О некоторых проблемных вопросах экспертного исследования оружейных реплик

(Семенова Е. В.) («Эксперт-криминалист», 2012, N 4)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОРУЖЕЙНЫХ РЕПЛИК <*>

Е. В. СЕМЕНОВА

——————————— <*> Semenova E. V. On certain controversial issues of expert study of arms.

Семенова Е. В., студентка 5 курса юридического факультета Северо-Западного филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия».

В настоящей статье исследованы некоторые проблемные вопросы правового регулирования оружейных реплик в России и их экспертного исследования. Описаны положительные тенденции как российского, так и международного законодательства по непосредственному обороту оружейных реплик.

Ключевые слова: оружие, оружейная реплика, копия, коллекционирование, заключение эксперта.

The present article studies certain controversial issues of legal regulation of arms models in Russia and expert study thereof; describes positive tendencies of both Russian and international legislation on direct turnover of arms models.

Key words: arms, arms model, copy, collecting, expert’s opinion.

Что такое оружейные реплики? Каков их правовой статус? Как следователю, эксперту-криминалисту правильно определить их отличие от оружия? Эти и некоторые другие вопросы важны для разрешения при возникновении криминалистической ситуации, предполагающей использование копий старинного оружия, чтобы правильно определиться с квалификацией деяний задействованных в ситуации лиц. Постараемся вкратце осветить основные проблемы и пути их решения. Начнем с того, что раздел 9 УК РФ предусматривает ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка. При этом гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение и перевозку оружия, незаконное его изготовление и контрабанду (ст. ст. 222, 223, 226.1 УК РФ). Предметом преступлений, предусмотренных указанными статьями уголовного закона, являются все виды изделий, подпадающих под понятие «оружие». Понятие «оружие» раскрыто в действующем Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — ФЗ «Об оружии»), в ст. 1 которого указано, что огнестрельное оружие — это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Оружие по назначению, основным параметрам и характеристикам разделено на боевое, служебное и гражданское. В Законе также отмечено, что оборот оружия включает в себя пятнадцать элементов, в том числе экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. Приведена классификация гражданского оружия. Однако жизнь многообразна и не исключено, что в криминалистической практике возможны случаи, когда противоправные действия могут быть совершены посредством использования старинного (антикварного) оружия, его копии (реплики). В связи с этим следователю, в практике которого может возникнуть подобный случай, следует быть в курсе того, какими нормативными документами определяется правовой статус старинного (антикварного) оружия и его копий (реплик), а также в чем их отличие от обычного огнестрельного оружия. Все это необходимо для того, чтобы избежать неправильного правоприменения и не нарушить права и свободы граждан. Сведения о служебном и гражданском оружии, боеприпасах к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, систематизированы в Государственном кадастре, который ведется Госстандартом России. Все модели производимого на территории Российской Федерации и ввозимого на ее территорию оружия по закону подлежат обязательной сертификации. Производство, продажа и приобретение оружия на территории Российской Федерации лицензируются. Установлены основные требования к каждому из элементов оборота оружия, перечислены основания аннулирования лицензий и разрешений. Однако исходя из анализа действующих нормативных актов, регулирующих оборот оружия в Российской Федерации, легко можно сделать вывод о том, что до сих пор, по справедливому замечанию ведущего ученого-криминолога профессора Д. А. Корецкого, «для отечественной юридической науки характерен интерес к оружию исключительно как к средству криминальной деятельности», хотя оружие является особым предметом материального мира, резко выделяющимся из остальных достижений мировой культуры <1>. ——————————— <1> Шелковникова Е. Д. Стреляющий антиквариат // Бизнес-адвокат. 2006. N 14; СПС «КонсультантПлюс».

Нужно отметить, что в ФЗ «Об оружии» вообще не упомянуто о коллекционировании именно старинного оружия (имеется в виду антикварное огнестрельное оружие и его копии). Таким образом, за пределами правового регулирования осталось оружие, не относящееся ни к одному из видов легального ручного оружия. Оно не занесено в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, не состоит на вооружении государственных военизированных организаций. Думается, что статус такого оружия следует определить законодательно и как можно скорее. В целом сфера коллекционирования оружия в России имеет явно недостаточное правовое регулирование, что неоднократно отмечалось в литературе <2>. ——————————— <2> Шелковникова Е. Д. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и организация контроля // Законодательство. 1998. N 10; СПС «КонсультантПлюс».

