Концепции развития и специализации юридического образования в современной России

(Мелешко Н. П.) («Юридическое образование и наука», 2005, N 4)

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н. П. МЕЛЕШКО

Мелешко Н. П., кандидат юридических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИУБиП.

Российское общество с начала 90-х гг. ХХ столетия находится в постоянном революционно-эволюционном развитии: экономическая основа общества — государственная собственность, планово-распределительное производство и потребление, диктатура государственной власти (чиновничество) в управлении обществом заменяются частной собственностью, свободным рынком, ценами, конкурентностью в сфере производства и распределения, демократией в управлении обществом. Смена основных ценностей производства, распределения, бытия влекут за собой изменения структуры общества, его правовых систем, государственных институтов управления, менталитета общества и отдельных граждан, что влечет за собой изменения в системе воспитания, образования и становления отдельных личностей, всего общества и его структур. В современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы, правоохранительной и правоисполнительной систем для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути, для удовлетворения интересов, нужд и потребностей, естественных природных прав человека и гражданина. Правовые системы и системы обеспечения их действия определяют сущность любой общественной формации. Гарантом осуществления этих задач служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов. Проблемам развития юридического образования уделяется значительное внимание законодательной и исполнительной власти, прежде всего Министерства образования и науки Российской Федерации. Помимо государственной системы юридического образования создана мощная не бюджетная система образования, которая вносит существенный вклад в подготовку специалистов — юристов и в развитие юридических наук <*>. ——————————— <*> Материалы всероссийских совещаний юридических вузов России (2 — 3 декабря 1999 г., 24 — 25 ноября 2000 г.). М.: ФАЮВ, 2001. 154 с.; О состоянии, проблемах и направлениях дальнейшего совершенствования подготовки юристов в Южном федеральном округе. Материалы регионального совещания. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. 34 с. В сентябре 2004 г. в ИУБиП г. Ростова-на-Дону прошло всероссийское совещание институтов ФАЮВ на тему «О состоянии, проблемах и направлениях дальнейшего совершенствования подготовки юристов в Российской Федерации». Сборник материалов заседания Президиума Ассоциации юридических вузов «О качестве юридического образования» / Под ред. И. Г. Акперова / ИУБиП. 2005. 32 с.

Интеллектуальное развитие личности заключается в развитии ее физических способностей — мышления, памяти, воображения, анализа, прогнозирования, в приобретении и скоплении известного запаса знаний. Воспитание и образование неотделимы. Образование можно получить в результате изучения законов, теорий, а воспитание — только в результате научения, применения права и жизни по праву, в соответствии с законом. Юридическое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получается в определенной системе и в определенное время, делится на уровни, категории и влечет за собой приобретение юридической профессии. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками реформирования сферы воспитания и образования нашего общества и его граждан. Премьер-министр России М. Фрадков при обсуждении в Правительстве реформы системы образования заявил, что эта задача не только важная, но и очень сложная с учетом масштабов и процессов развития федеративного устройства страны. Он выделил три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания, обеспечение финансирования этой сферы <*>. ——————————— <*> К доске // Российская газета. 2004. 10 декабря.

Концепция реформы образования, предложенная Минобороннаукой, планирует затронуть весь образовательный процесс, начиная с дошкольного образования в детском саду с возраста 5 лет. Самые значительные изменения предлагаются в системе высшего образования, которое должно перейти на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратура. Эту концепцию резко критиковал ректор МГУ В. Садовничий: двухуровневая система не предполагает ученой степени доктора наук; повсеместная система ЕГЭ лишит доступности высшего образования наиболее продвинутых детей в отдельной отрасли — математике, литературе, химии и т. д. Представители деловых кругов и университетов корень зла в неудовлетворительном состоянии сегодняшнего высшего образования видят в недостаточном бюджетном финансировании и уходе государства из системы образования, что порождает коррупцию в рядах преподавателей вузов и учителей школ, коммерциализацию учебного процесса. Выработаны были единые мнения: 1) о подушевом финансировании, когда деньги «следуют» за школьником и студентом; 2) ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) вручаются выпускникам по результатам ЕГЭ; предоставление госсубсидий на образование: специалисты отрабатывают эти деньги в России либо возвращают кредиты; сохранение бюджетных мест в вузах; стипендии бизнеса; 3) вместо стандартизации содержания образования ввести стандарт на условия образования; 4) двухуровневая система образования — массовые профессии: бакалавриат — 4 года, магистратура — дополнительно 1, 2 года, готовит исследователей, менеджеров высшего звена; 5) непрерывное образование — переподготовка кадров и повышение квалификации кадров; 6) идея приватизации образовательных учреждений и введение исключительно платного высшего образования могла прийти в голову только сумасшедшему <*>. ——————————— <*> Там же.

