Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними

(Дымов Г. А.)

(«Российский следователь», 2005, N 5)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И РАСКРЫТИИ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ,

СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Г. А. ДЫМОВ

Дымов Г. А., кандидат юридических наук, профессор.

Происходящие в органах внутренних дел в настоящее время преобразования диктуют необходимость пересмотра отношения к зарубежному опыту раскрытия преступлений. Объективное его изучение может помочь нам не только уберечься от неверных решений, но и обрести дополнительный источник новых направлений повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Это относится наряду с другими вопросами к практике использования психологических методов активизации памяти у несовершеннолетних в ходе раскрытия преступлений.

Специфика оперативной работы с ними всегда отличалась особой сложностью. Не в последнюю очередь сложность работы с несовершеннолетними определяется тем, что в силу возрастных особенностей именно они предрасположены к новому и более критично относятся ко всему устаревшему.

В настоящее время правовой основой использования психологических методов активизации памяти (гипнорепродукционного опроса) в России является Закон N 144-93 «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ст. 6 этого Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся опросы, наводятся справки, используется помощь специалистов, обладающих техническими или иными специальными знаниями. Каких-либо ограничений в отношении несовершеннолетних не существует применительно к действию данного Закона.

Как показывают исследования, в целом по России отмечается увеличение уровня преступности на 14,2%, несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, — на 13%, возросло количество преступлений, совершенных подростками по предварительному сговору, — на 15,3%. Почти во всех регионах существуют проблемы с грабежами и разбоями, связанные с незаконным оборотом наркотиков в среде несовершеннолетних.

Изучение материалов уголовных дел по преступлениям с участием несовершеннолетних показывает, что они, являясь свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и обладая информацией о преступлении, могут ее забывать ввиду особенностей восприятия, ранимости психики. Причастность к стрессовым ситуациям, связанным с криминальным событием, а тем более получение в них травматических повреждений, ведут к полной или частичной потере памяти. В таких случаях возникает необходимость использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий психологических методов активизации памяти, в частности, гипнорепродукционного опроса и нейролингвистического программирования (НЛП) как варианта щадящего метода опроса по активизации памяти.

Необходимую помощь здесь может оказать специалист, владеющий методами прикладной психологии, который способен активизировать память несовершеннолетнего, чтобы получить сведения о месте, времени, способе совершения преступления, а также о лицах, их совершивших (установлением словесного портрета, одежды, примет, «почерка» и особенностей преступных действий, орудий совершения преступных действий, использованных транспортных средств и т. д.).

Использование помощи специалиста-психолога дает возможность получить сведения не только о событии преступления, но и о психологических особенностях личности несовершеннолетнего (особенностях памяти, умении передать воспринятое, способности рассказать правду, умолчать или дать ложные показания). Особенно когда при раскрытии преступления возникают сомнения в способности потерпевших (подозреваемых, свидетелей) правильно воспринимать важные для уголовного дела обстоятельства и давать о них показания с учетом условий восприятия преступных действий (состояние психической напряженности, конфликтной ситуации, страха, боли, быстротечности событий и т. д.). Участие специалиста-психолога при опросе поможет установить: мог ли несовершеннолетний в силу особенностей своего возраста или болезни правильно воспринимать смысл совершенных с ним действий (ответ на данный вопрос должен определить одну из форм беспомощного состояния), как относиться к показаниям несовершеннолетнего — может ли он (она) давать о происшедшем правильные показания, способность несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правдивые показания; наличие или отсутствие у несовершеннолетнего в момент совершения противоправных действий эмоционального состояния, способного существенно повлиять на его сознание и действия. Психолог может помочь вспомнить о событиях и фактах, имеющих значение для раскрытия преступления, активизировать его память, зная своеобразие психологии несовершеннолетних, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие на формирование правдивых показаний.

