О соблюдении законодательства при проведении единого государственного экзамена в 2013 году

(Колесникова К. И.)

(«Прокурор», 2014, N 1)

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2013 ГОДУ

К. И. КОЛЕСНИКОВА

Колесникова К. И., старший прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас его механизмы отрабатываются на практике. Одним из актуальных направлений, заслуживающих повышенного внимания в области образования, в том числе и со стороны органов прокуратуры, является итоговая аттестация учащихся в форме единого государственного экзамена — ЕГЭ.

Результаты проведенного прокурорами в сентябре 2013 года обобщения показали необходимость совершенствования системы оценки качества образования и практики применения ЕГЭ.

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (действовал до 01.09.2013) ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учеников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Аналогичные нормы предусмотрены вступившим в силу с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Однако не всегда оценка знаний учащихся в форме ЕГЭ отражает действительный уровень освоения ими образовательной программы. Соответственно, не всегда гарантирует зачисление по итогам экзамена в учебные заведения высшего образования наиболее способных и подготовленных юношей и девушек.

Так, более 1 тысячи учащихся, набравших высшие 90 — 100 баллов при сдаче ЕГЭ в 2013 году, по соответствующим общеобразовательным предметам имели удовлетворительную оценку. При этом в среднем по стране число слабо успевающих учеников из общего числа учащихся, работы которых по итогам ЕГЭ оценены на 90 — 100 баллов, составило примерно 1%. Однако в некоторых регионах этот показатель составил более 10%. Тем не менее подавляющее большинство учащихся с низким уровнем успеваемости стали студентами престижных высших учебных заведений.

Например, один из учащихся Брянска по русскому языку и обществознанию набрал по 95 баллов, имея в 10-м и 11-м классах итоговую оценку по этим предметам «3», и поступил в Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). В Ямало-Ненецком автономном округе четверо учащихся, имевших по химии отметку «3», по итогам ЕГЭ набрали от 92 до 98 баллов и поступили в медицинские вузы.

Практически во всех регионах нарушался порядок проведения экзамена. Ученики пользовались мобильными телефонами, справочными материалами, размещали материалы в Интернете. На местах проведения экзаменов присутствовали посторонние. В одном из районов Республики Тыва экзаменационные работы выполняли четыре преподавателя образовательного учреждения. Там же изъято пять магнитных носителей с копиями заданий ЕГЭ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос допуска учащихся к досрочной сдаче экзамена. В средствах массовой информации получил огласку случай в Ставропольском крае. Там семь выпускников на досрочном экзамене по русскому языку получили максимальную 100-балльную оценку. А всего таких оценок по стране зафиксировано восемь! Мало того, этим «успешным учащимся» выдавались поддельные медицинские документы, что послужило основанием допуска к досрочной сдаче экзамена. 18 учащихся не могли представить документы, подтверждающие их выезд в иностранное государство для продолжения обучения. Подобные нарушения случались в других регионах. Это происходило там, где бездействовали региональные власти.

К примеру, в Томской области сроки составления протоколов о совершении административных правонарушений при проведении ЕГЭ были затянуты больше чем в 20 случаях. Некоторые из протоколов составлены по прошествии месяца со дня выявления правонарушения. В дальнейшем это влекло прекращение административного производства за истечением сроков давности. Виновные, таким образом, уходили от ответственности.

Особую обеспокоенность вызывает криминализация сдачи экзаменов. Так, уголовные дела, связанные с оказанием должностными лицами содействия в сдаче ЕГЭ и получении высоких баллов за денежное вознаграждение, возбуждены в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республике. Сложившаяся ситуация требует дополнительных мер, направленных на обеспечение максимальной объективности оценки результатов обучения в общеобразовательных учреждениях.

В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации предложено рассмотреть проблему совершенствования системы приема на обучение в вузы. Нам нужно конкретизировать порядок и основания допуска учащихся к досрочной сдаче экзамена. Необходимо проработать и при необходимости инициировать вопрос об усилении ответственности за умышленное искажение результатов ЕГЭ и нарушение порядка его проведения.

Особая общественная значимость соблюдения законодательства и прав граждан при проведении ЕГЭ требует повышенного внимания прокуроров в этой сфере.

——————————————————————