Профессор Побежимова Н. И., анализируя проблемы интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования на базе Болонского процесса, подчеркивает необходимость: а) обеспечения студентам доступа к более эффективному и перспективному обучению; б) создания унифицированных систем оценок успеваемости; в) признания всеми странами дипломов и научных званий, полученных за рубежом. В то же время отмечает: «Россия будет сильнее, если сохранит фундаментальное российское образование и возьмет все лучшее, что имеется в образовательном процессе,.. что будет способствовать гармонизации российской и европейской образовательных систем» <*>. В рекомендациях по итогам парламентских слушаний «Юридическое образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы» отмечается, что участники парламентских слушаний считают необходимым предоставить вузам и научным учреждениям возможность самостоятельно выбирать уровень подготовки, включая «бакалавра юриспруденции», «специалиста юриспруденции», «магистра юриспруденции» <**>. ——————————— <*> Побежимова Н. И., Шевченко Е. Н. Интеграция российской школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2005. N 1. С. 20. <**> Юридическое образование и наука. 2005. N 2. С. 16.

В общей системе образования особое место должно занимать юридическое образование. Конституция России провозгласила диктатуру закона: закон и законность, особенно в деятельности государственной власти, должны обеспечивать действенность таких общечеловеческих гражданских критериев — оценочных принципов, как свобода, равенство, справедливость. Чтобы обеспечить верховенство закона, каждый гражданин должен быть юридически грамотным, государственные чиновники должны быть юристами-профессионалами в сфере своей деятельности, а работники правоохранительной, правоприменительной сферы и правосудия должны быть профессионалами — юристами высокого класса и высокообразованными людьми в сфере философии, социологии и специальных отраслевых знаний. 1. Юридическое образование, по нашему мнению, должно быть единым, цельным и в то же время многообразным в соответствии с потребностями структуры общества и процесса развития общественных отношений вообще и в конкретном историческом временно-пространственном измерении в частности. Должно быть достигнуто соответствие между демографической структурой общества, его потребностями, структурой и конечными показателями юридического образования. 1.1. Единство юридического образования должно обеспечиваться государственным стандартом, в который входят нормативы на количественные и качественные характеристики. Действующий ныне государственный стандарт (030501) содержания юридического образования не соответствует реалиям и потребностям общества в юридическом образовании, способствует волюнтаризму в выборе учебных дисциплин и структуре их содержания. Об этом свидетельствует действующая градация дисциплин: федеральный, региональный, вузовский, по выбору и т. д. компоненты. Следовало бы установить стандарт на условия образования, то есть обязательные к изучению направления — дисциплины социолого-философского, математико-информационного, исторического, лингвистического, культурологического, государственно-правового направлений. Причем последние, государственно-правовые, должны занимать не менее 2/3 всего объема обучения. Объем преподавания дисциплин этих направлений и единые формы определения знаний студентов (экзамен, зачет, рейтинг, тесты и т. д.) должны определяться государством, так как это единый оценочный, соответствующий международным нормам государственный образовательный стандарт высшего юридического профессионального образования с присвоением профессии, например бакалавра юриспруденции — юриста 2-й степени, магистра юриспруденции — юриста 3-й степени. Срок обучения: 4 года — бакалавриат и 5 — 6 лет — магистратура. 1.2. Структура юридического образования может быть многоуровневой, а процесс образования — непрерывным. Это: 1) дошкольное правовое воспитание: изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности, этикета поведения, гигиены тела и т. д.; 2) начальное юридическое образование в системе общего среднего образования (школа, гимназия) дает общие знания о системах государственного устройства, управления обществом, системах права; 3) среднее профессиональное юридическое образование: колледж, техникум — готовит специалистов учетно-кадрового обслуживания, делопроизводства, подготовки документов, помощников следователей, нотариусов, а также низшего управленческого звена; 4) высшее профессиональное юридическое образование — институты с 4-летним обучением — бакалавриат, университеты с 5 — 6-летним образованием — магистратура; 5) постоянно действующая система повышения образования и квалификации; 6) высшее