Методические особенности использования

психологических методов активизации

памяти у несовершеннолетних

Сотрудниками уголовного розыска на практике используются приемы стимуляции припоминания (щадящее общение, ассоциативные способы, выезд на место происшествия и пр.), которые не всегда оказываются эффективными, и в этих случаях реальную помощь в получении оперативной информации могут оказать метод гипнотической релаксации с повторным мысленным воспроизведением обстоятельств происшествия (гипнорепродукционный опрос) и нейролингвистическое программирование (НЛП) как вариант щадящего метода активизации памяти.

Правовой аспект использования психологических методов активизации памяти у несовершеннолетних затрагивается в связи со спецификой применения их у данного контингента, а также существующего у отдельных сотрудников органов внутренних дел мнения о том, что снижается психологическая защита несовершеннолетних.

Само понятие «психологическая защита» рассматривается как употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления вреда, грозящего ему со стороны другого субъекта. Психологическая защита возникает в условиях межсубъективной борьбы, как ответная реакция на нарушение или угрозу нарушения границ того или иного субъекта, ведущего к нанесению ущерба его организму.

На самом же деле взаимоотношение специалиста и опрашиваемого несовершеннолетнего — это процесс взаимодействия, осуществляемого для достижения общей цели — получения значимой для раскрытия преступлений информации. О том, что психологическая защита не ослабевает при использовании психологических методов активизации памяти, свидетельствуют результаты исследований Л. Шертока, показавшие, что субъект сам принимает меры предосторожности и обладает достаточными защитными свойствами. Автор полагает, что даже в состоянии гипноза человек никогда не становится абсолютным автоматом, поскольку механизмы психологической защиты не выключаются: даже «глубоко загипнотизированные субъекты сохраняют еще достаточно свободы, чтобы в определенных условиях искажать истину, не быть до конца откровенными».

Таким образом, можно утверждать, что гипноз и другие психологические методы активизации памяти не ослабляют психологическую защиту субъекта. Это естественные состояния человека, в которых полностью сохраняется вменяемость.

Вполне закономерно, что психологические методы активизации памяти у несовершеннолетних в ходе раскрытия преступлений рассматриваются с точки зрения соблюдения прав человека.

Применение психологических методов активизации памяти у несовершеннолетних следует рассматривать только в контексте соблюдения конституционных прав и свобод опрашиваемого несовершеннолетнего.

Как известно, права личности, в том числе и несовершеннолетнего, представляют собой обширную социально-правовую категорию, в которой выделяются политические, экономические, моральные, культурные и юридические права и личность человека.

Рассматриваемые методы и результаты, полученные с их помощью, положительно оценены оперативными сотрудниками криминальной милиции и работниками прокуратуры.

Сущность психологических методов активизации памяти

Гипнорепродуктивный опрос (ГРО), по мнению ряда специалистов, — особый вид оперативно-розыскного мероприятия «Опрос», которое проводится с привлечением специалиста-гипнолога и заключается в использовании специальных познаний для активизации репродукционных процессов памяти опрашиваемого лица в целях получения дополнительной информации, представляющей оперативный интерес.

Метод гипнорепродукции (гипнорепродукционный опрос) основан на одном из важнейших свойств центральной нервной системы закреплять временную последовательность протекающих в ней процессов и сохранять способность к их воспроизведению в дальнейшем.

Положительное отношение к перспективам использования гипнорепродукционного опроса в целях более полного восстановления обстоятельств совершенного преступления и активизации памяти в тех случаях, когда имеет место затрудненное припоминание ими пережитых событий, определяется особыми свойствами данного метода психологического воздействия. Свойства гипноза при необходимости формировать гипермнезию — повышенную способность к припоминанию прошлого — были обнаружены в связи с его использованием в качестве лечебного средства и проявлялись выраженной активизацией функций припоминания, в том числе при развитии потери памяти различного происхождения (травматического, стрессового, фармакологического).

В отечественной и зарубежной психофизиологии уже давно отработана методика гипнорепродукционного опроса, доказана ее безопасность для физического и психического здоровья.

