Деятельность суда по повышению правосознания граждан

(Цалиев А. М.) («Российская юстиция», 2011, N 7)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН

А. М. ЦАЛИЕВ

Цалиев А. М., доктор юридических наук, профессор, председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия — Алания.

Статья посвящена деятельности суда по повышению правосознания. Оно происходит в разных формах, но основным из них является судопроизводство и принципы его проведения. Уделяется внимание деятельности присяжных заседателей по данному вопросу.

Ключевые слова: правосознание, выездное судебное заседание, открытое разбирательство дел, открытость и прозрачность судебной деятельности, присяжные заседатели.

The article considers the activity of a court in improvement of juridical awareness. It takes place in different forms, but the basic one is the legal procedure and the principles of its realization. The article emphasizes the activity of the jury in this issue.

Правосознание как совокупность знания права и отношения к нему является частью общественного сознания, оказывает заметное влияние на социальное поведение людей, взаимоотношения власти и народа. Оно приобретает особую актуальность в условиях развития правового государства, формирования гражданского общества и укрепления национального согласия <1>. ——————————— <1> Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // news. kremlin. ru/news/11139.

Формирование правосознания происходит, прежде всего, через государственные органы и организации. Среди них с учетом задач и полномочий, на мой взгляд, в первую очередь следует выделить судебные органы, где правовые споры находят свое законное и окончательное решение, а гражданин в наиболее полной мере сталкивается с правовой материей. Влияние суда на формирование правосознания объективно имеет свои исторические корни как в законодательстве, так и в решениях государственных и партийных органов. Еще в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года говорилось о воспитании судами граждан в духе неуклонного соблюдения законов (ст. 2). Позже, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», отмечалось, что «органы прокуратуры и суда должны всемерно… уделять повседневное внимание пропаганде советских законов и правовому воспитанию населения, особенно молодежи». Судебные органы, наряду со своей основной задачей осуществления правосудия, на протяжении нескольких десятилетий занимались правовым воспитанием, способствуя тем самым повышению правосознания населения. Однако с начала 90-х годов, с реформированием судебной власти, их роль свелась исключительно к осуществлению одной основной задачи — осуществлению правосудия, что привело к удалению судебной власти от народа. Об этом свидетельствуют социологические исследования, многочисленные публикации в печати, указывающие на повышение уровня недоверия к судебной власти. Чтобы свести к минимуму этот разрыв, на мой взгляд, необходимо, чтобы люди в мантиях чаще вели диалог с народом. Не зря недавно Председатель Верховного Суда России Вячеслав Лебедев призвал к возвращению старой советской традиции, когда судьи, так сказать, ходили в народ с просветительскими идеями: выступали с лекциями в школах, вузах и на предприятиях в своем районе <2>. Соглашаясь со сказанным, вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что в повышении правосознания судебные органы обладают большими возможностями в рамках судопроизводства. В процессе осуществления правосудия, в отличие от других органов государственной власти, они приобретают широкую специализацию, которая сопряжена с применением норм всех отраслей права. Это связано с тем, что разрешаемые судами дела касаются всех сфер жизни. В орбиту судопроизводства оказываются вовлеченными миллионы людей, которые в той или иной форме, с различной степенью интенсивности, сталкиваются с правом, с действующим законодательством. Вопросы, за разрешением которых обращаются в суд, затрагивают наиболее острые интересы людей и связаны не только с психологической стороной личности, но и с их эмоциями: чувствами, волнениями, переживаниями. Поэтому профессиональное судебное разбирательство, мотивированное решение по делу оказывают значительное впечатление и воспитательное влияние на всех участников процесса, присутствующих граждан. Еще в 1934 году, выступая на торжественном заседании, посвященном 10-летию Верховного Суда Союза ССР, М. И. Калинин говорил, что судья должен рассмотреть дело так убедительно, так показательно, чтобы не только он сам и народные заседатели, но и все присутствующие на суде разобрались в том деле и поняли правильность вынесенного судом решения. Для этого необходимо, чтобы все стадии и элементы судопроизводства воспитывали глубокое уважение к праву и правосудию, чувство законности как у участников судебного разбирательства и присутствующих, так и у всех, кто будет информирован о процессе. В данном вопросе многое зависит от председательствующего в судебном процессе, умелое руководство которого может обеспечить максимальное воспитательное воздействие. В таких случаях, как показывает практика, даже заинтересованные стороны часто не обращаются с жалобой на пересмотр вынесенного решения. Это свидетельствует о качестве судебной работы, что, несомненно, повышает авторитет судебной власти, свидетельствует о торжестве закона. ——————————— <2> См.: Клюков В. Своему слову судья. Вячеслав Лебедев предложил судьям публичные лекции для народа // Российская газета. 2011. 18 февраля.

