Правовое и организационное обеспечение процедуры проведения аттестации в ОМВД
(Подзин А. А.) («Российский следователь», 2013, N 17)
ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В ОМВД
А. А. ПОДЗИН
Подзин Александр Александрович, соискатель Московского гуманитарного университета.
В настоящей статье освещается практика проведения аттестации в отношении сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются цели и задачи проведения аттестации, процедура проведения аттестации с учетом изменений административного законодательства по порядку проведения аттестации в ОМВД.
Ключевые слова: органы внутренних дел, кадры, государственный аппарат, государственная служба.
Legal and organizational ensuring of the procedure of assessment in the Department of the Ministry of Internal Affairs A. A. Podzin
The present article concerns practice of assessment with regard to employees of the agencies of internal affairs; reveals purposes and tasks of assessment, procedure of assessment taking into consideration the changes of administrative legislation with regard to procedure of assessment in the Department of the Ministry of internal affairs.
Key words: agencies of internal affairs, personnel, state apparatus, state service.
С древних времен, когда управление приобрело форму искусства, появилась необходимость особого подбора людей на государственные должности. Кроме этого появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении их профессиональных качеств, необходимых для исполнения тех или иных служебно-трудовых функций. Необходимость выделять лучших служащих со временем преобразовалась в создание института аттестации управленческого персонала <1>. ——————————— <1> Кадровый потенциал государственной службы: оценка и аттестация. М., 2002. С. 4.
Проблема эффективного привлечения персонала управления к делам организации уже не разрешается сама собой <2>, а требует использования административно-служебных процедур. Одной из них является аттестация. Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — определение, проверка, испытание, оценка различных качеств сотрудника, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к занимаемой должности. Аттестацию можно рассматривать и в виде административно-служебной процедуры как систему, состоящую из множества элементов: субъекта, объекта, процедуры, технологии, подхода. Как правоотношение аттестация возникает в связи с принятием соответствующего управленческого решения руководителем ОМВД и прекращается после вынесения аттестационной комиссией заключения аттестуемому сотруднику. Для определения соответствия сотрудника органов внутренних дел замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации проводится аттестация. Аттестация сотрудников органов внутренних дел является административно-правовым средством в механизме реализации кадровой политики в системе МВД России. ——————————— <2> Митин О. А. Аттестация персонала современной организации // URL: http://secandsafe. ru/pravovaya_baza/blogi/yuridicheskaya_bezopasnost/attestaciya_personala_sovremennoy_organizacii.
Аттестация как обязательный элемент прохождения службы сотрудника органов внутренних дел предусмотрена ч. 18 ст. 33 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ <3>, которая регламентирует вопросы прохождения аттестации сотрудников ОВД, где указаны цели и основания ее проведения, а также установлена обязанность Министра внутренних дел определить порядок ее осуществления. Аттестация сотрудников органов внутренних дел — это урегулированная нормами административного права обязательная периодическая административно-служебная процедура, в ходе которой определяется соответствие сотрудника занимаемой должности. Аттестация дает возможность снизить уровень субъективизма в оценке кадров органов внутренних дел, освободиться от сотрудников, не соответствующих занимаемой должности, выявить сотрудников, работающих эффективно, с полной отдачей сил, дать рекомендации об их поощрении, перемещении на вышестоящую должность и т. п. ——————————— <3> СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 7020.
Аттестация бывает двух видов: — плановая, которая проводится один раз в 4 года; — внеочередная. В дополнение к этому вероятен и другой взгляд на процедуру аттестации. Может проводиться аттестация отдельного сотрудника и целого подразделения ОМВД <4>, которое осуществляет ту или иную функцию. Это особенно актуально в современный период реформирования кадровой политики МВД России, когда под конкретный проект создается специальная команда, где оценить индивидуально каждого достаточно трудно. Аттестация работника, ее результаты являются юридическим фактом для возможного изменения и даже прекращения служебных правоотношений. К сожалению, проведение аттестации сотрудников ОМВД не всегда преследует положительные цели. Нередко аттестацию проводят те руководители, которые сами должны быть уволены из ОМВД за многочисленные нарушения по службе. Часто аттестация становится фарсом, члены комиссии и руководство УМВД заранее решили, кто уйдет, а кто останется. ——————————— <4> Например, аттестация всех сотрудников казанского ОМВД «Дальний».
