Уголовно-правовая охрана законного оборота паспортов

(Амелин А. А., Белова М. А.) («Миграционное право», 2010, N 4)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗАКОННОГО ОБОРОТА ПАСПОРТОВ

А. А. АМЕЛИН, М. А. БЕЛОВА

Амелин А. А., аспирант кафедры уголовного права и криминологии РПА Минюста России.

Белова М. А., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин НОУ ИНЭП.

Продолжающийся рост преступности, активная миграция преступников, межрегиональный характер и организованность их действий требуют новых подходов к противодействию незаконному обороту официальных документов. Уголовно-правовая охрана официальных документов, коими, в частности, являются паспорта, на сегодняшний день несовершенна, о чем свидетельствуют усилия законодателя, принявшего 08.04.2008 Федеральный закон N 43-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», внесший ст. 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1444.

С введением указанной нормы паспорта в качестве предметов посягательств стали поименованы в двух статьях Уголовного кодекса — ст. 292.1 и ст. 325 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия). Заметим, что в первой статье они названы «паспорт гражданина Российской Федерации», а во второй просто — «паспорт гражданина». Однако паспорта не названы, но являются предметами таких составов преступлений, как: приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ); похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ). Как средство совершения преступлений паспорта могут выступать в составах преступлений, предусмотренных: п. «д» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ: купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные: с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего; п. «д» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ: использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), совершенное с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего. Не только в названных, но и в ряде других составов преступлений паспорта могут быть предметами преступлений или средствами совершения преступлений. На наш взгляд, проблема заключается в отсутствии четкой, планомерной государственной политики в охране оборота паспортов, выражающейся в том числе в несовершенстве законодательной техники при конструировании уголовного закона. Так, например, в ст. 292.1 УК РФ они названы «паспорт гражданина Российской Федерации», а в ст. 325 УК РФ просто — «паспорт гражданина». В настоящее время уголовно-правовой охране подлежит четыре вида паспортов. Так, в ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка) <2>. ——————————— <2> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, как предусмотрено в Указе Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» <3> и Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» <4>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444. <4> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

В распоряжении Правительства РФ от 31.05.2000 N 740-р говорится о служебных паспортах военнослужащих Вооруженных Сил РФ и Пограничной службы РФ, проходящих военную службу на территории государств — участников СНГ, и членов их семей, включая несовершеннолетних детей. В отношении паспорта моряка в Постановлении Правительства РФ от 01.12.1997 N 1508 «Об утверждении Положения о паспорте моряка» также сказано, что он является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами РФ, так и в ее пределах <5>. Не совсем понятно, почему паспорт моряка не назван в числе паспортов нового поколения (основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ) в Указе Президента РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» <6>, где таковыми являются: паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт и служебный паспорт, хотя в распоряжении Правительства РФ от 15.03.2005 N 277-р, одобрившем Концепцию создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения <7>, о паспорте моряка упоминается. ——————————— <5> СЗ РФ. 1997. N 49. Ст. 5598. <6> СЗ РФ. 24.10.2005. N 43. Ст. 4372. <7> СЗ РФ. 2005. N 33. Ст. 3459.

