Петр Александрович Гедримович (1851 — 1888). Ученый. Воспитатель. Человек

(Гедримович Г. В.) («История государства и права», 2013, N 14)

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГЕДРИМОВИЧ (1851 — 1888). УЧЕНЫЙ. ВОСПИТАТЕЛЬ. ЧЕЛОВЕК <*>

Г. В. ГЕДРИМОВИЧ

——————————— <*> Gedrimovich G. V. Peter Aleksandrovich Gedrimovich (1851 — 1888). Scientist. Tutor. Person.

Гедримович Гертруда Васильевна, доцент, кандидат педагогических наук (Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ).

Показана база выявления, исследования и экспертизы опубликованных и неопубликованных документов, позволивших установить объективный профессиональный, научный, образовательный, воспитательный и общественный вклад дореволюционных и современных правоведов. Становление, функции, роль, значимость актуальных проблем и их результативность способствуют интересу потомков к судьбам дореволюционных ученых. Установлена научно-педагогическая деятельность юриста-цивилиста, золотого медалиста юридического факультета Санкт-Петербургского университета, профессора Императорского Александровского лицея П. А. Гедримовича. Формирование и воспитание выпускников университета крупными учеными, утверждавшими: «Право есть осуществление правды и справедливости через разум и свободу воли». Тесное сотрудничество и важнейшую роль в становлении правоведов выполняли Юридическое общество, «Журнал гражданского и уголовного права», научные советы, собрания, дискуссии, обмен рецензиями и рефератами по актуальным исследованиям. Излагаются профессиональные качества П. А. Гедримовича, в основе которых — высокая степень информированности и принципы его научной и воспитательной деятельности для служения общему делу.

Ключевые слова: П. А. Гедримович, профессиональные качества, принципы научно-образовательной и воспитательной деятельности, ученые-цивилисты юридического факультета университета и Императорского Александровского лицея, «Журнал гражданского и уголовного права», становление и успехи юристов, сотрудничество дореволюционных ученых — пример современным правоведам.

The article shows the basis for detection, research and expert evaluation of published and unpublished documents which allowed to determine an objective, professional, scientific, educational, pedagogic and social contribution of prerevolutionary and contemporary legal scholars. Formation, functions, role and significance of topical problems and efficiency of solution thereof promote the interest of descendants in biographies of pre-revolutionary scholars. The article describes scientific-pedagogy activity of P. A. Gedrimovich, who was a lawyer and a civilist, the holder of gold medal of the Juridical Faculty of Sankt Petersburg University, professor of the Emperor’s Aleksandrovskij Lyseum. Formation and education of students of the University was effectuated by leading scholars who believed that «the law is the execution of truth and justice through the mind and freedom of will». The Juridical Society, «Journal of civil and criminal law», scientific councils, assemblies, discussions and exchange of reviews and reports on topical researches played an important role in formation of legal students as well as close cooperation. The article also touches upon the professional qualities of P. A. Gedrimovich, which consist of a high level of knowledge and principles of his scientific and educational activity related to his Devotion to the Common Cause.

Key words: P. A. Gedrimovich, professional qualities, principles of scientific-education and pedagogic activity, scholars and civilists of the Juridical Faculty of the University and the Emperor’s Aleksandrovskij Lyceum, Journal of civil and criminal law, formation and success of lawyers, cooperation of pre-revolutionary scholars — an example to follow for contemporary legal scholars.