Нейролингвистическое программирование (НЛП). В основе НЛП лежит синтез самых разных областей знаний: теории систем и хаоса фронтальной геометрии, психолингвистики, нейрофизиологии, кибернетики, научной психологии, техник индийских магов и африканских колдунов.

По мнению ряда авторов, НЛП представляет собой ясную эффективную модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.

В понятие НЛП входят три основных элемента.

Часть «нейро» указывает на связь с неврологией — то, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом, «лингвистическое» — относится к языку, к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка.

«Программирование» указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.

Посредством НЛП производятся строго конкретные целенаправленные операции в сфере сознания и подсознания с первичными образами (энграмма, «чувственный след») как форма отражения объективной реальности.

Образы локализуются во внутреннем психологическом пространстве личности и кодируются в определенной системе информации — модальности: зрительной, слуховой, тактильной и пр. Первостепенное значение в психической деятельности занимают «субмодальность» — частные характеристики чувственного образа внутри данной модальности. Для зрительной модальности, к примеру, это будет цветность, яркость, контрастность, размеры субъективной картины, представляемой объектом.

Практикой НЛП установлено, что, для того чтобы изменить или устранить у человека ту или иную приобретенную реакцию, необходимо модифицировать тот образ, который ее вызывает. На этом принципе основываются все техники этого метода.

Возрастная периодизация несовершеннолетних и особенности

функционирования их памяти

При решении вопроса об использовании психологических методов активизации памяти важно помнить о возрастной периодизации и особенностях функционирования памяти несовершеннолетних.

Так, в многочисленных трудах зарубежных и отечественных исследователей, посвященных разным аспектам проблемы памяти, продемонстрировано бесспорное преимущество осмысленного запоминания материала над механическим способом, показана прямая связь продуктивности запоминания от способов переработки информации. Это свидетельствует о зависимости эффективности памяти от деятельности, осуществляемой человеком в процессе запоминания. Именно особенности деятельности, характер используемых способов переработки информации определяют эффективность запоминания. Очевидно, что способы получения информации у несовершеннолетних подбираются с учетом их возрастной периодизации. Структурные и функциональные изменения мозга со стороны его электрофизиологических функций завершаются к 18 годам.

Предлагается следующая возрастная периодизация (К. Ремшмидт, 1994):

1) младенчество — с рождения до первого года жизни,

2) детство — от рождения до конца 13-го года жизни;

3) подростковый возраст — от 14 до 18 лет,

4) несовершеннолетние — лица моложе 18 лет;

5) совершеннолетние — молодежь 18 — 25 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы возможностей в плане активизации памяти. Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что они довольно рано оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетанными раздражителями. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев. С учетом того, что для познавательного, личного и поведенческого развития детей на протяжении всего детства важными являются игры, это рекомендуется учитывать при проведении опросов с использованием психологических методов активизации памяти у детей школьного возраста.

Учет всех этих возрастных особенностей несовершеннолетних позволит быстро и целенаправленно взаимодействовать с ними при проведении опросов.

Особенности проведения опросов несовершеннолетних

с использованием психологических методов

активизации памяти

При проведении опросов несовершеннолетних с использованием психологических методов активизации памяти тактические приемы должны дополняться и корректироваться применительно к их возрастным особенностям. Данные их индивидуальных и возрастных особенностей тем важнее, чем меньше возраст опрашиваемых.

Несовершеннолетним свойственны большая неуверенность в себе, частая смена настроения, всевозможные сомнения и неустойчивость позиции. Кроме того, для девочек и девушек подросткового возраста (между 11 — 12 и 14 — 15 годами) и раннего юношеского возраста (между 14 — 15 и 17 — 18 годами) характерны повышенная эмоциональность, застенчивость, обидчивость, что создает определенные трудности при получении от них оперативно значимой информации.

