Актуальные проблемы венчурного бизнеса в России

(Демин О. Г.)

(«Безопасность бизнеса», 2007, N 3)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕНЧУРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

О. Г. ДЕМИН

Демин О. Г., РЭА им. Г. В. Плеханова, студент.

В современных условиях важно правильно расставить приоритеты в выборе основных направлений эффективного функционирования экономики. Формирование и развитие интеллектуального капитала является одним из главнейших факторов, обеспечивающих достижение главной цели.

Одна из проблем инновационного процесса в России заключается в том, что новые идеи с высокой наукоемкостью не могут сами по себе легко встраиваться в существующую бизнес-структуру. До сих пор основными стратегиями роста компаний являлись скупка активов, их реструктуризация и повышение эффективности управления. Любая сложившаяся бизнес-структура с устоявшимися источниками дохода будет отвергать новые технологии, являющиеся альтернативными для компании. Очень часто единственный способ превращения высокой техники в инновацию лежит через малое предприятие. Однако в крупных компаниях в России пока очень мало специализированных подразделений по работе с малыми высокотехнологичными компаниями. Сегодня работу с малым инновационным бизнесом в России ведут венчурные фонды, некоторые крупные компании открыли их, чтобы, инвестируя в малый наукоемкий бизнес, создать новую для крупных компаний среду, существующую параллельно с основным бизнесом. Российский бизнес в целом характеризуется низкой, по мировым стандартам, инновационной активностью компаний предпринимательского сектора — доля инновационно активных предприятий не превышает 10 — 12%. Кроме того, выделенные на реализацию инноваций средства тратятся в основном на «усовершенствование существующего продукта» (43% респондентов) и на «усовершенствование существующего процесса» (32%). Лишь 16% компаний указали на внедрение нововведений, улучшающих производимый продукт; «совершенствованием производственного процесса» занимается еще меньшая доля респондентов.

Участников российского рынка инноваций можно разбить на несколько групп. Это российские промышленные компании, венчурные технологические фонды, государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций, иностранные компании, агентства по трансферу технологий.

Российские промышленные корпорации

(Из наиболее известных фондов стоит отметить «Норильский никель», который открыл финансирование Российской академии наук (РАН) на 40 млн. долл. под программу разработки технологий для «водородной энергетики».)

Таблица 1

Стадии инновационного развития

крупных российских предприятий

Стадия Характеристика

Организационно — Структурируются отношения

управленческие между подразделениями,

инновации вводятся планирование и

бюджетирование, обновляются

кадры, компьютеризируется

обработка управленческой

информации, внедряются

ERP-системы

Рыночные Выстраиваются сбытовые

инновации и распределительные

сети, логистические

цепочки, маркетинговая

политика, возможно

образование вертикально —

интегрированных холдингов,

меняются упаковка и дизайн

продукции, обновляется и

расширяется ассортимент

продукции

Модернизация Обновляется оборудование,

закупаются готовые

технологические линии

и технологии, создаются

исследовательские

подразделения, задача

которых — разрабатывать

оригинальные продукты на

базе заимствованных

технологий, ведутся поиски

новых незанятых рыночных

ниш

Инновационно — Ведутся поисковые НИОКР,

технологическое создаются корпоративные

развитие НИИ и венчурные фонды,

привлекаются профильные

научные коллективы

Венчурные технологические фонды

Следующую группу игроков на инновационном рынке составляют пока еще немногочисленные российские венчурные технологические фонды. Наиболее известным представителем является Mint Capital. Это единственный в классическом смысле венчурный фонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов.

В перспективе венчурные технологические фонды должны стать связующим звеном между сектором малого инновационного бизнеса и крупными компаниями, но пока для этих финансовых институтов. Малые инновационные компании и исследовательский сектор не видят в них серьезного помощника, способного привлечь инвестиционные ресурсы.

Таблица 2

Необходимые условия успешной работы венчурного фонда России

Условие Комментарий

Тесная связь с Должна быть выстроена

источниками, надежная система вза —

генерирующими имодействия крупных

новые корпораций с научными

инновационные центрами. Создание

проекты корпоративных

технопарков и

представительств

Высококачественная Необходимо иметь

технологическая возможность получать

экспертиза заключения наиболее

известных и

авторитетных ученых и

исследователей

Доступ к дешевым Дешевый источник

деньгам для финан — финансирования

сирования НИОКР

Доступ к рынкам Гарантированный

продукции заказ

Маркетинговая и Привлечение экспертов

производственно — по сбыту и

технологическая технологиям

экспертиза

Менеджмент фонда Знание рынка перспек —

тивных технологий

Выход на междуна — Речь идет о крупных

родные рынки промышленных корпора —

циях, занимающихся

скупкой перспективных

проектов, инвестици —

онных фондах

Государственные фонды, целевые программы поддержки

инновационного бизнеса

К третьей группе участников российского рынка инноваций можно отнести государственные фонды и ряд федеральных и региональных целевых программ поддержки инновационного бизнеса, которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная от завершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долю в уставном капитале образующейся компании. Финансовый резерв их слишком мал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. И здесь прежде всего стоит упомянуть Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, который на протяжении всей своей деятельности способствует формированию и развитию малых предприятий путем предоставления средств на проведение исследований и разработок, а также коммерциализации продукции малых предприятий.

