Актуальные вопросы формирования государственного заказа на подготовку специалистов для службы в органах внутренних дел Российской Федерации
(Сандрюкова Е. А.) («Российский следователь», 2012, N 13)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
Е. А. САНДРЮКОВА
——————————— <*> Sandrykova E. A. Topical issues of the formation of state order for training specialists for service in the in tern al affairs of the Russian Federation.
Сандрюкова Евгения Александровна, старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России.
Статья посвящена вопросам ежегодного формирования государственного заказа на подготовку специалистов юридического профиля для службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: образовательные услуги, формирование и финансирование государственного заказа, юридическая подготовка полицейских.
The article deals with the problems of the annual formation of state order for training to the legal profile of service in the Interior of the Russian Federation.
Key words: educational services, forming and financing of the state order, legal preparation of policemen.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» в Указе Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» определена в том числе задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции. В связи с этим огромная роль отводится юридической грамотности современного полицейского. Как следует из Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД) от 29.11.2011 N 1176, полицейским, имеющим высшее юридическое образование, необходимо ежемесячно доплачивать до 50% должностного оклада. Вместе с тем, по данным Департамента государственной службы и кадров МВД России (ДГСК) <1>, на начало 2011 г. лишь 23,6% рядового и начальствующего состава ОВД имели высшее юридическое образование. И это на фоне требования министра МВД России — полностью ликвидировать юридическую безграмотность среди всех полицейских. То есть основы <2>. ——————————— <1> Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 г.: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2011. 84 с. <2> Фалалеев М. Риск — дело денежное // Российская газета — федеральный выпуск. 20.01.2012. N 5684 (11).
Таким образом, становится актуальной задача формирования государственного заказа (далее — госзаказ) на подготовку специалистов преимущественно юридического профиля для службы в органах внутренних дел (ОВД) Российской Федерации. В рамках исследования этого вопроса была рассмотрена работа П. Г. Сидорова о профессионально-должностном продвижении государственных служащих в органах государственной власти в аспекте социальных процессов. Согласно исследованию, уровень профессиональной подготовки служащих влияет на карьерное продвижение в 69,7% случаев, а переподготовка и повышение квалификации — в 60,2% случаев <3>. Естественно предположить, что предложенную факторную модель можно рассматривать и для формирования будущего облика современного полицейского. ——————————— <3> Сидоров П. Г. Профессионально-должностное продвижение государственных служащих в органах государственной власти в аспекте социальных процессов: Дис. … к. ю.н. 22.00.04. М., 2003.
Таким образом, в условиях ограниченности бюджетных средств задача по формированию государственного заказа на подготовку современных сотрудников полиции является первоочередной. Задачи переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников полиции в рамках данной статьи не рассматриваются. В настоящее время необходимо задаться вопросом, каким должен быть инструмент, который бы дал возможность понимать, что должен делать руководитель для того, чтобы обеспечить подразделение необходимым количеством квалифицированных кадров. Должна быть заложена более упрощенная процедура формирования и прохождения государственного заказа на подготовку кадров, необходима попытка упрощения процедуры прохождения документов. Сегодня подобная процедура и ряд других достаточно запутанны, довольно сложно реализуемы и финансово непрозрачны. При формировании государственного заказа следует учитывать реальные потребности каждого подразделения ОВД. Сегодня правовая подготовка сотрудника правоохранительного органа — главный элемент их профессиональной подготовки. В современных условиях не подготовленный в правовом отношении человек не имеет права занимать руководящие должности, так как не имеет реальной возможности должным образом выполнять свои функции. Качество подготовки сотрудников полиции во многом зависит от того, как образовательные учреждения учитывают те перемены, которые происходят в подготовке специалистов, в уровне их конкурентоспособности с учетом требований международных рынков труда. Необходимо также считаться с тем, что Россия входит в европейское образовательное пространство, и развитие всех видов образования в России должно быть согласовано с процессами, происходящими в Европе. В этих условиях одним из направлений реального становления обоснованного государственного заказа на подготовку сотрудников полиции служит переход к предоставлению образовательной услуги, в частности, в юридическом образовании. В этой связи существует ряд нерешенных проблем: Нуждается в совершенствовании конкурсная система отбора образовательных учреждений при размещении государственного заказа. В условиях прошедшей реорганизации образовательной системы МВД России необходимо в новых условиях грамотно размещать госзаказ на подготовку специалистов с учетом новых штатных расписаний подразделений. Требуется формировать госзаказ из фактической потребности в обучении сотрудников полиции в перспективе как минимум на пять лет и новых требований правовых и нормативных документов.
