Вовлечение молодежи в совершение преступлений экстремистского характера
(Магомедов М. Д.) («Российский следователь», 2007, N 20)
ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
М. Д. МАГОМЕДОВ
Магомедов М. Д., адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарской академии МВД России.
Одной из острейших проблем современности, оказывающей воздействие на все стороны общественной жизни и создающей непосредственную угрозу национальной безопасности России, является экстремизм, приобретающий под тяжестью политических, экономических и социальных изменений, происходящих в нашей стране, самые различные формы. Несмотря на сравнительно низкие показатели коэффициента преступности в Республике Дагестан, анализ и прогнозы свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации с преступлениями террористического и экстремистского характера, детерминированными взаимодействием целого ряда негативных социальных факторов. В последние годы в Российской Федерации вызывает тревогу активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Нередко для молодежи характерно совершение преступлений экстремистского характера, отличающихся тем, что они совершаются на почве отрицания взаимоуважения, многообразия человеческих культверований, разнообразных социальных групп, из побуждений стремления к доминированию и насилию <1>. Как правило, у несовершеннолетних проявление экстремизма носит групповой характер, причем данные действия осуществляются преимущественно устойчивыми неформальными группами (объединениями) экстремистов (факт существования в России которых нельзя отрицать, например, уже длительное время выражают свои экстремистские настроения «бритоголовые»), реже — асоциальными группами, созданными не по экстремистским мотивам, и ситуативными, случайными группами. Из всех форм антисоциальной деятельности, отнесенной Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» к разряду экстремистской <2>, для групп несовершеннолетних характерно совершение хулиганских действий, актов вандализма, массовых беспорядков по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; действий, унижающих национальное достоинство; действий, направленных на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; действий по пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения <3>. Следует согласиться с мнением Д. М. Галушко <4> о том, что вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений в большей степени способствуют все же не личностные психологические особенности детей, связанные с их возрастом и развитием, или их поведение, а такие факторы, как неблагоприятное микросоциальное окружение, в котором они жили и воспитывались, отсутствие должного внимания и присмотра со стороны родителей. ——————————— <1> См.: Некрасов Д. Е. Некоторые аспекты предупреждения проявлений экстремизма несовершеннолетних // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма: Мат-лы конф. Рязань, 2004. С. 45. <2> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031. <3> См.: Некрасов Д. Е. Некоторые аспекты предупреждения проявлений экстремизма несовершеннолетних // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма: Мат-лы конф. Рязань, 2004. С. 46. <4> См.: Галушко Д. М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы. С. 16 — 17.
Существенную распространенность в среде молодежи получили публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. К этой форме в первую очередь прибегают организаторы экстремистских группировок, а в последующем и ее участники (в виде вербовки новых членов). При этом используются даже возможности высококачественной полиграфии и Интернета, посредством которых создаются соответствующие материалы, признаваемые вышеуказанным Законом экстремистскими. Опасным последствием подобного «зомбирования» может стать постоянная готовность подростка в любое время самостоятельно либо по чьей-то инициативе совершить акт экстремизма, который становится случайным только по месту и времени, но не по факту совершения <5>. Ведь вероятность реализации криминогенных свойств личности в конкретных экстремистских акциях возрастает, «если лицо находится в преступной или экстремистской среде, постоянно формирующей и подпитывающей его желание и намерение совершить противоправный акт» <6>. «В этой связи происходят негативные изменения в структуре преступности молодежи, растет доля тяжких и особо тяжких преступлений. Преступность несовершеннолетних стала более организованной, появились новые виды преступлений, которые сопровождаются жестокостью и садизмом» <7>. Особая агрессивность при совершении антиобщественных деяний наблюдается в группировках скинхедов, панков, фанатов. Часть антиобщественных проявлений несовершеннолетних возникает на межнациональной основе. ——————————— <5> См.: Дикаев С. У. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). СПб., 2004. С. 456. <6> Устинов В. В. Проблемы определения правового статуса субъектов террористической деятельности // Международное публичное и частное право. 2003. N 1(10). С. 7. <7> Зиядова Д. З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект. Махачкала, 2004. С. 287.
Особую тревогу вызывает увеличение числа агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, в том числе тех, которые в основу своего мировоззрения закладывают нацистскую и фашистскую символику <8>. Следует согласиться с мнением А. В. Баженова <9> о том, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. ——————————— <8> См.: Коротков А. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованной преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 4. <9> См.: Баженов А. В. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 4.
«Вовлечению молодежи в совершение преступления способствует деполитизация образовательной сферы, которая привела к потере идеалов, падению нравов, идеологическому вакууму, заполнившемуся идеей неформального общения. Понимая сложившуюся ситуацию, представители нетрадиционного ислама охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и ростом. Социальная база террористов расширяется за счет безработных, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших и маргинальных семей» <10>. «Террористы начинают использовать детей улиц в своих целях, извращая их и превращая в профессиональных убийц, шахидов» <11>. ——————————— <10> Зиядова Д. З. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера // Законность. 2005. N 6. С. 48. <11> Голодняк А. Ю. Криминологические особенности антиобщественного поведения подростков из маргинальной среды и предупреждение совершаемых ими преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 5.
Адекватность решения социальных, политических и экономических проблем, возникающих в связи с террористической преступностью, требует четкого понимания того, каковы корни этих проблем, их характер, а также объективной оценки вероятности успеха соответствующих контрмер <12>. В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже — в средних специальных учебных заведениях и совсем редко — в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь. ——————————— <12> См.: Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 1990. С. 96.
Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах. «Наряду с предупреждением и пресечением на стадии подготовки преступлений террористического характера, упреждающим информированием органов государственной власти и управления о политических, экономических, социальных и иных противоречиях, могущих вызвать террористические проявления, важным профилактическим действием обладает использование гласности для дискредитации идеи допустимости использования террора и насилия в качестве метода политической борьбы и сужения тем самым социальной базы террористической и экстремистской деятельности» <13>. ——————————— <13> Сайгитов У. Т., Мусаев С. Г., Демиров К. К., Курбанмагомедов А. А. Религиозный экстремизм и террористическая деятельность в Дагестане. Махачкала: ДГУ, 2004. С. 64.
——————————————————————