Большое воспитательное значение, в том числе в плане повышения правосознания, имеют выездные судебные заседания, в которых рассматриваются дела, вызвавшие значительный общественный резонанс, или дела, рассмотрение которых целесообразно на месте, поскольку может иметь большой воспитательный и профилактический эффект. Отмечу, что к таким заседаниям участники процесса готовятся более тщательно и проводятся они более ответственно, с соблюдением всех норм судопроизводства. К сожалению, в последние два десятилетия такая практика резко сократилась. На мой взгляд, необходимо активно реанимировать институт выездных заседаний. Здесь нельзя не принимать во внимание и то, что на них всегда присутствует большое количество людей, которые становятся свидетелями судебного разбирательства и тем самым получают правовые знания как по судопроизводству, так и по соответствующей категории дел. На повышение правосознания граждан значительное влияние оказывает открытое разбирательство дел в суде. Являясь важным процессуальным принципом, оно закрепляется в ст. 123 Конституции Российской Федерации, а также в текущих процессуальных законах. Данный принцип действует в судах любой юрисдикции и означает, что суд разбирает дела в открытых заседаниях, в присутствии граждан, публики, для которой свободен доступ в зал судебного заседания. Поэтому обеспечение его в судопроизводстве — одно из важных условий осуществления судом правового воспитания, повышения правосознания населения. Открытое разбирательство дел создает условия для непосредственного ознакомления с деятельностью суда, обсуждения его действий и решений, позволяет гражданам не только контролировать судебную власть, но и получать знания о праве. Одним словом, расширяет возможность доступности правосудия, которая, как отмечает Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, оказывает влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения <3>. ——————————— <3> Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // news. kremlin. ru/news/11139.

С целью расширения гласности, повышения эффективности работы государственных органов было решено сделать их работу более открытой и прозрачной для общества. Судебное сообщество само предложило расширить рамки принципа гласности, сделать нормой своей деятельности открытость и прозрачность. С этой целью 22 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в ходе реализации которого значительно повышается правовая информированность граждан о работе судебной власти. В литературе правильно отмечается: чтобы чувствовать присутствие права и знать его, обществу нельзя удовлетворяться тем, что имеется власть, выступающая его созидателем или хранителем, а непременно требуется доступ к информации о плодах официальной политико-правовой деятельности, открытых для обсуждения и гражданской подозрительности <4>. ——————————— <4> См.: Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003. С. 350.

Информированности граждан о судебной деятельности и одновременно повышению их правосознания будет способствовать также информатизация судов, способствующая «повышению правовой грамотности и правосознания населения, профилактике коррупции среди судейского корпуса и работников аппаратов судов» <5>. ——————————— <5> Слюсарь Н. Б. Некоторые аспекты реализации международных обязательств Российской Федерации против коррупции в части, касающейся судебной системы России // Российский судья. 2007. N 6. С. 17.

По рассматриваемой теме многое могут сделать присяжные заседатели. С учетом того что их в настоящее время уже значительное количество и состав их систематически обновляется, круг лиц, вовлеченных в осуществление правосудия, расширяется. Они наряду с основной функцией — правосудной должны, на мой взгляд, просвещать население в пределах своих возможностей по вопросам судопроизводства. Недаром некоторые специалисты возлагают на присяжных заседателей чрезвычайно большие надежды. Так, Е. Мизулина убеждена в том, что «огромная польза этого института — и для повышения качества правосудия, и для повышения уровня правосознания и правовой культуры всего населения — совершенно очевидна» <6>. Как о свершившемся факте пишут А. П. Гуськова и А. А. Шамардин о том, что «сдвиг в правосудии и правосознании, произведенный введением суда присяжных, невозможно переоценить» <7>. ——————————— <6> Мизулина Е. Новый порядок ареста и задержания соответствует Конституции РФ и международным правовым стандартам // Российская юстиция. 2002. N 6. С. 15. <7> Гуськова А. П., Шамардин А. А. Правоохранительные органы (судоустройство). М., 2005. С. 46.

Такие оценки были характерны для первых лет после введения института присяжных заседателей. Жизнь показала более скромную их роль в осуществлении правосудия и повышении уровня правосознания. В этом плане ближе к истине А. Т. Боннер, который отмечает, что «для развития правосознания и преодоления отчуждения между судом и человеком важно, чтобы законодатель возродил институт народных заседателей и (или) ввел институт присяжных для рассмотрения гражданских дел, которые затрагивают жизненно важные проблемы общества» <8>. Соглашаясь с ним, вместе с тем хотелось бы отметить, что в контексте рассматриваемой темы важно, чтобы функционировали оба эти института судебной власти. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография А. Т. Боннера «Проблемы установления истины в гражданском процессе» включена в информационный банк согласно публикации — Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. —————————————————————— <8> Боннер А. Т. Проблемы установления истины в гражданском процессе. М., 2002. С. 54.

