Методология индексации заработной платы

(Козина Е. В.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 1)

МЕТОДОЛОГИЯ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ <*>

Е. В. КОЗИНА

——————————— <*> Kozina E. Y. Methodology of in dexation of salary.

Козина Елена Валериевна, старший преподаватель кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается правовая природа индексации заработной платы как важнейшей меры обеспечения повышения уровня ее реального содержания. Автор обращает внимание на недостаточную урегулированность данных вопросов, поскольку, с одной стороны, индексация заработной платы является обязанностью работодателя, а с другой стороны, практическая реализация данной гарантии целиком перенесена на локальный уровень (за исключением организаций, финансируемых за счет бюджетных средств) без предъявления к работодателю каких-то определенных требований. В статье анализируются последствия такого «правового вакуума» в виде закрепления в локальных актах различных вариантов решения вопросов индексации заработной платы, не ориентированных на работника.

Ключевые слова: методология индексации заработной платы, рост потребительских цен.

The article considers legal nature of indexation of salaries as the most important measure of securing increase of the level of its actual content. The author draws attention to the insufficient regulation of these issues as on the one hand indexation of salaries is the obligation of employer and on the other hand practice realization of this guarantee is transferred to a local level (except for organizations financed at the account of budgetary means) without submitting any demands to the employer. The article analyses the consequences of such «legal vacuum» in the form of consolidation in local acts of different variants of solution of problems of indexation of salaries which have nothing to do with the employee.

Key words: methodology of indexation of salary, increase of consumer prices.

Гарантия повышения заработной платы индексацией в качестве одной из мер обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы продиктована международным законодательством и, с одной стороны, относится к обязанности работодателя (ст. 134 ТК РФ). С другой стороны, законодатель, провозгласив гарантию повышения уровня реального содержания заработной платы (ст. 130 ТК РФ), перенес практическую реализацию данного механизма на уровень работодателя (за исключением организаций, финансируемых за счет бюджетных средств), не предъявив при этом к нему никаких требований. В законе сегодня отсутствует методология индексации заработной платы. В силу декларативного характера централизованной нормы норма международного уровня не может быть доведена до логического завершения работодателем, который должен проводить индексацию в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ) <1>. ——————————— <1> Сенников Н. М. Теория и практика разрешения споров с участием профсоюзов // Трудовое право. 2007. N 8. С. 79 — 80.

Индексация заработной платы — по сути это сама заработная плата в повышенном размере, но повышение ее происходит под влиянием экономических факторов (независимых от трудовых отношений условий, определяющих воспроизводственную функцию заработной платы), следовательно, это есть условия оплаты, которые являются обязательным условием любого трудового договора. Высказывается позиция, что индексация — это составная часть заработной платы <2>. ——————————— <2> Архив Свердловского областного суда. Постановление президиума Свердловского областного суда по делу N 44-Г-26/2005.

Правовая природа механизма индексации заработной платы неоднозначна, отличная от разного рода выплат компенсационного и стимулирующего характера. Индексация обусловлена наличием инфляционных процессов в экономике страны. Инфляция является общеизвестным фактом, который не подлежит доказыванию в силу ст. 61 ГПК РФ <3>, следовательно, приравнивать процедуру индексации, например, к премированию или к периодическим повышениям окладов, тем более обусловив такие повышения хорошей работой сотрудника, неправомерно. Хотя такие локальные нормы встречаются часто. К примеру, «ежегодно проводится оценка деятельности каждого сотрудника, по результатам которой заработная плата может быть индексирована на 8 — 15%» (раздел IV локального нормативного акта «Премии, индексация»). В данной локальной норме произошла подмена понятий, такое повышение заработной платы не является индексацией. ——————————— <3> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 6.

Любопытно, что локальные нормы иногда доведены до абсурда, например, работодатель связывает возможность применения условий премирования и индексации заработной платы только к работникам, с которыми трудовые договоры заключены на неопределенный срок. Осуществляя попытку запуска гарантированной международным правом нормы, российский законодатель четко закрепляет, что размер заработной платы повышается в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а не по иным причинам. Рост потребительских цен на товары и услуги происходит периодически, что должно влечь за собой в соответствии с п. 12 Рекомендации МОТ N 135 периодичность проведения индексации. Т. С. Иванова отмечает, что термин «рост потребительских цен» используется в качестве «социальной причины» индексации, а не минимально определенного ее предела <4>. Думается, что наиболее благоприятным для работников было бы закрепление в законодательном порядке связи индексации не с ростом потребительских цен, а с ростом величины прожиточного минимума. ——————————— <4> Иванова Т. С. Индексация заработной платы // Трудовые споры. 2007. N 6. С. 8.