послевузовское профессиональное образование — аспирантура, докторантура, адъюнкты академий. Учебные заведения могут базироваться на разных формах собственности, но дипломы должны быть одинакового образца независимо от формы собственности учебного заведения. Структуре образования должна соответствовать и структура воспитательных и учебных учреждений, статус которых устанавливается, а надзор за их деятельностью осуществляется государством. В структуре должны быть дошкольные воспитательные учреждения (ясли, сады и прочие), школьные, учреждения общего и среднего профессионального образования (школы, лицеи, колледжи и прочие), учреждения высшего профессионального образования (институты) — бакалавриат, учреждения высшего профессионально-специализированного образования (университеты) — магистратура, учреждения высшей научно-профессиональной подготовки и повышения квалификации — академии. Муниципальные органы власти должны полностью обеспечить функционирование дошкольного и школьного образования, органы власти субъектов Федерации — функционирование институтов и университетов, органы федеральной власти — академий. Финансирование всех государственных учреждений образования и воспитания должно осуществляться из федерального бюджета. Государственная система воспитания и образования может основываться на частной и публичной собственности, но должна полностью удовлетворять потребности общества в этих услугах и полностью обеспечить обязательное воспитание и образование детей в возрасте до 16 лет. Следует отметить, что университеты — это должны быть не просто учреждения высшего профессионально-специализированного образования. Они должны олицетворять и обеспечивать единство многоуровневой непрерывной системы образования (гуманитарного или технического — не имеет значения). История знает подобные формирования: еще при Наполеоне вся Франция была разделена на учебные округа, а система учебных заведений от низших до высших называлась «Университет». Было бы вполне оправданным и в современной России статус университета присваивать только учреждениям, которые имеют многоуровневую систему образования и воспитания детей от 6 лет: школы, лицеи, колледжи, бакалавриат, магистратура. Полагаем, что эти уровни (ступени) образования должны готовить специалистов определенного, то есть заданного, оговоренного уровня. Школы, гимназии («корпуса») дают общее начальное юридическое образование, не присваивая статуса профессии; колледжи, техникумы дают среднее профессиональное образование с присвоением профессии (например, юрист 1-й степени, категории). Эта градация должна быть определена и установлена Табелем о рангах государственной и коммерческой службы. Среднее юридическое образование уже должно регулироваться ГОСТом. Институты, университеты должны, так же как и сейчас, давать высшее профессиональное юридическое образование двух ступеней: высшее общее юридическое профессиональное образование — юрист 2-й степени (система бакалавриата) и высшее специализированное юридическое образование — (магистратура) — юрист 3-й степени — готовит работников административно-правового управления обществом, гражданско-правового управления обществом, криминологического (уголовно-правового) управления обществом — система магистратуры. Двухуровневая система высшего юридического образования не должна, на наш взгляд, исключать среднего профессионального образования по подготовке кадров низшего управленческого звена. Непрерывность юридического образования всех обозначенных систем должна заключаться не в перезачете ранее изучавшихся предметов, а в изучении тех же обязательных для юристов предметов, но на более высоком профессионально-специализированном уровне, а также специализированных курсов по основным предметам. Система зачетов ранее изучавшихся дисциплин неприемлема и в системе переподготовки кадров, то есть получения второго высшего образования. Необходимо изучать все обязательные дисциплины государственного стандарта и сдавать по ним экзамены (возможно, экстерном или в дистанционной форме). Недопустимо, на наш взгляд, давать второе высшее юридическое образование по сокращенной программе лицам, имеющим только среднее неюридическое и даже юридическое образование, то есть уровень второго юридического образования должен соответствовать государственному стандарту, а уровень первого неюридического высшего образования — основа получения нового юридического образования в порядке переквалификации. Повышение квалификации — только на базе высшего образования в порядке повышения или изменения специализации. (Принцип: сел в трамвай, а когда и на какой остановке будешь выходить, вновь садиться и продолжать движение — это выбор индивида из-за семейных обстоятельств, материального положения и др.). 