Сегодня сложно найти человека, интересующегося самодеятельным творчеством, который бы не знал и не слышал ничего о ролевых играх или исторической реконструкции. Для десятков тысяч любителей истории в странах Европы и США, во всем мире участие в такого рода мероприятиях стало увлечением, воспитывающим патриотизм, уважение к культуре и истории родной страны. Проводятся многочисленные фестивали, где встречаются делегации из разных стран мира, некогда враждовавших, и на глазах у сотен тысяч зрителей разыгрываются красочные баталии. Популярность подобных исторических мероприятий постоянно растет, так же как и число зрителей. Указами от 28 декабря 2007 г. N 1755 и от 13 января 2009 г. N 51 «О праздновании 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года» было принято решение о праздновании в 2012 г. этого знаменательного события. Создана Государственная комиссия по подготовке к празднованию, и разработан план мероприятий. Такой праздник не может обойтись без реконструкции великого сражения. При этом число зрителей, желающих посетить Бородино, растет, а участники и организаторы военно-исторических мероприятий постоянно работают над улучшением качества мероприятия. Однако есть один компонент, в котором без соответствующего правового регулирования практически невозможно преуспеть, для того чтобы выйти на уровень международных военно-патриотических фестивалей. Это вопрос оснащения групп реконструкции оружейными репликами. Без разрешения данного вопроса дальнейшее продвижение вперед в организации торжеств практически невозможно. За рубежом законодатели четко определили статус оружейных реплик как не относящихся к категории огнестрельного оружия. Исторические реплики там доступны для лиц старше 18 лет без лицензии. Лицензирование использования черного пороха действует как ограничительная мера для обеспечения необходимых мер безопасности. Кроме того, строго исполняются четкие и понятные всем регламенты организаторов. Именно такими мерами в большинстве зарубежных стран были сняты проблемы с использованием оружейных реплик. Тогда как в России в п. п. 32 и 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (ред. от 23 декабря 2011 г.), хоть и присутствует перечень типов коллекционируемого оружия, но общего определения коллекционируемого оружия нет. Кроме того, в нашем законодательстве старинное коллекционное оружие не выделено в отдельный тип (например, старинное, редкое, антиквариат, памятное, реплики и пр.), хотя практика большинства стран (Франции, США и др.) показывает, что в этом есть здравый смысл — различные типы коллекционного оружия должны иметь различный правовой режим. Не установлены четкие права и обязанности владельцев коллекционного оружия, в том числе в отношении оружия, которое нейтрализовано с точки зрения возможного выстрела. В силу вышеуказанного Постановления Правительства РФ Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, также утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, установлено, что на территории Российской Федерации сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. По различным оценкам ученых-криминологов, оружием в нашей стране на законных основаниях владеют около 5 миллионов граждан, у которых имеется более 6 миллионов экземпляров различных видов оружия. Спрос на оружие неуклонно растет, и это обстоятельство в первую очередь влияет на характер особого режима правового регулирования оборота оружия, сопряженного с ограничениями, необходимыми для эффективной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. На сегодня сложилась довольно противоречивая ситуация, заключающаяся в том, что качественными оружейными репликами владеют единицы, а большинство участников военно-исторических реконструкций используют кустарно изготовленные муляжи или сомнительные копии исторического оружия, которые не являются законными. Порядок ввоза оружия и получения лицензий иностранными гражданами урегулирован п. 10 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814». Согласно п. 26 Инструкции, гражданин Российской Федерации при получении лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление с указанием имеющихся условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной лицензии на его коллекционирование. Гражданское холодное клинковое оружие, а также реплики и копии антикварного оружия приобретаются гражданами Российской Федерации с учетом требований ст. 13 ФЗ «Об оружии» по предъявлению лицензии на его коллекционирование. Гражданам Российской Федерации, имеющим огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны либо оружие, включенное в частные коллекции, при подтверждении законности приобретения (получения) оружия и патронов, наличии контрольного отстрела и технической пригодности оружия выдается разрешение на хранение, а имеющим спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, охотничье пневматическое и огнестрельное наградное оружие — разрешение на хранение