Особенно ярко это наблюдается при опросах потерпевших. Несовершеннолетний потерпевший, особенно при первом опросе, непосредственно проходящем после преступного посягательства, не всегда в состоянии связанно и достаточно полно описать действия преступника. В его психическом состоянии велики переживания, обусловленные произошедшим событием. Он не только взволнован, напуган, на него дополнительно действует негативная эмоциональная окраска решения родителей и близких, а также необычная обстановка и процедура опроса. Возбужденное, напряженно-эмоциональное состояние в значительной мере тормозит процесс воспроизведения им показаний.

Повышенная внушаемость несовершеннолетних наряду с положительными моментами (например, при проведении гипнорепродукционного опроса) увеличивает возможность внешних негативных влияний на показания несовершеннолетнего.

Появляется повышенная склонность к преувеличению совершенного преступления, заполнению пробелов в запечатленном материале воображаемыми сценами. В то же время было бы ошибкой на основании изложенного считать, что показания несовершеннолетних, полученные с использованием психологических методов активизации памяти, могут быть непригодными для установления истины по делу. Как показывает практика, в большинстве случаев их показания являются достаточно полными.

К опросу несовершеннолетнего нужно заранее подготовиться. С учетом конкретной ситуации следует определить психологическую линию поведения, продумать содержание и форму общения в процессе гипнорепродукционного опроса либо опроса с использованием метода НЛП. Желательно ограничить пределы выясняемых обстоятельств лишь теми сведениями, которые можно получить от конкретного несовершеннолетнего.

Оперативному сотруднику следует обсудить со специалистом тактический план проведения опроса. Необходимо стремиться завоевать доверие и расположение несовершеннолетнего.

Нередко несовершеннолетний тоже хочет расположить к себе опрашивающего и поэтому старается дать такие показания, которые, по его мнению, устроят специалиста, проводящего опрос. Общение с опрашиваемым предпочтительно проводить в форме свободной беседы, так, чтобы вопросы, которые задает специалист исподволь, подводили опрашиваемого к изложению наиболее важных сведений.

Тактика проведения опроса несовершеннолетних младших возрастных групп строится специалистом в игровой форме с участием родителей. Это позволяет успешно установить с несовершеннолетним контакт, а в случае использования приемов гипнорепродукционного опроса быстрее ввести их в релаксационное состояние, на фоне которого они готовы давать оперативно значимую информацию. В большинстве случаев, как показывает практика, более эффективен дробный метод гипнорепродукции и эмоционально-щадящие приемы НЛП.

Нужно учитывать специфику воздействия преступного посягательства на несовершеннолетнего. Далеко не всегда оно приводит к глубокой душевной травме, поскольку при отсутствии серьезных последствий может восприниматься несовершеннолетним как случайное, отрицательное событие в его жизни. Ситуативность эмоционального переживания при благоприятных условиях способствует быстрому забыванию ребенком произошедшего. Наоборот, бурная эмоциональная реакция и акцентирование внимания на случившемся, как правило, приводят к постоянной актуализации переживания, более глубокому эмоциональному проникновению его действия в психический мир несовершеннолетнего и серьезной душевной травме. Вопросы, связанные с травмирующими психику ребенка обстоятельствами преступления, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально-положительными. По возможности следует сокращать общую продолжительность опросов до 60 минут.

Особенностью использования психологических методов активизации памяти при раскрытии сексуальных преступлений против детей (полового сношения, мужеложства, иных действий сексуального характера либо совершения развратных действий против детей) является то, что необходимо обращать внимание на субъективные причины половых преступлений. Данные преступления носят скрытный характер. Они связаны с переживаниями, с нежеланием раскрытия интимных сторон своей жизни, огласки фактов сексуального насилия, что и определяет особую тактику проведения опроса.

При опросах необходимо учитывать возможность искажения сведений об обстоятельствах произошедшего, связанного с явным или скрытым (иногда — подсознательным) противодействием потерпевшего оглашению сведений о его «позоре».