1.3. Вторая ступень высшего юридического профессионального образования как правовая специализация также должна определяться государственным стандартом и включать основные направления (специализацию), уже имеющиеся в вузах: а) административно-государственное управление общественными процессами; б) гражданско-правовое управление обществом; в) криминологическое (уголовно-правовое) управление общественными процессами (отношениями). Предлагаем ввести четвертое основное направление специализации — ювенальная юстиция для подготовки специалистов в: а) системе управления развитием (воспитание, образование, научение) детей (молодежи, подрастающего поколения); б) системе защиты их прав и свобод; в) системе противодействия правонарушаемости несовершеннолетних (см. п. 2.2). Государственный стандарт должен определять набор основных дисциплин в общем учебном объеме их преподавания не менее чем на 2/3 общего объема, остальные (1/3 объема) — это спецкурсы по углубленному изучению основных дисциплин, которые определяет ВУЗ, возможно, по согласованию с региональными органами государственного управления образованием. Выпускники получают профессию, например, специалиста по установленной шкале (второй степени или магистра юриспруденции — специалиста третьей степени и т. п.). Для работающих юристов, специалистов (магистров) также должна существовать система повышения квалификации на уровне учебных академий при участии в формировании учебных программ министерств и ведомств (МЮ, Судебный департамент, МВД, Генеральная прокуратура, ведомства по налогам, наркоконтролю и др.). Все специалисты должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет продолжительностью 3 — 6 месяцев с присвоением квалификации в соответствии с Табелью о рангах. Продвижение по службе, как правило, должно происходить после этапа учебы в этой системе. Подготовка специалистов-юристов узкой специализации (в сфере медицины, аграрного комплекса, прокуратуры, МВД, судебных органов, бюджетного, налогового права, системы полного и иного образования) должны решаться, на наш взгляд, в стадии их переподготовки, повышения квалификации, или же институтами, университетами по дополнительной, специально разработанной программе, согласованной с органами управления в регионах. Увеличение времени обучения при этом происходит не за счет государственного стандарта, а дополнительно к нему. 2. Проблемы выбора общеобязательных и специализированных дисциплин должны решаться не только в соответствии с уровнем развития мировой и отечественной науки вообще, но обязательно в соответствии с потребностями развития общества на современном этапе в соответствии с особенностями и потребностями регионов. 2.1. Государство должно определить приоритеты развития правовых систем управления обществом на современном этапе и на перспективу. Российское государство стало правопреемником СССР и в плане социалистической правовой системы, которая 70 лет складывалась в непримиримой борьбе с правом зарубежных капиталистических стран (с «буржуазным правом»). Сейчас основой общества становятся частная собственность, свобода торговли, цен, конкуренции, капитализации, предпринимательства и др., т. е. основополагающие ценности капиталистического цивилизованного общества; изживаются как несоответствующие этапу ценности социализма — равноправие в бедности, централизация (через административные репрессии) управления обществом, развитием человека, сопутствующий той эпохе дефицит товаров и услуг и т. п. Это принципиально иная система ценностей, которая потребует (уже требует) иного построения программ и «курсов» вузовского обучения. Меняется существующая структура и содержание правовых дисциплин, преподаваемых в ВУЗах. Подход при этом нередко упрощенный. Так, под изучением «Административного права» мы понимаем ознакомление с Кодексом об административных правонарушениях (т. е. незначительных преступлениях граждан и их корпораций), а не изучение курса «Основы административных процедур». В стране отсутствует аналогичный закон, регулирующий все многообразие деятельности (и ответственность) органов государственной власти. Поэтому в стране нет и «административного правосудия» как системы разрешения претензий граждан и их корпораций (частного интереса) к органам государственной власти (публичный интерес). Если исходить из общей категории «преступного деяния», а не административного деликта, это позволит «преступление» рассматривать как категорию действительно общественно-опасных деяний, а не абстрактную формулировку «кодекса», который быстро меняется, и «население» уголовно-исправительных учреждений свести до минимума (десятки тысяч, а не тысячи тысяч). Нынешняя формулировка понятия преступления (ст. 14 УК РФ) неизбежно ведет к созданию армии заключенных, лишенных свободы