Общесоциальные меры профилактики коррупции в подразделениях ГИБДД
(Сухов Д. С.) («Российский следователь», 2009, N 13)
ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГИБДД
Д. С. СУХОВ
Сухов Д. С., заместитель начальника ОНиРИО ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России».
В статье автором предлагается и рассматривается комплекс общесоциальных мер профилактики коррупции в подразделениях ГИБДД, определяются основные направления предупреждения коррупции среди сотрудников данных подразделений.
Среди общесоциальных мер профилактики коррупции в ГИБДД необходимо выделить следующие основные направления такой деятельности: 1 совершенствование правовой базы деятельности сотрудников ОВД; 2) совершенствование системы материального обеспечения деятельности сотрудников ГИБДД; 3) усовершенствование системы подбора кадров для службы в ГИБДД; 4) осуществление эффективного контроля над деятельностью сотрудников ГИБДД; 6) обеспечение эффективного психологического обеспечения сотрудников ГИБДД; 7) осуществление эффективной воспитательной работы с сотрудниками ГИБДД. Одним из главных направлений общесоциальной профилактики коррупции как в ГИБДД, так и в других государственных органах должно стать совершенствование правовой базы деятельности сотрудников ОВД. Правовой основой реформирования деятельности органов внутренних дел должно стать принятие Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», регулирующего все основные права и обязанности сотрудников органов внутренних дел. Данный законодательный акт должен заменить Федеральный закон «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел и ряд других нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» должен стать кодифицирующим документом, в котором были бы объединены все вопросы деятельности органов внутренних дел, начиная с трудовых вопросов и заканчивая вопросами несения службы. В данном правовом акте должны быть подробно указаны структура органов внутренних дел, вопросы трудоустройства, несения службы и увольнения из органов внутренних дел. Особым пунктом должны быть указаны ограничения и запреты для сотрудников ОВД. При этом данные положения следует отметить четко, без возможности двоякого толкования. Думается, можно согласиться с исследователями, которые указывают, что деятельность сотрудников ОВД следует рассматривать как особый вид федеральной государственной службы, которая предполагает наличие особых властных полномочий и обязанностей. Принадлежность сотрудников органов внутренних дел к профессиональной группе особых федеральных государственных служащих, вне всякого сомнения, поднимет их значимость в обществе и укрепит авторитет в глазах населения. Другим направлением профилактики коррупции сотрудников ГИБДД должно стать совершенствование системы их материального обеспечения. Ныне действующая система оплаты труда сотрудников ОВД, особенно молодых сотрудников, не совершенна и не отвечает тем физическим и психологическим нагрузкам, которые они испытывают в связи с исполнением своих служебных обязанностей. Представляется, что в этой связи совершенствование системы материального обеспечения сотрудников ОВД должно носить приоритетный характер. Необходимо значительно увеличить зарплату сотрудников ОВД, которые непосредственно занимаются охраной общественного порядка и борьбы с преступностью: следователям, оперуполномоченным, участковым оперуполномоченным, дознавателям, сотрудникам ГИБДД и ППСМ. Именно тем, чьи функциональные обязанности направлены не на обслуживание жизнедеятельности органов внутренних дел, а на выполнение непосредственно возложенных на них задач. В европейских странах и в США заработная плата полицейских выше средней заработной платы промышленных рабочих на 30 — 40% в данном регионе <1>. Опыт Советского государства показывает, что сотрудники милиции имели заработную плату чуть выше среднего общего уровня материального достатка населения и социальные льготы. Таким образом, работа в органах внутренних дел была престижной с точки зрения материальной обеспеченности и социальной защищенности. ——————————— <1> См.: Колонтаевская И. Ф. Профессиональное образование кадров полиции за рубежом (педагогический аспект). М., 2000. С. 31.