Целью проведения аттестации является непрерывное совершенствование кадровой политики МВД России, оценка уровня профессиональной подготовки, деловых и морально-психологических качеств сотрудников, обеспечение их правильного подбора и расстановки, определение перспектив и возможностей служебного роста и дальнейшего их служебного предназначения. Основным критерием оценки при аттестации является способность сотрудников выполнять возложенные на них обязанности. Часть 18 ст. 33 ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регламентирует вопросы прохождения аттестации сотрудников ОВД. Порядок проведения аттестации, формы документов аттестации предусмотрены в Приказе МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» <5>. Механизм аттестации сотрудников органов внутренних дел представляет собой административно-служебную процедуру, которая включает цель, задачи и функции аттестации, субъект и объект аттестации, форму, в которой происходит аттестация, а также методы, используемые в процессе аттестации сотрудников органов внутренних дел. ——————————— <5> Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2012 г. Регистрационный N 23902.
Основными задачами аттестации являются: — максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; — определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; — создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; — создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых. Организация и осуществление аттестационной деятельности (механизм аттестации) состоит из комплекса элементов: 1) субъект аттестации — аттестационная комиссия. Субъект аттестации — это группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств сотрудника и результатов его деятельности. Субъекты аттестации оценивают сотрудника при выполнении им его должностных обязанностей. Субъектом аттестации является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников ОМВД. В состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, иные члены аттестационной комиссии и секретарь, назначаемый из числа членов аттестационной комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений; 2) объект аттестации — сотрудники органа внутренних дел, подлежащие аттестации; 3) правовые нормы, регулирующие порядок осуществления аттестации. В настоящее время порядок проведения аттестации урегулирован: — ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ; — Приказом МВД России от 14 марта 2012 г. N 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»; 4) аттестационная процедура — система последовательных действий по осуществлению аттестации. Обязательным элементом механизма аттестации является непосредственная деятельность по осуществлению аттестации, т. е. проведение административно-служебной процедуры, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура — это порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в органах внутренних дел. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке деятельности сотрудников, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-служебные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает деятельность сотрудника. Аттестационная процедура включает следующие основные элементы: 1) постановку целей и задач аттестации; 2) разработку подготовительных мероприятий; 3) сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом; 4) выработку системы оценки сотрудника; 5) проведение аттестационной оценки, выявление степени соответствия занимаемой должности; 6) подготовку аттестационными комиссиями рекомендаций; 7) установление порядка принятия руководящим органом либо руководителем ОМВД решения по результатам аттестации в отношении сотрудника; 8) формирование порядка реализации итогов аттестации — оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий; определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение). Аттестация состоит из трех этапов: подготовительного, непосредственно аттестации, заключительного. Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на кадровую службу органа внутренних дел. Подготовка к проведению аттестации. Подготовка к проведению аттестации осуществляется непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника и кадровым подразделением (подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации и подразделения МВД России, структурного подразделения). Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия: 1) подготовку необходимых документов на аттестуемых сотрудников; 2) разработку графика проведения аттестации; 3) определение состава аттестационных комиссий; 4) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации; 5) согласование сроков и места проведения тестирования. Ежегодно к 15 декабря кадровым подразделением разрабатывается план проведения аттестации на следующий календарный год, утверждаемый начальником подразделения МВД России. При разработке плана проведения аттестации учитываются даты назначения сотрудников на должности, даты проведения последних аттестаций и рекомендации аттестационных комиссий, принятые по их результатам. Кадровое подразделение в течение тридцати дней со дня утверждения плана проведения аттестации знакомит с ним под роспись аттестуемых в плановый период сотрудников и их непосредственных руководителей (начальников) в части, касающейся указанных сотрудников и руководителей; в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под расписку аттестуемых сотрудников с указанным решением. Не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения аттестации непосредственным руководителем (начальником) аттестуемого