Четвертую группу участников российского рынка инноваций представляют агентства по трансферу технологий. Эти субъекты инновационного рынка в своем большинстве пока концентрируют свою деятельность исключительно на приобретении технологий для их последующей перепродажи за рубеж при минимальном развитии этих технологий. Примерами могут служить такие агентства по трансферу технологий, как Spirit, «Техноконсалт».

В сегодняшней ситуации, когда Россия достигла определенной степени политической и финансовой стабильности, можно наблюдать ряд благоприятных предпосылок для углубления инновационной кооперации, консолидации национальной инновационной системы. Положительный вектор образуется тем, что:

— необходимость инновационного системообразования признана ведущим политическим, экономическим и социальным институтами;

— сохранился фронтальный академический сектор науки, способный при благоприятных условиях выступать фундаментом и координатором системы инновации;

— происходит рост сети организаций инновационно-технологической инфраструктуры и трансфера технологий;

— существует интерес крупного капитала, в частности топливно-энергетических компаний;

— функционируют научно-инновационные программы и конкурсы;

— возникли общественные институты горизонтальной интеграции инновационных усилий (например, ассоциация «Технопарк»);

— идут обсуждения и реализация различных концепций и законодательных актов (например, выработка технических регламентов, предусмотренная Законом «О техническом регулировании», предполагает интенсивное взаимодействие представителей различных инновационных структур), развернута подготовка специалистов по инновационному менеджменту, в ряде регионов сложились эффективные инновационно-интеграционные комплексы, растет число наукоградов в ходе международного научно-технического сотрудничества, наметилась тенденция перехода от разовых заказов к включению передовых российских структур в устойчивые инновационно-технологические цепи, зародились национальные сетевые инновационные структуры.

Ключевыми проблемами формирования инновационного бизнеса в России в стране являются отсутствие массового спроса на нововведения; слабо развита одна из стержневых составляющих эффективного инновационного комплекса — крупные высокотехнологические компании, генерирующие партнерские инновационные отношения в экономике и обществе; отсутствуют или не получили достаточного развития многие элементы научно-инновационной инфраструктуры; не конституирован в качестве полноценного сектора научно-инновационной сферы малый и средний наукоемкий бизнес, продуцирующий широкий спектр инновационных взаимосвязей; существуют различные законодательные и бюрократические препятствия; специфика инновационных отношений не полностью учитывается при проведении административных реформ; важнейшие государственные решения принимаются, как правило, без детальной и всесторонней научной экспертизы в ходе инвестиционных взаимодействий; непропорционально большой удельный вес занимают вопросы прав собственности на материальные объекты, причем не столько в функциональном, сколько в статусном дискурсе; не запущены механизмы оборота интеллектуальной собственности; торможение развития инновационной деятельности, благодаря целенаправленным действиям зарубежных структур, не заинтересованных в появлении потенциальных конкурентов на международных рынках; отсутствие социально-общественного понимания инновационной деятельности.

Решение проблемы и какие меры необходимо предпринять на государственном уровне.

Выделение углубленной научно-инновационной интеграции.

Органичное включение инновационного сотрудничества в решении различных общенациональных проектов.

Широкое привлечение представителей различных экономических и социальных структур.

Создание рынков сбыта инновационной продукции для внешнего и внутреннего рынка.

Формирование госзаказа.

Дешевые денежные средства для работы в инновационной сфере.

Таможенные и налоговые льготы в отношении стимулирования совместной инновационной деятельности.

Устранение необоснованных законодательных преград.

Позиционирование государства как гаранта инновационных сделок и инвестиций.

Расширение подготовки инновационных менеджеров.

Распространение практики смешанного финансирования.

Использование государственных каналов (СМИ, общенациональных мероприятий).

Совершенствование стандартизационно-сертификационных норм.

Совершенствование федерально-региональных взаимодействий властей в инновационной сфере.

Поддержка российских инновационных формирований в международные и инновационные агрегаты.

Охрана уникальных инновационных предприятий.

Конструирование государственной системы мониторинга научно-инновационной кооперации в стране и за рубежом.

Необходимо упростить прохождение заявки на объект интеллектуальной собственности до 2 — 3 месяцев.

Таблица 3

Оптимальная модель взаимодействия

Результаты частно-государственного

партнерства: выигрывают все

Государство Частный сектор

Снижение затрат Снижение рисков

Корректировка Диалог с учеными

приоритетов

Дух Отработка

предпринимательства инновационных

механизмов

Гибкость управления Новые идеи,

решения, кадры

Инновационная Доступ к

культура уникальному

оборудованию

Заключение

Данный вопрос показывает, что России необходимо формировать свою инновационную политику на всех уровнях экономики, которая позволяет снизить издержки и удешевить национальную экономику. В международном масштабе позволит сократить отставание от Европы и Азии, главным выходом из которого является формирование добавочной стоимости, и определить мировые рынки сбыта. Инновации позволяют реанимировать машиностроительную отрасль (авиастроение) и усовершенствовать электроэнергетику. Это позволит изменить отношение мировых институтов по ведению сырьевой политики к России в настоящее время. Это же приведет к привлечению инвестиций в Россию и в научно-технологическую сферу.

Весь послевоенный опыт доказывает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии претендовали государства, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и высокую долю наукоемкого сектора экономики. Поддержание и умножение этого потенциала обходится достаточно дорого, но без него нет и не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной сложной геополитической и экономической обстановке.

——————————————————————