Характеристика предмета преступлений, посягающих на культурное наследие России
(Багдасарян Р. Г.) («Российский следователь», 2006, N 12)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
Р. Г. БАГДАСАРЯН
Багдасарян Р. Г., аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета КубГУ.
Несмотря на значительную общественную опасность и распространенность посягательств на культурные ценности, ни в нормативно-правовых актах, ни в юридической литературе нет единой точки зрения о понятии предмета этих преступлений, в то время как «предмет преступления может иметь важное уголовно-правовое значение, особенно для квалификации преступления, в тех случаях, когда он является признаком соответствующего состава преступления» <1>. Так, законодатель в УК РФ 1996 г. различно называет предмет преступных посягательств в рассматриваемой сфере, не раскрывая их содержания: ——————————— <1> Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1996. С. 154.
1) предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164); 2) культурные ценности (ст. 188); 3) предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190); 4) памятники истории и культуры, предметы и документы, имеющие историческую или культурную ценность (ст. 243). В работах, посвященных исследуемой проблеме, мы также встречаем разные определения. Например, Р. Б. Булаков считает, что культурные ценности — это особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, то есть служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимых качеств человека. Он считает, что главной чертой, характеризующей культурные ценности как особую правовую категорию, является присущий им элемент всеобщности, которым определяется их значение для общества <2>. Представляется, что данное определение излишне расплывчато и не отражает существенных черт определяемого объекта. Автор не объясняет, что такое «всеобщий труд», «конкретно-исторический характер» и фактором формирования каких именно качеств человека должны выступать «уникальные вещественные результаты человеческой деятельности», чтобы их можно было признать культурными ценностями. Без этого данное определение теряет свой познавательный характер и не может быть применено для целей квалификации. Кроме того, из данного определения выпадает существенный пласт культурных ценностей, не являющихся результатом человеческой деятельности: палеонтологические находки, коллекции редких минералов и т. д. ——————————— <2> Булатов Р. Б. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995. С. 55.
Несколько иное определение предлагает В. Н. Тищенко: «Культурные ценности — особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себе художественную, научную, мемориальную или иную культурную ценность. Под культурными ценностями, в том числе и памятниками культуры, природы, понимаются как движимые, так и недвижимые объекты. К движимым объектам относятся предметы, находящиеся в недвижимых объектах или извлеченные из них и способные представлять ценность сами по себе. К недвижимым объектам относятся местности природного, этнического, археологического, исторического и другого научного значения; архитектурные сооружения, ансамбли, представляющие научную, мемориальную, художественную и иную культурную ценность» <3>. К недостаткам данного определения, по нашему мнению, можно отнести жесткую привязку понятия движимых культурных ценностей, на которые происходит абсолютное большинство преступных посягательств, к понятию недвижимых культурных ценностей, не учитывающую, что первые вполне могут существовать и вне всякой связи и зависимости от вторых. Например, под данное понятие не подпадают движимые культурные ценности, найденные при археологических раскопках и извлеченные просто из земли, а не из «недвижимых культурных ценностей». ——————————— <3> Тищенко В. Н. Культурные ценности. М., 1994. С. 3.
В УК РФ не дано толкования перечисленных понятий, поэтому для их определения необходимо обратиться к нормам других отраслей российского права, а в некоторых случаях — к нормам международного права. Целесообразно начать характеристику указанных предметов преступлений с выяснения содержания термина «культурные ценности», так как именно он наиболее часто употребляется как в международном праве, так и в российском уголовном праве. Нет единого понятия в отношении рассматриваемых предметов и в специальных федеральных законах России. Так, ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. определяет культурные ценности как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» <4>. Данный Закон содержит и такие термины, как «культурные блага», «культурное наследие» и «культурное достояние». Под культурными благами понимаются условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурное наследие народов Российской Федерации — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное достояние народов Российской Федерации определяется как совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права передачи иным государствам и союзам государств с участием РФ. ——————————— <4> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
Следует отметить, что приведенные термины не соответствуют аналогичным, закрепленным в УК России. Так, ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду культурных ценностей, но не раскрывает это понятие. Если за основу брать определение, данное законодателем в Основах законодательства о культуре, то становится неясным, каким образом можно совершить контрабанду «нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, языков, диалектов и говоров, национальных традиций и обычаев, исторических топонимов, фольклора, художественных промыслов и ремесел». Если использовать понятие культурного достояния, данное в Основах законодательства о культуре для определения предмета преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, то к нему могут быть отнесены «организации, учреждения и предприятия культуры», но не будут охраняться уголовным правом предметы культурного достояния, принадлежащие организациям, гражданам и зарубежным государствам, что противоречит конституционному положению о равенстве всех форм собственности. Не внес ясности в рассматриваемую проблему и принятый Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который трактует понятие «культурные ценности» как «движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации» <5>. ——————————— <5> Приданов С. А., Щерба С. П. Преступления, посягающие на культурные ценности России, М., 2002. С. 344.
