Особенности правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в ряде зарубежных стран

(Моисеенко А. Г.) («Международное публичное и частное право», 2010, N 6)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН <*>

А. Г. МОИСЕЕНКО

——————————— <*> Moiseenko A. G. Peculiarities of legal regulation of turnover of civilfirearms in a number of foreign countries.

Моисеенко Андрей Георгиевич, аспирант кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

При совершенствовании правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в России необходимо исследовать опыт в данном вопросе зарубежных стран, выявить проблемы и способы их решения. Правовое регулирование оборота гражданского оружия в зарубежных странах в большей степени дифференцировано ввиду национальных, исторических и политических особенностей в их истории. При регулировании данной области следует учитывать опыт зарубежных стран.

Ключевые слова: гражданское огнестрельное оружие, оборот гражданского огнестрельного оружия, законодательство, лицензирование, статистика, зарубежный опыт.

In order to improve the legal regulation of the civil firearms turnover in Russia, it is necessary to study the experience of the foreign countries in this matter, to determine problems and their solution. The legal regulation of the civil firearms turnover in foreign countries differs, because there is national, historical and political peculiarity in their history. It is essential that the experience of the foreign countries in legal regulation of this sphere is taken into consideration.

Key words: civil firearms, civil firearms turnover, legislation, licensing, statistics, foreign experience.

Президент Российской Федерации в своих недавних выступлениях обратил внимание на необходимость совершенствования законодательства в области оборота гражданского огнестрельного оружия. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать зарубежные модели регулирования оборота оружия, меры, предпринимаемые зарубежными странами для повышения эффективности работы органов лицензионно-разрешительной системы, предотвращения совершения преступлений с применением огнестрельного оружия и поддержанием общего состояния безопасности. Анализируя законодательство об обороте гражданского огнестрельного оружии (далее — гражданское оружие) зарубежных стран и учитывая особенности правового регулирования, можно условно разделить все государства на следующие виды: 1) по степени развитости правового регулирования: а) развитое законодательство об оружии; б) развивающееся законодательство об оружии; в) начальная стадия развития законодательства об оружии; 2) по установленному режиму владения огнестрельным оружием гражданами: а) свободный режим; б) ограниченный режим; в) полный запрет. При этом обе классификации имеют тесную связь и зависимость между собой. Говоря о степени развитости правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия, следует выделить в числе критериев отнесения того или иного государства к определенной группе в первую очередь: исторический период регулирования, практическое состояние безопасности в государстве в части оборота оружия. Исторический период регулирования подразумевает время, в течение которого данные правоотношения находятся в поле зрения государства и подвергаются регулированию с его стороны. Степень развитости законодательства об обороте гражданского оружия напрямую зависит от исторического периода правового регулирования. Чем раньше государство стало регулировать данные отношения, тем больше проблем было решено за этот период времени с учетом исторических, культурных, национальных, социальных и политических особенностей государства и общества. Особенности предмета не позволяют выявить единый подход к законодательному регулированию. Однако слепое копирование законодательства без учета всех вышеперечисленных факторов ни к чему хорошему, как правило, не приводит. Поэтому каждое государство должно пройти свой путь развития законодательства в данной области. Примером давней культуры владения огнестрельным оружием являются США, где еще в 1789 г. второй поправкой к Конституции США было закреплено право граждан на владение оружием, в том числе и огнестрельным. Состояние безопасности в государстве в части оборота гражданского огнестрельного оружия характеризуется статистикой противоправных деяний и законных случаев применения в первую очередь легального оружия гражданами. Причем указание на легальность оружия является краеугольным камнем в данном вопросе. Многие исследователи включают в общую массу преступлений с применением нелегального огнестрельного оружия, легально приобретенное оружие, искажая тем самым статистику и делая ошибочные выводы. Вопросы нелегального оборота оружия лежат в другой плоскости и относятся к работе правоохранительных органов по пресечению такового. Состояние безопасности в государстве и ее граждан является в конечном счете той целью, ради которой и осуществляется правовое регулирование в данной сфере. Статистически верные исследования в большинстве развитых стран подтвердили одну истину — чем больше у законопослушного населения огнестрельного оружия, тем меньше общее количество насильственных преступлений, существенно снижен уровень преступности в целом. Так, самым ярким примером может являться Швейцария. По сведениям Швейцарского объединения за свободное владение оружием (PRO TELL), в Швейцарии 27% граждан имеют в собственности огнестрельное оружие (в это количество не входит военное оружие). Дееспособные граждане имеют право на приобретение как гражданских, так и боевых образцов оружия. Поскольку армия Швейцарии строится по милиционному принципу, т. е., отслужив положенное время в армии, граждане находятся в активном резерве, количество же действующих армейских подразделений незначительно. Табельное оружие, закрепленное за ними в период службы в армии (вплоть до пулеметов и гранатометов), у всех военнообязанных граждан, находящихся в резерве (а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола), хранится по месту их жительства. Не менее чем один раз в год работники местной прокуратуры производят проверку сохранности оружия, боеприпасов и снаряжения. По истечении сроков призыва (60 лет) граждане сдают табельное оружие на государственное хранение либо при желании гражданина государственные предприятия производят замену некоторых деталей с целью ликвидации автоматического режима ведения огня, и в таком виде оружие (только стрелковое) передается на пожизненное хранение гражданину. В Швейцарии ежегодное среднее статистическое количество убийств составляет порядка 11,7 случая на 1 миллион жителей; с применением огнестрельного оружия — 4,6 случая на 1 миллион жителей <1>. ——————————— <1> Весь статистический материал взят из книги В. П. Полозова «Оружие в гражданском обществе». М.: Крафт +, 2004.