сотрудника в соответствующую аттестационную комиссию представляется отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии, после чего секретарь аттестационной комиссии не позднее чем за два рабочих дня до заседания аттестационной комиссии докладывает председателю аттестационной комиссии о поступивших документах, подлежащих рассмотрению на заседании аттестационной комиссии, и правильности их оформления, о времени и месте проведения заседания, о вопросах, выносимых на ее рассмотрение, а также оповещает членов аттестационной комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании аттестационной комиссии. Секретарь аттестационной комиссии не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации знакомит аттестуемого сотрудника под расписку с мотивированным отзывом, а также с датой и местом проведения заседания аттестационной комиссии. В случае отказа сотрудника от ознакомления с мотивированным отзывом составляется соответствующий акт в произвольной форме. Аттестуемый сотрудник вправе в письменной форме выразить свое несогласие с мотивированным отзывом и представить на заседание аттестационной комиссии дополнительные сведения, в т. ч. о достигнутых им результатах в служебной деятельности. Проведение аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого сотрудника. В случае неявки аттестуемого сотрудника без уважительных причин процедура аттестации переносится на иной день, а на сотрудника может быть наложено дисциплинарное взыскание за неявку на аттестацию. В исключительных случаях, с согласия сотрудника или ввиду его болезни, аттестация может быть проведена в отсутствие сотрудника. Аттестационная комиссия начинает свою работу с изучения представленных документов и заслушивает аттестуемого сотрудника. Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным и доброжелательным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и по просьбе аттестуемого сотрудника — другие сотрудники. Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава. Состав аттестационной комиссии уточняется не реже одного раза в год либо по мере необходимости. В случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя. В случае отсутствия секретаря аттестационной комиссии его обязанности возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии решением председателя аттестационной комиссии либо заместителя председателя в случае отсутствия на заседании аттестационной комиссии председателя. Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого сотрудника. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности. Заключительный этап аттестации. Рекомендации аттестационной комиссии отражаются в протоколе заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, заместителем председателя, иными членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании аттестационной комиссии, и заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист в двухдневный срок передаются секретарем аттестационной комиссии в соответствующее кадровое подразделение для ознакомления сотрудника с аттестационным листом и представления руководителю (начальнику) территориального органа МВД России. Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии знакомит сотрудника под расписку с аттестационным листом и представляет (направляет) аттестационный лист руководителю (начальнику) территориального органа МВД России. В случае отказа сотрудника от ознакомления с аттестационным листом составляется соответствующий акт в произвольной форме. Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со ст. 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышестоящему начальнику либо в суд. При всей детальности и логичности процедуры аттестации необходимо отметить, что аттестация в настоящее время далека от процедуры, которая призвана помочь сотруднику ОМВД, оказать содействие в продвижении по службе. Как отмечалось выше, в реальности процедура аттестации стала способом увольнения тех сотрудников, которые неугодны начальнику. В связи с этим возникает вопрос о правовой защищенности сотрудника ОМВД от увольнения. В качестве одной из мер защиты сотрудника от необоснованного увольнения предлагается установить выплату денежной компенсации в случае увольнения сотрудника по неотрицательным основаниям. В дополнение необходимо разработать процедуру собеседования с увольняемыми сотрудниками, в котором подробно должны быть освещены вопросы, связанные с финансовыми, социальными последствиями и пенсионными выплатами при увольнении. Мы предлагаем создать специальный сайт, на котором увольняемые сотрудники могут вносить свои персональные данные в целях изучения их кандидатур потенциальными работодателями. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимает одно из решений: 1) о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел; 2) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника); 3) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 4) о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел; 5) о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел; 6) о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с ч. 3 ст. 88 настоящего Федерального закона. Мотивированный отзыв и аттестационный лист приобщаются к личному делу сотрудника. Протоколы заседаний аттестационных комиссий хранятся в кадровом подразделении МВД России. На этом административно-служебная процедура производства аттестации завершается. Проблема процедуры аттестации состоит в том, что она никак не защищает интересы сотрудника органа внутренних дел от усмотрения своего руководителя (начальника).
——————————————————————