Еще одним источником материального обеспечения сотрудников ОВД должны стать специальные премии за счет возмещенного ущерба государству. Грамотная система премирования является хорошим стимулом улучшения результатов деятельности. Так, Постановлением Совнаркома от 20 июня 1922 г. было введено премирование работников уголовного розыска за раскрытие краж. Согласно этому Постановлению 10% стоимости разысканного государственного и кооперативного имущества и 15% стоимости имущества отдельных лиц отчислялись в распоряжение соответствующего отдела розыска. Из отчисленных сумм 35% выдавались сотрудникам, разыскавшим имущество, 15% предназначались для премирования за раскрытие других преступлений, остальные суммы перечислялись в особый фонд помощи. Представляется, что введение высокого оклада денежного содержания, а также создание системы дополнительного премирования обеспечат стабильность материального положения сотрудников органов внутренних дел и станут существенным антикоррупционным фактором. Иной мерой, которая бы повысила уровень социальной защищенности сотрудников ОВД, является разработка механизма кредитования сотрудников ОВД для обеспечения их жильем. Как известно, жилищный вопрос для сотрудников органов внутренних дел является одним из самых важных. Значительная часть сотрудников ОВД проживает на квартирах и в общежитиях, на оплату которых уходит большая часть денежного содержания. Отсутствие стабильности в жилищном вопросе и невозможность решить данную проблему законными средствами зачастую толкают сотрудников ОВД на коррупционные действия. Представляется, что для решения указанной проблемы следует разработать специальную программу кредитования сотрудников ОВД. Согласно данной программе кредиты необходимо выдавать сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел не менее трех лет и не имеющих нарушений служебной дисциплины. Естественно, что процентные ставки по кредитам должны быть меньше, чем для остальных граждан. Разницу процентных ставок обязано компенсировать государство. Таким образом, такая система получения жилья будет стимулировать сотрудников ОВД к правомерному поведению и снижать риск коррупционного поведения. Кроме этого, нельзя не согласиться с предложением А. Д. Сафронова о том, что антикоррупционной устойчивости и закреплению кадров могут способствовать долгосрочные экономические льготы, например: — создание на приеме на службу каждого сотрудника значительного, ежегодно возрастающего банковского депозита, который может быть получен после ухода в отставку. Часть депозита допускается использовать для приобретения и строительства жилья; — масштабное за счет средств МВД строительство жилья, имеющего статус ведомственного и служебного, с оставлением его за сотрудниками, уволенными в отставку в связи с выслугой определенных сроков службы (например, 25 лет), а также по ранению, болезни либо гибели; — предоставление больших и долгосрочных ведомственных целевых кредитов для приобретения сотрудниками дорогостоящих вещей, недвижимости (автомобилей, мебели, квартир, дачных участков) с полным либо частичным погашением за счет средств МВД при условии службы сотрудника в течение определенного количества лет; — установление ведомственной денежной надбавки должностному окладу сотрудника ОВД на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 25% <2>. ——————————— <2> См.: Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность сотрудников ОВД. М., 2003. С. 298 — 290.
В целом необходимо создать такую систему материального обеспечения и социальной защищенности, которая являлась бы для сотрудников органов внутренних дел необходимой и ее потеря была бы неприемлема. Существование данной системы материального обеспечения, несомненно, повлияло бы на уровень распространенности коррупции в органах внутренних дел, в том числе и в ГИБДД. Существенным аспектом общесоциальных мер профилактики коррупции в ГИБДД является эффективная деятельность по формированию кадрового потенциала. Думается, что комплекс мер по улучшению социальной защищенности и повышению материального обеспечения создаст возможность реализации на практике возможности набора на службу в ОВД на конкурсной основе. В этой связи существенное значение приобретают вопросы разработки критериев для отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Думается, что к числу таких критериев можно отнести: — увеличение возрастного предела, необходимого для службы в органах внутренних дел (не младше 21 года); — повышение требовательности к уровню образования кандидата для службы в ОВД. Представляется, что на службу в ОВД следует принимать лиц только с высшим либо средним юридическим образованием; — лица, поступающие в ОВД, в обязательном порядке должны проходить проверку на устройстве «полиграф» («детектор лжи») и ряде иных. Еще одним направлением общесоциального предупреждения коррупции должно стать совершенствование профессионального обучения сотрудников ОВД. Его значимость обусловливается необходимостью закрепления знаний, полученных в специальных колледжах либо в высших учебных заведениях, повышения профессиональной культуры и правосознания сотрудников органов внутренних дел. Профессиональная культура сотрудников правоохранительных органов обладает спецификой, выражающейся в их правосознании, которое определяется их особой компетенцией в сфере юридической практики. Недостатки в формировании профессиональной культуры сотрудников ОВД, несомненно, сказываются на уровне их правосознания, вероятности совершения противоправных деяний, в том числе и коррупционного характера. Напротив, высокий уровень профессиональной культуры, который проявляется не только в четком знании законодательства, но и в правильном его понимании и применении на практике, может стать реальным механизмом противодействия негативным процессам коррупции. В связи с этим необходимо отказаться от формализованного подхода к проведению повседневного профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Данное обучение надлежит рассматривать как важнейшее направление деятельности Министерства внутренних дел по укреплению законности, повышению профессиональной культуры и правосознания сотрудников ОВД. Практика борьбы с коррупцией показывает, что наряду с коррупционными преступлениями сотрудники ОВД допускают мелкие нарушения законности, которые остаются без внимания официальной статистики. Такие нарушения законности с течением времени могут привести сотрудников ОВД к совершению коррупционных преступлений. Поэтому своевременное и рациональное применение мер дисциплинарного воздействия на сотрудников ГИБДД в определенной степени может скорректировать их поведение. Вместе с тем существующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы дисциплинарной практики органов внутренних дел, имеют неоднозначный и часто противоречивый характер, в них имеется много неточностей и пробелов. По мнению некоторых исследователей <3>, специфичность нормативного регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел предопределяет не только функциональные и другие особенности служебной дисциплины, но и является одной из предпосылок для создания единого нормативно-правового акта, регулирующего отношения служебной дисциплины в органах внутренних дел и вызывающего необходимость принятия его на федеральном уровне. ——————————— <3> См.: Касюлин В. В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 6.