и ношение (п. 42 Инструкции). В соответствии с п. 56 Инструкции в целях перемещения оружия и патронов через таможенную границу Российской Федерации руководители юридических лиц — поставщиков, организаций, имеющих лицензию на коллекционирование оружия и патронов, спортивных и охотничьих организаций, а также граждане Российской Федерации получают разрешения на их ввоз или вывоз по представлении: — заявлений с указанием видов, типов, моделей, калибров и номеров оружия, а также сведений о типах, калибрах, партиях изготовления и количестве патронов, предварительно согласованных с органами внутренних дел, ведущими учетные дела указанных заявителей; — разрешений специально уполномоченного органа Минкультуры России по сохранению культурных ценностей, выданных для вывоза из Российской Федерации зарегистрированных в органах внутренних дел коллекций, оружия и патронов, имеющих культурную ценность, а для указанных предметов, включенных в Музейный фонд Российской Федерации, — дополнительно списков их номерного учета, заверенных специально уполномоченным органом Минкультуры России по сохранению культурных ценностей; — копий приказов руководителей юридических лиц об организации ввоза (вывоза) оружия и патронов, а также о назначении лиц, ответственных за их сохранность в пути следования, безопасность при транспортировании или сопровождении во время перевозки, с указанием паспортных данных вышеупомянутых лиц; — сертификатов соответствия или их заверенных копий на оружие и патроны, в том числе ввозимых в целях коллекционирования при наличии соответствующей лицензии органов внутренних дел, согласованной с Минкультуры России, и ввозимых в целях экспонирования, по предъявлении лицом, ответственным за проведение выставки и сохранность оружия и патронов, приглашения, оформленного иностранному участнику выставки, договора (контракта), заключенного с ним, а также ввозимых для участия иностранных граждан в спортивных соревнованиях или охоте — при наличии соответствующих приглашений и договоров (контрактов), вывозимых для участия в зарубежных выставках, спортивных соревнованиях или охоте — по представлении приглашений и заключенных договоров (контрактов). При вывозе оружия и патронов по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях демонстрации, а также для участия в спортивных соревнованиях взамен договоров и контрактов представляется копия приказа руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти. Выдача разрешения на ввоз сертифицированного оружия и патронов (их партий) либо отказ в его выдаче производится в порядке, установленном для выдачи лицензий и разрешений (п. 58 Инструкции). Конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты, револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, сигнальные пистолеты, револьверы калибра не более 6 мм и патроны к ним, которые по заключению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не могут быть использованы в качестве огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и газового оружия, согласно ст. 13 ФЗ «Об оружии», приобретаются без лицензии и не регистрируются. Владелец конструктивно сходных с оружием изделий для их ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации представляет по месту регистрации в МВД, УВД, ГУВД субъекта РФ, УРО МВД России: а) заявление о согласовании списка указанных изделий; б) два экземпляра списка конструктивно сходных с оружием изделий с указанием сведений о проведенной сертификации (для конструктивно сходных с оружием изделий, являющихся культурными ценностями, в списках указываются сведения о прохождении историко-культурной и искусствоведческой экспертиз); в) заверенные копии сертификатов соответствия, заключений экспертно-криминалистических центров МВД России или актов культурных и историко-искусствоведческих экспертиз. После проверки подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений на списке конструктивно сходных с оружием изделий ставится отметка «Согласовано», которая заверяется одним из руководителей органа внутренних дел, которому предоставлено право подписи лицензий, с указанием даты, фамилии и инициалов должностного лица. Данные записи скрепляются печатью органа внутренних дел. Оформленный список представляется владельцем конструктивно сходных с оружием изделий в таможенные органы для перемещения указанных в нем изделий через таможенную границу Российской Федерации. Требования по осуществлению таможенного контроля и производству таможенного оформления ввозимых на территорию России и вывозимых оружия и патронов устанавливаются таможенной службой Российской Федерации по согласованию с МВД России, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерством промышленности и энергетики РФ. Экспонирование коллекций на возмездной основе осуществляется в России на основе лицензий на экспонирование, выдаваемых органами МВД по согласованию с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. Оружие и патроны