Мероприятия по индексированию заработной платы И. Б. Омельченко характеризует как один из способов психологического влияния на работников. По ее словам, такие меры воспринимаются работниками в качестве заботы менеджмента предприятия о персонале и формируют представление о перспективах развития в связи с постепенным повышением уровня заработка <5>. Наиболее крупные организации закладывают в нормы локального уровня об индексации реальный механизм, способствующий гибкой и эффективной защите трудовых доходов от инфляции. Так, в соответствии с Генеральным коллективным договором на 2007 — 2008 гг. ОАО «Газпром» индексация проводится один раз в год в размере запланированного уровня инфляции (упреждаемая индексация) — в 2008 г. этот размер составил 7,6% <6>. ——————————— <5> Омельченко И. Б. Социологическое исследование оплаты труда по категориям специалистов крупных компаний // Кадры предприятия. 2007. N 2. С. 92. <6> Бабкин В. Генеральный коллективный договор — своего рода корпоративная конституция, нормы которой распространяются на всех работников «Газпрома» // Человек и труд. 2008. N 4. С. 7.

Часто возникают ситуации, когда неопределенность формулировки законодательной нормы «повышение уровня реального содержания заработной платы» вызывает неоднозначное ее толкование на локальном уровне. Не совсем понятно, повышение какого содержания заработной платы имел в виду законодатель: то, которое было до роста цен, или то, что стало после него? Полагаем, что все-таки повышение заработной платы отражает рост цен, следовательно, формируется после него. Отсутствие модели действия работодателя по индексации заработной платы в ТК РФ не позволяет определиться с периодами и минимальными размерами индексации. Часто работодатель проводит индексацию, только имея средства от полученной прибыли, хотя индексация никоим образом не должна быть обусловлена наличием или отсутствием прибыли (иначе в чем смысл международной гарантии?). Такой «правовой вакуум» является благоприятной почвой для произвола работодателя, что ведет к закреплению в локальных актах гипертрофированных вариантов решения указанных вопросов, не ориентированных на работника. Локальные нормативные правовые акты, например, напрямую обусловливают индексацию появлением достаточных денежных средств или «индексация проводится один раз в 24 месяца». Оба варианта являются ухудшающими положение работника и, как следствие, не подлежат применению. В таких случаях возникает вопрос: каким способом индексировать заработную плату в указанных выше ситуациях (или при отсутствии локального нормативного акта, содержащего нормы об индексации), как определять размер индексации, чтобы не нарушить право работника? Не выплаченная работнику в срок денежная сумма компенсируется в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами государственной статистики <7>. Постановление Госкомстата России от 25 марта 2002 г. N 23 «Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен» <8> издано в целях определения важнейших методологических принципов организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги и расчета индексов потребительских цен (т. е. в нем определена методология расчета самого индекса потребительских цен). ——————————— <7> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 6. <8> СПС «КонсультантПлюс».

Практика свидетельствует о том, что суды соглашаются удовлетворять требования истцов о взыскании невыплаченной заработной платы, индексация которой произведена работодателем в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и республик об индексации доходов населения, принятыми Верховным Советом СССР 25 июня 1991 г. N 2266-1. В качестве обоснования приводится ст. 423 ТК РФ, согласно которой до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Основы законодательства Союза ССР и республик об индексации доходов населения являются дополняющими нормы ТК РФ по вопросу индексации заработной платы <9>. ——————————— <9> Архив мирового судьи судебного участка N 376 Пресненского судебного района г. Москвы. Решение по делу N 2-145/08.

Однако такая позиция не может быть принята в силу того, что ст. 134 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень актов локального уровня, в которых должен быть отражен механизм индексации заработной платы, полагаем, что в удовлетворении исковых требований в отсутствие такого акта должно быть отказано. Это объясняется отсутствием механизма реализации права работника, так как нет корреспондирующей обязанности работодателя, хотя это право закреплено в ст. 134 ТК РФ. По ранее действовавшему Закону РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (ст. 1) предусматривалась возможность замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения, например пересмотр уровня оплаты труда <10>. Сегодня же обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию. Все иные меры, обеспечивающие ее повышение, могут применяться только в совокупности с индексацией. Таким образом, причина повышения заработной платы должна быть четко отражена в трудовом договоре и презюмировать периодичность повышения заработной платы в качестве индексации невозможно. ——————————— <10> Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488, 1489.

Однако практика судов свидетельствует об обратном. К примеру, единовременные пересмотры размеров оплаты труда, произведенные работодателем 21 марта 2005 г., 10 апреля 2006 г., 16 апреля 2007 г., были признаны судом индексацией заработной платы <11>. ——————————— <11> Архив мирового судьи судебного участка N 376 Пресненского судебного района г. Москвы. Решение по делу N 2-145/08.