Думается, что вопросы применения мер дисциплинарного воздействия и поощрения должны регулироваться Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел» отдельным разделом. Совершенствование системы дисциплинарных поощрений и взысканий также является одной из актуальных задач. В этом плане существенная роль принадлежит мерам поощрения. Развитие и стимулирование поощрительных мер могут стать важным инструментом противодействия коррупционных проявлений среди сотрудников ОВД. К числу таких мер можно отнести: — пересмотр существующего перечня поощрений сотрудников ОВД; — все поощрения сотрудников ОВД производить только в торжественной обстановке, что повышает их значимость; — пересмотреть и ввести в практику особые ритуалы поощрения сотрудников ОВД; — изменение практики, когда в основном поощряются только начальники подразделений. Шире применять поощрения сотрудников ОВД из числа рядового состава; — активнее освещать в средствах массовой информации факты пресечения сотрудниками ОВД противоправных деяний и ряд других. Еще одним направлением деятельности по профилактике коррупции является совершенствование психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Под психологическим обеспечением следует понимать систему организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с кадрами и повышение их профессиональной деятельности. В настоящее время, несмотря на то что деятельность психологов в органах внутренних дел регламентируют многочисленные ведомственные нормативные акты <4>, существуют серьезные проблемы в их работе. Эти проблемы связаны как с объективными причинами (недостаточное количество специалистов-психологов, отсутствие методик, оборудования и т. д.), так и с субъективными обстоятельствами (непонимание руководителями ОВД важности психологического обеспечения, отсутствие либо неадекватная их реакция на заключения психологов и т. д.). ——————————— <4> См.: Приказ МВД России от 9 апреля 1997 г. N 212; Приказ МВД России от 30 декабря 1997 г. N 862; Приказ МВД России от 26 июня 2000 г. N 690; и др.
Думается, что влияние психологического обеспечения на противодействие коррупционным проявлениям может осуществляться, во-первых, при отборе кандидатов для службы в ОВД, во-вторых, во время повседневного прохождения службы. Очевидно, что наиболее существенным здесь является профессиональный психологический отбор кандидатов для службы в органах внутренних дел. Следует отметить, что существующие современные методики психофизиологического исследования, включая использование полиграфа, с высокой долей вероятности позволяют выявить среди кандидатов для службы в органах внутренних дел лиц с неустойчивой психикой, высоким уровнем тревожности, низкими защитными психологическими механизмами, которые являются менее устойчивыми к влиянию антисоциальной среды. Совершенствование деятельности по психологическому обеспечению органов внутренних дел следует проводить по следующим направлениям: — повышение ответственности психологов за кандидатов для службы в органах внутренних дел; — закрепление в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» положений о том, что лица, получившие отрицательное заключение психолога, не принимаются в органы внутренних дел; — увеличение количества психологов в системе органов внутренних дел до такого уровня, чтобы за каждым крупным подразделением был закреплен данный специалист. Иначе эффективная работа психологов невозможна; — создание системы занятий психологов с сотрудниками ОВД, индивидуального психологического консультирования, психотренировок и социально-психологического тренинга с ними. Резюмируя, необходимо отметить, что эффективное психологическое обеспечение, основанное на современных методиках, может стать существенным направлением по борьбе с коррупционными проявлениями. Наряду с другими направлениями по профилактике коррупции нельзя не отметить, что одним из наиболее результативных инструментов в решении данных проблем является проведение эффективной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел. Воспитательная работа с сотрудниками ОВД должна основываться на современных научных разработках и соответствовать реалиям сегодняшнего дня. На наш взгляд, данная работа должна проводиться по следующим направлениям: — изменение структуры подразделений по воспитательной работе в сторону их увеличения; — применение в воспитании личного состава ОВД новейших научных разработок научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России; — создание системы подготовки сотрудников воспитательных аппаратов органов внутренних дел; — создание электронных баз данных по нарушениям сотрудников ОВД с целью оперативного реагирования на них со стороны воспитательных аппаратов ОВД; — разработку и реализацию порядка осуществления торжественных ритуалов в системе Министерства внутренних дел; — создание при каждом подразделении органов внутренних дел правовой библиотеки, где сотрудники могли бы знакомиться с федеральным и региональным законодательством, ведомственными приказами и иными правовыми документами; — расширение деятельности ведомственных средств массовой информации, превращение их в трибуну для пропаганды соблюдения закона, нетерпимости к преступности, коррупции; — взаимодействие и конструктивное сотрудничество ОВД с правозащитными и общественными организациями; — привлечение к воспитанию личного состава общественных организаций, участников боевых действий, представителей Русской православной церкви и иных конфессий. Таким образом, эффективное осуществление общесоциальных мер предупреждения в конечном итоге может оказать значительное воздействие на уровень распространения коррупции в системе органов внутренних дел, в том числе и в ГИБДД.
——————————————————————