Кафедра нового типа
(Запольский С. В.)
(«Финансовое право», 2005, N 8)
КАФЕДРА НОВОГО ТИПА
С. В. ЗАПОЛЬСКИЙ
Кафедре финансового права Российской академии правосудия пять лет. Конечно же это не юбилейный возраст, но повод обсудить пути «научно-педагогического строительства» в области финансового права.
Финансовое право как научное направление и учебная дисциплина в последние годы вышло на одно из самых заметных мест в системе профессиональной ориентации юристов. Благодаря востребованности (почти неограниченной) в области налогового права и резкого увеличения спроса в целом на специалистов финансового права, наша дисциплина из научно-педагогической «Золушки» трансформируется в нечто значительно более привлекательное. Отсюда создание самостоятельных кафедр финансового права в юридических учебных заведениях — только дело времени. К заслугам «конструкторов» Российской академии правосудия следовало бы отнести то, что формирование подобной кафедры сразу было заложено в концепции ВУЗа; это заметно сократило муки становления научно-педагогического коллектива, дало необходимое стартовое ускорение.
Создание в 1999 г. Российской академии правосудия — одна из мер по осуществлению судебно-правовой реформы в стране. Совмещая обучение студентов с повышением квалификации судей и сотрудников судебного аппарата, академия самим своим возникновением материализует новый подход к юриспруденции, к соотношению теории и практики, наконец, права материального и права процессуального. Все это не могло не отразиться на философии формирования кафедры финансового права.
Вспомним недавнее прошлое. Как трудно протекал процесс размежевания учебных дисциплин и отдельных тем между кафедрами! В РАП кафедра финансового права была освобождена и от этих хлопот, что позволило подойти по-новому к решению вопроса о месте дисциплины финансово-правового цикла в учебной программе. Так, наметился основной учебный приоритет — преподавание налогового права в совокупности с рядом спецкурсов, освещающих и конкретизирующих область налогового правоприменения. Здесь, безусловно, играет роль то, что общая ориентация ВУЗа — подготовка специалистов для судебной системы, а применением налогового права заняты не только арбитражные суды, но и суды общей юрисдикции и мировые суды. В области налогового права кафедра опирается на опыт судей Высшего арбитражного суда А. Бабкина и В. Тумаркина, преподающих ряд предметов налогового цикла. Весьма полезным стало подключение к учебному процессу РАП профессора Г. Толстопятенко, читающего курс «Европейское налоговое право».
Трудно переоценить вклад И. Цинделиани в совершенствование учебного процесса и его методического обеспечения.
Не может не вызвать дискуссию отнесение к кругу финансово-правовых дисциплин предметов, тяготеющих к административному праву и к праву гражданскому. В частности, на кафедру финансового права возложено преподавание таможенного права, антимонопольного законодательства, финансового оздоровления и банкротства, страхового права (в его полном объеме). Что бы это не показалось только организационной особенностью, подчеркну, что каждый из названных предметов преподается как финансово-правовая дисциплина или с акцентом на финансовую проблематику, поскольку мы уверены, что замыкаться в традиционном круге институтов — значит искусственно занижать образовательный эффект финансового права как науки. Эту тенденцию (с согласия руководства академии) есть надежда продолжить — на повестке дня преподавание правовых основ инвестиционной деятельности, правового регулирования оборота ценных бумаг, а также комплексной дисциплины — эмиссионное право.
В решении задач многопрофильной кафедры мы опираемся на знания преподавателей и ученых М. Каратонова, Е. Пустоваловой, В. Кирилиной, А. Майоровой, М. Прошунина, Е. Костиковой, А. Мамедова, Г. Матвиенко, А. Фадеева, А. Сбежнева, многие из которых имеют большой опыт практического правоприменения и зарекомендовали себя умелыми преподавателями.
Не страдает ли при этом концепция финансового права как публично-правовой отрасли? Отчасти да, но следует учесть, что подобные теоретические «потери» с лихвой компенсируются комплексностью изучения финансово-правовой материи в реальной совокупности со связанными с ними институтами иной отраслевой принадлежности. Можно даже предположить, что построение кафедр строго по отраслевому принципу, возможно, постепенно будет уступать место созданию комплексных «проблемных» кафедр. На наш взгляд, обеспечение «научной чистоты» кафедр и круга дисциплин, преподаваемых ими, — ценность далеко не самой высокой пробы…
Сказанное означает лишь то, что концепция развития кафедры основана на сочетании преподавания фундаментальной дисциплины — финансового права с прикладными дисциплинами и спецкурсами как финансово-правовой, так и иной направленности. Вместе с тем дисциплина «Финансовое право» занимает главное место, и к ее преподаванию привлечены наиболее опытные преподаватели-профессора К. Бельский, С. Запольский, А. Селюков. Пока данная дисциплина — двухсеместровая; в наших планах значится удлинение ее до 3 или даже 4 семестров.
Совмещение преподавания с научной деятельностью — традиция российской высшей школы. На кафедре финансового права РАП готовят кандидатские диссертации 44 аспиранта и 38 соискателей. Многие из них — действующие судьи, сотрудники органов исполнительной власти, адвокаты. За короткое время 7 аспирантов и соискателей защитили диссертации. На подходе к защите группа из 10 — 15 потенциальных диссертантов. При кафедре образовалась и действует Международная ассоциация финансового права; преподаватели кафедры состоят в ряде экспертно-консультативных органов и диссертационных советов. «Штабом» кафедры руководят Т. Пословина и М. Амерханова.
Пять лет для становления кафедры — срок незначительный, особенно если кафедра всего на один год моложе ВУЗа. Хотя подготовлено много молодых специалистов, выпущено уже немало научных и методических работ, а в издательстве лежит двухтомный учебник «Финансовое право», главные свершения кафедры — еще впереди.
Остается только поблагодарить редсовет журнала «Финансовое право» за внимание к кафедре и к ее первой заметной дате на долгом пути, а также пригласить к дискуссии по проблемам, поднимаемым в статьях и сообщениях, включенных в этот выпуск журнала.
——————————————————————