и человеческих условий жизни людей, что наносит государству и обществу не только моральный, но и большой экономический ущерб. Мы предлагаем вместо «Административного права» изучение дисциплины «Административная деликтология» на базе кафедры уголовно-правовых дисциплин, а на базе кафедры конституционного права изучать дисциплину «Основы административных процедур». Такие дисциплины наиболее соответствуют современной структуре российского общества, международной практике и опыту других государств. Следует задействовать ювенальную правовую систему воспитания, образования и защиты детей как особой категории населения (подрастающего поколения). Дети должны быть, как правило, выведены из сферы действия уголовно-правовой системы российского правосудия. Фактически мы строим свободное общество свободных людей, а пользуемся антагонистической для этого общества социалистической правовой системой тоталитарного государства и государственного управления. Также предлагается: 1) ввести во всех ВУЗах дисциплины сравнительного правоведения в области административно-правового управления, гражданско-правового (цивильного), криминологического (уголовно-правового) управления и ювенальной юстиции как системы воспитания, образования и судебной защиты несовершеннолетних и молодежи; 2) исключить из преподавания дисциплину «Правоохранительные органы», так как эти органы постоянно совершенствуются и изменяются, и ввести дисциплину «Правоохранительная деятельность государства» — это функции выявления и пресечения нарушений и неисполнений любых систем права (преступных деяний: правонарушений и преступлений); 3) разработать науку «Уголовное преследование в России» для развития функции расследования преступных деяний, наказания осужденных и их исправления, которые по Конституции Российской Федерации отнесены к судебной власти и возложены на прокуратуру, дознание, следствие, Министерство юстиции; 4) разработать дисциплину «Отправление правосудия в России» и ее спецкурсы — уголовное, гражданское, административное, конституционное правосудие (процессы) для развития функций правосудия по уголовным, гражданским, административным делам — в сфере государственного управления обществом, которые осуществляют органы судебной власти (по Конституции это суды всех правовых систем и прокуратура). Особо следует остановиться на «Прокурорском надзоре» как функции судебной власти в любой конституционной стране. «Прокурорский надзор» — «разбор полетов» при (после) нарушении закона. Преступление — тяжкое по умыслу и последствиям нарушение закона, одно из степеней преступного деяния. В органах прокуратуры любой «материал» может быть проверен, выявлены детали, определена квалификация такого деяния — нарушения. Это расследование. Любое дело может быть расследовано в прокуратуре. «Следователь» — архаизм. Это должны делать прокуроры, их заместители, их помощники. Это не проблемы «подследственности» и не сокращение или увеличение следственного аппарата. Это осуществление функции уголовного преследования, досудебного производства, надзора за исполнением законов во всех сферах государственной власти в плане противодействия коррупции, в том числе и в системе органов судебной власти. Ни одна система в природе и обществе не может быть «самодостаточной» и «самоконтролирующейся», так как это всегда приводит к вырождению, коррумпированности, разложению и гибели подобной системы. Поэтому наука о «Прокурорском надзоре в системе государственной власти и управления» необходима в системе юридического образования. «Правоохранительные органы» — это юридическая учебная дисциплина, изучающая систему и структуру, а также системность в иерархии государственной власти органов, выявляющих и изначально пресекающих противоправные деяния в обществе и принимающих меры для расследований этих деяний и для возмещения ущерба — восстановления социальной справедливости. Это органы, указанные КоАП РФ как имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (их 68, но в связи с реорганизацией Правительства они по количеству и наименованию будут изменены как в Центре, так и в регионах); органы КРУ, Счетной палаты, Финансовой разведки, милиции, прокуратуры — в части выявления правонарушений. Статистика свидетельствует, что до 40% всех противоправных деяний выявляется по заявлениям потерпевших, а более 60% выявляются правоохранительными органами. От того, как оперативно будут выявлены и пресечены правонарушения, как будут оформлены и закреплены доказательства противоправности, зависит дальнейший успех всей государственной системы борьбы с преступностью, обеспечение законности и социальной справедливости в обществе. Эта дисциплина является основой для подготовки студентов к получению знаний прежде всего уголовно-правового цикла, в значительном объеме гражданского правового цикла и государственного устройства исполнительной ветви власти. Поэтому для престижа ВУЗа читать ее должен ученый, работавший в этой системе, т. е. знающий ее не по «букварям», а познавший ее эмпирически, на собственном опыте и по программе, подготовленной или согласованной с кафедрой уголовно-правовых дисциплин. В связи с тем что система правоохранительных органов в России постоянно находится в стадии реформирования «развития и становления», предлагается изменить ее название на «Правоохранительная деятельность государства». 