Одним из способов реализации права работника на получение индексированной заработной платы, закрепленного на международном уровне, является наличие заключенных соглашений различных уровней (например, Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности на 2007 — 2009 годы). Это подтверждается и материалами судебной практики <12>. ——————————— <12> Определение Верховного Суда по делу от 24 февраля 2004 г. N 75-В04-1 // Профсоюзная юридическая газета. Вкладыш к еженедельнику «Солидарность». 2004. N 32. С. 7.

Разработка и заключение соглашений, содержащих механизм и размер индексации, скорее исключение, и отсутствие закрепленных в централизованном порядке положений по данным вопросам приводит к нарушению прав работников. На практике даже у добросовестного работодателя процедура индексации заработной платы (по причине длительности процесса) не всегда отвечает целям ее проведения, в частности индексация на уровне филиалов юридического лица. В локальных нормативных актах отдельных организаций может быть закреплено положение о том, что при расчете заработной платы к окладам работников применяется индекс потребительских цен в РФ на основании данных Госкомстата РФ. Зачастую данные и методика получения этих данных вызывают сомнения. Применение индекса потребительских цен производится, например, в соответствии с приказом председателя правления общества. Штатные расписания в связи с этим составляются и утверждаются ежеквартально с учетом проиндексированных должностных окладов. Приказы об индексации заработной платы издаются в течение текущего месяца. Согласно им индексация должностных окладов работников производится по штатному расписанию на фактический рост индекса цен по РФ в IV квартале 2009 г. в размере 104% (на основании данных Госкомстата) с 1 января 2010 г. Часто данные приказы издаются спустя достаточно длительный период времени, а до руководителей филиалов доводятся, как правило, по истечении месяца и более. В результате чего начинается спешное составление штатного расписания филиалов с учетом проиндексированных должностных окладов и введение нового штатного расписания в действие с начала месяца, который уже истек. Затем издаются приказы о назначении окладов работникам согласно штатному расписанию. После этого или одновременно оформляются дополнительные соглашения к трудовым договорам, датированные истекшей датой (могут быть ситуации, когда дополнительное соглашение распространяет свое действие на отношения сторон с необходимого числа). Основная цель индексации — подтягивание заработной платы к определенной рамке — теряет смысл. В результате этого новая заработная плата «догоняет» растущий уровень цен. Возникает вопрос: каким образом производить перерасчет начисленной или уже выплаченной заработной платы работникам. Доначисления, как правило, производятся в следующем месяце. Следствием являются основания для применения ответственности к работодателю за выплату заработной платы не в полном размере (ст. 236 ТК РФ). Сегодня из прямого толкования нормы закона (ст. 134 ТК РФ) можно сделать вывод о возможных способах индексации работодателем — в соответствии с соглашением или актами локального уровня (коллективным договором, локальным нормативным актом), иного варианта законодатель не предусмотрел. В случае отсутствия указанных актов возникает пробел. Думается, что на первых этапах моделирования методологии индексации заработной платы в ст. 134 ТК РФ необходимо внести дополнение — индексация заработной платы не может быть ниже размера индексации, производимой один раз в квартал в размере официально исчисляемого индекса потребительских цен в РФ (по данным Госкомстата РФ). Порядок индексации в зарубежных странах чаще всего базируется на росте общего показателя динамики розничных цен, государство определяет периоды для расчета индекса цен. Например, в Люксембурге и Дании показатели роста цен рассчитываются ежемесячно, в Италии — ежеквартально. В Голландии основой индексации социальных выплат является средний рост зарплаты в государственной секторе, а показатели роста рассчитываются за предшествующее полугодие. Во Франции и ФРГ индексация запрещена законом <13>. ——————————— <13> Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и труд. 2008. N 1. С. 32.

Таким образом, российский законодатель не закрепил методологию индексации заработной платы, передал ее на локальный уровень. Закрепление гарантии на уровне закона при отсутствии методики индексирования заработной платы влечет невозможность реализации этой гарантии на локальном уровне. Объективная необходимость в четкой формулировке и определении способа индексации заработной платы в централизованном порядке неоспорима. В ТК РФ следует сформулировать статью об индексации таким образом, чтобы исключить возможности для злоупотребления работодателями и свободного толкования судами нормы в процессе рассмотрения исковых требований в части индексации заработной платы. В целях запуска механизма реализации одной из важнейших международных гарантий в регулировании вопросов оплаты труда законодателю следует четко определить рамки действий работодателей по вопросу индексации, проводимой в локальном порядке. Для этого необходимо разработать и принять закон об индексации заработной платы, в котором будет прописана методология индексации заработной платы. Предлагается на первых этапах разработки методологии индексации заработной платы в ст. 134 ТК РФ закрепить положение о том, что индексация заработной платы, производимая работодателем, не может быть ниже размера индексации, производимой один раз в квартал (по данным органов статистики). В последующем индексацию заработной платы следует проводить через размер запланированного уровня официально исчисляемого роста величины прожиточного минимума.

——————————————————————