В случае необходимости гражданин Швейцарии использует для самозащиты или поддержания общественного порядка (это вменено в обязанность граждан) свое оружие, будь то пистолет, штурмовая винтовка или пулемет, а уже затем сообщает об этом в полицию. В результате такого подхода в Швейцарии один из самых низких в мире процент преступлений, совершаемых с применением оружия. В Эстонии Закон «Об оружии» принят в 1995 г. Однако еще в 1992 г. тогдашний Министр внутренних дел Эстонии Ланге Парек, фактически оправдывая выдачу разрешений на ношение пистолетов и револьверов, начатую в 1991 г., заявила, что МВД Эстонии не в состоянии приставить полицейского к каждому дому или человеку, в связи с чем Правительством было принято решение о предоставлении гражданам возможности иметь огнестрельное оружие для самообороны. В Эстонии существует общественная организация «Кайтселийту» (отряды самообороны в чем-то аналогичные казачьим дружинам и таким же отрядам в национальных республиках Северного Кавказа), которая была создана на волне антисоветской истерии еще до вывода с территории Эстонии советских (впоследствии российских) войск. Организация является «законной военизированной организацией», оружие, в том числе и автоматическое, члены организации взяли со складов армии и милиции, некоторая часть оружия была ввезена нелегально. Правительство смотрело на эти деяния «сквозь пальцы», надеясь на поддержку «Кайтселийту» (впрочем, оно ее получило). В настоящее время Законом разрешено законопослушным дееспособным гражданам (в том числе и русскоязычным), не имеющим криминального прошлого и медицинских противопоказаний, достигшим совершеннолетия, после прохождения курсов по безопасному обращению с оружием приобретать неавтоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы с правом ношения. Мода на тяжелые, мощные, многозарядные (следовательно, и дорогие) образцы закончилась довольно быстро, не в последнюю очередь и по экономическим причинам. Граждане осознали, что для самообороны (на дистанции 3 — 7 метров) вполне достаточно револьверов калибром не более 7,62 мм, которые надежны, относительно дешевы (их стоимость примерно 100 долларов) и эффективны. На 1,4 миллиона жителей республики приходится более 100000 легальных единиц огнестрельного оружия. Преступные проявления с использованием огнестрельного оружия сократились в разы. В настоящее время отмечаются единичные факты противоправного применения легального оружия, примерно один-два раза в год, но они не связаны с умышленными тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности. В Израиле законодательство об оружии тоже весьма либеральное. Это в первую очередь связано с тем, что Израиль находится во враждебном окружении и, следовательно, в состоянии перманентной войны со своими соседями. Основная цель владения оружием для граждан — не отстреливаться от уголовников (вообще в Израиле преступные проявления, подпадающие под общеуголовные статьи УК других стран, типа ограблений, в том числе и жилищ, изнасилований, разбойных нападений и т. п., — случаи настолько редкие, что они только подтверждают общий подход к целям владения гражданским оружием), а противостоять экстремистски настроенным мусульманским террористам. В силу этого в Израиле не пользуются спросом образцы пистолетов и револьверов, созданные под патроны, квалифицируемые в Европе как карманное гражданское оружие самообороны (к примеру, 6,35 мм и 7,65 мм «Браунинг»). Наибольшей популярностью пользуются образцы пистолетов военного и полуспортивного назначения (с емкостью магазинов 13 — 18 патронов), под мощные патроны (9 х 19 мм «Парабеллум», 40 S&W; и др.), револьверы же предпочитают под мощные патроны (357 «Магнум» либо еще более