2.2. Поскольку «Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних» основано не только на знаниях права, а и на знаниях педагогики, социологии, психологии, естественных наук о человеке и природе, эта отрасль правоотношений должна быть выделена в особый объект всех указанных наук и, следовательно, должна быть введена самостоятельная специализация — «Ювенальная юстиция» с набором дисциплин: «Основы ювенальной юстиции», «Ювенальное правосудие», «Международные стандарты социализации (развития) детей», «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения», «Ювенология», «Девиантология» и других. Следует согласиться с президентом Федерации Ассоциации юридических вузов, профессором М. Н. Марченко о необходимости введения в учебные планы таких дисциплин, как сравнительное правоведение (Общая и Особенная части), которое преподается в зарубежных ВУЗах уже почти две сотни лет, философия права, юридическая конфликтология, «компьютерное» право и др. <*>. ——————————— <*> Марченко М. Н. Проблемы юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. N 1. С. 16.

В заключение хотелось бы сказать, что изучение правового опыта зарубежных стран (других социально-правовых систем) поможет нам развивать наши правовые системы по цивилизованному, прогрессивно-гуманистическому направлению и избежать «ошибок» (волюнтаризм, репрессии, геноцид и т. д.), присущих социалистическим тоталитарным системам права и управления. Развитие уголовно-правовой специализации в ИУБиП, как и в любых юридических вузах, мы видим по следующим направлениям. 1. Углубленное изучение (на уровне аспирантуры) проблем уголовного права России в плане его совершенствования и приведения в соответствие в мировыми уголовно-правовыми системами прежде всего в направлениях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества, интеграции в мировое правовое и экономическое пространство. Главное направление в совершенствовании уголовного законодательства мы видим в воссоединении его с административно-деликтным (правонарушение граждан и корпораций). 2. Совершенствование уголовно-исполнительной системы России в плане ее адаптации к современной рыночной экономике в целях использования огромного потенциала трудовых ресурсов: общественные работы, исправительные работы, работные дома, малый и средний бизнес и т. д. 3. Развитие уголовно-процессуальных концепций, направленных на совершенствование оперативно-розыскной, криминалистической деятельности, предварительного расследования, прокурорского надзора и судопроизводства в целях превалирования восстановительного правосудия над карательным и обоснования создания судебной системы, соответствующей мировой практике. 4. Разработка правовой основы и системы обеспечения безопасности бизнеса и корпораций как внутри страны, так и на международной арене. Это прежде всего борьба с организованной преступностью в сфере экономики. 5. Совершенствование криминологической деятельности по профилактике и предупреждению преступности по двум направлениям: а) борьба с транснациональной и организованной преступностью (такой спецкурс мы уже читаем два года); б) развитие противодействия общества девиантному поведению несовершеннолетних и взрослых путем целенаправленного воспитания, образования, становления законопослушных граждан. 6. Для этих целей разработана научная дисциплина «Основы ювенальной юстиции». В результате многолетних научных исследований выработаны предложения по совершенствованию законодательства, системы социального контроля, системы правосудия, системы воспитания и образования детей и молодежи. Нами готовятся материалы для внедрения этой дисциплины и в других ВУЗах страны, а также новой специализации «Ювенальная юстиция» по подготовке кадров социальных работников по работе с детьми и молодежью и юристов для системы служб социального контроля, правоохранительной деятельности, правосудия и законотворчества. Осуществление этих направлений развития юридических знаний (обучение студентов, научные исследования, подготовка научных кадров, внедрение научных результатов и открытий) планируется следующими путями: а) подготовка собственных научных кадров и привлечение к работе на кафедре ученых соответствующего профиля; б) совершенствование учебного процесса, внедрения профильных спецкурсов, обеспечение усвоения базовых дисциплин, для чего необходима увязка учебных программ непрерывных форм образования, усиление контроля за успеваемостью и усвоением материала; в) взаимодействие с другими кафедрами юрфака, психологии, экономики, информатики, лингвистики, а также с другими вузами. 