Своеобразными научно-популярными каналами правового воспитания и повышения правосознания являются телевизионные передачи, такие как «Час суда» (канал «REN-TV»), «Суд идет» (канал «Россия»), «Федеральный судья» (Первый канал). Эти передачи являются одним из методов ознакомления населения с цивилизованным способом разрешения в суде правовых конфликтов, создания положительной судебной практики. Этим повышается общественная, правовая культура и уважение к судебной власти <9>. ——————————— <9> Гук П. А. Методы судебной деятельности // Российская юстиция. 2008. N 3. С. 59.

В повышении правосознания, особенно конституционного, в последние два десятилетия все большую роль играет Конституционный Суд Российской Федерации. В регионах эту задачу выполняют еще и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Своей деятельностью они показывают особое значение Конституции в правовой системе <10>, ее верховенство и прямое действие, и, как следствие, граждане в своих обращениях все чаще напрямую ссылаются на те или иные нормы Конституции или же просят дать толкование некоторых положений Конституции. Но, к сожалению, как показывает анализ законодательства, такое право признает за гражданами только Закон «О Конституционном суде Республики Северная Осетия — Алания». Более того, в данном суде введена практика проведения регулярных консультаций, где гражданам разъясняются их возможности по защите своих конституционных прав. Деятельность суда носит открытый и прозрачный характер. Чтобы еще более расширить и узаконить эти принципы, Конституционный суд республики одним из первых среди субъектов Российской Федерации разработал законопроект об обеспечении доступа к информации о его деятельности. Принятый 8 июля 2010 г. Парламентом Республики Северная Осетия — Алания, он будет способствовать расширению возможностей граждан в получении правовой информации, в том числе о деятельности суда. ——————————— <10> Исходя из этого, В. Д. Зорькин пишет, что Конституция — это несущий «каркас» всей правовой системы России, поэтому любые ее изменения чреваты опасностью раскачивания, размыва, ослабления массового правосознания. Зорькин В. Д. Россия и конституция в XXI веке. М., 2008. С. 20.

Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания проводит и другие формы работы по повышению правосознания граждан. Так, он заключил договоры с Министерством образования и науки республики, администрацией местного самоуправления г. Владикавказа, предусматривающие выступления сотрудников суда перед школьниками, студентами вузов, в учреждениях и организациях с лекциями по Конституции Российской Федерации и Конституции Республики. Систематические выступления сотрудников суда воспринимаются с большим интересом. Конституционный суд республики ежегодно проводит региональные научно-практические конференции на тему «Конституция и конституционная законность», материалы которых распространяются среди граждан. Кроме того, Конституционным судом был подготовлен и опубликован комментарий к Конституции Республики Северная Осетия — Алания, ежегодно публикуется «Вестник Конституционного суда», в котором подробно освещается деятельность данного судебного органа, проводятся студенческие научные конкурсы на лучшую работу по различным вопросам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики, правам и свободам граждан. Подчеркнем также тесное сотрудничество Конституционного суда со СМИ, в частности с республиканской газетой «Северная Осетия», в которой систематически публикуются решения Конституционного суда, профессиональный комментарий сотрудников суда по разным актуальным для граждан правовым вопросам. Надо отметить, что еще в середине 2007 года Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания подготовил проект республиканской целевой программы «Правовое просвещение и образование», опубликованный в журнале «Государственная власть и местное самоуправление» (2007. N 9). Редакция журнала дала ей высокую оценку и выразила надежду, что данная программа даст импульс для разработки аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации и может лечь в основу соответствующей федеральной целевой программы. Итак, анализ деятельности судебных органов, законодательства свидетельствует о больших и разнообразных их возможностях по повышению уровня правосознания, которые могут осуществляться как в процессуальных, так и во внепроцессуальных формах. Вместе с тем нельзя отрицать, что по рассматриваемому вопросу потенциал судебных органов далеко не полностью используется <11>. Хочется верить, что в федеральной и региональных целевых программах, которые, надеюсь, будут приняты в порядке реализации Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, будут более подробно расписаны формы, методы, субъекты повышения правосознания с обозначением роли судебных органов различной юрисдикции в обеспечении деятельности по правовому воспитанию граждан. ——————————— <11> И в этом нет ничего удивительного, поскольку даже в теоретическом плане не рассматривается роль судебных органов в повышении правосознания населения. В то же время давно общеизвестен низкий уровень правосознания населения, который, помимо всего прочего, напрямую влияет на число правонарушений. Так, криминологическая наука именно в правовом воспитании видит одно из средств предупреждения преступлений, формирование правовых установок, обеспечивающих укрепление законности. Тем не менее на государственном уровне практически никакие меры не предпринимаются по данному вопросу. В частном порядке на базе Московского гуманитарного университета 19 июня 2009 г. прошла 1-я Всероссийская научно-практическая конференция «Правовая культура России», но о ней общественности ничего не известно. Видимо, это настолько «засекреченная» тема, что сообщение о ней дается только в «Военно-юридическом журнале» (2009. N 8).

——————————————————————