мощные). Гражданам доступно и военное автоматическое оружие, в основном для членов отрядов самообороны, проживающих на оккупированных территориях за «зеленой линией». В кибуцах (коммунах) все взрослое население вооружено поголовно (за свой счет) армейским оружием: штурмовые винтовки М-16; автоматы «Галил», пистолеты-пулеметы УЗИ (есть и автоматы Калашникова). Однако в Израиле взимается плата за получение разрешения на оружие (ришайон) даже с членов отрядов самообороны. Для получения ришайона гражданину необходимо пройти проверку на законопослушность, которая длится месяц-два, в соответствующих структурах полиции (100 шекелей, примерно 30 — 32 доллара), пройти курс обучения безопасного обращения с оружием в каком-либо стрелковом тире-клубе (75 шекелей) и курс стрелковой подготовки (произвести не менее 50 выстрелов из оружия, принадлежащего тиру, — 100 шекелей), после чего выдается разрешение. Получив ришайон, можно приобрести то оружие, которое необходимо. Есть и другие примеры правового регулирования оборота оружия. В Канаде владеют огнестрельным оружием 6 миллионов граждан. В 1970 — 80-х годах в Канаде вводились жесткие ограничения на владение и приобретение оружия. Так, в 1978 г. власти начали кампанию по ограничению продажи оружия населению и его изъятию. В результате с 1978 по 1986 г. рост преступности составил 45%, причем в северных штатах США, где не вводились подобные ограничения, роста преступлений не было. В США, наряду с Канадой, сложилась ситуация, когда в штатах с либеральным законодательством об оружии уровень преступности существенно меньше, чем в штатах, в которых введены серьезные ограничения на его владение или оно запрещено вовсе. Так, в 1994 г. граждане, законно владеющие личным оружием, реально применяли его для самообороны 645 тысяч раз. В том же 1994 г. зафиксирована 581 тысяча преступлений с использованием оружия, в 97% из них применялось незаконно приобретенное оружие. При этом уровень всех насильственных преступлений, совершаемых в США, составляет 0,04 преступления на одну единицу легального оружия в год. В национальных масштабах в штатах США, где разрешено скрытое ношение заряженного оружия, общий уровень преступных проявлений меньше на 22%, уровень убийств — на 33%, разбойных нападений — на 36%, ограблений — на 37%, а тяжких телесных повреждений — на 14% ниже, чем в среднем по штатам, где такого разрешения нет. В 1994 г. 28 штатов с населением 115 миллионов человек (45% от общего числа населения в США) предоставляли гражданам такое разрешение, и их число растет. Во Флориде и Айдахо с 1995 г. сокращаются бюрократические процедуры и сумма уплаты за разрешение. С 1986 по 1996 г. число штатов, в которых разрешено скрытое ношение оружия, возросло с 9 до 31. Общий уровень преступности в штатах с серьезными ограничениями в обороте оружия на 26% выше (798,3 случая на 100 тысяч населения), чем в штатах с либеральным законодательством (631,6 случая на 100 тысяч населения). Уровень убийств в «запретительных» штатах на 58% выше (289,7 случая на 100 тысяч населения), чем в штатах, где разрешено ношение оружия (183,1 случая на 100 тысяч населения). Уровень преступлений при отягчающих обстоятельствах на 15% выше в «запретительных» штатах (455,9 случая на 100 тысяч населения), чем в «разрешительных» (398,3 случая на 100 тысяч населения). По опросам Министерства юстиции США заключенных в тюрьмах: 34% были напуганы, ранены или задержаны вооруженными гражданами; 40% отказались от планов преступлений, поскольку имелись опасения, что потенциальная жертва вооружена. В штате Орландо в 1966 г. изнасилования составили 36,9 случая на 100 тысяч населения. Женщины стали покупать пистолеты. Полиция предложила всем желающим бесплатные курсы по обучению способам безопасного обращения с оружием. 