Таким образом, на сегодняшний день легально названо четыре вида паспортов: — паспорт; — дипломатический паспорт; — служебный паспорт; — паспорт моряка. Новый термин «паспортно-визовые документы» нового поколения предусмотрен в распоряжении Правительства РФ от 15.03.2005 N 277-р, которым одобрена Концепция создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. В Концепции к паспортно-визовым документам нового поколения отнесены: — документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за пределами территории РФ (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка), по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ; — визы, выдаваемые уполномоченными государственными органами, являющиеся разрешением на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительным документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемым РФ в этом качестве; — вид на жительство, выдаваемый иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их право на свободный выезд из РФ и въезд в РФ; — проездной документ беженца, выдаваемый иностранному гражданину, признанному в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцем, по которому он может выезжать из РФ и въезжать в РФ. Терминологически существующие нормативные акты не согласованы, в Указах Президента РФ говорится об основных документах, удостоверяющих личность гражданина, а в уголовном законе — о важных личных документах. Таким образом, правовой статус таких важных личных документов, как паспорт, — именно свидетельствовать, подтверждать, что предъявитель документа — гражданин Российской Федерации, независимо от того, где находится владелец паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта, служебного паспорта, паспорта моряка (удостоверения личности моряка): в России или за ее пределами. Юридическая сила паспорта, содержащиеся в нем факты от перемены места нахождения не меняются. В этой связи не совсем логичным следует признать Определение Верховного Суда РФ от 19.11.1999 по делу В. С. Хачатурова, который представил в Московскую городскую избирательную комиссию документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Государственной Думы по Бабушкинскому избирательному округу. Работники Избирательной комиссии в связи с этим выдали заявителю справку о приеме документов и письмо в адрес управляющего Бабушкинским отделением Сбербанка России об открытии ему специального избирательного счета для формирования избирательного фонда. Однако в открытии данного счета В. С. Хачатурову было отказано по причине того, что им не был представлен паспорт или заменяющий его документ. В связи с этим В. С. Хачатуров обратился в суд с жалобой на действия Московской городской избирательной комиссии и управляющего Бабушкинским отделением Сбербанка России. Жалоба обоснована тем, что управляющий Бабушкинским отделением Сбербанка России не должен был отказывать ему в открытии специального избирательного счета для формирования избирательного фонда, так как им был предъявлен заграничный паспорт. Причиной отказа в открытии счета явилось также то, что Московская городская избирательная комиссия по согласованию с отделением Сбербанка отозвала свое письмо в адрес банка и аннулировала изложенное в нем ходатайство об открытии счета. Отказ является незаконным, в связи с чем В. С. Хачатуров просит обязать управляющего Бабушкинским отделением Сбербанка России открыть указанный счет, а также возместить ему моральный вред в размере 10 млн. руб., причиненный неправомерными действиями должностных лиц Избирательной комиссии и банка. Также заявитель просит применить к виновным лицам правила, установленные ст. 93 Федерального закона от 24.06.1999 N 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон о выборах депутатов Государственной Думы). Рассмотрев жалобу, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе В. С. Хачатуров просит отменить решение суда. В обоснование жалобы он утверждает, что для открытия специального избирательного счета было достаточно предъявления им заграничного, а не общегражданского паспорта. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 24 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Федерального закона. На основании приведенной нормы права Центральная избирательная комиссия РФ утвердила Постановлением от 18.08.1999 N 9/53-3 согласованную 18 августа 1999 г. с председателем ЦБ РФ Инструкцию о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. По п. 4.1 этой Инструкции специальный избирательный счет открывается кандидатом после представления в филиал Сбербанка России, в частности, паспорта или заменяющего его документа. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» <8>, принятому во исполнение Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. ——————————— <8> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

Заграничные паспорта граждан России являются документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территории РФ (Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <9>), и не могут заменять общегражданские паспорта. ——————————— <9> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отказе В. С. Хачатурову в удовлетворении жалобы о неправомерности действий Московской городской избирательной комиссии и председателя Бабушкинского отделения Сбербанка г. Москвы. В связи с отказом В. С. Хачатурову в удовлетворении данного требования не подлежит удовлетворению и требование о возмещении морального вреда, а также требование о применении по настоящему делу правил, установленных ст. 93 Закона о выборах депутатов Государственной Думы; судебная коллегия определила: оставить решение Московского городского суда от 14.10.1999 без изменения, а кассационную жалобу В. С. Хачатурова — без удовлетворения. Таким образом, судебная коллегия признала законным требование о предъявлении определенного вида паспорта — общегражданского паспорта, а не другого документа, тоже паспорта, но заграничного, который, на наш взгляд, документально подтверждает изложенные в нем юридические факты. Считаем, это не совсем оправданно, ведь основная функция различного вида паспортов — удостоверять личность, при этом не имеет значения, каким именно подлинным документом будет подтвержден указанный факт. Таким образом, мы не согласны, что при изменении назначении паспорта он утрачивает основные функции — удостоверение изложенных в нем фактов. В целом считаем необходимым создание единой общегосударственной базы паспортов, которая способствовала бы четкому контролю за их оборотом, противодействовала бы посягательствам на него. Еще Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.12.1993 N 1319 «Об организационных мерах по созданию общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность граждан» было запланировано создание такой системы учета. К сожалению, до сегодняшнего дня она не появилась. Годом позже Постановлением Правительства РФ от 30.12.1994 N 1454 «О разработке проекта Федеральной целевой программы «Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность» был определен Комитет при Президенте РФ по политике информатизации государственным заказчиком указанной в Постановлении Целевой программы, который должен был разработать и представить по II квартале 1995 г. Правительству РФ ее проект, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Положения указанного документа также не были реализованы на практике. Признание за всеми видами паспортов одинаковой юридической силы, унификация употребления обозначающих их терминов в нормативных актах, в частности в уголовном законе, способствовали бы качественному контролю за их обращением со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а значит, и уменьшению количества посягательств на них.

——————————————————————

Вопрос: В каком порядке получает паспорт гражданина РФ недееспособное несовершеннолетнее лицо? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: В каком порядке получает паспорт гражданина РФ недееспособное несовершеннолетнее лицо?

Ответ: На граждан, которые в установленном порядке признаны недееспособными, документы на получение паспортов представляются их законными представителями в порядке, предусмотренном п. 62 Административного регламента ФМС России (утв. Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339).