О П. А. Гедримовиче (1851 — 1888) потомкам стало известно только в 1951 г. Его сын Александр Петрович Гедримович (1884 — 1953) — капитан I-го ранга, посвятивший 50 лет жизни штурманской службе российского и советского морского флота. Он очень редко и скупо рассказывал о своих родителях и родных, ему было четыре года, когда умер отец, а в шесть лет он остался круглым сиротой. Воспитание получил в Гатчинском сиротском доме, образование — в Морском корпусе и в Морской академии [1]. Первые сведения о П. А. Гедримовиче его потомки узнали из генерального каталога книг Государственной публичной библиотеки (теперь РНБ). Ознакомление с документами прояснило, что за короткую жизнь П. А. Гедримович достиг высокого профессионализма, оставил много научных трудов и памяти потомкам. П. А. Гедримович — юрист-цивилист, профессор римского и гражданского права, ученый секретарь Императорского Александровского лицея. В справочных изданиях конца XIX — XX в. выявлены убедительные сведения о его профессиональном, научном, общественном вкладе. Узнаем даже то, что не мог понять и запомнить его 4-летний сын. С взрослением, быть может, Александр Петрович многое осознал, но молчал: время было суровое и жестокое для царских офицеров. Было не до памяти о чинах и достижениях отца, и тем более не до литовско-шляхетских предков-воинов, служивших России со времен Петра Великого. С начала XXI в. современные правоведы стали активно анализировать богатейший опыт воспитания и высокие результаты обучения в дореволюционных вузах. Такой интерес особенно усилился, когда в 2011 г. исполнилось 200 лет со дня открытия Императорского Царскосельского лицея, ставшего в 1844 — 1918 гг. Александровским. В 2011 г. Петру Александровичу исполнилось бы 160 лет, а в текущем 2013 г. будет 125 лет со дня кончины. Это ускорило обращение потомков к судьбе П. А. Гедримовича и стремление к детальному изучению становления, роли и вклада в развитие Лицея и правоведения, обучения и воспитания лицеистов, научной, педагогической, общественной, воспитательной деятельности и современной значимости его исследований. Нет, не только родственный мотив пробудил стойкий интерес к личности прадеда моего сына Александра, родившегося спустя столетие. Существенно, что в последние годы в Интернете и в публикациях все чаще появляются ссылки на известные труды П. А. Гедримовича, подтверждающие яркую научно-педагогическую деятельность юриста, светлые упоминания его имени в записях наставников, коллег и лицеистов. Особенно важны современные рекомендации об использовании публикаций Петра Александровича. Так, в рабочих программах учебной дисциплины «Проблемы Особенной части российского трудового права», подготовленных в 2006 и 2011 гг., упоминаются его уникальные публикации «О желательных изменениях общих положений по договору личного найма» и «Предварительный проект общих положений по договору личного найма и объяснительная к ним записка» [2, 3]. В 2012 г. появилась ссылка и в рабочей программе дисциплины «Правопреемство по римскому гражданскому праву» на вышедший в 1882 г. «Курс институций римского права» [4]. Известны и другие программы обучения современных университетов. Помогает этому наличие в фондах научных библиотек Томского, Уральского, Казанского, Саратовского университетов, где хранятся, цитируются и рекомендуются книги, подаренные П. А. из личной библиотеки с авторским рукописным посвящением. Очевидна значимость его трудов не только для истории, но и для современного правоведения при подготовке высококвалифицированных юристов. В самом деле, если спустя полтора века известные и могучие кафедры юридического факультета СПбГУ рекомендуют и цитируют первые отечественные труды, то их актуальность и ценность и цитирование объективны. Предки П. А. Гедримовича служили Русскому государству с петровских времен. Отец Петра Александровича — Александр Игнатьевич (1819 — 1872) активно воевал в Имеретии, где родился и по отцу числился грузино-имеретинским, а затем и русским потомственным дворянином. Военную службу он начал унтер-офицером