Анализируя приведенные положения указанных законов, следует отметить, что они далеки от совершенства, так как, в частности, содержат элементы тавтологии. Так, представляется, что памятники истории, в каких бы формах они ни выступали, всегда являются памятниками культуры и автономного содержания не имеют, так как соотносятся между собой как часть к целому. Понятие «памятники культуры» охватывает и понятие «памятники истории», поэтому нет необходимости выделять их в самостоятельную и равноправную группу в общей классификации. Неоднозначно определено понятие «культурные ценности» и в многочисленных подзаконных актах. Основные недостатки этих нормативных актов заключаются в том, что в них просто дается перечень тех объектов, которые относятся к культурным ценностям, без приведения оснований классификации и отношения перечисляемых предметов к рассматриваемой категории либо это понятие вообще не расшифровывается. В отечественных нормативных актах и правоприменительной практике вплоть до последнего времени более активно употреблялся термин «предметы антиквариата (антиквариат)», в то время как в мировой практике используется понятие «культурные ценности». В настоящее время указанные термины употребляются и самостоятельно, и наряду друг с другом. «Антикварный» означает «старинный и ценный; относящийся к торговле старинными вещами». В п. 5 Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» дано следующее определение предметов антиквариата: под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад, включающие перечисленные далее в Указе категории предметов. Нормативно-правовые акты российского законодательства определения понятия «антиквариат» не дают. Однако в юридической литературе сделаны попытки раскрыть его содержание. Так, К. С. Родионов считает, что «к антиквариату относятся предметы быта, художественных промыслов, украшения, красота и уникальность которых часто делают их объектом коллекционирования, бережного обращения, вследствие чего они надолго переживают свою эпоху» <6>, и непременным достоинством антикварного предмета является его «преклонный возраст». При этом возрастной критерий может различаться у предметов разного бытового назначения. ——————————— <6> Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. С. 160.
С данными высказываниями можно согласиться, тем более что перевод рассматриваемого слова с латинского языка (antiquus — древний, старинный) однозначно говорит о значительном возрасте предмета <7>. Можно поддержать и точку зрения В. М. Первушина, что «предметами антиквариата являются предметы истории и культуры прошлого, имеющие различную материальную и иную культурную ценность, уникальность, редкость и неповторимость». Они могут выступать: «1) как памятники истории и культуры, находящиеся под охраной государства; 2) как объекты, обладающие исторической, художественной, научной и иной культурной значимостью, могущие быть отнесены к категории памятников; 3) как предметы старины, не признанные памятниками, но имеющие определенную ценность и значимость для организаций, объединений и граждан» <8>. Это свидетельствует о преобладающем значении признака старины над признаками уникальности и художественной ценности. Следовательно, к данной категории нельзя отнести предметы природного происхождения, а также предметы современного изготовления. Таким образом, антиквариат — это только часть культурных ценностей, отвечающая следующим признакам: а) созданные человеком; б) имеющие возраст свыше 50 лет. ——————————— <7> Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 65. <8> Первушин В. М. Расследование краж предметов антиквариата. СПб., 2001.
Отмеченные разногласия в определении понятия «культурные ценности» создают определенные трудности для практики, так как именно в соответствии с признаками предмета преступления происходит отграничение рассматриваемой категории преступлений от смежных деяний. Исключительно по признакам предмета преступления отличаются: 1) хищение особо ценных предметов (ст. 164 УК РФ) от иных хищений (ст. ст. 158 — 162), а также похищений официальных документов (ч. 1 ст. 325 УК РФ); 2) контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ) от контрабанды товаров или иных предметов (ч. 1 ст. 188 УК РФ); 3) уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) от умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 167 УК РФ). Как представляется, под документом следует понимать материальный носитель информации, заключающейся как в виде отображения реального мира, так и в виде знаков или символов, созданный человеком в целях сохранения и передачи этой информации во времени и пространстве, а также ее использование. Предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, названы в ст. 164 УК. Под предметом следует понимать объект материального мира. Для того чтобы определить, какие предметы или документы могут иметь ту или иную культурную ценность, следует обратиться к ст. 6 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и ст. 7 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в которых «культурные ценности» сгруппированы в зависимости от их социальной значимости. К историческим ценностям относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки, искусства и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства). К культурным (художественным) ценностям относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, их составные части и фрагменты. Научную ценность могут иметь: акты органов государственной власти и государственного управления, другие письменные и графические документы; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; старинные книги, редкие рукописи и печатные издания; издания, представляющие особый научный интерес. Для того чтобы указанные предметы или документы признавались предметом преступления, предусмотренного ст. 164 УК, необходимо наличие у них особой ценности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» разъяснил, что «особая историческая, ручная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры» <9>. ——————————— <9> Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М., 1997. С. 527.
