вовсе оказались за пределами государственного регулирования в этой части. Так как ни Трудовой кодекс, ни иной нормативный правовой акт не устанавливают обязанность работодателя урегулировать вопросы предоставления правовых гарантий и компенсаций в локальных нормативных актах, в большинстве организаций они остались неурегулированными, и, соответственно, работники лишены права выехать из экстремальных северных районов в благоприятные климатические условия на время проведения своего отпуска. Все это подтверждает, что принятие нового Федерального закона, распределяющего расходы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, является экономически необоснованным, поскольку исключает возможность реализации установленных в нем норм. В настоящее время все актуальнее встает вопрос о демографической ситуации в северных окраинах страны. Стимулирующую функцию привлечения и закрепления кадров в районах с суровыми природно-климатическими условиями выполняли процентные надбавки и районные коэффициенты, с помощью которых повышалась оплата труда. Изменениям не в лучшую сторону подверглась ч. 2 ст. 11 Закона N 4520-1, которая была отменена. В прежней редакции ч. 2 данной статьи предусматривала молодежи в возрасте до 30 лет выплату всех надбавок в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее 5 лет. В настоящее время ни Трудовой кодекс, ни основной Закон этого правила не предусматривают. Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в Основном Законе нет теперь статей, посвященных пенсионному обеспечению граждан, работавших (работающих) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Все необходимые на этот счет правила содержатся в тех российских законах, которые были приняты в связи с пенсионной реформой, и в продолжающих действовать законах более раннего периода. Согласно ст. 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 11.08.1992 N 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в настоящее время действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», иным федеральным законам, Бюджетному кодексу РФ. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в законодательстве РФ закреплен порядок разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней. С учетом разграничения предметов ведения в законы и иные нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления внесены соответствующие изменения. В частности, согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в зависимости от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, либо источника получения иных доходов — пенсий, социальных выплат. При этом гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, предусмотрены лишь для работающих лиц (ст. 35 Закона). Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, для неработающих граждан Законом РФ 1993 г. не установлены. Изменения, внесенные Федеральным законом N 122-ФЗ, нарушают положения, установленные в ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми Россия является социальным государством, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Установление государственных гарантий — один из способов реализации политики государства в данном направлении. Исключив государственное предоставление правовых гарантий и компенсаций без учета финансовых возможностей различных северных районов страны, без учета правового и экономического анализа, законодатель заведомо обрек Закон N 122-ФЗ на его невыполнение. Убедительным является мнение А. Н. Артамонова, который, не призывая к революционным преобразованиям и немедленному отказу от федеративной организации государства, считает, что необходим поиск оптимальных решений, способных обеспечить единство правового регулирования хотя бы социальных вопросов, с учетом региональной специфики, которая должна зависеть не от бюджетной обеспеченности того или иного субъекта Федерации, а, например, от географического расположения, климатических или экологических и других условий, в связи с чем житель района Крайнего Севера в определенных социальных показателях должен быть более социально защищен, чем житель Краснодарского края или иного южного субъекта Федерации <4>. ——————————— <4> Артамонов А. Н. Новые формы российской государственности: задачи, решения, перспективы (насущная необходимость внедрения федерального кодекса, регламентирующего все отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, крайне назрела) // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 9.

Комментарий к статье Н. В. Халдеевой «Некоторые характерные черты законодательства в части правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера». С. Казанов, юрист «Юридического центра на Арбате». В журнале «Трудовое право» появилась статья о некоторых характерных чертах законодательства в части правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера. Ознакомившись со статьей, я по многим вопросам, поднятым в этой статье, готов согласиться, так как работники Крайнего Севера работают в тяжелых условиях. Но по некоторым вопросам этой статьи имею иную точку зрения. Например, я не согласен с компенсациями за тяжелые условия работы сотрудникам коммерческих организаций на Крайнем Севере, ведь эти люди работают в бизнесе и могут зарабатывать значительно больше, чем работники бюджетной сферы. Самое главное, что вообще не регулирует данное законодательство, — это возможность неработающим пенсионерам и инвалидам выезжать на отдых, когда работающее население может заплатить за свой отпуск. Считаю необходимым сделать распределение между региональными и муниципальными субъектами и федеральными органами управления выплаты компенсации денежных средств работникам Крайнего Севера и возможности социальных гарантий для незащищенных слоев населения, что в настоящее время не проводится.