и закончил штаб-ротмистром. Требования к воспитанию сына были очень высокими. Петра учили послушанию, трудолюбию, достоинству, честности, великодушию, простоте и готовили к полной самостоятельности и ответственности. В 13 лет Петр отлично сдал труднейший экзамен в 3-ю Петербургскую гимназию, где изучался даже греческий язык. Уже тогда он слыл тем редким представителем, который имеет свои заветные мечты и идеи. Блестяще окончив с аттестатом и золотой медалью гимназию, юный Петр не пошел по военным стопам предков. На его выбор влияло знание трудной военной судьбы и то, что в статской жизни отец, дед, прадед служили праву (заседатели уездного суда, члены мирового и губернского судов, мировые посредники и т. п.). Петр избрал юриспруденцию по настойчивой рекомендации преподавателей гимназии и с полного одобрения отца. Поступление в Петербургский университет было удачным решением, но к подготовке юристов предъявлялись очень высокие требования — университет славился лучшей подготовкой юристов в России, хотя к 60-м гг. уже активно работали Московский университет (1754 г.), Казанский Императорский университет (1804 г.), Киевский Императорский университет Святого Владимира (1834 г.) и сильные правовые учебные заведения. Практически все пользовались результатами научной деятельности и постоянно сотрудничали с Петербургским университетом еще и потому, что в них успешно работали его выпускники. Многие ученые-правоведы и преподаватели обоснованно считали 1863 — 1918 гг. золотым периодом юридического факультета Петербургского университета. Серьезный вклад в него внесли выдающиеся цивилисты — современники Петра Гедримовича, способствовавшие и его профессиональному и научно-педагогическому становлению. При поступлении на юридический факультет кроме знаний требовались высокие материальные затраты на обучение и прошения родителей на имя генерал-адъютанта Петербурга для получения «Свидетельства полицiймейстерской канцелярии Петербурга о благонадежности поступающего и об освобождении от уплаты за слушание лекций». 17-летний Петр миновал все сложности поступления отлично и был принят. Процесс обучения на юридическом факультете (1868 — 1873) известен не только успешным прохождением многих правовых и общеполитических дисциплин, но и формированием и воспитанием ученых. Петр понял это с первой дисциплины по «Истории философии права», увидев и услышав заслуженного профессора П. Г. Редкина (1808 — 1891). Петра сразу же поразили утверждения «о меркантильности века, не признающего ничего святого, кроме денег; о первенствующей роли разчета и наживы; что лучшiя завоеванiя человъческого духа приносятся на алтарь ненасытного Ваала, опошливаясь, мельчая и теряя свой обаятельный ореолъ». Профессор сетовал: «Наш юридический факультет не знает, превратят ли юриспруденцiю въ дойную корову, или въ пьедесталъ для самовозвывшенiя къ разного рода почестямъ… или, наконец, в неизменную подругу жизни, въ эгиду правды против неправды, в щитъ для беззащитныхъ, въ орудiе свободы для несвободныхъ» [5]. По праву носящий звание Великого Учителя, профессор детально знакомил с доктринами выдающихся древних и современных юристов о праве и силе, объяснял, что «право — есть осуществление правды и справедливости через разум и свободу воли». Все это стало руководством Петру в процессе обучения и позже — преподавания в Лицее. В профессиональном становлении и формировании Петра Гедримовича как ученого особая роль принадлежала именно П. Г. Редкину, определившему серьезность, скромность, любознательность много читающего юноши. Он анализировал его успехи, научный и образовательный рост, продвижение. Петру обучение было в удовольствие. Прекрасное владение многими иностранными языками помогало свободному изучению, оценке исследований других стран, отбору результатов, которые целесообразно применять в России. Стойкий интерес Петра со студенческой скамьи к истории римского и гражданского права профессор всячески одобрял, отмечая талант, трудолюбие, и даже считал его своим последователем. Их роднили критические