На наш взгляд, данное положение недостаточно четко отвечает характеру ситуации, складывающейся в случаях определения социальной значимости того или иного предмета или документа. Указанная формулировка выглядела бы более удачной, если бы в ней был сделан акцент на социальной, нравственной значимости, а не на стоимости имущества. Определение наличия у предметов или документов особой ценности упрощается в связи с существованием в России специального перечня таких объектов. Он дается в регистрационном реестре Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Все ценности, если они включены в Государственный свод, являются исключительно федеральной собственностью. К особо ценным объектам относятся расположенные на территории Российской Федерации историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, учреждения и организации культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Памятники истории и культуры являются предметом преступления, предусмотренного ст. 243 УК. Для того чтобы раскрыть содержание данного предмета, необходимо обратиться к Закону РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» <10>. Согласно ст. 1 указанного Закона «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Упоминая о произведениях духовного творчества, законодатель конечно же имел в виду материально воплощенные произведения, о чем нетрудно догадаться по смыслу последующих статей (4, 5, 6 и др.). Видами памятников согласно ст. 6 Закона считаются: а) памятники истории; б) памятники археологии; в) памятники градостроительства и архитектуры; г) памятники искусства; д) документальные памятники. ——————————— <10> Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании истории и культуры» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 51. Ст. 387.
К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Среди памятников истории и культуры можно выделить памятники общероссийского, регионального и местного значения. Отнесение того или иного объекта к памятнику истории и культуры производится в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Довольно важным признаком рассматриваемого предмета преступления является охрана его государством, а следовательно, и постановка его на государственный учет. Вывод об этом можно сделать, исходя из содержания Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Так, согласно ст. 16 этого Закона памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. Кстати, именно по указанному признаку и следует отличать памятники истории и культуры от культурных ценностей. Все остальные (рассмотренные выше) признаки для них являются общими. Термин «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» употреблен в ст. 190 УК РФ. На наш взгляд, указанное понятие является конкретизированным вариантом понятия «культурное наследие». Поэтому для разъяснения его содержания следует обратиться к Основам законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. Согласно ст. 3 Основ культурное достояние народов Российской Федерации — это «совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное общероссийское значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации». Статья 25 Основ предусматривает создание перечня предметов, образующих достояние народов РФ, который определяется Правительством России по представлению ее субъектов. Такой Перечень был утвержден по представлению Правительства Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. и известен как Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения <11>. К объектам исторического и культурного наследия федерального значения в соответствии с Указом относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения. ——————————— <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 9. Ст. 734.
Для того чтобы определить, какие художественные, исторические и археологические ценности относятся к культурному достоянию зарубежных стран, необходимо обратиться к нормам международного права. В ст. 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, определено понятие культурного наследия. Поэтому при раскрытии содержания понятия «культурное достояние» можно обратиться к понятию «культурное наследие». Согласно ст. 4 данной Конвенции (ст. 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей») культурное наследие каждого государства включает: 1) культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющимися гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории этого государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства; 2) культурные ценности, обнаруженные на национальной территории; 3) культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; 4) культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; 5) культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. Довольно часто встречается также выражение «произведения искусства». Под ним можно понимать «картины (живопись, графика), скульптурные произведения малых и крупных форм, то есть предметы, содержание и форма которых воплощают художественный замысел и особенности стиля конкретного автора» <12>. Таким образом, вместо единого и четкого понятия в ст. ст. 164, 188, 190 и 243 УК фигурируют различные формулировки предмета преступлений, в конечном счете обозначающие понятие «культурные ценности». Значит, для законодателя имеет смысл унифицировать терминологию, используемую в ст. ст. 164, 188, 190 и 243 УК, заменив употребляемые в них понятия предмета преступления на термин «культурные ценности», который более универсален. Такое изменение значительно упростило бы работу правоприменителей, одновременно устранив излишний субъективизм при отнесении того или иного предмета к культурным ценностям, позволило бы избавиться от путаницы, связанной с определением предмета преступных посягательств. ——————————— <12> См.: Родионов К. С. Интерпол: миф и действительность. М., 1986. С. 160.
——————————————————————