Комментарий к статье Н. В. Халдеевой «Некоторые характерные черты законодательства в части правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера». А. Б. Иванов, кандидат юридических наук. Повышение уровня и качества жизни северян, сохранение и восстановление утраченных государственных гарантий и компенсаций различным категориям граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед государством, бизнесом, профсоюзами. Одной из таких категорий работников, лишенных государственных гарантий, является молодежь, проживающая на Севере. С 1 января 2005 г. ст. 11 «Процентная надбавка к заработной плате» Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» применяется в редакции ст. 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Согласно данной статье размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичный порядок предусмотрен ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). На основании ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, до принятия Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты, продолжают применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. Однако уровень гарантий, предоставляемых молодым работникам актами бывшего Союза ССР, значительно ниже уровня, достигнутого в ранее действовавшей редакции ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно которой молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Таким образом, в новой редакции ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 не были учтены положения ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исключение положения о выплате надбавок молодежи ухудшило положение значительной категории граждан Российской Федерации и фактически не согласуется с преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона. Положения ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм конкретизируют приведенные положения преамбулы. По смыслу данной статьи изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Это означает, что тем самым должны быть сохранены федеральные гарантии, установленные для молодежи Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Как следует из разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое содержится в Письме указанного министерства от 20 января 2005 г. N 97-Пр, при применении ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. Что касается молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), вступающей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившей в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в так называемом ускоренном порядке в соответствии с пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера», согласно которому молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки — последние 20% за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Следует отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации, например в Архангельской области, приняты законодательные акты, согласно которым молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), работающей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если лица данной категории прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. В результате в неравных условиях оказались молодые работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, которые не получают надбавку, предусмотренную законом субъекта Российской Федерации, и работники организаций, финансируемых из регионального бюджета, имеющие право на указанную надбавку. Подобная практика противоречит принципу равенства, закрепленному в ст. 19 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного считаю необходимым инициировать принятие постановления Правительства Российской Федерации «О процентной надбавке к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядке ее выплаты», включив в него норму о том, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если лица данной категории прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, а также внести аналогичные дополнения в ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанная инициатива поможет решить проблему с закреплением молодых кадров в районах Севера, создаст условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах страны.

Комментарий к статье Н. В. Халдеевой «Некоторые характерные черты законодательства в части правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера». Т. А. Избиенова, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». Автор в своем исследовании подняла актуальный вопрос реализации гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Действительно, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» была изложена в новой редакции, согласно которой: — гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; — гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации; — гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; — гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом. Согласно новой редакции ст. 4 упомянутого Закона: «Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетн ой сфере, осуществляются за счет средств работодателя». Существующее положение дел, как совершенно справедливо отмечено Н. В. Халдеевой, ставит порядок предоставления правовых гарантий и компенсаций в зависимость от источника финансирования организации и, соответственно, организационно-правовой формы организации. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, не согласуется с таким методом трудового права, как единство и дифференциация правового регулирования. Дифференциация, как отмечается большинством исследователей в сфере трудового права, отражает специфику правового регулирования труда определенных категорий работников с учетом их особенностей, обусловленных как объективными данными (т. е. независимыми от свойств личности), так и субъективными (зависящими от личности работника). Обычно природно-климатические условия места выполнения работы относят к так называемым объективным факторам дифференциации, не зависящим от личности работника, поскольку подобная дифференциация представляет собой способ как-то компенсировать особый характер работы, выполняемой в неблагоприятных климатических условиях. Ведь, как отмечает доктор юридических наук, профессор А. М. Куренной, в такой большой стране, как Россия, имеются существенные различия в климатических условиях, поэтому необходимость привлечения рабочей силы в районы с неблагоприятными условиями также находит свое отражение в дифференциации правового регулирования. В этой связи уровень защищенности и исполнимости трудоправовых льгот и гарантий, предоставляемых работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему, не должен зависеть от источников финансирования расходов.

——————————————————————