вопросы использования опыта римского права в разных странах, что подтверждает первое (студенческое) исследование «О договоре между отсутствующими» [6]. П. Г. Редкин — главный наставник Петра, ставший ректором университета. высоко оценил самостоятельное диссертационное исследование, успешную подготовку к профессорскому званию, считал вполне готовым обучать лицеистов и рекомендовал 23-летнего надежного ученика, окончившего факультет с отличием, золотой медалью и степенью кандидата права, преподавателем в знаменитый Лицей — непревзойденный центр системы образования в истории России и подготовки истинных сынов Отечества [7]. Ректор не ошибся. П. А. Гедримович тоже был верен наставнику, рассказывая коллегам и лицеистам: «Почтеннейший Петр Георгиевич передавал умственное, нравственное, педагогическое, политическое состояние сосредоточия, опыт профессиональной полноты, ясности мысли и изложения». Разве всех и всегда обучают и курируют такие замечательные подвижники? С. В. Пахман — декан юридического факультета, заслуженный профессор, руководитель кафедры гражданского права в Лицее и один из организаторов Юридического общества, тоже высоко оценивал успехи П. А. [8]. Он заметил постоянную результативность Петра, требовательность к себе, нацеленность на актуальные проблемы, особенно полезные и почетные при обучении правоведов. На заседании Совета Императорского Санкт-Петербургского университета из числа всех лиц, приготовляющихся к профессорскому званию, Петр Гедримович получил золотую медаль за исследовательские сочинения по новым задачам и исключительным проблемам правоведения. Только после этой награды Петр и принял почетное приглашение на профессорское место в Императорский Александровский лицей. Там Петр и узнает, что должен заменить на кафедре гражданского права своего наставника С. В. Пахмана, назначенного сенатором. Известие обострило его волнение, лицеисты это заметили и уважительно отнеслись к сложному положению молодого преподавателя, оценив полноту знаний, доказательность, вдохновенное изложение материала, яркие примеры и шутки. Лицеисты вспоминали: «Слушаешь его, и душа твоя ликует: с тобой, лицеистом происходит внушение веры в дело, право, в будущее, в себя и свои идеи. Это делает тебя богаче, лучше, счастливее» [9]. Впоследствии Петру Гедримовичу постоянно доверял ответственную работу А. А. Книрим — один из создателей «Журнала гражданского и уголовного права» (ЖГиУП, Журнал) и помощник председателя комиссии по составлению Гражданского уложения. Он знал Петра на студенческой, диссертационной, а позже — на исследовательской и общественной ниве создания, издания и редактирования Журнала. А. А. Книрим наблюдал за деятельностью Петра в составе юридического общества и Комиссии по составлению Гражданского уложения, ценил его молодость, блестящий талант, идеи справедливости, законности, человечности, поражающую трудоспособность, организованность, целенаправленность на выявление и исследование новых проблем. Всегда ли в современных вузах научно-образовательные и воспитательные функции выполняют могучие и доброжелательные, честные и справедливые наставники? Считаю это подлинной и непреходящей удачей. Императорский Александровский лицей всегда обеспечивал выпускникам полную энциклопедичность образования. В результате они становились всесторонне образованными людьми. А молодой профессор вносил свою лепту — неукоснительно соблюдал традиции и заветы Лицея: хранил и передавал понятия чести и долга, уважения к старшим, особого благородства духа и гуманного отношения к людям [9, 10]. Успешная профессиональная деятельность П. А. Гедримовича признавалась всеми не только за комплексность и безукоризненную исполнительность, а и за блестящее выполнение сложнейших научных, методологических, учебных, практических, дискуссионных, рецензионных, реферативных функций <1>. ——————————— <1> Список основных публикаций П. А. Гедримовича включает 35 научных и учебных трудов, многие из которых хранятся и используются в современных вузах и в крупных библиотеках страны.