Обоснование: Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Над ним устанавливается опека. В ответе на вопрос N 50, включенный в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006), указано следующее. Поскольку п. 1 ст. 29 ГК РФ не содержит ограничений относительно возраста гражданина, которого можно признать недееспособным, несовершеннолетний от 14 до 18 лет, страдающий психическим расстройством, может быть признан судом недееспособным (в том объеме дееспособности, которым он наделен в соответствии со ст. 26 ГК РФ). Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828) паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. Для получения паспорта гражданин представляет документы, перечисленные в п. 8 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — Административный регламент), утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339. В силу абз. 1 п. 62 Административного регламента на граждан, которые в установленном порядке признаны недееспособными, документы на получение или замену паспортов представляются их законными представителями. В необходимых случаях для приема документов от граждан, признанных недееспособными, по просьбе законных представителей осуществляется выход (выезд) сотрудника, ответственного за прием документов, к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя (абз. 3 п. 62 Административного регламента). Для вручения паспорта гражданам, признанным недееспособными, по просьбе законных представителей осуществляется выход (выезд) руководителя к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя (абз. 4 п. 62 Административного регламента). При получении паспортов законные представители недееспособных граждан проставляют свою подпись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П. В графе «Служебные отметки» в этом случае производится соответствующая запись и указываются сведения о личности получателей и данные их паспорта. Над подстрочной чертой реквизита «Личная подпись» паспорта делается прочерк (абз. 5 п. 62 Административного регламента).

О. М.Кабанов Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 03.11.2010

——————————————————————

Вопрос: Организация в рамках выполнения мобилизационного задания в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» получает и осуществляет рассылку документов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне. При этом она не имеет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Правомерно ли привлечение ее к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организация в рамках выполнения мобилизационного задания в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» получает и осуществляет рассылку документов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне. При этом она не имеет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Правомерно ли привлечение ее к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ?

Ответ: Нет, неправомерно.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ предусмотрен административный штраф за занятие без лицензии видами деятельности, связанной: — с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну; — созданием средств, предназначенных для защиты такой информации; — осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите указанной информации. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. В силу ч. 1 ст. 17 Закона N 5485-1 передачу сведений, составляющих государственную тайну, организациям в связи с выполнением совместных и других работ осуществляет заказчик работ. Он действует с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого, согласно порядку отнесения сведений к гостайне, находятся соответствующие сведения, и осуществляет их передачу только в объеме, необходимом для выполнения данных работ. Причем до такой передачи заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности. Таким образом, именно государственный орган обязан проверить наличие у организации соответствующей лицензии до передачи ей сведений, составляющих государственную тайну. В том случае, если эти сведения ей все же переданы, она не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 по делу N А21-1396/2006).

Л. Л.Горшкова Руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения» Подписано в печать 03.11.2010

——————————————————————

Вопрос: Может ли охрана объектов почтовой связи ФГУП «Почта России» осуществляться частными охранными предприятиями? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Может ли охрана объектов почтовой связи ФГУП «Почта России» осуществляться частными охранными предприятиями?

Ответ: Нет, не может. Объекты почтовой связи ФГУП «Почта России» подлежат государственной охране.

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Согласно п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418) Минсвязи России является федеральным органом исполнительной власти. В п. 1 распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р установлено, что ФГУП «Почта России» находится в ведении Минсвязи России. Таким образом, охрана объектов почтовой связи ФГУП «Почта Росси» не может осуществляться частными охранными предприятиями. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определения ВАС РФ от 27.05.2009 N ВАС-4280/09, от 23.04.2009 N ВАС-4280/09, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2010 N Ф03-47/2010).

Л. В.Попова Директор Департамента налогового консультирования ООО «Центр консалтинга «Панацея» Подписано в печать 03.11.2010

——————————————————————

Вопрос: Обязана ли организация заключить договор на обслуживание пожарной сигнализации, если гарантийный срок на нее истек? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Обязана ли организация заключить договор на обслуживание пожарной сигнализации, если гарантийный срок на нее истек?

Ответ: Организация обязана заключить договор на техническое обслуживание автоматических установок систем сигнализации со сторонней организацией, если в ее собственном штате нет соответствующих специалистов.

Обоснование: В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно пп. 23 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная сигнализация представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты. Так как пожарная сигнализация является системой противопожарной защиты, руководитель организации обязан содержать ее в исправном состоянии. В соответствии с п. 96 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее — ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Пунктом 96 ППБ 01-03 установлено также, что ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. Поскольку специально обученный обслуживающий персонал может входить в штат организации, имеющей сигнализацию, договор на послегарантийное обслуживание со сторонней организацией может не заключаться. В таком случае она осуществляет ТО и ППР собственными силами. Обратите внимание на то, что лицензирование данной деятельности отменено в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Е. Н.Акиньшин Юрисконсульт ООО «Прадо. Бизнес консультант» Подписано в печать 03.11.2010

——————————————————————