могут передаваться специалистам, аттестованным Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия для проведения историко-культурной искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, копий (реплик) оружия, в порядке, установленном Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ по согласованию с МВД России. Коллекционирование осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел, в порядке, установленном МВД России по согласованию с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а с 2007 г., в связи с изменением законодательства, Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Ношение копий (реплик) оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, разрешается только с историческими костюмами во время участия граждан в историко-культурных либо иных мероприятиях при условии согласования указанных мероприятий с Федеральными агентствами по культуре и кинематографии и МВД России. Основные полномочия, функции и организация деятельности территориального органа Министерства культуры РФ определяются соответствующим Положением о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 14 ноября 2011 г. N 1059. Пункт 5.5 данного Положения указывает на то, что территориальный орган Министерства культуры РФ организует проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия в части, необходимой для исполнения полномочий территориального органа (пп. 5.5.1); обеспечивает проведение историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного, оружия, патронов к нему (реплик) оружия (пп. 5.5.2). Данные нормы свидетельствуют о том, что оборот реплик, их использование прежде всего находятся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, а потому представляется обоснованным и единственно правильным отнесение реплик (копий, моделей) к категории изделий культурного назначения. Ограничения на оборот какого-либо из видов изделий, сходных или являющихся огнестрельным оружием, должны определяться в соответствии с назначением приобретаемого изделия, исходя из положений действующего законодательства. Представляется справедливым утверждение о том, что оружейные реплики являются предметами коллекционирования и не предназначены для использования в качестве оружия. Так, в целях коллекционирования разрешается приобретать в том числе оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; огнестрельное, холодное и иное, снятое с вооружения государственных военизированных организаций, патроны к указанному оружию. К коллекционируемым оружию и патронам могут относиться в том числе реплики оружия, имеющие авторские изменения внешнего вида и художественной отделки. По заявлению гражданина Российской Федерации коллекцией может быть признано имеющееся у него оружие, не превышающее количество, установленное ст. 13 ФЗ «Об оружии». При этом выдается лицензия на коллекционирование. В связи с изложенным первостепенную значимость для определения статуса имеющегося изделия, проверки его технических характеристик, а также соответствия его требованиям, предъявляемым к оружию или к оружейным репликам, приобретает проведение криминалистических экспертиз, заключения и выводы которых имеют решающие правовые последствия для владельцев подобных изделий. Для этой цели в соответствии с п. 15 названной выше Инструкции оружие и патроны могут передаваться: в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; специалистам, аттестованным Министерством культуры РФ, для проведения историко-культурной или искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, копий (реплик) оружия в порядке, установленном Министерством культуры по согласованию с МВД России. Необходимо отметить, что исходя из подпунктов 11, 12, 13 Положения «К п. 2.22 о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему», утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 в редакции решений Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 372, от 25 января 2012 г. N 920, следует, что для ввоза не требуется получения лицензии при условии наличия заключения (разрешительного документа), выдаваемого государственным органом, государства — участника Таможенного союза, осуществляющим контроль в сфере оборота оружия, а именно: — на ввоз на территорию Таможенного союза физическими лицами оружия, приобретенного в третьей стране для личного пользования, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на временный ввоз и временный вывоз оружия физическими лицами или спортивными организациями для участия в спортивных соревнованиях, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на временный ввоз и временный вывоз оружия физическими лицами для участия в охоте, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на вывоз оружия физическими лицами, выезжающими на постоянное место жительства, и ввоз оружия физическими лицами, въезжающими на постоянное место жительства, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на временный вывоз оружия физическими