По признанию многих ученых и коллег, Петр Александрович слыл активным и безупречным исследователем и педагогом, последовательно выявлял и анализировал значение и внедрение судебной реформы России, актуальные гражданско-правовые проблемы и новые процессы мирового судопроизводства. Особое внимание он уделял изучению истории, состояния разработок нерешенных, но важнейших для России направлений. Петр во всем лишен небрежности, поэтому его всегда ценили за полноту, обоснованность, объективность и репрезентативность. С начала профессиональной деятельности П. А. Гедримович выполнял большую общественную работу: ученый секретарь и член Совета Александровского лицея; член редакционной комиссии ЖГиУП; постоянный член гражданского отделения Юридического общества; член Совета и ревизионной комиссии Юридического общества по гражданскому праву и судопроизводству; член Комиссии по составлению проекта Гражданского уложении. Отключимся от анализа высоких оценок наставников, коллег, лицеистов и попытаемся определить зависимость необычайной научной и общественной продуктивности Петра Александровича в редакции Журнала, Юридическом обществе, советах, комиссиях, собраниях, дискуссиях и всего того, что выполнялось им параллельно руководству кафедрой, преподаванию нескольких дисциплин и непременному воспитанию лицеистов. Изучение деталей позволяет утверждать, что успешного профессионализма Петра Александровича достиг отнюдь не только одаренностью и творческими способностями. Он владел информированностью — высокой степенью информационной культуры, возникающей при непременном познании признаков и измерителей [11. С. 156 — 162]. Не случайно Петр Александрович постоянно напоминал коллегам и воспитанникам, что правоведы обязаны знать мировую литературу — и только тогда мы «можем думать, что наше общество станет успешным». Правильность нашего вывода подтверждает выполненный анализ всей деятельности Петра Александровича. Очень помогло и исследование особенностей ведущего юридического журнала России — ЖГиУП. Установлено, что идею зарождения Журнала, обсуждение задач, структуры, требований к тематике, названию и выбору редакционного состава обсуждали как именитые профессора юридического факультета, так и активные студенты. В студенческие годы Петр знал, что создан журнал, внимательно следил за его материалами, где отражались лучшие результаты исследований в виде научных статей, приводились свежие и крайне необходимые сведения по многим правовым проблемам, функциям России и других стран. Тесное сотрудничество Петра Александровича с Журналом, его редакцией, авторским коллективом, участие в заседаниях редакционной комиссии гарантировало полноту поиска и отбора ценнейшей информации по научной проблематике, выявление учебно-методических материалов, незаменимых для молодого преподавателя, обязанного прежде многое познать самому, а затем обучать лицеистов накоплению знаний. Поняв это еще в студенчестве, Петр смог определить сложнейшие пути достижения собственной информированности, без чего нет и профессионализма. Визуальный просмотр всех текстов ЖГиУП за 1874 — 1894 гг. позволил выявить статьи, отчеты по научным исследованиям, тексты выступлений и рефератов, дискуссий П. Гедримовича — постоянного участника обсуждений научных материалов на заседаниях Юридического общества [12, 13]. Журнал восполнил представление о публикациях Петра Александровича и сведения о нем. Тем самым установлены реальные методы формирования Журнала, направленные на активизацию научной деятельности обучающих и обучаемых, способствуя активному обмену опытом с другими вузами России и иных стран. ЖГиУП — единственное повременное юридическое издание на русском языке XIX в. по актуальной мировой тематике, содействующее разработке отечественного права, распространению важных фактических сведений и материалов обзорно-аналитического характера. Журнал непосредственно целенаправлен на решение современных правовых проблем. Примечательно, что в Журнале приводится информация, доклады, рефераты, содержание дискуссий о результатах наиболее важных научных исследований. На общих собраниях и в Гражданском отделении Юридического общества с докладами регулярно выступал П. А. Гедримович, и ученые-цивилисты признавали их передовыми, а профессора — самым действующим и деятельностным членом Совета Юридического общества еще и потому, что он всегда предоставлял ученым информационно емкие идеи, доклады, рефераты по важным, полезным, недостаточно изученным, но реально актуальным проблемам, способствующим наращиванию знаний, использованию глубоких познаний и развитию правоведения в России. В марте 1877 г. 26-летний П. А. Гедримович «по большинству голосов» избран действительным членом Юридического общества: его участие гарантировало ознакомление с исключительными результатами исследований и помогало сбору больших аудиторий [14]. Формированию истинно научной и методологической российской школы Правоведения значительно способствовали высокие результаты деятельности ЖГиУП и Юридического общества. Нам же помог глубокий анализ и обобщение исследований тематики, жанра, используемой терминологии, принципов отбора, подачи материала и сути их доведения, выявление спорных моментов и результатов, принципиально новых оценок, возникающих рекомендаций и предложений. Только так и возникло понимание и оценка истинных результатов правовых исследований и жизни П. А. Гедримовича. Вся научная, преподавательская, образовательная, воспитательная, общественная деятельность выполнялась Петра Александровича ярко, как в последний раз, как данность великого счастья любимой профессии, направленной на совершенное исполнение научно-образовательных функций по подготовке юристов высокой квалификации. Редчайший профессионал-цивилист, П. А. Гедримович повсеместно следовал своим принципам: — береги честные убеждения, усвоенные в семье, гимназии, университетских аудиториях и научно-исследовательской, образовательной, редакторской, референтской и общественной деятельности; — не нарушай логические способы подлинного толкования законов и мировой информации; — сохраняй ревностное и полезное участие в любых функциях; — успех достижим, если не щадишь своих сил и слабого здоровья; — не переступай грань добра и зла; — соблюдай заветную идею — честное и справедливое служение всем юридическим и физическим лицам; — понимай и цени двустороннее содружество: воспитанник очень хочет знать и научиться думать, а обучающий — с радостью передает все свои знания, вплоть до сокровенных идей и возможных путей их применения; — служи общему делу. Надеюсь, что неизвестный прежде материал современным правоведам может оказать пользу. Выявление трудов П. А. Гедримовича и материалов о нем, их детальный анализ и оценка позволяют предложить репрезентативное обобщение. Заслуженные профессиональные и общественные успехи Петра обеспечены воспитанием, семьей, отличным образованием, навыками организации обучения, трудолюбием, высокой требовательностью к себе и ответственностью за подготовку воспитанников, постоянным желанием думать, искать, не останавливаясь, находить новые знания и идеи. Всему этому обучили его могучие наставники, завершившие формирование столь необходимого фундамента профессии правоведа. Да, молодой профессор многого достиг, но еще больше не успел. Позвольте оставить читателей на этой грустной ноте. Но… с глубокой верой в редкость таких людей во все века.