Алгоритм деятельности сотрудника оперативного подразделения

при необходимости проведения опроса несовершеннолетних

с использованием психологических методов активизации памяти

Сотрудник оперативного подразделения (инициатор) для принятия решения о целесообразности проведения опроса с использованием психологических методов активизации памяти несовершеннолетних (потерпевшие, свидетели, подозреваемые) должен:

1. Убедиться в том, что несовершеннолетний действительно может обладать требуемой информацией, для чего составить схемы взаимного расположения опрашиваемого несовершеннолетнего и объектов (субъектов), в отношении которых требуется получить информацию. Данный этап необходим для выяснения вопроса: видел, мог видеть, мог видеть и забыл; кажется, видел. Необходимо также помнить о том, что специалист, использующий психологические методы активизации памяти, в состоянии помочь вспомнить несовершеннолетнему значимую информацию в том случае, если он действительно видел, слышал, ощущал составляющие криминального события.

2. Убедиться в том, что все другие способы получения требуемой информации исчерпаны.

3. Получить заявление от родителей либо иных законных представителей о добровольном согласии на проведение опроса с использованием психологических методов активизации памяти.

4. Убедиться в том, что специалист, который будет проводить опрос, имеет опыт подобной работы с несовершеннолетними или навыки использования психологических методов активизации памяти в лечебных или иных целях.

5. Подготовить в письменной форме перечень вопросов, подлежащих выяснению в процессе использования психологических методов активизации памяти у несовершеннолетних и согласовать принципиальную возможность их выяснения со специалистом.

6. Организовать и подготовить помещение и оборудование, необходимое для проведения опроса с использованием психологических методов активизации памяти.

7. Обеспечить присутствие при опросе лиц, представляющих законные интересы несовершеннолетнего (родителей, педагогов), предупредив их о недопустимости вмешиваться в процедуру опроса.

8. Убедиться перед началом опроса в отсутствии у опрашиваемого абсолютных противопоказаний к проведению опроса (резкая интоксикация, высокая температура, состояние наркотического или алкогольного опьянения, аффективные психические состояния, бредовые формы психозов, отрицательная установка к использованию психологических методов активизации памяти).

9. Обеспечить непрерывную видео-, аудиорегистрацию процедуры опроса от ее начала до конца.

10. Лично присутствовать при процедуре опроса, не вмешиваясь в его проведение. При необходимости уточнения каких-либо данных, получаемых в ходе опроса, передавать вопросы специалисту в письменном виде.

11. По окончании опроса получить от специалиста справку по результатам опроса, в которой должны быть отражены следующие позиции: кто проводил опрос; дата, время, место и основание; краткое описание обстоятельств дела; описание процесса опроса, полученные результаты; выводы, рекомендации, предложения.

Таким образом, в процессе раскрытия преступлений, в том числе грабежей и разбоев, важным источником получения оперативно значимой информации служат показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых несовершеннолетних.

Процесс формирования показаний несовершеннолетних противоречив: с одной стороны, активная мыслительная деятельность предопределяет более глубокое проникновение в суть воспринимаемого события и, следовательно, полноту и точность показаний, а с другой — возникающие вследствие этого отрицательные эмоции мешают правильному восприятию, запоминанию и пониманию обстоятельств криминального события.

Однако получение такой информации у данной категории граждан весьма специфично и во многом зависит от степени развития их индивидуально-психологических качеств.

Изучение проблем использования психологических методов активизации памяти у несовершеннолетних позволит расширить возможности сотрудников уголовного розыска в получении необходимой оперативно значимой информации и выборе методов активизации памяти с учетом возрастной периодизации несовершеннолетних, что, в свою очередь, позволит сократить время раскрытия преступлений, грабежей, разбоев, совершаемых несовершеннолетними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шерток Л. Гипноз. 2002. С. 85.

2. Гримак Л. П., Хабалев В. Д. Следственный гипноз и права человека // Государство и право. 1997. N 4. С. 48.

3. Гриндер Д., Бендлер Р. Трансформация, нейролингвистическое программирование и структура гипноза. 1981. С. 4.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

5. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1987. С. 154.

——————————————————————