7. Мы работаем над разработкой новой специальности «Менеджер-юрист», который бы помимо знаний управления экономическими процессами владел также знаниями цивильного и криминологического циклов, умел бы обеспечивать не только получение доходов и прибыли, но и безопасность бизнеса в современном правовом поле. Современное развитие общества требует громадного количества специалистов — юристов новой формации. Эту тенденцию развития современного общества подметил еще К. Маркс, обосновывая опережающий рост преступности <*> (4%) над ростом населения (2%). —— ————————— <*> Только правильнее было сказать не преступности, а правонарушаемости, т. к. в уголовном праве Германии, как и других стран мира, было при К. Марксе и есть сейчас только понятие преступного деяния — правонарушения, а преступление — это одна из категорий преступного деяния, за которое суд может назначить наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Только в социалистической системе права изобрели понятие преступления как самостоятельного социального явления, за которое большую массу людей можно было репрессировать и изолировать от общества.

Россия является одной из самых отсталых стран по количеству работающих юристов в производственной и управленческой сфере. Так, в конце 80 — 90-х годов в СССР в сфере всего производства работало 85 тыс. юристов. В США только в сфере сельскохозяйственного комплекса 125 тыс. В сфере правоохранительной деятельности, судебной власти СССР работало юристов до 50%, а в системе МВД работало до 70% лиц, не имеющих юридического образования. Подобное положение сохраняется и в современной России: в органах МВД только около 60% лиц с юридическим образованием, 80% из них со стажем работы до 3 лет; в уголовно-исполнительной системе юристов около 20%; в прокуратуре на оперативных должностях до 70% юристов со стажем работы до 3 лет. В условиях рыночной экономики появляется потребность в юристах новой формации, нового качества, когда управленец (менеджер) должен владеть правом как системой регулирования производственных, технологических внутренних процессов (подбор кадров, обеспечение качества, сохранности, безопасности и т. д.), так и внешних (конкурентность, рынок, сотрудничество, взаимодействие с властью, социальной структурой общества, обеспечение безопасности, избежание перепроизводства и т. д.). Экономист — это только техническая профессия, а руководитель в бизнесе — это образ жизни. Получение прибыли — это суть общественного процесса, которая обеспечивается как созданием надлежащего правового поля, так и соблюдением «правил игры» в собственном и общесоциальном правовом поле. Без соблюдения этих принципов менеджмента экономика будет скатываться в разряд теневой деятельности, а производство — в сферу организованной преступности. Поэтому экономистов-менеджеров следует вооружать юридическими знаниями (а не работниками-юристами) прежде всего в сфере криминологического управления обществом (уголовное право, процесс, криминология) и цивильно-правового управления обществом (гражданское право, процесс), которые позволят им цивилизованным путем реализовывать свою сущность — стремление к получению прибыли в рамках действующего (и создаваемого) правового поля и социального общежития на всех уровнях: место проживания и деятельности; регион; страна. Полагаем, что будущее в развитии производственных отношений и производительных сил в становлении и развитии новой специальности «Менеджер-юрист» — организаторы производства, бизнеса. Большую потребность на рынке труда имеют также узкие специалисты в сферах борьбы с уклонением от налогообложения, финансового мониторинга; безопасности бизнеса от корпоративного шантажа, преднамеренного банкротства; киберпреступности; с производством и распространением наркотических психотропных и других аналогичных веществ; классификацией товаров и продуктов потребления, в сфере экологической безопасности и др. Эти направления уголовно-правовой защиты общества из частных превратились в глобальные угрозы существования и развития человеческого социума, что отмечалось на XXI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию <*>. ——————————— <*> Голик Ю., Коробеев А. Преступность планеты Земля: глобальная угроза, поиски адекватных ответов. XXI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Уголовное право. 2005. N 3. С. 108 — 111.

——————————————————————