1967 г. — уровень изнасилований снизился до 4 случаев на 100 тысяч населения. В 1968 г. полиция провела исследование — ни одна из женщин, прошедших тренировки, не использовала оружие для нападений, убийств, самоубийств, угроз. Не было и несчастных случаев с оружием. В штате Флорида в ответ на захлестнувшую штат волну преступности в 1987 г. властями штата было разрешено гражданам иметь и носить при себе заряженное оружие. В течение следующего года преступность снизилась на 21%, тогда как по стране в целом она поднялась на 12%, число убийств снизилось на 22%, а с применением огнестрельного оружия — на 29%, те же средние показатели по стране возросли на 15% и 50% соответственно. С 1 октября 1987 г. по 28 февраля 1994 г. властями Флориды было выдано 204108 разрешений, из них только 17 разрешений (0,008%) были отозваны, поскольку владелец позднее совершил преступление (не обязательно особо опасное), в котором присутствовало оружие (не обязательно участвовало!). В Австралии ситуация аналогична американской — есть штаты с более жестким и более мягким законодательством об обороте оружия. Как и в США, именно штаты с наиболее жесткими ограничениями имеют наиболее высокий уровень преступности. К примеру, в 1983 г. в штате Виктория была введена всеобщая регистрация огнестрельного оружия. 26 мая 1995 г. министру полиции штата Виктория (должность, эквивалентная должности генерального прокурора штата в США или генерального прокурора провинции в Канаде) пришлось признать, что эта 12-летняя затея оказалась пустой тратой времени и средств. На ежегодном совещании министры восьми штатов Австралии согласились во мнении, что во всей стране не было ни одного случая, когда бы регистрация огнестрельного оружия способствовала предотвращению или раскрытию преступления. Министры полиции восьми штатов приняли решение отказаться от всеобщей регистрации огнестрельного оружия там, где она уже действовала, и от планов по ее внедрению в остальных штатах Австралии, заменив ее национальной системой лицензирования и сертификации владельцев огнестрельного оружия. К числу государств с развитым законодательством об обороте оружия следует отнести Швейцарию, Германию, Эстонию, Скандинавские страны, Японию и Китай. США также можно причислить к ним, но только рассматривая отдельные штаты как показательные примеры. Применительно к режиму владения огнестрельным оружием гражданами, к государствам со свободным режимом владения огнестрельным оружием относятся: Швейцария, Германия, Эстония, Скандинавские страны, отдельные штаты США и Канады. К государствам с ограничениями в режиме владения огнестрельным оружием относятся: Франция, Великобритания, Латвия, Литва. К государствам с полным запретом относятся: Япония, Малайзия и Люксембург. Таким образом, при совершенствовании российского законодательства об обороте оружия следует учитывать международный опыт в данной сфере, наглядно показывающий эффективность того или иного механизма или метода регулирования. Исходя из опыта большинства развитых и развивающихся стран в области правового регулирования оборота гражданского оружия, можно сделать вывод о наибольшей эффективности либерального метода регулирования данных отношений с точки зрения установления состояния безопасности в государстве. Вместе с тем при учете преступлений, совершенных с применением оружия, следует отграничивать преступления с применением гражданского оружия, приобретенного легальным способом, от преступлений, совершенных с применением незаконно приобретенного оружия, последнее относится к деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота оружия.

——————————————————————