или юридическими лицами для участия в выставках, проводимых вне территории Таможенного союза, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на временный ввоз оружия физическими или юридическими лицами для участия в выставках, проводимых на территории Таможенного союза, в соответствии с законодательством государства — участника Таможенного союза; — на ввоз и вывоз конструктивно сходных с оружием изделий в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза; — на ввоз и вывоз оружия, имеющего культурную ценность и не отнесенного к антикварному оружию; — на ввоз оружия для проведения испытаний в целях подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия); — на временный ввоз и вывоз копий и реплик антикварного оружия физическими и юридическими лицами для участия в историко-культурных мероприятиях, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза. При этом в п. 12 указанного Положения дано применимое для России достаточно подробное и конкретизированное определение оружейных реплик. Под копиями и репликами антикварного оружия понимаются: копии антикварного оружия — оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца антикварного оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественной отделки, не включающие подлинные части антикварного или иных видов оружия; реплики антикварного оружия — оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца антикварного оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства. Группой ученых-криминалистов была разработана Методика установления принадлежности объекта к огнестрельному оружию, утвержденная Федеральным межведомственным координационно-методическим советом по проблемам экспертных исследований, рекомендованная для использования в экспертных учреждениях Российской Федерации (протокол заседания ФМКМС от 29 февраля 2000 г. N 8). В соответствии с п. 6.5 данной Методики, в случае наличия у объекта только внешнего сходства с огнестрельным оружием (копии, реплики, макеты, игрушки и т. д.), отсутствия свойственных оружию каких-либо конструктивных элементов, а также установления хозяйственно-бытового или специального назначения объекта, т. е. отсутствия у него предназначенности для поражения цели, исследование завершается. Уже на данной стадии делается вывод о том, что представленный объект огнестрельным оружием не является (к огнестрельному оружию не принадлежит). Кроме того, в п. 7.4 Методики указано, что вывод о том, что исследуемый объект не относится к огнестрельному оружию, формулируется в том числе в случаях, когда объект не является оружием в силу своего хозяйственно-бытового назначения (макет, копия, реплика, игрушка, бытовой строительный инструмент и т. д.). Изложенное, на мой взгляд, позволяет сделать следующие выводы: 1. Для более четкого отграничения оружейной реплики от остальных видов огнестрельного оружия необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ «Об оружии», сформулировав там понятие оружейной реплики, возможно, в том виде, в котором оно достаточно полно дано в п. 12 указанного выше Положения Таможенного союза. 2. Необходимо обеспечить правовую поддержку групп военно-исторической реконструкции по вопросам оснащения исторически аутентичными оружейными репликами, что даст возможность значительно улучшить качество мероприятий и их безопасность. 3. Необходимо совершенствовать методические рекомендации для экспертов-криминалистов и специалистов, аттестованных Министерством культуры РФ, для проведения историко-культурной или искусствоведческой экспертизы представленного на экспертизу оружия, в том числе и в связи с изменением законодательства. При этом следует помнить, что все еще существуют противоречия в установлении нормативов длины ствола для служебного и гражданского оружия, содержащиеся в ФЗ «Об оружии» (ст. 6) и Брюссельской конвенции от 1 июля 1969 г. «О взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия». Согласно международным стандартам, длина ствола гражданского и служебного оружия ограничена 600 мм, в то время как в ст. 6 ФЗ «Об оружии» указано 800 мм. Это противоречие необходимо устранить, так как на практике уже возникали спорные ситуации. Тем более что при возникновении противоречий между законодательным актом России и нормами международного права, определяющими критерии для разграничения различных видов оружия, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться нормами международного права <3>. ——————————— <3> Подробно см.: Толкаченко А. А., Косован О. А. К вопросу о совершенствовании законодательства об оружии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 11; СПС «КонсультантПлюс».

4. Указанное выше Положение Таможенного союза регулирует только временный вывоз-ввоз оружейных реплик, тогда как и на территории стран Таможенного союза, и в нашей стране явно назрела необходимость решения вопросов о правовом регулировании оборота оружейных реплик на постоянной основе.

——————————————————————