Список использованной литературы

1. История штурманской службы флота России / Гл. ред. Е. Г. Бабинов. М., 2003. С. 498 — 499. 2. Хохлов Е. Б. Проблемы Особенной части российского трудового права: рабочая программа учебной дисциплины. СПб.: СПбГУ, 2006. 3. Хохлов Е. Б. Проблемы Особенной части российского трудового права: рабочая программа учебной дисциплины. СПб.: СПбГУ, 2011. 4. Новиков А. А. Правопреемство по римскому гражданскому праву: рабочая программа учебной дисциплины. СПб.: СПбГУ, 2012. 5. Розенштерн Н. Еженедельное обозрение. 1889. N 289. С. 534 — 538. 6. Гедримович П. О договоре между отсутствующими: рукопись студенческого исследования юридического факультета Санкт-Петербургского университета. 1871 г. Рукопись студ. юридического факультета. 1870 — 1871 у/г. 7. Дело Императорского С.-Петербургского университета. Дело Гедримовича Петра Александровича // Ф. 14. Оп. 5. Д. 4298. 8. Протоколы заседаний Совета Императорского С.-Петербургского университета за первую половину 1874/1875 академического года. С приложениями. N 10, 11. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875. 9. Императорский лицей в памяти его питомцев: Александровский лицей (1844 — 1918). СПб.: Наука, 2011. С. 476. 10. Некрасов С. М. Живем мы памятью Лицея // Санкт-Петербургские ведомости. Спец. вып. 19.10.2012. С. 2. 11. Гедримович Г. В. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы: на примере социально-экономического образования: Монография / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2012. С. 156 — 162. 12. Отчеты по Юридическому обществу при Санкт-Петербургском Университете. СПб., 1881 — 1884. 13. Юридическое общество при Санкт-Петербургском Императорском университете за двадцать пять лет (1877 — 1902). СПб.: Сенат. тип., 1902. 14. О речи П. А. Гедримовича // Журнал гражданского и уголовного права. 1888. Кн. 5. С. 1 — 32.

——————————————————————