Результаты Рекомендации, мнение Уровень исполнения < руководства > профессиональной обязанностей подготовки /\
Результаты Умение находить аттестации общий язык с < Карьера > руководством сотрудника полиции Умение находить > Выслуга лет язык с < коллегами V Итоги стажирования Переподготовка и > в предполагаемой пол < повышение квалификации должности
Рис. 1. Факторная модель карьеры сотрудника полиции
Продолжать работу по инвентаризации, унифицированию и совершенствованию законодательной, нормативной и правовой базы, регулирующей профессиональную подготовку сотрудников полиции. Особого внимания требуют вопросы обучения сотрудников, замещающих высшие начальствующие должности. По мнению ряда руководителей, их обучение следует проводить по специальным краткосрочным программам <4>. ——————————— <4> Шемякин Б. А. Государственный заказ как основа профессионального развития кадров государственной службы // Качество и эффективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: Мат-лы Учеб.-методич. семинара. М.: РАГС, 2003. С. 125 — 126.
При формировании государственного заказа необходимо определять ежегодную потребность в кадрах для ОВД. В настоящее время определенной системы мониторинга, которая бы позволила оценивать такую потребность, не существует. Подготовка может носить не массовый, а «штучный» характер, а именно адресная подготовка профессионалов для конкретных сфер деятельности и по их запросам. Новый облик специалиста связан также с восстановлением авторитета и доверия к правоохранительной системе в целом, к ее сотрудникам в частности. В этой связи одной из важнейших составных частей механизма формирования госзаказа должна стать система постоянного мониторинга профессионального уровня кадрового состава, позволяющая: — оперативно выявлять и прогнозировать реальные потребности по подготовке и переподготовке кадров и таким образом обеспечивать логичную непрерывность процесса обучения; — исходя из объективно сформированных профилей компетенции, формировать кадровый резерв на выдвижение. Так, кадровые подразделения при формировании государственного заказа в настоящее время осуществляют следующие функции: 1) планирование текущей и перспективной потребности в подготовке сотрудников; 2) определение эффективности подготовки; 3) оформление организационно-распорядительной документации (приказы, распоряжения, договоры с учебными учреждениями). В перспективе потребность в подготовке сотрудников полиции должна определяться с учетом: — целей и задач службы; — предполагаемых изменений в организационной структуре и штатном расписании подразделения ОВД; — анализа количественного и качественного состава подразделения ОВД; — планов должностного продвижения и ротации сотрудников; — предложений уполномоченных руководителей подразделений ОВД; — выявления заинтересованности самих сотрудников в повышении своей квалификации; — видов, форм, направлений и периодичности обучения. Рациональное использование бюджетных средств, которые будут выделяться на обучение сотрудников, возможно лишь при условии применения каждым прошедшим обучение сотрудником полученных знаний и навыков в практической деятельности. Это возможно только в случае тесной связи образовательных учреждений с правоохранительными службами. Согласно проведенному анализу вопроса внедрения системы госзаказа на подготовку специалистов юридического профиля представляется целесообразным предложить следующий порядок формирования и финансирования государственного заказа на подготовку сотрудников полиции. Государственный заказ на подготовку специалистов формируется ДГСК МВД России на основании заявок территориальных (региональных) органов внутренних дел. Заявки составляются кадровыми подразделениями территориальных (региональных) органов внутренних дел. В заявках определяется как количественная, так и качественная (специальность) составляющая будущих специалистов. В заявке должны указываться как предполагаемое учебное заведение системы МВД, так и сторонние учебные заведения в случае необходимости вида подготовки, отсутствующей в системе МВД. Заявка должна содержать следующие данные: группа должности службы в ОВД; наименование должности сотрудника; штатная численность сотрудников территориального (регионального) органа ОВД — всего (человек), в том числе численность сотрудников, впервые поступивших на службу в предшествующем году; численность сотрудников, подлежащих направлению на подготовку (с разбивкой по видам обучения); объем средств федерального бюджета, требуемый на проведение подготовки служащих (с разбивкой по видам обучения). Объем средств федерального бюджета, требуемый на проведение профессиональной подготовки, рассчитывается кадровыми подразделениями территориальных (региональных) органов внутренних дел самостоятельно на основании экономических нормативов, разрабатываемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, прогнозируемой численности сотрудников, подлежащих приему на службу. ДГСК совместно с Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России формирует проект государственного заказа, и министр МВД России представляет его в Правительство Российской Федерации не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому году. Средства на указанные цели предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год отдельной строкой. После утверждения федерального бюджета Министерство финансов выделяет средства на исполнение государственного заказа, которые аккумулируются на счете МВД России. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России возмещает затраты на подготовку специалистов непосредственно образовательным учреждениям в соответствии с договорами, заключенными с этими образовательными учреждениями. В итоге можно сделать следующие выводы. Предложенная схема формирования и реализации госзаказа на подготовку специалистов достаточно проста и прозрачна. В результате реализации этой схемы обеспечивается финансовая прозрачность расходов государства на подготовку специалистов соответствующего профиля. Контрольно-ревизионным органам государства достаточно легко можно будет проследить движение денежных средств.
——————————————————————